Повышение профессиональных компетенций у педагогических работников в вопросах организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
статья на тему
Изменение контингента обучающихся в образовательных организациях требует формирования педагога «нового типа», способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение профессиональных компетенций
у педагогических работников
в вопросах организации образовательного процесса
для обучающихся с ОВЗ
Ермакова Елена Сергеевна,
руководитель социально-психолого-
педагогической службы
МАУ ДПО «Учебно-методический центр»
В последнее время не вызывает сомнения актуальность обсуждения вопроса организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и внедрения инклюзивной практики в образовательные организации. Подтверждением тому является увеличение количества обучающихся с особыми образовательными потребностями. По результатам проведенного мониторинга детей, прошедших комплексное обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось за 3 года в 2,6 раза, с расстройством аутистического спектра (РАС) – в 2 раза. А также повышение просвещенности родителей (законных представителей) в вопросах получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью. В соответствии со ст.44 п.3.1 ФЗ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) вправе выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность. Поэтому увеличивается количество родителей детей с ОВЗ, которые отстаивают свое желание на посещение ребенком образовательной организации, расположенной в непосредственной близости к месту жительства.
Таким образом, изменение контингента обучающихся в образовательных организациях требует формирования педагога «нового типа», способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.
Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, является умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность образования [4].
Кроме этого, педагог должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, нести ответственность за результаты своих действий и действий обучающихся.
Основной целью образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, становится создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Для достижения данной цели организация решает следующие задачи:
- Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися (в том числе с особыми образовательными потребностями).
- Организация безбарьерной, развивающей предметной среды.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого.
- Формирование у детей позитивной, социально-направленной мотивации.
- Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, форм, методов, приемов работы.
- Адаптация содержания учебного материала и др.
- Создание условий для адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группе сверстников, школьном сообществе.
- Организация уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
- Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- Использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
- Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки.
- Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения в проектировании и организации образовательного процесса;
- Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнеров (СППС, общественных организаций)
- Повышение профессиональной компетенции педагогов (участие в обучающих мероприятиях, прохождение курсов повышения квалификации) [4].
Проектирование образовательного процесса, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута становится основным механизмом достижения цели. В том числе, в рамках индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ (ребенку-инвалиду) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителями под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) разрабатывается адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план.
Необходимым условием реализации инклюзивной практики является наличие в образовательной организации специалистов психолого-педагогического сопровождения. Конечно же, вопрос о недостаточном их количестве или полном отсутствии поднимался не раз. Но надо отметить, что за последний год в образовательных организациях увеличилось количество педагогов-психологов в 1,5 раза учителей-логопедов в 1,2 раза. Распространенным решением вопроса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ стала сетевая форма взаимодействия, а именно, привлечение специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов) социально-психолого-педагогической службы, школы для обучающихся с ОВЗ, других образовательных организаций.
Неоднородность категории детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленная различной этиологией нарушений, а также их выраженностью диктует необходимость вариативности предоставления образовательных услуг и специального сопровождения специалистами разного профиля [1].
Деятельность специалистов в условиях внедрения инклюзивной практики приобретает свою специфику. Помимо решения узкопрофессиональных задач педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ (с инвалидностью).
Педагог-психолог на основе собственных психологических исследований совместно со специалистами ПМПк:
- устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
- выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- повышает психологическую компетентность педагогов, родителей;
- совместно с администрацией и (или) координатором по инклюзии проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и др.
Учитель-логопед по результатам исследования устной и письменной (если есть) речи и сравнения этих данных с возрастной нормой устанавливает вид речевого нарушения, разрабатывает планы и программы коррекционно-логопедического обучения детей, проводит коррекционные занятия. Совместно с другими специалистами и учителями (воспитателями) проводит работу по соблюдению правильного речевого режима, обогащению и систематизации словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений. А также проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.
Социальный педагог – основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого обучающегося. На основе социально-педагогической диагностики выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями- партнерами в области социальной поддержки (служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Координатор по инклюзии (методист)- основной «носитель» информации и помощник учителя в организации процесса включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении.
Тьютор (ассистент) - специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка с ОВЗ в течение учебного дня на занятиях, во время перемены и режимных моментов. Основная задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям, педагогам в адаптации в новой среде и формировании учебных навыков.
Учитель является основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.
Несомненно, есть задачи, которые решаются непосредственно педагогами. Это незначительные по продолжительности, «сиюминутные» проблемы обучения – кратковременное ухудшение освоения программы обучения (навыков чтения, письма), проблемы поведения. А также разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса. Понимая, что возникшая проблема не может быть решена им самим, зная специфику деятельности каждого специалиста, учитель формирует запрос на работу с ребенком.
Деятельность учителя по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ осуществляется в несколько этапов:
- Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.
- Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в усвоении учебного предмета.
- Анализ образовательной программы по предмету, выделение существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения обучающимся.
- Календарно-тематическое планирование по предмету.
- Постановка цели и задач урока по определенной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы [4].
Наиболее эффективной и основной формой взаимодействия учителей (воспитателей) и специалистов образовательной организации являются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк). Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями [1].
Таким образом, внедрение инклюзивной практики в образовательный процесс предполагает применение учителями, специалистами и администрацией новых организационных технологий, что в результате приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного позитивного эмоционального состояния всех участников работы по включению ребенка с ОВЗ (инвалидностью) в среду школы.
Список литературы
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. «Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. –М.: Генезис, 2012г.
- Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями. г.Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014г.
- «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях»: Методические рекомендации/ Отв. ред. С.В.Алехина.- М.: МГППУ, 2012г.
- «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»: Методические рекомендации для учителей начальной школы/ Под ред.Е.В.Самсоновой.-М.: МГППУ, 2012г.
- Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...
Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"
"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...
Формирование модели профессионального развития педагогических и управленческих работников образовательных организаций Южного округа города Москвы
В статье описывается практика применения методистами по координации деятельности с образовательными комплексами различных форм профессионального развития педагогов....
Формирование модели профессионального развития педагогических и управленческих работников образовательных организаций Южного округа города Москвы
Использование различных форм профессионального развития педагогов в практике методистов по координации деятельности с образовательными комплексами....
Доклад "Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований"
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере об...
Программа повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников школы
Программа повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников МБОУ "СШ № 40" г. Нижневартовска...
Тема. «Коррекционно-педагогические технологии в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира....