Научно-исследовательская работа "Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников- гонщиков на их спортивный результат"
опыты и эксперименты по физкультуре

Егоров Алексей Петрович

Современный спорт коренным образом изменил представления о возможностях приспособления человека к физическим нагрузкам. Положительные эффекты адаптации, определяющие повышение работоспособности организма, реализуются лишь при рациональном дозировании и адекватном подборе физических нагрузок.

В этой связи, важными факторами являются строгая последовательность постановки задач, выбор средств и методов тренировки, величины и интенсивности тренировочных нагрузок в соответствии с возрастными особенностями и уровнем физической, функциональной подготовленности юных спортсменов.

Тренировочный процесс планируется с учетом календаря соревнований по принципу волнообразности изменения нагрузки. Спортсмен должен быть в спортивной форме к основному соревнованию. С учетом этого планируется объем и интенсивность нагрузки.

Число стартов каждого спортсмена в сезоне планируется с учетом подготовленности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников различных разрядов в годичном цикле неодинакова. Мастерство повышается только тогда, когда спортсмен не адаптируется к нагрузке и возникает необходимость ежегодно включать в план подготовки что-то новое.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы нашей выпускной квалификационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx61.91 КБ

Предварительный просмотр:


Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

 «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»

ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ИХ СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

                                                   Автор: Егоров Алексей Петрович

Алдан – 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………

Стр.

3

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

  1. Общие основы планирования тренировочных нагрузок в годичном цикле  ……………………………………………………..……………
  2. Техническая подготовка юных лыжников-гонщиков ...…………….
  3. Вопросы планирования годичного цикла тренировки ..…………….

5

5

12

15

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ..………………………………………………….

2.1. Цель и задачи исследования ………………………………………….

2.2. Методы исследования …………………………………………………

2.3. Организация исследования …………………………………………...

23

23

23

24

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………..

26

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..………………….……

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………… ……………………………..

33

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..

38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный спорт коренным образом изменил представления о возможностях приспособления человека к физическим нагрузкам. Положительные эффекты адаптации, определяющие повышение работоспособности организма, реализуются лишь при рациональном дозировании и адекватном подборе физических нагрузок.

В этой связи, важными факторами являются строгая последовательность постановки задач, выбор средств и методов тренировки, величины и интенсивности тренировочных нагрузок в соответствии с возрастными особенностями и уровнем физической, функциональной подготовленности юных спортсменов.

Тренировочный процесс планируется с учетом календаря соревнований по принципу волнообразности изменения нагрузки. Спортсмен должен быть в спортивной форме к основному соревнованию. С учетом этого планируется объем и интенсивность нагрузки.

Число стартов каждого спортсмена в сезоне планируется с учетом подготовленности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников различных разрядов в годичном цикле неодинакова. Мастерство повышается только тогда, когда спортсмен не адаптируется к нагрузке и возникает необходимость ежегодно включать в план подготовки что-то новое.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы нашей выпускной квалификационной работы.

Новизна исследования.  Обусловлена рациональная структура объема тренировочных нагрузок различной интенсивности в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков, за счет применения работы с интенсивностью, превышающей соревновательную на 3,5-4%, что привело к более высокому спортивному результату.

Объектом исследования  явились система и структура тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков.

Предметом исследования стало соотношение объема и интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки и их влияние на спортивный результат.

Гипотеза. Мы предполагали, что увеличение объема тренировочных упражнений, по интенсивности превышающих соревновательную нагрузку на 3,5-4%, а также рациональное применение средств тренировки, должно привести к повышению спортивно-технических результатов юных лыжников-гонщиков.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:

  • при планировании тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков;
  • для коррекции тренировочных программ на этапах годичного цикла;
  • для повышения споривно-технических результатов занимающихся.

Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Общие основы планирования тренировочных нагрузок в годичном цикле.

Положение о ДЮСШ ориентирует на начало организованной тренировки юных спортсменов с 11-12 лет. О начале ранней специализации в лыжных гонках говорит в своей статье В.В. Кожевников (1994). Процесс многолетней подготовки юных лыжников автор условно делит на три основных этапа, которые охватывают различные возрастные группы:

  1. Предварительная подготовка в возрасте 9-11 лет.
  2. Всесторонняя физическая подготовка в возрасте 12-15 лет
  3. Специальная подготовка 16-18-летних.

Такая целенаправленная многолетняя подготовка юных лыжников в системе ДЮСШ дает нам основание рассматривать эти школы, как ближайший резерв сборных команд страны по лыжному спорту.

Однако если мы проанализируем состав сборных команд страны по лыжному спорту среди взрослых спортсменов и юниоров, то увидим, что только считанные единицы воспитанников ДЮСШ удостаиваются высокой чести представлять наш спорт на крупнейших международных соревнованиях.

Опыт работы не только скандинавов, но и у нас в стране, говорит о том, что тренировка чемпионов в юношеские годы не была слишком интенсивной, но достаточно тяжел был их повседневный быт, заставляющий долгие часы работать по хозяйству, проходить большое расстояние по лесу во время охоты, походов за грибами, ягодами и т.д. (Р.Г. Гилязов, 1994). Все это создавало прочную базу для развития выносливости, силы. Таким образом, большой объем физической работы в любой области является фактором, который во многом определяет высокие результаты в будущем.

Следовательно, проблема подготовки юных спортсменов является одной из центральных проблем современной теории и практики спорта. С каждым годом ученые дают тренерам все больше материала, раскрывающего процессы, проходящие в организме спортсмена при воздействии того или иного средства и метода тренировки, открывают перспективы дальнейшего совершенствования методики спортивной тренировки. Однако в подготовке юных спортсменов еще очень много нерешенных вопросов. Одним из таких вопросов является определение оптимального варианта планирования объема и интенсивности тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков.

Естественно, возникает вопрос о примерных цифрах объема тренировочной нагрузки в период регулярной тренировки юных лыжников-гонщиков.

Проблемам определения оптимального общего объема упражнений циклического характера, используемых в тренировке, числа повторений нагрузки, интервала и характера отдыха, посвящали свои исследования многие специалисты (В.Д. Евстратов, 1976; В.И. Пивоваров, 2002; М.Я. Набатникова, 1992 и др.).

По мнению Л.Н. Корчевого (1999), в зимний период общий объем упражнений в передвижении на лыжах у занимающихся в группах предварительной подготовки зависит от возраста и может достигать 300-320 км (примерно 75-90 км в месяц). Жилкина А.П. (1982), в работе «Экспериментальное исследование методики воспитания общей выносливости у лыжниц-гонщиц 11-14 лет» пишет: «Анализ передового опыта работы ведущих тренеров показывает, что сильнейшие юные спортсмены выполняют большой общий тренировочных нагрузок (4000-5000 км в год), при этом до 85% всех упражнений отводится развитию общей выносливости. Автор рекомендует следующие допустимые объемы тренировочных нагрузок в занятиях с юными лыжницами в соревновательном периоде подготовки для разных возрастных групп. Для лыжниц-гонщиц 11-12 лет (1 юношеский разряд, 1 год обучения) объем упражнений циклического характера в одном занятии составляет 12 км, в недельном цикле – 32 км, в месячном – 135 км, в соревновательном – 500 км.

Для лыжниц-гонщиц 12-13 лет (1 юношеский и 3 взрослый разряды) объем нагрузки в одном занятии составляет 14 км, в недельном – 45 км, в месячном – 160 км, в соревновательном – 600 км. Тринадцати- четырнадцатилетние спортсмены третьего и второго взрослых разрядов могут выполнить следующие объемы циклических упражнений: в одном занятии – 18 км, в недельном цикле – 56 км, в месячном – 190 км, за соревновательный период – 680 км.

Для спортсменок 13-14 лет первого года обучения с квалификацией  юношеских разрядов рекомендуется следующий объем циклических упражнений: в одном занятии – 14 км, в недельном цикле – 40 км, в месячном – 165 км, всего за соревновательный период – 660 км. В 14-15-летнем возрасте (2 и 3 взрослый разряды) общий объем циклических упражнений у спортсменок второго года обучения в одном занятии может составлять до 16 км, в недельном цикле – 54 км, в месячном – 200 км, всего за соревновательный период – 760 км. Девушки 15-16 лет на третьем году обучения с квалификацией первого и второго взрослых разрядов способны выполнить следующие нагрузки циклического характера: в одном занятии – 20 км, в недельном цикле – 62 км, в месячном – 210 км, всего за соревновательный период – 880 км.

Авторы учебника «Лыжный спорт» под редакцией В.Д. Евстратова, Б.И. Сергеева и Г.Б. Чукардина (1999) приводят основные ориентировочные показатели учебно-тренировочного процесса в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков низших разрядов: число тренировок – 250, общая продолжительность тренировок – 550 часов, бег, ходьба, имитация лыжных ходов – 1300 км, передвижение на лыжероллерах – 400 км, передвижение на лыжах – 1200 км, ОФП – 130 часов, общий объем циклических упражнений – 2900 км.

Многие современные авторы рекомендуют выполнение большого объема работы с высокой интенсивностью. По мнению А.Д. Егорова (1996), «…В лыжных гонках работа с интенсивностью ниже 85-90% считается уже малоэффективной для динамичного формирования специальной работоспособности лыжника». В ряде спортивных школ резко увеличилась интенсивность нагрузок, копировались тренировочные планы взрослых спортсменов.

На этапе предварительной подготовки объем специальной нагрузки ограничен, а его величина определяется, главным образом, временем, затраченным на освоение элементов техники, приобретение необходимых технических навыков. Например, годовой объем физической нагрузки у лыжниц младшего школьного возраста составляет 1300-1800 км, а у мальчиков этого возраста – 1800-2200 км (А.П. Кизько, 1995).

Анализ научных данных и обобщение опыта передовой спортивной практики, нормированные показатели объема тренировочных нагрузок спортсменов должны находиться на уровне относительных показателей, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная динамика объемов циклической нагрузки у лыжников по данным С.Н. Кучкина (1994)

Этапы подготовки

Параметры

Величина нагрузки в годичном цикле

Юноши

Девушки

Начальная спортивная специализация

Общий объем циклической нагрузки

3000-3400

2700-3000

Углубленная тренировка

5300-5800

4500-4800

Согласно заключения, сделанного В.М. Волковым (1990), у юношей в 16 лет, а у девушек в 15 лет темп роста тренировочных нагрузок не должен быть чрезмерно большим. Практика показывает, что погоня за увеличением объема тренировочной нагрузки зачастую не приносит желаемого результата. Вследствие больших объемов тренировочной нагрузки организм спортсмена не успевает восстанавливаться, и проделанная работа оказывается малоэффективной или даже приносит вред организму (А.Г. Кубеев, 1993). Граница допустимых нагрузок во многом определяется такими важными факторами, как правильная взаимосвязь общеобразовательного и учебно-тренировочного процесса, система восстановительных мероприятий и другим. При создании для занимающихся спортивных школ благоприятной обстановки и определенных необходимых условий, ими может быть выполнен должный объем физической нагрузки, способствующий росту спортивного мастерства без ущерба для здоровья.

Все вышеперечисленные авторы в своих трудах рекомендуют при работе с юными спортсменами уделять большое внимание вопросам воспитания выносливости, как основного фактора, лимитирующего высокие спортивные достижения.

Естественно, наряду с преимущественным развитием выносливости, определенное место в подготовке спортсменов отводится и другим качествам. Необходимо учитывать, что относительно отстающими у девушек являются силовые и скоростные качества.

Большинство тренеров и спортсменов считают, что воспитание скоростной выносливости в лыжных гонках надо начинать с четырнадцатилетнего возраста.

Авторы М.А. Аграновский и Н.П. Забавников в своей работе «Исследование специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков» (1990) установили целесообразность увеличения объема силовой подготовки в тренировке юношей 16-17 лет, как в подготовительном (50-60%), так и в соревновательном периоде (30-35%).

Для развития быстроты И.В. Аулик (1979) рекомендует применять повторный метод, а для развития скоростной выносливости – повторный, переменный и интервальный методы.

Стратегия тренировочных нагрузок в годовом цикле подготовки предполагает определенное соотношение средств общей и специальной физической подготовки. В связи с расширяющейся сетью спортивных сооружений в практике, все в большей степени, проявляется тенденция использования специальных средств для повышения уровня физической и функциональной подготовленности юных спортсменов. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным (В.Н. Манжосов, 1986).

Наибольший удельный вес тренировочных нагрузок с использованием упражнений общефизической направленности приходится на подготовительный период. Распределение их по месяцам связано с особенностями планирования микроциклов подготовки.

В.В. Городецкий (1993) с сотрудниками рекомендуют для молодых лыжников-гонщиков в бесснежное время использовать средства общефизической и специальной подготовки в соотношении 50% : 50%. По их мнению, средства СФП в мезоциклах подготовительного периода распределяются по возрастающей от начала к концу периода, а средства ОФП – по убывающей. Они рекомендуют следующее распределение средств специальной физической подготовки: май – 15%, июнь – 20%, июль-август – 35%, сентябрь – 60%, октябрь – 70%, ноябрь – 75%, декабрь – 80% от общего объема тренировочной нагрузки. Такое рациональное сочетание средств СФП и ОФП по мнению авторов является оптимальным путем повышения и стабилизации спортивно-технических результатов.

В лыжном спорте учет нагрузки ведется в основном по объему выполненной работы (в километрах или часах). Интенсивность является наиболее трудной стороной дозирования нагрузки. В практике наиболее доступным показателем воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсмена является частота сердечных сокращений. Специалисты считают, что дальнейший рост спортивных результатов будет предопределяться рациональным сочетанием нагрузок различной интенсивности.

Проблема планирования, нормирования, контроля и учета тренировочных нагрузок является одной из центральных в системе подготовки юных спортсменов. Действенность повышения спортивного мастерства детей и подростков во многом определяется степенью эффективности управления тренировочным процессом. В настоящее время продолжают активно проводиться исследования по обоснованию параметров тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов.

По данным С.А. Локтионова (2000) на систему подготовки юных спортсменов распространяются, прежде всего, общие принципы, принятые в спортивной практике, в частности такие, как постепенность, волнообразность, цикличность тренировочных и соревновательных нагрузок.

Вместе с тем, в силу специфики юношеского спорта применение общих принципов нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок имеет свои отличительные особенности.

Ведущее положение предусматривает, что нагрузки должны быть, с одной стороны адекватны возрастным особенностям юных спортсменов, а с другой – ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства. Установлено, что подготовленность юного спортсмена прогрессивно повышается лишь в том случае, если тренировочные воздействия полностью отвечают функциональным возможностям его организма (В.Н. Платонов, 2005).

Анализ научно-методической литературы позволяет с уверенностью сказать, что вопросы планирования объема и интенсивности тренировочных нагрузок, а также построения годичного цикла подготовки еще недостаточно разработаны. Исследования в этой области ведутся и сегодня.

В своей работе «Режимы тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков на основе их функциональной подготовленности» В.В. Сенченко (2002) рекомендует: «…Достижение более высоких уровней специальной и функциональной подготовленности лыжников-гонщиков на ответственных соревнованиях возможно лишь при таком моделировании процесса подготовки в годичном цикле, когда подготовительный период по структуре и режиму тренировочных нагрузок максимально отражает соревновательный, с учетом графиков модельных и реальных основных соревнований и одинаковой продолжительностью – по 18 недель.

Эффективность спортивной тренировки лыжников-гонщиков зависит от сбалансированности использования не только объема, но и интенсивности тренировочных нагрузок на различных этапах годичного цикла. При этом тренирующий эффект на развитие функциональных резервов оказывает режим преимущественно смешанной энергетической направленности тренировочных нагрузок».

По его мнению оптимальный тренировочный эффект для повышения уровней специальной и функциональной подготовленности достигается в пределах 61-65% от общего объема циклической нагрузки смешанной энергетической направленности. При этом за счет уменьшения объема малоэффективных нагрузок в режиме аэробной направленности, общий объем циклических нагрузок без ущерба для качества подготовки может быть уменьшен на 30-35% по сравнению с традиционным режимом тренировки лыжников-гонщиков.

Также увеличение продолжительности переходного периода в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков до трех месяцев, вместо1-1,5 месяцев в традиционном режиме, способствует более эффективной реализации восстановительных процессов.

  1. Техническая подготовка юных лыжников-гонщиков.

При проведении тренировочного процесса главное – не упустить из вида техническую подготовку, так как у юных лыжников-гонщиков начинают формироваться индивидуальные технические навыки передвижения.

Одновременно лыжников знакомят с целым рядом подводящих имитационных упражнений. Постоянное совершенствование лыжной техники ведется в процессе многолетней подготовки лыжника. Как лыжная, так и горнолыжная техника должны изучаться в полном объеме с соблюдением принципа доступности и последовательности.

Лучшими средствами специального технического и силового воздействия являются имитационные упражнения на месте и в движении с отягощениями и без них, а также передвижение на лыжероллерах. У многочисленных специалистов (Л.Н. Корчевой, 1989; М.Я. Набатникова, 1992; Н.Г. Власов, 1998) не вызывает сомнения эффективность применения этих упражнений в тренировке лыжников-гонщиков.

П. Колчин и его ученик В. Веденин в летней подготовке большую часть времени отводили передвижению на лыжероллерах. В. Воронков и В. Веденин проходили за лето до 1000 км на тяжелых лыжероллерах. В начальный период обучения при передвижении на лыжах много времени уделяется на освоение разнообразных элементов техники. По мнению многих авторов (М.А. Годик, 2000; В.Н. Артамонов, 1999; В.В. Фарбей, 1997), лучше потратить много времени на овладение арсенала лыжных движений летом, чтобы зимой только «доводить», отшлифовывать на снегу способы передвижения на лыжах.

Важность совершенствования техники с детства очевидна в любом виде спорта, и, в частности, в лыжных гонках, где большое разнообразие условий рельефа предъявляет повышенные требования к техническому мастерству. Именно по причине несовершенной техники наши молодые гонщики часто проигрывают скандинавским лыжникам. В области теоретического обоснования эффективной техники передвижения на лыжах российская наука достигла определенных успехов. Общая работа специалистов в этом направлении получила достаточное признание на Олимпийских Играх и крупнейших международных соревнованиях. Но это справедливо только в отношении очень небольшой группы ведущих спортсменов. Состояние же технической подготовленности массы юных лыжников-гонщиков еще не отвечает современным требованиям. Выпускники многочисленных ДЮСШ зачастую не имеют представления о правильной технике различных лыжных ходов и других способов передвижения. Правильная методика обучения основному способу передвижения начинающих и квалифицированных лыжников – попеременному двухшажному ходу еще не стала достоянием всех тренеров и спортсменов по лыжному спорту. Поэтому, на наш взгляд, следует упомянуть об основных положениях этого хода:

  1. Высокая посадка
  2. Использование инерционных моментов выноса маховой ноги и руки вперед
  3. Рациональная амплитуда работы туловища без лишних боковых и вертикальных колебаний
  4. Увеличение длины скользящего шага при некотором увеличении темпа.
  5. Максимальная расслабленность в подготовительных фазах – «хлесткость маховых движений».

Пять фаз попеременного двухшажного хода, принятые в практике лыжного спорта, позволяют квалифицированно судить об эффективности выполнения лыжником движений с использованием этого хода.

«Высокая посадка» попеременного двухшажного хода характеризует большее распрямление опорной ноги в коленном суставе (до 165О) во время прохода мимо нее маховой. Это высокое положение над опорой позволяет эффективно использовать маховый вынос ноги вперед и глубокое по амплитуде подседание в процессе отталкивания ногой. В фазе одноопорного скольжения и последующего начала отталкивания палкой, важно активно, небольшим наклоном туловища, помочь толчку палкой и осуществить свободное скольжение на опорной ноге с небольшим выходом стопы вперед. Учить этим движениям молодых спортсменов надо по возможности раньше.

Приведем несколько упражнений, специально направленных на овладение элементами техники попеременного двухшажного хода, отдельные из которых применяли в своей подготовке В. Веденин, В. Воронков и другие сильнейшие гонщики.

  1. Наклонив туловище несколько ниже обычного, ходьба на прямых ногах, как бы падая вперед. В этом упражнении необходимо добиваться постановки голени маховой ноги перпендикулярно к опоре в момент окончания толчка другой ногой.
  2. То же упражнение выполняется на лыжероллерах. Необходимо добиваться укороченного выпада, как бы падая вперед и подставляя под себя ногу. Угол голени к опоре при этом должен составлять 94-95О.
  3. Это же упражнение выполняется с более высокой амплитудой без палок. Необходимо отработать отталкивание ногой «на взлет», пронос полувыпрямленной маховой ноги мимо опорной. Положение голени опорной ноги должно быть перпендикулярно к опоре. Далее «..давать пяткой маховой ноги вперед, выводя, таким образом, вперед стопу», - так передает свои ощущения в этом элементе техники В. Веденин.
  4. Это же движение выполняется с палками на лыжероллерах и лыжах.

В процессе отталкивания, у толчковой ноги в первой половине отталкивания почти не должна отрываться от лыжи пятка. А начинает отрываться она от лыжи только после начала распрямления толчковой ноги в коленном суставе.

Эти основные упражнения помогают тренерам и спортсменам быстрее овладевать техникой попеременного двухшажного хода на пологом подъеме. Естественно, что техника преодоления крутых участков лыжной трассы отличается от техники преодоления равнинных и пологих подъемов. Крутые подъемы спортсмены преодолевают так называемым «скользящим бегом» с выхлестом стопы вперед.

  1. Вопросы планирования годичного цикла тренировки

Спортивная тренировка в лыжных гонках, как и любой педагогический процесс, направлена на решение воспитательных, образовательных, эстетических задач. Спецификой ее является развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств, обучение технике и тактике спортивных упражнений. При этом содержание педагогического процесса составляют средства и методы спортивной тренировки (А.П. Андреев, 1998). По мнению А.А. Грушина (1996), подготовка молодых спортсменов должна планироваться таким образом, чтобы к моменту выступления на основных соревнованиях гонщики показывали высокие результаты.

Годичный цикл подготовки подразделяется на два основных периода: подготовительный и соревновательный.

Подготовительный период включает три этапа: весенне-летний (май – июль); летне-осенний (август – октябрь); осенне-зимний (ноябрь, декабрь).

В новой периодизации самостоятельно не выделен переходный период, хотя место его в годичном цикле не вызывает сомнений. Продолжительность переходного периода зависит от уровня подготовки спортсмена и его соревновательной активности в конце сезона (Ф.П. Суслов, 1997). Опыт показывает, что часто в первые две недели лыжники-гонщики ограничиваются утренней зарядкой и одной-двумя тренировками.

Переходный период тоже должен быть периодом тренировок.  Настоящему спортсмену присуща потребность в движении, которую необходимо удовлетворять в любых упражнениях с положительной эмоциональной окраской (И.В. Гущина, 2006).

По данным А.Н. Макарова (2002), для лыжников средней полосы России подготовительный период продолжается с 15 апреля по 15 декабря. Подготовительный период подразделяется на три этапа:

  1. Общей физической подготовки – май-июль (весенне-летний этап)
  2. Специальной физической подготовки – август – 15 октября (осенний этап)
  3. Специальной зимней подготовки.

Основными задачами весенне-летнего этапа для лыжников группы спортивного совершенствования являются: восстановление функциональной системы организма после соревновательного периода; совершенствование общей и специальной выносливости, техники передвижения на лыжероллерах, а также имитационных упражнений. Одновременно ставится задача повышения теоретических знаний по совершенствованию системы подготовки и восстановления, питания, гигиены и другим вопросам.

Задачи летне-осеннего этапа:

  • развитие и совершенствование основных физических качеств и функциональных возможностей;
  • постепенное повышение работоспособности при использовании бега, ходьбы, лыжероллерной подготовки и метода круговой тренировки с использованием упражнений общего и специального воздействий;
  • совершенствование техники передвижения на лыжероллерах, а также имитационных упражнений на месте и в движении;
  • повышение скорости передвижения в тренировочных занятиях с использованием основных средств тренировки.

Задачи осенне-зимнего этапа:

  • восстановление навыка передвижения на лыжах, с выходом спортсменов на снег;
  • развитие специальной выносливости;
  • постепенное накопление опыта выступления в соревнованиях и повышение уровня специальной работоспособности спортсменов.

Задачи соревновательного периода:

  • выведение спортсменов к периоду ответственных стартов на уровень высокой работоспособности;
  • совершенствование физических, функциональных, тактико-технических и волевых возможностей спортсменов;
  • накопление опыта выступлений в ответственных соревнованиях сезона.

Периодизация спортивной тренировки является основой планирования тренировочного процесса. Она должна быть построена так, чтобы при любой схеме была сохранена закономерность волнообразного изменения физической нагрузки с тенденцией к ее постепенному повышению.

Планирование и учет являются важными условиями совершенствования всей системы тренировки. При планировании тренировки лыжников-гонщиков необходимо знать следующие данные: уровень физической подготовленности, их возраст, индивидуальные особенности, климатические и географические условия местности, материально-технические возможности для проведения занятий, занятость спортсмена на учебе и т.д. (А.Д. Мехонин, 1997).

Располагая этими данными, зная задачи, средства и методы тренировки в периодах и этапах, разрабатывают годовой цикл тренировки.

Циклы тренировок могут быть месячными (мезоциклы), десятидневными, недельными (микроциклы), годовыми и полугодовыми (макроциклы). Построение макроциклов в течение года предусматривает волнообразность распределения объема и интенсивности нагрузки, соотношение и чередование средств и методов тренировки (В.Н. Платонов, 2005).

Учет проделанной работы занимает важное место в планировании тренировочного процесса. Он бывает предварительным, текущим и итоговым.

Предварительный учет включает сведения о занимающихся, показатели контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке, данные врачебного контроля.

Текущий учет является основным видом учета, и он должен проводиться регулярно, помогая оценивать степень повышения тренированности, овладения навыками. Необходимо систематически проводить врачебно-контрольные осмотры. Важен и самоконтроль спортсменов, регулярные записи в дневнике о содержании тренировочного занятия помогают следить за отклонением от плана, учитывать самочувствие спортсмена после той или иной физической нагрузки.

Итоговый учет предполагает оценку проделанной работы. Проделанная работа суммируется, определяется ее объем, интенсивность, методы, применяемые в тренировке, количество тренировок, тренировочных дней, общее количество часов. Полученные показатели сопоставляют с данными врачебного контроля и с динамикой спортивно-технических результатов.

В годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков подготовительный период занимает большую часть времени. Для районов со средней и ровной зимой подготовительный период - это все бесснежное время года, а также начальный этап подготовки на снегу.

В этот период применяются различные методы тренировки. Одним из основных является равномерный метод тренировки. Этот метод применяется с целью постоянного и постепенного повышения уровня общей выносливости спортсменов. При использовании этого метода спортсмен не ставит перед собой задачи изменить интенсивность передвижения. По мере наступления утомления интенсивность постепенно снижается. Такой метод оказывает воздействие на улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма спортсменов, повышает способность тканей к потреблению кислорода. Интенсивность выполнения упражнений находится в пределах 30-60% от максимальной. Продолжительность выполнения упражнений составляет от одного до шести часов без отдыха. Длину преодолеваемой дистанции от занятия к занятию постепенно увеличивают, а затем – сокращают, повышая скорость передвижения по дистанции.

К равномерному методу тренировки можно прибегнуть и после участия в соревнованиях (В.С. Асатиани, 1992). Несколько таких тренировок позволяют восстановить работоспособность спортсменов после участия в напряженной соревновательной борьбе, дают отдохнуть от скоростных упражнений. Однако в соревновательном периоде длительное увлечение такими тренировками нежелательно, так как организм привыкает к работе в определенном темпе. По данным Ф.П. Суслова (1998), средствами равномерной тренировки являются: ходьба, бег, гребля, плавание, езда на велосипеде, передвижение на лыжероллерах, лыжах и другие.

Переменный метод тренировки заключается в применении упражнений с изменяющейся интенсивностью и плавным переходом от одной ее ступени к другой. Этот метод позволяет развивать общую и специальную выносливость. Длительность прохождения участков дистанции с повышенной интенсивностью не регламентируется и в большей мере определяется самочувствием спортсмена. Однако общая схема прохождения подъемов и всей дистанции планируется заранее. Интенсивность выполнения упражнений может меняться от 50 до 90% от максимальной, в зависимости от задач тренировки, а также от подготовленности спортсмена.

Интенсивность ускорений выбирается в зависимости от периода и этапа подготовки. Так, если в начале основного периода интенсивность ускорений может быть в пределах 50-70% от максимальной, то в середине его она может быть 75-90%. Это наиболее универсальный метод для всех этапов годичной подготовки. Недостатком данного метода является то, что скорость передвижения в большинстве случаев не контролируется и спортсмен не знает своих возможностей.

По данным З.Б. Белоцерковского (1997), в настоящее время ряд практиков  и научных работников лыжного спорта отдают предпочтение переменному методу тренировки, считая, что рельеф тренировочных и соревновательных трасс настолько пересечен, что равномерная работа исключается сама по себе. Ряд исследований показал преимущество применения переменного метода в тренировке лыжников-гонщиков по сравнению с другими. При этом указывается, что наибольший тренировочный эффект наблюдается тогда, когда используется метод длительной непрерывной работы. Однако какую направленность воздействия приобретает в этом случае нагрузка с различной интенсивностью, не указывается.

Л.С. Баранов (1987) считает, что объемы нагрузки, выполняемые гонщиками за одну тренировку при использовании данного метода, могут значительно превышать соревновательные нагрузки.

В процессе использования переменного метода тренировки могут решаться отдельные задачи тактической подготовки: сильное финиширование, обгон противника, передвижение со сменой лидера и прочее. При передвижении со сменой лидеров надо учитывать уровень развития скоростных качеств у того или иного спортсмена и, в зависимости от этого, назначать лидера. На тренировочном занятии спортсмен может получить задание совершить серию ускорений в конце дистанции или на подъеме.

К средствам тренировки с использованием этого метода относятся: бег, имитационные упражнения, передвижение на лыжероллерах, езда на велосипеде, гребля и другое.

Интервальный метод тренировки предусматривает многократное прохождение участков дистанции с дозированными интервалами отдыха.

Интервальный метод направлен главным образом на развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков. В спортивной практике выделяют следующие варианты тренировок с использованием этого метода:

  • на коротких отрезках, с продолжительностью выполнения упражнений от 15 до 60 секунд;
  • на средних, с продолжительностью от 120 до 180 секунд;
  • на длинных – в пределах 3-5 км.

Кроме того, в тренировке может быть использовано сочетание коротких, средних и длинных отрезков. Частота пульса в процессе выполнения работы с использованием этого метода может достигать 180 уд/мин. Паузы отдыха заполняются в основном спокойным передвижением, а их продолжительность определяется по показателю восстановления пульса, который к началу следующего повторения работы должен быть в пределах 120-130 уд/мин.

Этот метод, предполагая использование в тренировке коротких отрезков дистанции и небольших подъемов, способствует активизации анаэробных процессов. К интервальному методу тренировки можно приступать только после освоения спортсменом значительного объема нагрузки с использованием равномерного и переменного методов. Применяется он в основном в соревновательном периоде тренировки.

Повторный метод тренировки с использованием соответствующих средств (основных и специальных) способствует расширению возможностей спортсменов в проявлении скорости и скоростной выносливости. Метод заключается в повторном прохождении отрезков дистанции с соревновательной и несколько выше ее интенсивностью. Между отрезками предполагается использовать интервалы отдыха. Прохождение отрезков и продолжительность интервалов отдыха хронометрируется. Тренировка прекращается при заметном снижении скорости прохождения отрезков. Количество повторений – небольшое, до 4-5 раз, а интервалы отдыха длительные. Продолжительность интервалов отдыха подбирается таким образом, чтобы спортсмен мог выполнить каждую последующую нагрузку с максимальной скоростью (В.Н. Артамонов, 1999).

В сумме за одно занятие длина отрезков не должна превышать 112-113% длины соревновательной дистанции. Подобные тренировки являются как бы настройкой на соревновательную скорость. Несколько иную длину отрезков следует выбирать в подготовительном периоде или тогда, когда ставится задача повысить запас скорости, для прохождения более короткой дистанции в основном периоде. Для развития скоростных качеств упражнения выполняют сериями по 8-10 секунд, с интервалами отдыха 1,5-3 минуты. Во всех случаях можно рекомендовать контроль интенсивности по величине пульса. Повторные тренировки являются, как бы этапом завершения и позволяют спортсмену закрепить достигнутый уровень скорости для соревновательной дистанции. Такие тренировки наиболее целесообразны в предпоследнюю неделю накануне соревнований.

Контрольный метод тренировки применяется с целью проверки подготовленности лыжников-гонщиков. Длина отрезков на тренировках соответствует, как правило, длине соревновательной дистанции. Она может быть также несколько большей или меньшей. Спортсмены, как бы приравниваются к необходимой скорости, но предельные свои возможности раскрывают в соревнованиях. При этом можно фиксировать скорость спортсменов по кругам или на первой и второй половинах дистанции, чтобы внести последние коррективы (Ю.В. Верхошанский, 1995). Такие тренировки рекомендуется проводить на определенных, завершающих этапах подготовки к соревнованиям, за 10-12 дней до старта.

Соревновательный метод тренировки отличается высокой интенсивностью и объемом нагрузки. Он требует от спортсменов проявления максимальной отдачи сил и реализации всех видов подготовленности. По мере роста подготовленности спортсмена, количество соревнований, в которых он участвует, должно расти.

Опыт передовой практики показывает, что ни один из методов тренировки не может быть универсальным и решающим. Только правильное комплексное сочетание всех перечисленных методов, учитывая подготовленность спортсменов, уровень развития у них тех или иных качеств, можно добиться постоянного прогресса спортивных результатов.

Гипотеза. Мы предположили, что увеличение объема тренировочных упражнений, по интенсивности превышающих соревновательную нагрузку на 3,5-4%, а также рациональное применение средств тренировки, должно привести к повышению спортивно-технических результатов юных лыжников-гонщиков.


Глава 2. . ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Цель и задачи исследования

Целью настоящей выпускной квалификационной работы явилось совершенствование учебно-тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет.

Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить оптимальный объем и интенсивность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки.
  2. Выявить влияние изменения объема и интенсивности на спортивный результат.
  3. Дать практические рекомендации по планированию тренировочных нагрузок.

2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической и специальной литературы.
  2. Анализ тренировочных планов и дневников спортсменов.
  3. Педагогические наблюдения.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Контрольное тестирование различных сторон подготовленности.
  6. Диспансерное обследование.
  7. Математическая статистика.

 Анализ учебно-методической и научной литературы по лыжному и смежным видам спорта позволили выявить состояние изучаемого вопроса с позиции современных требований и взглядов.

Изучению были подвергнуты учебники, учебные пособия, научно-методические статьи, в которых освещались вопросы методики подготовки юных спортсменов в различных видах спорта. Исследованы материалы, касающиеся методики развития выносливости в процессе воспитания основных физических качеств в этапах годичного цикла, а также вопросы общей теории спортивной тренировки в ряде смежных дисциплин.

Всего в работе было использовано 50 источников. С целью совершенствования методики тренировки юных лыжников-гонщиков, был проведен анализ дневников спортсменов, документов планирования тренировочного процесса, а также протоколов соревнований.

В процессе анализа данных документов был рассмотрен статистический материал, отражающий различные стороны процесса спортивной тренировки лыжников-юношей в этапах годичного цикла.

Педагогические наблюдения проводились с целью определения эффективности применяемых методик, установления количественных и качественных показателей тренировочного процесса, объема и интенсивности нагрузок, выявления, состава наиболее эффективных средств и методов, а также контроля уровня развития физических качеств.

2.3. Организация исследования

Педагогический эксперимент являлся ведущим методом исследований, позволившим решить основные задачи, поставленные в работе. Он проводился с июня 2009 по июнь 2011 года.

В эксперименте приняли участие лыжники-гонщики Хабаровской краевой СДЮШОР в количестве 20 человек, спортсмены 1 и 2 разряда в возрасте 15-17 лет.

Перед началом эксперимента испытуемые прошли углубленное медицинское обследование (УМО) в краевом врачебно-физкультурном диспансере, по результатам которого все участники эксперимента были допущены к регулярным тренировочным занятиям и участию в соревнованиях по лыжным гонкам.

Все испытуемые по результатам контрольных тестов были разделены на две равные группы (по 10 человек в каждой). При комплектовании спортсменов по группам учитывались следующие показатели: данные УМО, уровень развития ведущих физических качеств, уровень спортивно-технических достижений.

Тренировочные планы для опытных групп "А" и "Б" были составлены на основе поурочной программы ДЮСШ и СДЮШОР по лыжным гонкам для учебно-тренировочных групп, с учетом рекомендаций специалистов по методике и организации подготовки спортсменов данного возраста (Савицкий Я.И., 1980; Сергеев Б.И., 1983; Шикунов М.И., 2005). Показатели общего объёма нагрузки циклического характера и общефизической подготовки в группах были одинаковыми (Приложение 1).

Различия в группах заключались в применении разного соотношения средств и величин тренировочных нагрузок, направленных на развитие физических качеств.

Сочетание тренировочных нагрузок в мезоциклах осуществлялось с использованием принципа их волнообразного включения. При определении методов выполнения тренировочных нагрузок мы исходили из существующих рекомендаций (В.А. Кинль, 1987; А.Д. Мехонин, 1997; А.Н. Макаров, 2002).

Все результаты были подвергнуты статистической обработке, с использованием методик, общепринятых в исследованиях по физической культуре, спорту и медицине (Б.А. Ашмарин, 1978).

Были определены следующие показатели: средняя арифметическая величина - М, стандартная ошибка средней арифметической величины - ±m, среднее квадратическое отклонение - ±σ, критерий Стьюдента ( t ), достоверность различий - Р.


Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогический эксперимент охватывал два годичных цикла подготовки юных спортсменов. В качестве экспериментального фактора в педагогическом исследовании изучалась структура тренировочных нагрузок, которая определялась соотношением циклических средств различной интенсивности. У испытуемых экспериментальной группы «А», согласно гипотезы исследования, объем тренировочных нагрузок, превышающих по интенсивности соревновательную, был увеличен на 3,5-4%. У испытуемых группы «Б» объем нагрузки аналогичного характера был оставлен без изменений.

Таким образом, спортсмены группы «А» в значительно большей степени использовали в своей тренировке скоростные упражнения, выполняемые повторным методом. При этом в подготовительном периоде в качестве средств тренировки использовались главным образом кроссовый бег, имитация попеременного двухшажного хода на отрезках 100-450 м, а в соревновательном – передвижение на лыжах на отрезках 500-1000 м.

В начале экспериментальных исследований было проведено контрольное тестирование различных сторон подготовленности испытуемых, и, как видно из таблицы 2, показатели, характеризующие физическую подготовленность испытуемых двух групп, практически не имели отличий.

Таблица 2.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ДВУХ ГРУПП  ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (t0,05 ≥ 2,10, t0,01 ≥ 2.88)

Контрольные упражнения

Группа «А»

Группа «Б»

t

P

Бег 100 м, с

14,10+0,4

14,30+0,3

2,02

>0.05

Прыжок в длину с места, см

263+2,68

257+3,45

1,98

>0.05

Бег 1000 м, с

212+10

222+12

2,07

>0.05

Кросс 5000 м, с

1188+30

1225+35

1,22

>0.05


Таблица 3.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ИСПЫТУЕМЫХ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Показатели нагрузки

Подготовительный период

Соревновательный период

За год

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «А»

Группа «Б»

Количество тренировочных дней

135

140

85

87

220

227

Общая продолжительность занятий, час.

351

364

221

226

572

590

Общий объем циклической нагрузки, км

2700

2700

1800

1800

4500

4500

Объем нагрузки различной интенсивности по отношению к соревновательной

105% и больше, км/%

95/3,5

13,5/0,5

81/4,5

16/0,9

176/3,9

30/0,7

95-100%

113/4,2

108/4,0

230/12,8

232/12,9

343/7,6

340/7,5

85-90%

1050/38,9

1153/427

826/45,9

758/42,1

1876/41,7

1911/42,5

80% и меньше

1442/53,4

1426/52,8

663/36,8

794/44,1

2105/46,8

2220/49,3

ОРУ и силовые упражнения, час

47

44,5

16

10

63

63,5

Спортивные и подвижные игры, час

68

63

24

24,5

92

87,5

Таблица 4.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ИСПЫТУЕМЫХ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Показатели нагрузки

Подготовительный период

Соревновательный период

За год

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «А»

Группа «Б»

Количество тренировочных дней

140

143

85

90

225

233

Общая продолжительность занятий, час.

364

374

221

234

585

608

Общий объем циклической нагрузки, км

3000

3000

2000

2000

5000

5000

Объем нагрузки различной интенсивности по отношению к соревновательной

105% и больше, км/%

96/3,2

18/0,6

86/4,3

22/1,1

182/3,6

40/0,8

95-100%

174/5,8

159/5,3

234/11,7

234/11,7

408/8,2

393/7,9

85-90%

1335/44,5

1425/47,5

834/41,7

818/40,9

2169/43,4

2243/44,8

80% и меньше

1395/46,5

1398/46,6

846/42,3

926/46,3

2241/44,8

2324/46,5

ОРУ и силовые упражнения, час

50

48

21

20

71

68

Спортивные и подвижные игры, час

76

80

25

23

101

103


Общий объем тренировочных нагрузок в макроциклах, количество занятий и время, затраченное на общефизическую подготовку в обеих группах, были примерно равными (таблицы 3 и 4). Различия в программах тренировки отразились на общей и специальной физической подготовленности испытуемых.

Анализ результатов в конце первого этапа педагогического эксперимента показал, что для спортсменов группы «А» были характерны более высокие темпы развития физических качеств (табл. 5).

Таблица 5.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В  КОНЦЕ ПЕРВОГО ЭТАПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

(t0,05  2,10, t0,01  2.88)

Контрольные упражнения

Группа «А»

Группа «Б»

t

P

Бег 100 м, с

13,52+0,17

14,12+0,26

2,12

<0.05

Прыжок в длину с места, см

266+1,04

263+2,03

1,97

>0.05

Бег 1000 м, с

200+29

211+22

2,03

>0.05

Кросс 5000 м, с

1172+25

1211+31

2,07

>0.05

Передвижение на лыжах 1000 м, мин., с

167+15

181+14

2,30

<0.05

Передвижение на лыжах 5000 м, с

981+26

1030+24

1,95

>0.05

Передвижение на лыжах 10000 м, с

2050+23

2117+10

2,21

<0.05

Согласно полученным данным (табл. 5) у спортсменов группы «А» были зарегистрированы более высокие показатели в беге на 100 м, передвижении на лыжах на 1000 и 10000 м (P<0,05). Результаты в беге на 100 м у лыжников группы «А» улучшились на 5,2%, передвижении на лыжах на 1000 м – на 6,2%, на дистанции 10000 м – на 6,4%, а у спортсменов группы «Б» соответственно на 2,5%, 2,8%, 3,8%.

Темпы прироста в показателях, характеризующих уровень специальной физической подготовленности у лыжников группы «А», также были выше. Контрольные испытания показали, что у лыжников группы «А» по сравнению со спортсменами группы «Б» зарегистрированы лучшие результаты на дистанциях 1000 м, 5000 м и 10000 м соответственно на 3,8%, 2,1% и 3,7%.

Более высокий уровень функционального состояния лыжников группы «А» по сравнению со спортсменами группы «Б» связан с выполнением ими большего объема нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности, существенно стимулирующих повышение максимальных функциональных возможностей.

В конце второго этапа педагогического эксперимента (второй год) у спортсменов группы «А» были зарегистрированы достоверно более высокие показатели в тестах, отражающих уровень общей и специальной физической подготовленности (табл. 6).

Таблица 6.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В КОНЦЕ ВТОРОГО ЭТАПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (t0,05  2,10, t0,01  2.88)

Контрольные упражнения

Группа «А»

Группа «Б»

t

P

Бег 100 м, с

13,27+0,19

14,0+0,18

2,92

<0.01

Прыжок в длину с места, см

287+5,3

276+3,45

2,12

<0.05

Бег 1000 м, с

192+14

202+12

2,25

<0.05

Кросс 5000 м, с

1155+27

1190+21

2,27

<0.05

Передвижение на лыжах 1000 м, с

145+8

162+7

2,38

<0.05

Передвижение на лыжах 5000 м, с

950+15

1005+26

2,37

<0.05

Передвижение на лыжах 10000 м, с

2040+21

2085+22

2,26

<0.05

Реализация установки на соразмерность развития физических качеств, предусматривающая рациональное соотношение нагрузок различной направленности, доказывает эффективность структуры тренировочных нагрузок у лыжников экспериментальной группы «А».

Таким образом, результаты проведенного двухгодичного педагогического эксперимента позволили обосновать рациональную структуру тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков первого и второго спортивных разрядов и подтвердить целесообразность увеличения объема тренировочных нагрузок по интенсивности превышающих соревновательную на 3,5-4% (табл. 7).

 Таблица 7.

СООТНОШЕНИЕ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ

Интенсивность нагрузок в % от соревновательной

Соотношение нагрузок разной интенсивности

км

%

105% и больше

175-200

3,5-4

95-100%

350-375

7-7,5

85-90%

2150-2200

43-44

80% и меньше

2250-2300

45-46


ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.   Анализ научно-методической литературы позволил установить, что в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет допустимыми являются тренировочные нагрузки в объеме 3500-4000 км у девушек и 4500-5000 км у юношей.

Подготовительный период:

  • весенне-летний этап: девушки – 550-600 км, юноши – 800-850 км;
  • летне-осенний этап: девушки – 700-750 км, юноши – 1100-1250 км;
  • осенне-зимний этап: девушки – 650-700 км, юноши – 1000-1100 км.

Всего за период: девушки – 1900-2100 км, юноши – 2900-3100 км.

Соревновательный период: девушки – 1600-1900 км, юноши – 1800-2100 км.

  1. На основании проведенных экспериментальных исследований установлено, что упражнения максимальной и субмаксимальной мощности стимулируют развитие общей и специальной подготовленности юных лыжников-гонщиков.
  2. В исследованиях доказано, что в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков первого и второго спортивных разрядов рациональная структура должна предусматривать следующие объемы тренировочных нагрузок: слабой интенсивности – 45-50%, средней интенсивности – 40-45%, высокой интенсивности – 6-8% и максимальной интенсивности – 3,5-4%.
  3. Выявлено, что увеличение объема тренировочных нагрузок, превышающих по интенсивности (скорости) соревновательную на 3,5-4%, способствует эффективному росту спортивного мастерства юных лыжников-гонщиков.
  4. На этапах круглогодичной тренировки должен выполняться постоянный врачебный контроль функционального состояния юных спортсменов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аграновский, М.А. Исследование специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков [Текст]: / М.А. Аграновский, Н.П. Забавников. – М., 1990.- 58 с.
  2. Андреев, А.П. Построение структуры и содержания тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04: / А.П. Андреев. - Малаховка. - МГАФК. - 1998. - 25 с.
  3. Артамонов, В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность [Текст]: / В.Н. Артамонов. - М.: Изд. ГЦОЛИФК.- 1999.- 21. с.
  4. Асатиани, В. С. Ошибки обмена веществ [Текст]: / В.С. Асатиани. - М.: Hayка, 1992. – 112 с.
  5. Асатиани, В. С. Химия крови [Текст]: / В.С. Асатиани. - М.: Знание, 1991. – 51 с.
  6. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст]: / И.В. Аулик. –М.: Медицина, 1979. – С. 122-127.
  7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
  1. Ашмарин, Б.А. Быстрые методы статистической обработки и планирования эксперимента [Текст]: / Б.А. Ашмарин, Н.Н. Васильев, В.А. Аморосов. - ЛГУ, 1981.
  2. Баранов, Л.С. Совершенствование навыков стрельбы у лыжников-биатлонистов [Текст]: дисс… канд.. пед. наук: 13.00.04: / Баранов Леонид Семеневич. – Киев, 1987. –с. 103-107.
  1. Белоцерковский, З. Исследование физической работоспособности с помощью специфических нагрузок [Текст]: журнал «Теория и практика физич. культуры» / З.Б. Белоцерковский, В.Л. Карпман, А.А. Кириллов. - 1997. - № 4. - С.25-27.
  2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст]: / Ю.В. Вехошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 176 с.
  3. Власов, Н.Г. Развитие специальной выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков на основе предельных мышечных нагрузок, выполняемых повторным методом в годичном цикле [Текст]: Дисс. .... канд. пед. наук: 13.00.04: / Н.Г. Власов. – М.: ГЦОЛИФК. - 1998. - 24 с.
  4. Волков, В.М. Физиологические аспекты современного спорта [Текст]: спорт в современном обществе под общ. ред. Выдрина В.М. –М.: Физкультура и спорт, 1990. -С.187.
  1. Гилязов, P.Г. Особенности развития силы и выносливости лыжников-гонщиков в структуре многолетней тренировки [Текст]: журнал «Лыжный спорт» / Р.Г. Гилязов. -1994. -Вып. 2. –С.18-20.
  2. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст]: / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -136 с.
  1. Городецкий, В.В. Экономичность обеспечения предельной мышечной деятельности у спортсменов, тренирующихся на выносливость и её клиническое значение [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук :13.00.04: / В.В. Городецкий. - М., 1993. -23 с.
  2. Грушин, А.А. Направленность тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков в подготовительном периоде [Текст]: сборник: Совершенствование методики обучения и тренировки лыжников-гонщиков / А.А. Грушин. - Великие Луки: ВЛИФК. - 1996. - 43 с.
  3. Гущина, И.В. Методика тренировки биатлонисток высшей квалификации в подготовительном периоде [Текст]: / И.В. Гущина, Л.Н. Корчевой, Н.С. Загурский. В кн. Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке: сборник научных трудов / под общей ред. В.П. Каргаполова, С.С. Добровольского, В.А. Нестерова. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ-ДВГАФК, 2006. – Вып. 8. – С. 24-28.
  4. Евстратов, В.Д. Лыжный спорт [Текст]: учебное пособие для техникумов физической культуры: / В.Д. Евстратов, Б.И. Сергеев, Г.Б. Чукардин. – М., 1999. – 219 с.
  1. Евстратов, В.Д. Экспериментальное обоснование методики дозирования объёма и интенсивности тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у лыжников-гонщиков 17-19 лет [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04: / В.Д. Евстратов. - Л., 1976. -20 с.
  2. Егоров, А.Д. Квалификация реакций организма человека, развивающихся в условиях микрокосмоса [Текст]: Авиакосмическая и экологическая медицина /А.Д. Егоров. - 1996.- т.30. -№4. -с. 14-16.
  3. Жилкина, А.П. Экспериментальное исследование методики воспитания общей выносливости у лыжниц-гонщиц 11-14 лет [Текст]: дисс… канд… пед. наук: 13.00.04: / А.П. Жилкина.- Л., 1992. – с. 98-102.
  4. Кизько, А.П. Управление тренировочным процессом лыжников-гонщиков на основе критериев функциональной подготовленности [Текст]: дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.04: / А.П. Кизько. - Омск: ОГИФК. - 1995. - 24 с.
  5. Кожевников, В.В. Тренировка лыжника-гонщика [Текст]: / В.В. Кожевников.- Физкультура и спорт, 1994. – 105 с.
  6. Корчевой, Л.Н. Совершенствование подготовки квалифицированных спортсменов в лыжных гонках и биатлоне [Текст]: / Л.Н. Корчевой, И.В. Гущина.- Хабаровск, 2009. – 88 с.
  1. Корчевой, Л.Н. Соотношение средств подготовки, направленных на развитие скоростной и силовой выносливости у биатлонистов 16-18 лет [Текст]: дисс... канд. пед. наук: 13.00.04: / Корчевой Леонид Николаевич; [Ленинградский ин-т физ. культуры].- Л., 1989.- 20с.
  2. Кубеев, А.В. Оценка специальной работоспособности в длительных локомоциях (на примере лыжных гонок) [Текст]: дисс.....канд. пед. наук: 13.00.04: / А.В. Кубеев. - М: ГЦОЛИФК. - 1993. - 23 с.
  3. Кучкин, С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности [Текст]: / С.Н. Кучкин - Волгоград:  Здоровье.-1994.-  112. с.
  1. Локтионов, С.А. Лыжный спорт в программе физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений [Текст]: / С.А. Локтионов. – М.: Наука, 2000. – 28 с.
  2. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции. Техника, тактика, тренировка [Текст]: / А.Н. Макаров. - М.: Физкультура и спорт, 2002. – 42 с.
  1. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков [Текст]: / В.Н. Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 64 с.
  1. Мехонин, А.Д. Подготовки лыжника в условиях среднегорья [Текст]: / А.Д. Мехонин. – Киев: Здоровье, 1997. – 64 с.
  2. Набатникова, М.Я. Специальная выносливость спортсмена [Текст]: / М.Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 1992.-289 с.
  3. Основы математической статистики [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры. – 1990. – 183 с.
  4. Пивоваров, В.И. Подготовка лыжников в условиях среднегорья [Текст]: / В.И. Пивоваров. – Киев: Здоровье, 2002. – 76 с.
  5. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст]: / В.Н. Платонов.– К.: Олимпийская литература, 1997. – 583с.
  6. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст]: / В.Н. Платонов.- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 236с.
  7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст]: / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
  8. Платонов, В.Н. Физическая подготовка спортсмена [Текст]: / В.Н. Платонов, М.М. Булатова.– К.: Олимпийская литература, 1995. – 320с.
  9. Сенченко, В.В. Режимы тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков на основе их функциональной подготовленности [Текст]: / В.В. Сенченко.  –    С-Пб., 2002. – 36 с.
  10. Суслов, Ф.П. Подготовка сильнейших бегунов мира [Текст]: / Ф.П. Суслов. -Киев, Здоровье, 1990.
  11. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта [Текст]: учебное пособие для училищ олимпийского резерва; под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова.- М., 1997.- 416с.
  12. Суслов, Ф.П. Подготовка юных бегунов [Текст]: / Ф.П. Суслов. – Киев: Здоровье, 1998. – 51с.
  13. Тютюков, В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе [Текст]: учебное пособие; под ред. В.Г. Тютюкова.— Хабаровск.: Изд-во Хабаровского ГИФК, 1995. - 112с.
  14. Фарбей, В.В. Теория и методика спортивной тренировки в лыжном спорте (на примере лыжных гонок и биатлона) [Текст]: под ред. В.В. Фарбей, И.Е. Токаревой. – Санкт-Петербург: «Образование», 1997.-89 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА 2 ЭТАПЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Средства подготовки

июнь

июль

авг.

сент.

окт.

всего

Переменный бег с имитацией, км (при ЧСС 145-190 уд/мин.)

90

96

124

234

34

578

Прыжковая имитация в подъем, км (при ЧСС 155-185 уд/мин.)

14

34

46

6

100

Передвижение на лыжероллерах, км  (при ЧСС 145-175 уд/мин.)

340

550

540

440

150

2000

Приложение 2.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

НА 3 ЭТАПЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Средства подготовки

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Передвижение на лыжах, км

сильной интенсивности  (ЧСС 180±10)

20

25

45

средней интенсивности (ЧСС 160±10)

100

350

250

700

слабой интенсивности (ЧСС 140±10)

300

620

150

1070

Приложение 3.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

НА 3 ЭТАПЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Средства подготовки

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Передвижение на лыжах, км

слабой интенсивности

(ЧСС 140±10 уд/мин.)

330

600

150

1080

средней интенсивности

(ЧСС 160±10 уд/мин.)

80

384

277

741

сильной интенсивности

(ЧСС 180±10  уд/мин.)

-

25

24

49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные упражнения технической подготовки юных лыжников

Методика обучения учащихся лыжной подготовки...

Развитие физических качеств юного лыжника-гонщика

Развитие физических качеств юного лыжника-гонщика...

Повышение физической подготовки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде годичного цикла на этапе совершенствования спортивного мастерства.

 Программа составлена на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденные приказом Минспорта РФ от 14 марта 2013 г № 111. Программа содержит на...

Опыт работы «Методика развития общей выносливости у лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде годичного цикла»

Актуальность исследования. Особенностью лыжных гонок является, экстремальный характер соревновательной деятельности, активное противодействие соперника и острый лимит для осуществления технико-тактиче...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

Духовно-нравственное и патриотическое  развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социал...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ИХ СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Обусловлена рациональная структура объема тренировочных нагрузок различной интенсивности в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков, за счет применения работы с интенсивностью, превышающей сор...

«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ».

СодержаниеВведение.Методы развития скоростно-силовых способностей юных лыжников – гонщиков.Специальная скоростно-силовая подготовка.Метод круговой тренировки.Интервальный метод.Контрольный метод...