ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме
Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактики ВИЧ/СПИД у подростков в школе» (под редакцией Ю.В. Науменко).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)
А.И. Шахова, учитель русского языка и литературы
МБОУ«Большелычакская СОШ»
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.
Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее
Моя работа как классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание нравственного поведения. Начало положено в 2013-2014 учебном году, когда я приступила к работе с 5 классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 6 классе).
Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Моя работа опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»[4].
Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:
∙сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
∙сохранение психического здоровья детей;
∙совершенствование нравственного здоровья учащихся;
∙сохранение социального здоровья детей;
∙сохранение духовного здоровья подрастающего поколения
Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактики ВИЧ/СПИД у подростков в школе» (под редакцией Ю.В. Науменко [2]).
Цель данной программы – укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно-поддерживающего уровня.
Основные средства – организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.
Цели этой программы:
∙формирование жизнеспособности как системного качества с доминированием социально-личностного уровня;
∙развитие личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до ресурсно-прагматического уровня;
∙формирование у подростков смысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений.
Предполагаемый результат – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творческо-преобразующего уровня (готовность изменять свое поведение с изменением социальной ситуации развития с целью уточнения цели существования и выбора позитивной здоровьесберегающей стратегии поведения).
Данная программа реализуется мною в настоящее время посредством ведение уроков здоровья в 5 – 6 классах (в 2015 – 2016 уч.году закончится) за счет классных часов, включенных в план воспитательной работы, исходя из объема 9 классных часов в год в каждом классе. Классных часов проводятся в различных формах: беседы, тренинги, игры, викторины, дискуссии, праздники, акции, анализ художественных произведений, практикум, экскурсии и т.д.) В конце учебного года проходит общий праздник « Мое здоровье в моих руках», в который включаются различные мероприятия спортивного характера, конкурсы, викторины.
Срок реализации программы – 3 учебных года (с 2013- 2016 гг.)
Основные воспитательные цели программы:
∙формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
∙формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
∙воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных веществ;
∙формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
∙создание условий для развития и саморазвития Личности обучающихся;
∙становление и развитие информационной культуры обучающихся;
∙развитие социально-поддерживающей инфраструктуры (сеть кружков, секций, факультативов, детских организаций);
∙внедрять в образовательную среду инновационные педагогические и психологические технологии (методические рекомендации, разработки), обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни обучающихся.
Классный часы проводятся согласно следующему тематическому планированию:
№ | Раздел программы. Тема классного часа. | Часы |
5 класс (9 ч) | ||
« Самопознание: Кто я есть?» (2 ч) | ||
1 | Гомеостаз. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. | 1 |
2 | Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями) | 1 |
« Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний»» (2 ч) | ||
1 | Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. | 1 |
2 | Урок практикум (выбор гигиенических средств для тела, волос, полости рта, технология чистки зубов, длительность чистки) | 1 |
« Питание и здоровье» (2 ч) | ||
1 | Питание и витамины. Суточный и недельный рацион. | 1 |
2 | Пищевые риски опасные для здоровья. | 1 |
« Самопознание: Я и другие» (1 ч) | ||
1 | Отношения между мальчиками и девочками. Правила общения и этикета со сверстниками, взрослыми (родителями) | 1 |
«Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (2 ч) | ||
1 | Безопасное поведение на улице. Основные ситуации - «ловушки» Оказание первой помощи при травмах: ссадинах, царапинах, поверхностных ранах. | 1 |
2 | « Праздник знаний « Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час) | 1 |
6 класс (9 ч) | ||
« Гигиена труда и отдыха. Профилактика инфекционных заболеваний» (2 ч) | ||
1 | Режим дня младшего подростка- залог физического и психического здоровья». Биологические ритмы организма. Периоды работоспособности. | 1 |
2 | Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, способы его повышения. | 1 |
«Я и другие» (1 ч) | ||
1 | Виды и формы общения: вербальное и невербальное. Практикум по выходу из конфликтной ситуации. | 1 |
« Духовное здоровье» (1 ч) | ||
1 | Русские национальные праздники и традиции | 1 |
Профилактика травматизма» (2 ч) | ||
1 | Безопасное поведение на улице. Составление памяток. | 1 |
2 | Бытовой и уличный травматизм. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, порезах, укусах.. | 1 |
Культура потребления медицинских услуг» (3 ч) | ||
1 | Выбор медицинских услуг. Поликлиника» | 1 |
2 | Тренинг: «Спасибо – нет!» | 1 |
3 | «Праздник знаний: «Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час) | 1 |
7 класс (9 ч) | ||
« Самопознание: Кто Я есть?» (2 ч) | ||
1 | Самооценка (тест, тренинги) | 1 |
2 | Стресс, его психологические и физиологические проявления. Практикум по снятию эмоционального напряжения и профилактике стресса ( тренинг) | 1 |
«Самопознание: Я и другие» (2 ч) | ||
1 | Основные ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь. | 1 |
2 | Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ. | 1 |
« Духовное здоровье» (2 ч) | ||
1 | Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека. | 1 |
2 | Этикет- история и современность. Его значение для здоровья человека. | 1 |
«Предупреждение употребления ПАВ» (3 ч) | ||
1 | Польза и вред медикаментов. Хранение лекарств, осторожное обращение с лекарствами. | 1 |
2 | Общее представление о ПАВ. Предупреждение употребления ПАВ. Вред табачного дыма. | 1 |
3 | «Праздник знаний «Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час) | 1 |
Ожидаемые результаты реализации Программы:
∙повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
∙осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
∙рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
∙рост уровня нравственного здоровья детей;
∙снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями (нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
Практическая значимость: материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями
Список использованной литературы
1. Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический ана-лиз: Монография [текст] / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.
2. Науменко Ю.В., Твердохлеб А.И. Программа образовательного курса «Моё здоровье» (5-7 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 19 – 33.
3. Барышникова Д.И., Кальянова И.В., Слободяник Н.П., Худенко Е.Д., Яковец Ю.С. Программа формирования у подростков позитивной Я-концепции (7-8 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 34 – 68.
4. Торохова Е.И. Валеология: Словарь.М.:М.: Флинта.Наука.1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...
План профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения
План профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения....
Формирование основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения учащихся
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поскольку ...
Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умен...
Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»
Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...
«Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»
Социальный проект...