Рабочая программа внеурочной деятельности 5 кл.
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физической культуре
для 5 класса
"Подвижные игры"
Срок реализации программы: 1 год
учитель физической культуры:
Кузовлева А.Г.
2019-2020 год
Пояснительная записка1.Нормативно-правовая база.
Настоящая программа факультативного курса по физической культуре «Спортивные игры» для 5 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и по учебному плану МБОУ СОШ №8 на 2019-2020 учебный год.
Занятия проводятся в группе 1 раза в неделю, продолжительность занятия 1 час, программа рассчитана на 34 часов в год.
Программа факультативного курса по физической культуре «Спортивные игры» для 5,6 классов составлена на основе примерной «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012г.
Дополнительное образование наряду с основным участвует в формировании всесторонне развитой личности ребенка: выявлении, развитии и реализации его индивидуальных способностей, воспитании позитивного восприятия им действительности и дальнейшего активного участия в жизни общества. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!»
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Актуальность программы обусловлена тем, что организация образовательного процесса по этому профилю деятельности решает важную задачу: в недостатке двигательной активности кроется сегодня основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Серьезным испытание для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением зрительного аппарата, необходимостью длительно сохранять рабочую позу. Эти факторы, вместе взятые ограничивают ребят в столь необходимом им движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии здоровья. К тому же, в школе нет возможности для изучения и внедрения подвижных игр, в связи с перегруженностью учебной программы и отсутствием времени.
Новизна программы в том, что эта программа полностью построена на подвижных играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям не только удовлетворить сформировавшиеся потребности, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, а национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к выходу в большой мир.
Цель и задачи реализации данной Программы:
Цель - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры;
- формировать устойчивый интерес детей к наследию, познанию подвижных игр русского народа.
Развивающие:
- формировать двигательные навыки и умения, развивать психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, силу, выносливость и др.), прививать организаторские способности.
- развивать творческую составляющую личности ребенка, обогатить его двигательный опыт.
- развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;
Воспитательные:
- воспитать активную творческую личность;
- воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка;
- прививать уважительное, внимательное отношение к близким людям;
- способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
Принципы реализации Программы
- принцип детоцентризма выражается в приоритете интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
- принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
- принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения, интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;
- принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в
реализации проектов; | 4 |
- принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;
- принцип системности выражается в преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;
- принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;
- принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;
- принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в
объединениях «Педагог + воспитанник», | «Педагог + группа воспитанников», «Старший | ||||
воспитанник + младший воспитанник». | |||||
2.Содержание тематического плана для 5 б класса | |||||
№ | Название раздела, темы | Количество часов | |||
по рабочей | |||||
программе | |||||
1 | Правила ТБ. | 1 | |||
2 | Раздел I. Русские народные игры. | 10 | |||
3 | Раздел II. Подвижные игры | 8 | |||
4 | Раздел III. Эстафеты. | 7 | |||
5 | Раздел IV. Игры народов России. | 8 | |||
Итого | 34 |
- Требования к уровню подготовленности к знаниям и умениям учащихся.
Предпологается, что учащиеся будут знать:
- основные русские народные игры, считалки, жеребьевки;
- привычки и обычаи известной местности, известной среды, окружающей ребёнка; o условия и правила подвижных игр;
o правила безопасности во время организации и проведения игры.
Предпологается, что учащиеся будут уметь:
- организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в гимназии;
o использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности;
- использовать игры в условиях соревновательной деятельности; o научиться изобретать подобные игры;
o выполнять правила безопасной игры.
Способы определения результативности
Усвоение обучающимися программного материала отслеживается в ходе проведения
следующих видов контроля:
- предварительного (проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе);
- текущего (в конце каждой темы планируется итоговое творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме). Дети играют в игры, объясняют, чем понравилась та или иная игра.
- итогового (дети сами придумывают игры, участие в спортивных соревнованиях, беседы с детьми, родителями и т. п. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся.
- рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
- Мотивацию к образовательной деятельности;
- Отношения в коллективе;
- Уровень творческой активности;
- Организаторские способности обучающихся;
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
4.Учебно-тематический план для 5 класса
по программе -34 часа;
по плану – 34 часа.
№ | Название разделов и тем | Дата | ||
п\п | План | факт | прим | |
Раздел I. Русские народные игры. | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике | 5.09 | ||
безопасности во время организации игры. | ||||
10 | Русская народная игра «Жмурки» | 12.09 | ||
Русская народная игра «Кот и мышь» | 19.09 | |||
Русская народная игра «Горелки» | 26.09 | |||
Русская народная игра «Салки» | 3.10 | |||
Русская народная игра «Пятнашки» | 10.10 | |||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 17.10 | |||
Русская народная игра «Фанты» | 24.10 | |||
Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 7.11 | |||
Русская народная игра «Волк» | 14.11 | |||
Русская народная игра «Птицелов» | 21.11 | |||
Раздел II. Подвижные игры | ||||
8 | Подвижная игра «Совушка» | 28.11 | ||
Подвижная игра «Мышеловка» | 5.12 | |||
Подвижная игра «Пустое место» | 12.12 | |||
Подвижная игра «Карусель» | 19.12 | |||
Подвижная игра «Кто быстрее?» | 26.12 | |||
Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 16.01 | |||
Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | 23.01 | |||
Подвижная игра «Карлики и великаны» | 30.01 | |||
Раздел III. Эстафеты. | ||||
7 | Эстафета «Передача мяча» | 6.02 | ||
Эстафета «С мячом» | 13.02 | |||
Эстафета зверей | 20.02 | |||
Эстафета «Быстрые и ловкие» | 27.02 | |||
Эстафета «Вызов номеров» | 5.03 | |||
Эстафета по кругу | 12.03 | |||
Эстафета с обручем | 19.03 | |||
Раздел IV. Игры народов России. | ||||
8 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 2.04 9.04
23.04
7.05 14.05 21.05 | ||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный | ||||
пень». | ||||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | ||||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», | ||||
«Подними платок». | ||||
Марийская народная игра «Катание мяча» | ||||
Татарская народная игра «Серый волк». | ||||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», | ||||
«Пятнашки». | ||||
Татарская народная игра «Скок-перескок». | ||||
Всего | 34 |
Содержание Программы
Раздел I. Русские народные игры.
Тема 1. Вводное занятие. История русской народной игры. Инструктаж по технике безопасности во время организации игры. Виды игр: подвижные, эстафеты, игры народов России.
Тема 2. Практика: русская народная игра «Жмурки»
Тема 3. Практика: русская народная игра «Кот и мышь»
Тема 4. Практика: русская народная игра «Горелки»
Тема 5. Практика: русская народная игра «Салки»
Тема 6. Практика: русская народная игра «Пятнашки»
Тема 7. Практика: русская народная игра «Охотники и зайцы»
Тема 8. Практика: русская народная игра «Фанты»
Тема 9. Практика: русская народная игра «Салки с приседаниями»
Тема 10. Практика: русская народная игра «Волк»
Тема 11. Практика: русская народная игра «Птицелов»
Раздел II. Подвижные игры
Тема 1. Практика: подвижная игра «Совушка»
Тема 2. Практика: подвижная игра «Мышеловка»
Тема 3. Практика: подвижная игра «Пустое место»
Тема 4. Практика: подвижная игра «Карусель»
Тема 5. Практика: подвижная игра «Кто быстрее?»
Тема 6. Практика: подвижная игра «Конники-спортсмены»
Тема 7. Практика: подвижная игра «Лягушата и цыплята»
Тема 8. Практика: подвижная игра «Карлики и великаны»
Раздел III. Эстафеты
Тема 1. Практика: эстафета «Передача мяча»
Тема 2. Практика: эстафета «С мячом»
Тема 3. Практика: эстафета зверей
Тема 4. Практика: эстафета «Быстрые и ловкие»
Тема 5. Практика: эстафета «Вызов номеров»
Тема 6. Практика: эстафета по кругу
Тема 7. Практика: эстафета с обручем
Раздел IV. Игры народов России.
Тема 1. Практика: русская народная игра «Гори, гори ясно!»
Тема 2. Практика: башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
Тема 3. Практика: бурятская народная игра «Ищем палочку»
Тема 4. Практика: дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
Тема 5. Практика: марийская народная игра «Катание мяча»
Тема 6. Практика: татарская народная игра «Серый волк»
Тема 7. Практика: якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
чувашская игра «Рыбки»
Условия реализации Программы
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками организации разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста игр, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- мячи, скакалки, обручи, кегли, аптечка.
Управление Программой
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Кладовая подвижных игр» ориентирована на достижение воспитательных результатов 3 уровня.
Содержание | Способ достижения | формы | Способы оценки |
деятельности | |||
Первый уровень результатов | |||
Приобретение | Достигается во | Беседа, | Наблюдение, |
школьником социальных | взаимодействии с | лекция, | анкетирование |
знаний (об | учителем как | участие в | |
общественных нормах, | значимым | работе | |
устройстве общества, о | носителем | объединения | |
социально одобряемых и | положительного | ||
неодобряемых формах | социального | ||
поведения в обществе и | знания и | ||
т.п.), первичного | повседневного | ||
понимания социальной | опыта | ||
реальности и | |||
повседневной жизни | |||
Второй уровень результатов | |||
Получение школьником | Достигается во | Дебаты, | Ролевые и |
опыта переживания и | взаимодействии | тематические | организационно- |
позитивного отношения | школьников | вечера, | деятельностные |
к базовым ценностям | между собой на | диспуты, | игры |
общества (человек, | уровне класса, | акции | |
семья, Отечество, | школы, т.е. в | ||
природа, мир, знания, | защищенной, | ||
труд, культура), | дружественной | ||
ценностного отношения | социальной среде, | ||
к социальным | где он | ||
реальностям в целом | подтверждает | ||
практически | |||
приобретенные | |||
социальные | |||
знания, начинает | |||
их ценить (или | |||
отвергать) | |||
Третий уровень результатов | |||
Получение школьником | Достигается во | Реализация | |
опыта самостоятельного | взаимодействии | социальных | |
общественного действия | школьника с | проектов | |
в открытом социуме, за | социальными | ||
пределами | субъектами, в | ||
дружественной среды | открытой | ||
школы, где не | общественной | ||
обязательно | среде | ||
положительный настрой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...