Практика и технология воспитания одарённых детей
статья по физкультуре

Татьяна Николаевна Юрченко

Описание собственного опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_i_tehnologiya_vospitaniya_odaryonnyh_detey.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа №1

Доклад на тему: «Практика и технология воспитания одарённых детей ы условиях ФГОС»»

Выполнила:

Юрченко Татьяна Николаевна, учитель физической культуры МБОУ ТР СОШ №1

Г.Торопец

2019г

Цель: представить собственный опыт работы с одарёнными детьми

Задачи:

  1. Раскрыть вопрос одарённости детей;
  2. Познакомить с формами работы с одарёнными детьми;
  3. Познакомить с концепцией индивидуального маршрута в работе с одарёнными детьми;
  4. Демонстрация видеоролика, как итог работы с одарёнными учащимися

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

На сегодня определенны виды одаренности : умственная, социальная, моторная, практическая.Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигатель-ной деятельности. Скажу, что в последнее время всё чаще одаренный ребенок по физической культуре владеет не только моторной, но и умственной одаренностью, подтверждая свои знания на таких соревнованиях, как: «Президентские состязания», «Олимпиада по Ф/К и спорту», куда включена теоретическая часть. В вопросах по теории учащиеся открывают свои знания по темам: история Ф/К и спорта, вопросы по физиологии, по спортивной медицине, вопросы теории и методики преподавания, спортивной терминологии, теоретических и тактических знаний спортивных игр, вопросы прикладной ф/к, а также современной истории спора.

Задача учителя: состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося. Необходимость создания индивидуального маршрута.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • Наличие специфических стратегий деятельности.
  1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  3. выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
  • Склонность «все делать по-своему». Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).
  • Обучаемость которая может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

К группе физически одаренных детей относятся те обучающихся, которые:

  • имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;
  • имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;
  • используют новые типы деятельности;
  • испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;
  • проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;
  • свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
  • уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и  воображением;
  • имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.
  • стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.
  • имеют реальные достижения в спортивных соревнованиях и конкурсах

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми  учитываю,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

  • Так например у детей 5 классов-это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Как учитель стараюсь выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.

Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Ястараюсь привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию.

  • Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Также вклчаю одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
  • Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
    В этом возрасте стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаю к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
    Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
    Провожу мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты достижений, вывешиваю на информационный стенд«НАШИ РЕКОРДЫ» Также все результаты спортивной деятельности и достижения одаренных детей школы выкладываются в группу в соцсесях «Спортклуб Рассвет МБОУ ТР СОШ №1»


Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

В нашей школе:

  1. действует несколько секций: баскетбол, волейбол, спортивного туризма.

  1. Проводятся внутришкольные соревнования по
  • Волейболу;
  • Пионерболу;
  • Мини-футболу;
  • «Презизентские состязания»;
  • Баскетболу;
  1. Спортивные мероприятия:
  • «Моя спортивная семья»;
  • Дни здоровия;
  • «Ночь экстрима»
  • «Конкурс по аэробики»
  • Фестиваль ГТО
  1. Подготовка концертных номеров:
  • К тематическим праздникам и вечерам;
  • Показательные выступления на мероприятиях;
  • К районным фестивалям и тематическим концертам;
  • К конкурсу «Учитель года»
  1. Проводится олимпиада по физической культуре.


Система или индивидуальный маршрут развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Учителями физической культуры разработана система работы с одаренными деть-ми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
        Система работы по выявлению, развитию и поддержке  одарённых  детей включает в себя:

1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся с целью выделения группы одарённых детей и создание полного банка данных о них.

2. Выявление одаренных детей и формирование из них групп.

3. Вовлечение в конкурсную деятельность, предметные олимпиады.

4. Индивидуальная работа по подготовке учащихся к участию в школьных и районных и областных соревнованиях.

5. Анализ участия учащихся в различных мероприятиях.

Выработаны направления совершенствования системы работы: создана подсистема диагностики одарённости учащихся, совершенствуется система по выбору в рамках обязательной нагрузки, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Работу с одарёнными детьми ведется  систематически через углубленное изучение предмета. Одним из важнейших направлений  работы учителя считается работа по формированию и поддержки у учащихся  творческих инициатив, активизация их деятельности по расширению и углублению знаний. Для решения этих целей используются следующие формы работы:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования у учащихся положительной мотивации на углубление знаний по предмету.
  2. Все занятия построены с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Наряду с теоретическими знаниями, которые повышают интеллект и расширяют кругозор, ребята активно занимаются физической культурой и спортом.
  3. Привлечение  учащихся к участию различного рода соревнованиях, конкурсах. Для многих ребят соревнования, конкурсы  и олимпиады могут стать стартовой площадкой  для выбора дальнейшего жизненного пути, утвердить профессиональный выбор его участников и победителей.
  4. Ежегодно  обновляется  банк данных одарённых детей школы.

Работу с одаренными детьми  строится на основе следующих принципов

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Как результаты работы с одарёнными детьми с начала 2019 учебного года, можно отметить участие детей в районных соревнованиях:

Баскетбол юноши-1 место

Баскетбол девушки-1 место
Волейбол юноши-1 место
Волейбол девушки-1 место

Волейбол младшие юноши-2 место
Волейбол младшие девушки-1 место
Мини футбол-1 и 2 вторых мест
Пионербол-1 место
Кросс «Золотая осень» - 2 место
Соревнования юного Допризывника  - 2 место


Три победителя и 4 призера олимпиады на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Призер областного этапа олимпиады

2 место в региональном этапе соревнований КЭС-БАСКЕТ

Горжусь тем, что как творческий человек и учитель предоставляю одарённым учащимся более широкий спектр выбора проявления своих способностей, своей индивидуальности, своих знаний.

Источники:

  1. https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9793
  2. https://infourok.ru/rabota-s-odaryonnimi-detmi-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-3129727.html
  3. http://school-11cheb.my1.ru/Pedagogi/andreev/odarennye.pdf
  4. Все фото и видео в презентации к докладу из личного архива Юрченко Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и общес...

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий воспитания мотивированных детей....

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одарённых детей.

В работе отражены  основы,раскрывающие сущность и содержание педагогической поддержки в воспитании одарённых детей на примере хореографического коллектива "Росток"....

Опыт реализации управленческих практик и технологий в обучении детей билингвов в поликультурной среде (на примере МАОУ «Школа №31» Г.о. Балашиха)

Описание оопыта реализации управленческих практик и технологий в обучении деьей билингвов в поликультурной среде...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...