ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Шахова Анна Ивановна

Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактики ВИЧ/СПИД у подростков в школе» (под редакцией Ю.В. Науменко).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)

А.И. Шахова, учитель русского языка и литературы

МБОУ«Большелычакская СОШ»

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее

Моя работа как классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание нравственного поведения. Начало положено в 2013-2014 учебном году, когда я приступила к работе с 5 классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 6 классе).

Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Моя работа опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»[4].

Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:

 сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;

 сохранение психического здоровья детей;

 совершенствование нравственного здоровья учащихся;

 сохранение социального здоровья детей;

 сохранение духовного здоровья подрастающего поколения

Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактики ВИЧ/СПИД у подростков в школе» (под редакцией Ю.В. Науменко [2]).

Цель данной программы – укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно-поддерживающего уровня.

Основные средства – организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.

Цели этой программы:

 формирование жизнеспособности как системного качества с доминированием социально-личностного уровня;

 развитие личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до ресурсно-прагматического уровня;

 формирование у подростков смысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений.

Предполагаемый результат – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творческо-преобразующего уровня (готовность изменять свое поведение с изменением социальной ситуации развития с целью уточнения цели существования и выбора позитивной здоровьесберегающей стратегии поведения).

Данная программа реализуется мною в настоящее время посредством ведение уроков здоровья в 5 – 6 классах (в 2015 – 2016 уч.году закончится) за счет классных часов, включенных в план воспитательной работы, исходя из объема 9 классных часов в год в каждом классе. Классных часов проводятся в различных формах: беседы, тренинги, игры, викторины, дискуссии, праздники, акции, анализ художественных произведений, практикум, экскурсии и т.д.) В конце учебного года проходит общий праздник « Мое здоровье в моих руках», в который включаются различные мероприятия спортивного характера, конкурсы, викторины.

Срок реализации программы – 3 учебных года (с 2013- 2016 гг.)

Основные воспитательные цели программы:

 формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

 формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;

 воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных веществ;

 формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

 создание условий для развития и саморазвития Личности обучающихся;

 становление и развитие информационной культуры обучающихся;

 развитие социально-поддерживающей инфраструктуры (сеть кружков, секций, факультативов, детских организаций);

 внедрять в образовательную среду инновационные педагогические и психологические технологии (методические рекомендации, разработки), обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни обучающихся.

Классный часы проводятся согласно следующему тематическому планированию:

Раздел программы. Тема классного часа.

Часы

5 класс (9 ч)

« Самопознание: Кто я есть?» (2 ч)

1

Гомеостаз. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание.

1

2

Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями)

1

« Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний»» (2 ч)

1

Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

1

2

Урок практикум (выбор гигиенических средств для тела, волос, полости рта, технология чистки зубов, длительность чистки)

1

« Питание и здоровье» (2 ч)

1

Питание и витамины. Суточный и недельный рацион.

1

2

Пищевые риски опасные для здоровья.

1

« Самопознание: Я и другие» (1 ч)

1

Отношения между мальчиками и девочками. Правила общения и этикета со сверстниками, взрослыми (родителями)

1

«Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (2 ч)

1

Безопасное поведение на улице. Основные ситуации - «ловушки» Оказание первой помощи при травмах: ссадинах, царапинах, поверхностных ранах.

1

2

« Праздник знаний « Мое здоровье в моих руках»»

(заключительный классный час)

1

6 класс (9 ч)

« Гигиена труда и отдыха. Профилактика инфекционных заболеваний» (2 ч)

1

Режим дня младшего подростка- залог физического и психического здоровья». Биологические ритмы организма. Периоды работоспособности.

1

2

Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, способы его повышения.

1

«Я и другие» (1 ч)

1

Виды и формы общения: вербальное и невербальное. Практикум по выходу из конфликтной ситуации.

1

« Духовное здоровье» (1 ч)

1

Русские национальные праздники и традиции

1

Профилактика травматизма» (2 ч)

1

Безопасное поведение на улице. Составление памяток.

1

2

Бытовой и уличный травматизм. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, порезах, укусах..

1

Культура потребления медицинских услуг» (3 ч)

1

Выбор медицинских услуг. Поликлиника»

1

2

Тренинг: «Спасибо – нет!»

1

3

«Праздник знаний: «Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час)

1

7 класс (9 ч)

« Самопознание: Кто Я есть?» (2 ч)

1

Самооценка (тест, тренинги)

1

2

Стресс, его психологические и физиологические проявления. Практикум по снятию эмоционального напряжения и профилактике стресса ( тренинг)

1

«Самопознание: Я и другие» (2 ч)

1

Основные ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь.

1

2

Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ.

1

« Духовное здоровье» (2 ч)

1

Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека.

1

2

Этикет- история и современность. Его значение для здоровья человека.

1

«Предупреждение употребления ПАВ» (3 ч)

1

Польза и вред медикаментов. Хранение лекарств, осторожное обращение с лекарствами.

1

2

Общее представление о ПАВ. Предупреждение употребления ПАВ. Вред табачного дыма.

1

3

«Праздник знаний «Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час)

1

Ожидаемые результаты реализации Программы:

 повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;

 осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;

 рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;

 рост уровня нравственного здоровья детей;

 снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями (нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)

Практическая значимость: материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями

Список использованной литературы

1. Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический ана-лиз: Монография [текст] / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.

2. Науменко Ю.В., Твердохлеб А.И. Программа образовательного курса «Моё здоровье» (5-7 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 19 – 33.

3. Барышникова Д.И., Кальянова И.В., Слободяник Н.П., Худенко Е.Д., Яковец Ю.С. Программа формирования у подростков позитивной Я-концепции (7-8 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 34 – 68.

4. Торохова Е.И. Валеология: Словарь.М.:М.: Флинта.Наука.1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

План профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения

План   профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения....

Формирование основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения учащихся

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поскольку ...

Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни

Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умен...

Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...