«Проектирование урока по физической культуре с обучающимися 4 классов, имеющих нарушение слуха»
рабочая программа по физкультуре

Плугатрева Раиса Александровна

Введение

Здоровье – это состояние полного социального биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие - либо болезненные состояния и физические дефекты.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование – это совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Это не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОВЗ58.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектирование урока по физической культуре

с обучающимися 4 классов, имеющих нарушение слуха»


Оглавление

Введение3

Глава 1. Теоретические аспекты физической культуры для обучающихся с ОВЗ 4

1.1 Современные педагогические технологии обучающихся с ОВЗ 5

1.2 Особенности физического и психического развития обучающихся с ОВЗ10

1.3 Особенности организации урока физической культуры с обучающимися с нарушением слуха13

Глава 2. Технологическая карта урока по физической культуре с обучающимися, имеющих нарушение слуха20

Список литературы26

Приложение27

Введение

Здоровье – это состояние полного социального биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие - либо болезненные состояния и физические дефекты.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование – это совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Это не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.

Глава 1. Теоретические аспекты физической культуры для обучающихся с ОВЗ

Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно - гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

Одним из важнейших направлений государственной политики  Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает  в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1.1. Современные педагогические технологии обучающихся с ОВЗ

Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Учащийся – это "архитектор и строитель" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками;
  • умение контролировать свои действия на уроке.

При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.

Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней  игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный  характер.

Личностно-ориентированные технологии – направлены на организацию учебно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В  учебно - воспитательном процессе используют :

  • компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
  • использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • тестовые технологии (презентации);
  • аудиовизуальные технологии;
  • компьютерные тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих  занятиях можно применять технологии арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Применение данной технологии  имеет следующие преимущества:

  • исключается уравниловка и усреднение детей;
  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
  • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
  • создаются щадящие условия для слабых;
  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
  • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

При работе в классе «Особый ребенок» необходима постоянная востребованность приобретенных навыков.

В педагогической практике школы-интерната любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.

При работе в классе «Особый ребенок» необходимо:

  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
  • предотвращать наступление утомления.
  • в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
  • во время работы с детьми данной категории учитель должен проявлять особый педагогический такт;
  • важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Особый подход необходим к таким детям и в процессе преподавания физической культуры, технологии, внеурочной деятельности.

1.2. Особенности физического и психического развития обучающихся с ОВЗ

ОВЗ –ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные, равноценные составляющие - психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие  мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

Типичные двигательные расстройства:

  • сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
  • нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
  • нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;
  • сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей — силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
  • нарушение локомоторной деятельности — ходьбы, бега (особенно при нарушении опороспособности), а также лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т. е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше.

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.

По сравнению со здоровыми сверстниками хронологическое развитие психики аномальных детей происходит с задержкой. На этом фоне выявляются различные нарушения прежде всего познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования личности, связанные с действием многих факторов: вынужденной изоляции, ограниченными контактами со здоровыми сверстниками и взрослыми людьми, затруднениями предметно-практической деятельности, двигательными и сенсорными расстройствами.

Типичные психические расстройства.

  • У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
  • Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
  • Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
  • Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
  • Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
  • Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
  • Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
  • Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
  • Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
  • Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

1.3 Особенности организации урока физической культуры с обучающимися с нарушением слуха

Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный.

Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке. Важно иметь в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку — обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей. Все разнообразие нарушений в развитии неслышащего ребенка не является следствием только ограниченного доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие вытекают лишь нарушения в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Основная патология может вызвать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими. Выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% — дефектами опорно- двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 80% случаев — задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих детей.

Неслышащие школьники отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной двигательной подвижностью. Установлено, что неслышащие дети школьного возраста отстают от своих сверстников в психофизическом развитии на 1—3 года.

Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос»). Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей.

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухо- зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).

 Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции.

Коррекция функции равновесия:

  • упражнения с изменением площади опоры (ширина уменьшается от 25 см до прямой линии): 1) ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы); 2) ходьба по кругу (в обоих направлениях); 3) ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы; 4) стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад, согнуть); 5) ходьба по дощечкам («кочкам»); 6) ходьба на лыжах по ковру; 7) ходьба на коньках по ковру; 8) езда на велосипеде (самокате).
  • Упражнения на узкой площади опоры (приподнятой на высоту от 10—15 см до 40 см): 1) ходьба по узкой опоре с разнообразными заданиями; 2) ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре; 3) балансировка на набивном мяче (полупеньке).
  • Действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см): 1) «Школа мяча»; 2) элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.

Коррекция вестибулярной функции:

  • Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с постепенным увеличением амплитуды, движения): 1) движения глаз; 2) наклоны и повороты головы в разных плоскостях; 3) повороты головы при наклоненном туловище; 4) повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком); 5) кувырки вперед, назад; 6) вращение вокруг шеста, держась за него руками; 7) кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны); 8) подскоки на батуте.
  •  Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения): 1) изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях; 2) резкая остановка при выполнении упражнений; 3) остановка с изменением направления движения; 4) прыжки со скакалкой с изменением темпа.
  • Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами: 1) ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком); 2) кувырки; 3) кружение; 4) наклоны и повороты головы; 5) стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).

Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения проводятся на нестандартном оборудовании — дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно передвигаемых на необходимое расстояние. Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/ правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20—30 с. Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к 44 партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.

Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка. Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3. Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин.

При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований: 1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка; 2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими; 3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой; 4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки; 5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами; 6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух.

Глава 2. Технологическая карта урока по физической культуре с обучающимися, имеющих нарушение слуха

Класс  4

Задачи: Образовательная – Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

                                       Корригирующая гимнастика

             Воспитательная  формирование дружной и согласованной работы, формирование нравственных качеств

            Коррекционные – укрепление морфофункциональных систем организма, нормализация психо-эмоционального состояния

Учитель 

Дата:

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Когнитивные функции

Подготовительная часть (10-12мин)

Самостоятельно проходят в зал, построение

Встречать учащихся, словесное направление

Самостоятельно пройти и встать в строй

Понимание пространственно– временных связей

Приветствие учителя:

«……..-  ЗДОРОВЬЕ»

Приветствие учащихся:

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ - ……»

Слуховое восприятие, воспроизведение

Строевые упражнения:

Повороты:

  • Направо;
  • Налево;
  • Кругом;
  • Пол оборота на право
  • Пол оборота налево
  • Прыжком кругом

Действия с закрытыми глазами:

Повороты, шаг/ 2-3 шага (вперед, назад, вправо влево)

Ходьба:

  • На месте
  • На носках (руки на пояс)
  • На пятках (руки за голову)
  • Перекат с пятки на носок (руки на пояс)
  • С высоким подниманием бедра (руки на пояс)
  • С захлестом голени назад

Контроль за осанкой и правильностью выполнения упражнения

Следить за правильностью выполнения двигательных действий

Объяснение и показ

Подача методических указаний

Выполнение строевых упражнений

Слушать команды, правильное выполнение упражнений

Кинестетическое восприятие телесных ощущений.

Слуховое восприятие, воспроизведение информации.

Понимание пространственно– временных связей

Способность выполнять физические упражнения и следить за поддержанием правильного положения.

Переключение с одного действия на другое.

Удержание, сохранение новой информации. Развитие основных видов памяти: телесно-моторной, слуховой, зрительной и эмоциональной. Восприятие времени.

Беговые упражнения:

  • Бег в медленном темпе
  • Змейкой
  • По диагонали
  • С захлестом голени назад
  • Приставным шагом на 4 счета пр/л боком (руки на пояс)
  • Скрестным шагом пр/л боком (руки в стороны)
  • Выпрыгивание вверх с одной ноги на другую (одновременные круговые движения рук на 4 счета вперед/назад )

Упражнение на восстановление дыхания

Контроль за правильным выполнением упражнения и дисциплиной на занятии

Объяснение и показ

Подача методических указаний

Выполнение беговых упражнений

Руки через стороны вверх- вдох

Руки через стороны вниз - выдох

Кинестетическое восприятие телесных ощущений.

Слуховое восприятие, воспроизведение информации.

Переключение с одного действия на другое.

Удержание, сохранение новой информации. Развитие основных видов памяти: телесно-моторной, слуховой, зрительной и эмоциональной. Восприятие времени.

Общеразвивающие упражнения  на месте

Наклоны головы вправо влево И.П. стойка, руки на пояс. 

Круговые движения в луче-запястных суставах на 8 счетов

И.П. ноги на ширине плеч, руки в стороны

Круговые движения в локтевых суставах на 8 счетов вовнутрь/наружу

И.П. стойка, руки в стороны

Круговые движения в плечевых суставах на 4 счета вперед/назад

И.П. ноги на ширине плеч, руки внизу

Отведение согнутых и прямых рук назад  (6-10 раз)

И.П. ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью

Наклоны впр/вл

И.П. ноги на ширине плеч, руки за голову

Наклоны вперед (8-10раз)

И.П. широкая стойка руки на пояс

Махи согнутых/прямых ног

И.П. стойка, руки к плечам

Выпады вправо/влево

И.П. стойка, руки на пояс

Прыжки на пр/л/ двух ногах

И.П. стойка, руки на пояс

Контроль за правильным выполнением упражнения и последовательностью счета.

Давать методические указания во время выполнения упражнений

Следить за дисциплиной, правильной осанкой

Умение слушать и воспроизводить.

 Выполнение общеразвивающих упражнений на месте

Соблюдать технику безопасности на занятиях

Кинестетическое восприятие телесных ощущений.

Умение одновременно выполнять упражнение, вести счет и выполнять упражнение

Понимание пространственно– временных связей

Переключение с одного действия на другое.

Удержание, сохранение новой информации. Развитие основных видов памяти: телесно-моторной, слуховой, зрительной и эмоциональной. Восприятие времени.

Переключение внимания.

Основная часть (20-25 мин)

Занятия на тренажерах по 3 минуты и одновременно игра «Угадай зверюшку»

Один учащийся загадывает зверька другие задают вопросы и отгадывают. Загадавший должен отвечать ДА / НЕТ

Например: загадали ВОЛКА

Вопросы детей (вопросы задаются по одному):

Животное/насекомое

Домашнии/дикий

Летает

Цвет и тд

Ходьба на беговой дорожке

Упражнение гребля

Ходьба на кардиотренажере (ступенька)

Ходьба на кардиотренажере (обычная ходьба)

Контроль за правильным выполнением упражнения

Самостоятельный переход.

Выполнение двигательных действий на тренажерах  и вести игру

Кинестетическое восприятие телесных ощущений. Способность выполнять упражнение и следить за поддержанием правильного положения

Понимание пространственно– временных ориентировок.

Слуховое восприятие, воспроизведение.

Переключение внимания.

Способность одновременно вести игровую деятельность, физические упражнения и следить за поддержанием правильного положения

Корригирующая гимнастика:

Круговые движения в голеностопном суставе (впр/вл)

И.П. – сед упор сзади

Выполнение самостоятельного счета до 10

Написать цифры пр/л/двумя ногами от 1до 10

И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища

Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с одновременным подъемом головы

И.П. – лежа на спине

Выполнение счета до 8

Подъем таза

И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища

Выполнение самостоятельного счета до 10

Подъем таза («Полумостик»)

И.П. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах на опоре

Выполнение самостоятельного счета до 20

Восстановление (30 сек)

И.П. – лежа на спине руки на живот

Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах

И.П. – лежа на животе, руки в упоре на полу, согнутые в локтевых суставах.

Выполнение самостоятельного счета до 15

Одновременный подъем рук, плечевого пояса и ног с фиксацией («Лодочка»)

И.П. – лежа на животе, руки вверх

Выполнение самостоятельного счета до 20

Одновременное сгибание ног в коленных суставах

И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища

Выполнение счета до 20

Попеременное сгибание ног в коленных суставах И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища

Выполнение счета до 20

Восстановление (30 сек)

И.П. – лежа на спине руки на грудную клетку

Контроль  за дисциплиной

Объяснение и показ

Давать методические указания во время выполнения упражнений

При необходимости помогать в выполнении упражнения

Самостоятельный переход.

Круговые движения в голеностопных суставах -10 р впр/вл

Написать цифры от 1 до 10 пр/л/двумя ногами

Сгибание ног в КС и ТБС с подъемом головы (группировка-касание лба и колена)

Подъем и удержание(4 счета) таза. Самостоятельный счет до 10

Глаза закрыты, брюшное дыхание

Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах. Таз не поднимать. Прогибать спину. Самостоятельный счет от 15 до 1

Подъем рук, плечевого пояса и ног назад. Самостоятельный счет до 20

Сгибание/разгибание ног в КС.

Выполнение самостоятельного счета до 20

Попеременно сгибать ноги в КС, не касаясь прямой ногой пола.

Счет до 20

Глаза закрыты, диафрагмальное дыхание

Кинестетическое восприятие телесных ощущений.

Устойчивость и  концентрация внимания.

Слуховое восприятие

Воспроизведение информации.

Удержание, сохранение новой информации.

Развитие основных видов памяти: телесно-моторной, слуховой, зрительной и эмоциональной

Способность одновременно выполнять счет, физические упражнения и следить за поддержанием правильного положения.

Понимание пространственно– временных ориентировок.

Переключение с одного действия на другое.

Устойчивость и  концентрация внимания.

Малоподвижная игра на развитие зрительно-пространственной ориентировки

С закрытыми глазами необходимо пройти по начерченному на полу лабиринту. Стоящий в лабиринте с закрытыми глазами по подсказкам одноклассником проходит лабиринт

Примеры подсказок:

Шаг вперед

Два шага влево/вправо

Шаг (два шага) вперед/назад /впр/вл

Направо /налево и тд

Контроль за правильным выполнением упражнения.

Следить за дисциплиной на уроке, соблюдение техники безопасности во время игр

Самостоятельный переход.

Умение концентрировать внимание и психо-эмоциональное состояние во время игры

Умение выполнять двигательные действия с закрытыми глазами

Слуховое восприятие и воспроизведение. Способность одновременно выполнять физические упражнения и логически мыслить. Устойчивость и  концентрация внимания. Развитие основных видов памяти: телесно-моторной, слуховой, зрительной и эмоциональной

Заключительная часть (2-5 мин)

Построение

Упражнение на внимание

Поочередная постановка рук: на пояс, плечо, вверх, 2 хлопка/ обратная последовательность: плечо, пояс, вниз, два хлопка

Вести счет, показ

Контроль за правильным выполнением упражнения

Переход.

Выполнение двигательных действий в правильной последовательности

Кинестетическое восприятие телесных ощущений. Концентрация внимания. Способность выполнять упражнение и следить за поддержанием правильного положения

Подведение итогов урока

Перечисление выполненных за урок двигательных действий.

Ответы на вопросы

Самооценка.

Задает вопросы:

  1. Что вы сегодня делали на уроке?
  2. Что получилось?
  3. Что не получилось?
  4. Как вы (твои товарищи) занимались?

После ответов на вопросы о том, что получилось, учитель комментирует почему.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы,

 оценивают уровень собственного

эмоционального состояния на уроке.

Анализ урока и собственной деятельности.

Переключение внимания.

Устойчивость и  концентрация внимания.

Способность воспроизведения пройденного. Понимание причинно-следственных связей. Сравнение. Выделение главного.

Прощаться, выход из зала

Прощаться, проводить учащихся

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – М.: Просвещение, 2014 г.

2. В.И. Лях Физическая культура 1-4 классы : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Просвещение, 2011 год

3. В.И Лях Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Рабочие программы. Просвещение, 2012г.

4. Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учре-ждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ, 2012.- 456с.

5. Алехина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушения ми слуха в общеобразовательном учреждении: Методический сборник / отв. ред. Алехина С.В.– М.: МГППУ, 2012.- 344с.

6. Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование./ Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с

Приложение

Приложение №1

Комплекс обще развивающих упражнений:

1. И.п.- о.с., скакалка внизу; 1-скакалка вверх, прогнуться, правую ногу назад на носок; 2-и.п.; 3- то же, но с левой ноги; 4- и.п.

2. Повороты туловища: И.п.- то же; 1- скакалка вверх, поворот туловища влево; 2- и.п.; 3- тоже, но поворот вправо; 4- и.п.

3. И.п.- стойка ноги вместе, руки в стороны, скакалка в правой руке; 1-2- встать на носки, руки вниз за спину, передать скакалку в левую руку; 3-4- и.п.; 5-8- то же в другую сторону.

4. Наклоны: И.п.- стойка ноги врозь, скакалка вверху; 1- наклон влево; 2- и.п.; 3- наклон вправо; 4- и.п.; 5- наклон вперёд; 6- и.п.; 7- наклон назад; 8- и.п.

5. Наклоны: И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу - сзади;

1-3 – пружинистые наклоны вперёд, скакалку назад; 4- и.п.

6. Выпады: И.п.- о.с., скакалка внизу; 1- полуприсед, скакалка вперед; 2- и.п.; 3- полуприсед, скакалка вверх; 4- и.п.

7.Махи ногами: И.п.- скакалка впереди; 1- взмах левой ногой вперёд, коснуться носком скакалки; 2- и.п.; 3- то же, но правой ногой; 4- и.п.

8. Прыжки на двух ногах: И.п.- ноги вместе, скакалка впереди вертикально; 1-10- прыжки на месте на обеих ногах со сменой положения рук.

9. Упражнение на восстановление дыхания

Приложение №2

ОБЩИЕ ПРАВИЛА УЧАСТНИКА  ИГРЫ

  1. Играй   честно,   дружно.  Правила   в   игре  -  законы, которые   нужно соблюдать.
  2. Играя с товарищем, помни, что ты не  один (не выставляй себя всюду,  давай играть другим, нарочно подолгу не води).
  3. В играх-поединках выбирай противников равных по силам.

Закон каждой команды в игре: «Один за всех, все за одного!» Старайся выручать товарищей по команде

  1. Не горячись понапрасну! Так вернее придёшь к победе.
  2. Обязательно  слушай руководителя    игры. Он здесь   главный   судья.

            Подчиняйся    капитану команды: в игре он старший.

  1. Победив, не зазнавайся! Не    смейся    над проигравшими.
  2. Помни: в игре вы противники, вне игры - товарищи.
  3. Проиграл - не унывай. Постарайся (взять верх) при следующей встрече.
  4. В   игре   не   сердись   на   того,   кто   нечаянно толкнул, наступил на ногу.
  5. Судьей должны быть довольны и победители и побеждённые.

Приложение №3

Игра «Хвост дракона».

Игроки строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего, образуя дракона.

Первый игрок - «голова» пытается поймать последнего-«хвост», при этом остальные не должны расцепляться.

Когда первый игрок поймает последнего, пойманный становится «головой».

Остальные меняются местами по желанию.

Игра начинается сначала.

Приложение №4

Игра «Перестрелка»

  1. Игроки находятся на своей половине поля. Запрещается  заходить,  заступать на сторону соперника,  поднимать мяч, который лежит на стороне соперника.  
  2.  При заступе средней линии мяч передаётся другой команде.
  3.  Игра ногой запрещена.
  4.  Игрок, в которого попали мячом,  переходит в плен со стороны соперников, и продолжает участвовать в игре,                            

      стараясь поймать мяч и выбить игроков соперника.

  1. Игрок в плену поймавший мяч, считается спасённым, переходит на своё поле.
  2. Если мяч одновременно задел   двух  игроков, то оба уходят в плен.
  3. Если мяч попал в одного игрока, а другой его поймал, оба игрока остаются на площадке.

      Выбитым считается так же игрок, который пытался поймать мяч руками и не удержал его.

  1.  Пойманный мяч, считать мячом в игре.
  2.  Мяч на поле может находиться не более 10 секунд.
  3.  С мячом в руках передвигаться нельзя (пробежка)
  4.  Бросок мяча в голову считается не действительным, игрок продолжает играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические приемы включения детей, имеющих нарушения слуха, в образовательное пространство урока математики

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями модернизации образования...

Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения слуха

Использование музыкальных средств в коррекционной работе с глухими школьниками....

Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха

Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха...

Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"

Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...

Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушение слуха

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающ...