презентации к урокам
презентация к уроку по физкультуре
Авторские презентации по физической культуре для проведения качественных и интересных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktika_voleybola.ppt | 351.5 КБ |
harakteristika_tehniki_igry_v_voleybol.pptx | 165.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Тактика игры. 1. Основные понятия тактики. 2. Функции игроков. Комплектование команды. 3. Классификация тактики. 4. Современные тенденции тактики игры. Основы тактической подготовки волейболистов. 1. Психофизиологические особенности тактических действий. 2. Задачи, средства и методы тактической подготовки. 3. Этапы тактической подготовки.
Литература Основная Волейбол: Учебник для вузов./ Под общ.ред. А.В. Беляева, М.В. Савина, - 4-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360с. Спортивные игры в физической культуре: история, техника, правила игры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Под общ. ред. доцента Л.А. Дмитренко. – Краснодар, 2012. – 304с. Дополнительная Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Физкультура и Спорт. – 2009. – 400с. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие. – М.: СпорнтАкадемПресс, 2002. – 192с. Теория и методика обучения базовым видам спорта (техника, тактика, методика обучения спортивным играм). Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры/ Под общ. ред. С.В. Литвиновой. – Краснодар, 2012. – 124с.
Тактика игры – это организация спортивной борьбы с помощью индивидуальных, групповых и командных действий. Основная задача тактики - определить средства, способы и формы ведения игры в конкретных условиях против определенного противника. Тактика игры определяется уровнем технического мастерства игроков. Главной движущей силой развития ее является борьба между нападением и защитой. Появление новых эффективных средств и способов нападения диктует необходимость поисков средств и способов защиты . 1. Основные понятия тактики.
Средствами ведения игры являются все технические приемы и способы их выполнения. Способами ведения игры называются индивидуальные, групповые и командные действия игроков, применяемые в борьбе с противником. Они составляют содержание тактики. Индивидуальные действия - это действия игрока, направленные на решение определенной тактической задачи в данный момент игры. Групповые действия – взаимодействие двух или нескольких игроков, выполняющих конкретную игровую задачу. Командные действия – это взаимодействия всех игроков команды, направленные на выполнение определенных задач в нападении и защите. Они реализуются с помощью определенных систем игры. Система игры – это определенная организация действий команды, основанная на функциях игроков и их расстановке на площадке. Тактическая комбинация – это заученное игровое взаимодействие игроков, направленное на создание одному из них благоприятных условий для завершения атаки или контратаки. Игровая дисциплина – это подчинение действий каждого игрока командным действиям, четкое выполнение поставленных задач на протяжении всей игры и турнира. Классификация - это разделение однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков.
3. Классификация тактики.
Индивидуальная тактика нападения К индивидуальной тактике нападения относятся действия нападающих, связующих и подающих игроков. Индивидуальная тактика связующего игрока имеет несколько составляющих: - целесообразные предварительные перемещения (временной промежуток от касания мяча подающим игроком до приема). Не только в точку приема, но и с учетом возможного отскока мяча в случаях, когда игрок принимает мяч в неудобном положении; - выбор способа перемещения к мячу в зависимости от траектории приема (шаг, бег, прыжок, падение); - выбор способа обработки мяча в зависимости от ситуации: передача сверху или снизу, обманный или нападающий удар, переключение на блок или в оборону площадки; - выбор направления передачи. При этом связующий учитывает: складывающуюся игровую ситуацию; особенности атакующих игроков; действия блокирующих игроков соперника; счет в партии и игре; психологическое состояние и возможности нападающих игроков в данный момент времени; договоренность о совместных действиях в атаке или их отмену из-за недоводки мяча в приеме.
Индивидуальная тактика атакующего игрока включает: выбор темпа и направления разбега, время прыжка, направление удара, способ, силу удара. Для целесообразного выбора наиболее эффективного решения нападающему необходимо учесть следующие факторы: качество второй передачи; расположение блокирующих игроков соперника; слабые и сильные стороны блокирующих игроков; расположение игрока либеро; расположение страхующих игроков и защитников и их готовность к приему. Тактические возможности нападающего игрока в значительной степени зависят от его технического арсенала, т.е. чем большим количеством приемов и способов нападения владеет игрок, тем эффективнее могут быть его индивидуальные тактические действия.
Тактика подач сводится к индивидуальным действиям отдельного игрока. Главная особенность выполнения этого приема заключается в относительно одинаковых условиях его выполнения и отсутствие непосредственного противодействия соперника, т.е. качество выполнения зависит только от самого игрока. Действия подающего игрока включают: выбор места подачи; выбор направления подачи; выбор способа и вида подачи (точностная, силовая). При этом необходимо учитывать: - расположение игрока либеро и принимающих игроков соперника; расположение связующего игрока, особенно при выходе его с задней линии; расположение игрока вышедшего с замены; сильные и слабые стороны принимающих игроков; предполагаемая зона организации тактической комбинации
Групповая тактика атакующих действий Она складывается из взаимодействий двух-пяти игроков в атакующих действиях. Можно выделить три вида взаимодействий: взаимодействие принимающих игроков со связующим; взаимодействия связующего игрока с нападающими игроками; взаимодействие нападающих игроков друг с другом . Основу групповых взаимодействий в нападении составляют тактические комбинации – взаимодействия игроков, направленные на создание одному из них оптимальных условий для завершения атаки. В зависимости от: количества игроков, принимающих участие в атаке, все тактические комбинации делятся на одноступенчатые (однотемповые) и двухступенчатые (как правило, двухтемповые). направления перемещения нападающих игроков: с перекрестным перемещением и неперекрестным перемещением. по способу обыгрывания блокирующих соперника: на преодоление блока соперника во времени (взлет, морита, эшелон), в пространстве (по перемещению вдоль сетки; зона, вдогонку, возврат, волна, крест, обратный крест). В настоящее время появились и активно используются тактические комбинации с активным подключением одного и более игроков задней линии; с участием двух нападающих игроков первого темпа. Это позволяет значительно усилить атакующий потенциал команд.
Командные атакующие действия могут осуществляться через связующего игрока передней линии и через связующего игрока, выходящего со второй линии. Выбор той или иной системы в нападении в значительной мере зависит от принципа формирования игрового состава (5-1, 4-2). Система нападения через связующего игрока передней линии. К сильным сторонам этой системы можно отнести: связующий игрок все время находится на передней линии, что избавляет его от необходимости осуществлять выходы из зоны защиты; связующий игрок имеет право атаковать, использовать атакующие удары с первой передачи (особенно «левша»), неожиданные сбросы либо передачи в прыжке - откидки; связующему игроку передней линии легче обрабатывать мячи, летящие после приема на трос или на сторону соперника. Недостатки системы: на передней линии остается всего два нападающих, что снижает атакующий потенциал команды возникают определенные трудности при блокировании атакующих ударов высокорослых нападающих соперника.
Система нападения через связующего игрока, выходящего с задней линии В линии атаки находится три нападающих игрока (2-4), целесообразно при хорошо подготовленных в атакующих действиях связующих игроков. Недостатки: невозможность атаки с первой передачи; осложняются действия связующего при неточном первом приеме - близко к сетке, «переходящий» мяч. Передача выполняется в трудных условиях, часто совершая техническую ошибку. при «переходе» мяча на сторону соперника, выходящий со второй линии связующий не может участвовать в блокировании при выполнении нападающего удара «сразу». сложности подготовки двух высокорослых связующих, способных эффективно нападать и блокировать и одновременно с этим качественно выполнять вторую передачу.
Тактические системы игры в нападении с первых и со вторых передач имеют свои слабые и сильные стороны. Система нападения со вторых передач используется командами в качестве основной. Она позволяет разыгрывать тактические комбинации разнообразить игру в нападении. У нападающих и связующих игроков имеется больше времени для подготовительных действий, однако, больше времени имеют блокирующие, страхующие и защитники соперника для организации противодействия. При системе с первой передачи и откидки присутствует элемент неожиданности из-за нечастого использования такого способа атаки, поэтому процент эффективности часто бывает выше, чем при атаке со второй передачи. Но если часто использовать эту систему, то ее эффективность значительно снизится из-за невозможности стабильной точной доводки мяча и отсутствия фактора неожиданности.
К индивидуальным действиям игрока в защите без мяча относят: 1. Выбор места для приема подач (учитывается общая схема построения, не затруднять действия рядом стоящих игроков, предугадать направление и траекторию полета мяча); 2. Для приема нападающих ударов (предугадать действия нападающего игрока). Для этого защитник ориентируется на: направление и качество второй передачи, направление разбега, замах, положение туловища и головы, точку удара по мячу и др., действия блокирующих игроков и возможности конкретного противника). К индивидуальным защитным действиям в защите относится самостраховка после постановки блока. Индивидуальные тактические действия игрока с мячом при приеме подач или нападающих ударов: Выбор способа приема мяча. Определение зоны, направления приема мяча. Точное доведение мяча в зону. Индивидуальные тактические действия без мяча при блокировании определяются: Зоной в которую направлена первая передача и передача на удар. Траекторией передачи мяча и возможной точкой удара. Предполагаемым направлением удара. Индивидуальными особенностями нападающего игрока. Одиночное блокирование бывает зонным и подвижным .
Качество и эффективность блокирования во многом определяется: -своевременностью прыжка, которое зависит от высоты передачи и отдаленности от сетки; -высотой прыжка, которая не всегда максимальна и зависит от роста и прыжка нападающего и блокирующего, отдаленности передачи от сетки, необходимостью выполнения двух прыжков подряд; -от направления выноса рук и положения кистей (отдаленность мяча от сетки, направление удара).
Групповые тактические действия в защите Представляют собой взаимодействие блокирующих, страхующих и защитников между собой (внутри линий) и друг с другом (между линиями). Групповые действия при блокировании : -взаимодействия игроков при двойном блоке; -взаимодействия игроков при тройном блоке. Блокирование может быть зонным и подвижным, блок «уступом». Разделяют блокирующих на: центральных и крайних, основных и вспомогательных. Групповые действия при приеме нападающих ударов : -взаимодействия защитников между собой; -защитников со страхующими; -защитников с блокирующими; -страхующих с блокирующими; -страхующих между собой. Существуют следующие варианты страховки блокирующих: -игроком первой линии свободным от блока; -игроком задней линии зоны 6; -игроком задней линии крайним защитником зон 1 или 5; -смешанный вариант страховки (свободным от блока и крайним защитником).
Командные тактические действия в защите Условно выделяют системы игры в защите «углом вперед» и «углом назад» в зависимости расположения игрока 6 зоны. Определяются системы защиты вариантом страховки. Вариант 1. Система игры в защите со страховкой блока игроком передней линии (свободным от блока). Основное преимущество этой системы в обороне постоянно играют три защитника задней линии. Недостатком является то, что все нападающие сгруппированы на одном пяточке, что отрицательно сказывается на организации контратаки. Вариант 2. Система игры в защите со страховкой блока крайним защитником второй линии. Вариант 3. Система игры в защите со страховкой блока центральным защитником второй линии («углом вперед»). При использовании этого варианта страховки большое значение приобретает плотность блока. К преимуществам этой системы относится участие в страховке связующего игрока, он находясь в положении уже вышедшего для передачи мяча. Это удобно для организации атаки. Недостатками системы являются: - на задней линии два защитника; игрок первой линии не участвующий в блоке не всегда успевает помочь защитникам - если связующий в страховке играет мяч, то не может выполнить вторую передачу.
4. Современные тенденции тактики игры. Развитие волейбола идет постоянно и практически во всех разделах, в том числе изменяется и тактика игры. Причин для этого несколько: Изменения в правилах игры (правила подачи, система набора очков, введение игрока «либеро» и др.) Изменения ростовых данных игроков, и возрастающий уровень их физической подготовленности (усиление атакующего потенциала команд, скорость и разнообразие атак). Появление новых способов выполнения технических приемов (подача в прыжке, нападающий удар отталкиванием одной ногой, блокирование без замаха). Тенденции: 1. Рациональность всех технико-тактических действий. Исчезли комбинации ради комбинаций. Усиление атакующего потенциала команд (возрастание скорости и разнообразия атак, атака с задней линии, комбинации с участием двух игроков первого темпа). В защитных действиях не отдается явного предпочтения какой-то системе, успеха достигают команды, которые могут сочетать в игре разные системы в зависимости от игры соперника. Значительное усиление защитного потенциала произошло с введением игрока «либеро». При комплектовании стартовой шестерки в командах высокой квалификации предпочтение отдается принципу 5-1.
Основы тактической подготовки волейболистов. 1. Психофизиологические особенности тактических действий. Эффективность технико-тактических действий во время соревнований при постоянно меняющейся обстановке во многом зависит от способности спортсмена к своевременным и точным предварительным действиям, что невозможно без предугадывания соревновательных ситуаций. Такая способность игроков называется экстраполяция или антиципация. Игрок по особенностям движения своих партнеров или соперника определяет их тактический замысел и последующие действия. Это осуществляется в результате запоминания различных игровых ситуаций, что зависит от игрового опыта спортсмена. При этом сенсомоторные процессы тактического действия протекают в трех главных фазах (структура двигательного действия): -восприятие (быстрое, точное, зависит от функции анализаторов, устойчивости и концентрации внимания) и анализ соревновательной ситуации (зависит от тактического опыта и быстроты протекания мыслительных ассоциативных процессов,); -мысленное решение тактической задачи (рациональное решение осуществляется на основе сравнения новых данных с уже имеющимися в памяти и их сопоставление - «узнавание» игровой ситуации; мысленное решение тактической задачи тем быстрее, чем больше практический опыт волейболиста; в новой соревновательной ситуации мысленное решение протекает значительно медленнее); -двигательное решение тактической задачи (есть само выполнение ответного тактического действия).
2. Задачи, средства и методы тактической подготовки. Тактическая подготовка волейболиста – это педагогический процесс направленный на совершенное овладение индивидуальными, групповыми и командными тактическими действиями и обеспечивающий их высокую эффективность в игровой и соревновательной деятельности. Высокий уровень тактической подготовленности характеризуется : -развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться, прогнозировать игровые ситуации и решать тактические задачи); -хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействии с партерами; -эффективным использованием технических приемов; -вариативностью тактических действий. Главная цель тактической подготовки – научить занимающихся выполнять технико-тактические действия в соответствии с конкретной игровой ситуацией. Задачи тактической подготовки: 1.Создание предпосылок для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств). 2.Формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам. 3.Овладение основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий. 4.Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции волейболиста в команде. 5.Развитие способности к быстрым переключениям (от нападения к защите и наоборот.
Средствами тактической подготовки являются: Подготовительные упражнения направленные на развитие быстроты реакции, ориентировки, скорости переключения с одних действий на другие. Подвижные спортивные игры, специальные эстафеты. Подводящие упражнения по обучению индивидуальным групповым и командным тактическим действиям. Специальные упражнения по тактике игры. Комбинированные упражнения (параллельно совершенствуется тактика нападения и защиты, переключения с одних действий на другие. Учебные и контрольные игры. Соревнования. Методы тактической подготовки: В процессе тактической подготовки применяют те же методы, что и при решении задач технической подготовки, учитывая специфику тактики. Метод повторного упражнения. Усложнение и затруднение условий выполнения заданий по сравнению с соревновательными. Выполнение упражнений на фоне утомления. Сопряженный метод. Соревновательный метод. Метод анализа действий (своих и противника). Для этого используют видеозапись и макеты. Специфический для тактический подготовки метод моделирования действий противника..
3. Этапы тактической подготовки. Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности: -без сопротивления партнеров; -с пассивным сопротивлением; -с активным «управляемым» противником; -в условиях соревнований с партнерами по команде, с противником. Процесс обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа: I . этап — главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре, — быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (основу тренировки составляют задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы). II . этап — формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность). Ш этап — обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.). IV этап — изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры, совершенствование переключений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура игры Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций . Независимо от характера игрового приема исходные положения отличаются некоторой статичностью: перед передачей, приемом снизу, блокированием и атакующим ударом. Время, в течение которого игрок находится в исходном положении, исчисляется долями секунды. Стойки, передвижения, исходные положения
Подача Подача — технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтому подача является и средством нападения. Техника подачи состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: подготовительной, основной и заключительной.
Передача Передача—прием игры, с помощью которого создаются наиболее благоприятные условия для завершения взаимодействий команды атакующим ударом. Различают следующие способы передач. двумя руками в опоре; двумя руками в прыжке; одной рукой в прыжке; двумя руками в падении назад перекатом на спину (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками крайне редко.
Виды подачи Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке. Мяч удерживается на уровне груди, левая нога впереди. После подбрасывания мяча до 1 м над головой игрок выполняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей рукой назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.
Атакующие удары Атакующий удар — наиболее эффективный способ завершающих действий команды. Он осуществляется выше верхнего края сетки . Удары через сетку, выполняемые ниже ее верхнего края, называются нападающими (маловероятная возможность выигрыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша).
Прием мяча Прием мяча — технический прием игры, используемый с целью противодействий его падению на площадку. Выделяют прием подачи, прием в защите и прием-передачу, когда игрок выполняет прием мяча снизу двумя руками с последующей передачей для атакующего удара.
Блокирование Блокирование — прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения это один из самых сложных приемов игры. Овладение блокированием на высоком уровне мастерства вооружает игрока дополнительным грозным оружием — контратакой, способной не только преграждать путь полету мяча над сеткой после атакующих действий соперника, но и активно влиять на выигрыш очка или права на подачу. Блокирование может выполняться одним игроком (одиночное) или двумя-тремя (групповое) в прыжке с места и после передвижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...