Рабочая программа внеурочной деятельности 7-9 кл.
рабочая программа по физкультуре (7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
волейбол
для 7-9 классов
Составила: Кузовлева А.Г.
г. Новошахтинск
2019 г.
I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–9 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.).
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
- обучение технике и тактике игры в волейбол;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности | |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении | 5 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 6 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 30 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 4 |
2 | Прямой нападающий удар | 8 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 5 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 4 |
6 | Одиночное блокирование | 4 |
7 | Страховка при блокировании | 4 |
8 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 33 |
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Верхняя передача двумя руками в прыжке | 5 |
2 | Прямой нападающий удар | 5 |
3 | Верхняя, нижняя передача двумя руками назад | 6 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 6 |
6 | Одиночное блокирование и страховка | 4 |
7 | Командные тактические действия в нападении и защите | 3 |
Физическая подготовка в процессе занятия | ||
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Совершенствование стоек игрока. | 1 | 2.09 |
2 | Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | 9.09 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | 16.09 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | 23.09 |
5-6 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | 30.09 |
7 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 | 14.10 |
8 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | 21.10 |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | 11.11 |
10 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | 18.11 |
11-13 | Закрепление верхней прямой подачи. | 3 | 25.11 |
14 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | 16.12 |
15 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | 23.12 |
16-17 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 | 13.01 |
18-19 | Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. | 2 | 27.01 |
20 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | 10.02 |
21-22 | Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. | 2 | 17.02 |
23 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | 16.03 |
24-25 | Закрепление одиночного блокирования. | 2 | 30.03 |
26-27 | Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | 13.04 |
28-29 | Закрепление страховки при блокировании. | 2 | 27.04 |
30 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Стойки игрока. | 1 | 3.09 |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | 10.09 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | 17.09 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | 24.09 |
5-6 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 2 | 1.10 |
7-8 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 | 15.10 |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | 05.11 |
10 | Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | 12.11 |
11-12 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 2 | 19.11 |
13 | Двусторонняя учебная игра. | 1 | 3.12 |
14 | Развитие физических качеств. | 1 | 10.12 |
15-16 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 | 17.12 |
17 | Приём мяча снизу двумя руками. | 1 | 14.01 |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | 21.01 |
19 | Приём мяча сверху двумя руками. | 1 | 28.01 |
20-21 | Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 | 4.02 |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | 18.02 |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 | 25.02 |
24-25 | Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | 3.03 |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 | 17.03 |
27-28 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | 31.03 |
29-30 | Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | 14.04 |
31-32 | Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. | 2 | 28.04 |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 | 19.05 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Стойки игрока. | 1 | 6.09 |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | 13.09 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | 20.09 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | 27.09 |
5 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 1 | 4.10 |
6-7 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 | 11.10 |
8 | Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. | 1 | 25.10 |
9 | Передача снизу двумя руками над собой. | 1 | 8.11 |
10 | Передача снизу двумя руками в парах. | 1 | 15.11 |
11 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 1 | 22.11 |
12-13 | Разучивание подачи в прыжке. | 2 | 29.11 |
14 | Развитие физических качеств. | 1 | 13.12 |
15 | Закрепление прямого нападающего удара. | 1 | 20.13 |
16-17 | Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). | 2 | 27.12 |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | 24.01 |
19 | Приём мяча снизу, сверху двумя руками. | 1 | 31.01 |
20-21 | Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 | 7.02 |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 | 21.02 |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 | 28.02 |
24-25 | Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | 6.03 |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 | 20.03 |
27-28 | Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | 3.04 |
29-30 | Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | 17.04 |
31-32 | Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. | 2 | 8.05 |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 | 22.05 |
III. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5–9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации;
- Принцип постепенности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности.
Средства обучения:
- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);
- Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;
- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;
- Практический метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод.
V. Список литературы
- Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
- Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 2007.
- Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) - М.: Советский спорт. 2005.
- Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
- Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011
- Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2009.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...