НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»
проект по краеведению на тему

Климочкина Татьяна Евгеньевна

Духовно-нравственное и патриотическое  развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Проект ориентирован на обучающихся «УОР № 5», возраст обучающихся 12-20 лет, направлен на создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания, развития творческого потенциала, посредством изучения биографии Василия Карцева, для формирования духовно эмоциональной сферы обучающихся.

Проект имеет практическую значимость и может быть использован в работе педагогов других общеобразовательных учреждений.

Научно-исследовательский проект: направлен на эффективное использование историко-спортивного  ресурса Егорьевского района Московской области для включения учащейся молодежи в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе с целью создания материалов о легендарном футболисте, уроженце города Егорьевска Василии Карцеве и использовании их в образовательном и воспитательном процессах.

   Проблема патриотического воспитания молодежи  стала одной из наиболее актуальных, приобретает новые характеристики, появились новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации. В связи с этим значительно возросла роль проектов, в рамках которых происходит духовно-нравственное и патриотическое становление  молодежи.

    Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Подобные проекты, организованные целенаправленно, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания молодежи, переходящего в убеждения и становящегося качеством личности.

    Так, знакомясь с жизнью Василия Карцева, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, воспитывается чувство гордости за свою профессию, училище,  уважение к представителям малой родины.

 

Основные организованные виды деятельности обучающихся (методы, исследуемые в рамках данного проекта):                    

- «исследовательское задание» -  социологический опрос, сбор и  систематизация информационных материалов о Василии Карцеве;

- «творческая деятельность» - создание фильма о Василии Карцеве с использованием систематизированных материалов, полученных в исследовательской работе, создание стенда о спортсмене, организация музея спортивной славы;                       

- «методическая деятельность» - систематизация материалов, разработка модели нравственного и гражданско-патриотического воспитания с использованием кинофильма и биографических сведений о В. Карцеве (организация семинаров, МО и.т.п);


- «социальная журналистика» - проведение анкетирования участников проекта (на «входе» и «выходе») как диагностического инструментария для исследования результатов гражданско-патриотического  образования. 

Проведенная экспериментальная работа в рамках проекта покажет эффективность комплексного (учебное исследование и практика) подхода в процессе гражданско-патриотического  и духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами кино и краеведения патриотического направления. 

Участники проекта получат практическую возможность получить навыки коммуникативной культуры и гражданского участия в жизни местного сообщества. Собранный материал может применяться в других образовательных     учреждениях. И как конечный результат – присвоение ГБПОУ МО «УОР № 5» имени Василия Карцева.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области  «Училище (техникум) олимпийского резерва № 5»

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА  И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

Автор проекта                                         заместитель директора  

                                                       ГБПОУ МО «УОР № 5» Климочкина Т.Е.

                                                                       

 

г. Егорьевск 2016 г.

Содержание

  1. Введение ………………………………………………...............................3
  2. Анализ ситуации……………………………...............................................5
  3. Основная часть…………………………………………............................10
  1. Особенность, специфика, новизна,  документальная обоснованность………………………………………………………..10
  2. Проблема, противоречия……………………………………………...11
  3. База, объект, предмет исследования…………………………………11
  4. Гипотеза, цель, задачи проекта……………………………………….12
  5. Теоретико-методологическая основа проекта……………………….13
  6. Этапы…………………………………………………………………...13
  7. План-график проектных работ……………………………………….16
  8. Финансовое обеспечение……………………………………………...19
  9. Риски и их минимизация……………………………………………...20
  10. Ожидаемые результаты……………………………………………….20
  1. Заключение………………………………………………………………..22
  2. Библиографический список………………………………………………25
  3. Приложения……………………………………………………………….27

  1. Введение.


Проект «Личность спортсмена Василия Карцева как пример патриотизма  и средство воспитания юных футболистов»

Духовно-нравственное и патриотическое  развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Проект ориентирован на обучающихся «УОР № 5», возраст обучающихся 12-20 лет, направлен на создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания, развития творческого потенциала, посредством изучения биографии Василия Карцева, для формирования духовно эмоциональной сферы обучающихся.

Проект имеет практическую значимость и может быть использован в работе педагогов других общеобразовательных учреждений.

Научно-исследовательский проект: направлен на эффективное использование историко-спортивного  ресурса Егорьевского района Московской области для включения учащейся молодежи в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе с целью создания материалов о легендарном футболисте, уроженце города Егорьевска Василии Карцеве и использовании их в образовательном и воспитательном процессах.

   Проблема патриотического воспитания молодежи  стала одной из наиболее актуальных, приобретает новые характеристики, появились новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации. В связи с этим значительно возросла роль проектов, в рамках которых происходит духовно-нравственное и патриотическое становление  молодежи.

    Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Подобные проекты, организованные целенаправленно, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания молодежи, переходящего в убеждения и становящегося качеством личности.

    Так, знакомясь с жизнью Василия Карцева, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, воспитывается чувство гордости за свою профессию, училище,  уважение к представителям малой родины.

Основные организованные виды деятельности обучающихся (методы, исследуемые в рамках данного проекта):                    

- «исследовательское задание» -  социологический опрос, сбор и  систематизация информационных материалов о Василии Карцеве;

- «творческая деятельность» - создание фильма о Василии Карцеве с использованием систематизированных материалов, полученных в исследовательской работе, создание стенда о спортсмене, организация музея спортивной славы;                        

- «методическая деятельность» - систематизация материалов, разработка модели нравственного и гражданско-патриотического воспитания с использованием кинофильма и биографических сведений о В. Карцеве (организация семинаров, МО и.т.п);


- «социальная журналистика» - проведение анкетирования участников проекта (на «входе» и «выходе») как диагностического инструментария для исследования результатов гражданско-патриотического  образования. 

Проведенная экспериментальная работа в рамках проекта покажет эффективность комплексного (учебное исследование и практика) подхода в процессе гражданско-патриотического  и духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами кино и краеведения патриотического направления. 

Участники проекта получат практическую возможность получить навыки коммуникативной культуры и гражданского участия в жизни местного сообщества. Собранный материал может применяться в других образовательных     учреждениях. И как конечный результат – присвоение ГБПОУ МО «УОР № 5» имени Василия Карцева.                

  1. Анализ ситуации.

В современных условиях модернизации образования актуализируется задача подготовки активной, целеустремленной, творческой, гуманной личности, проявляющей высокий уровень  гражданских и патриотических  чувств, духовно-нравственной культуры, адаптивной к складывающимся в обществе нормам и ценностям, к жизнедеятельности, сопряженной с большим количеством стрессовых,  кризисных ситуаций, способной их конструктивно преодолевать.

Новый техногенный мир и мир современных достижений, в том числе в области спорта, особо выделяет вопрос морали, поскольку именно с нравственной основы начинается формирование человеческой личности.

Проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - педагогам, психологам, воспитателям. Ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности подрастающего поколения.     

Для спорта набор ценностей, основанных на морали, не менее важен, чем самые высокие его достижения. Традиции и выживание спорта зависят во многом от пути, по которому пойдут спортсмены. Не стоит замалчивать современную ситуацию, допускающую отрицание морали, попытку ориентироваться на другие ценности, в частности допинг. Многие ученые размышляют над вопросом: что будет наполнять профессиональную этику спортсмена в XXI веке?

Современная статистика приводит все новые данные, наводящие на грустные мысли. Постепенно спортивный мир может совершить революцию в сознании, осуществив подмену ценностей. Это приведет к тому, что це-ниться будет не трудность пути к победе, а наоборот, легкость и обходные маневры. Произойдет ли это на самом деле? На эту тему можно долго вести философские беседы, но, возможно, чтобы выявить современные тенденции нравственности и морали, следует исследовать их сущность. С возрастанием роли нравственных начал в обществе сама жизнь требует от каждого молодого человека прежде всего воспитания собственной нравственности, поскольку вести человечество к нравственному идеалу следует путем не внешнего принуждения, а свободы. Одной из самых важных задач в среде молодых людей является развитие личности и определение жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Способно ли современное общество найти философский смысл этики в спорте? Безусловно, эта задача должна решаться и педагогическими, и психологическими средствами. Необходимо формировать у молодежи адекватные представления о себе, своих познавательных возможностях

и эмоционально-личностных особенностях, а также окружающих людях.

Особое место в приоритетных направлениях по воспитанию подрастающего поколения государство  отводит гражданско-патриотическому воспитанию.  Это доказывают слова В.В. Путина, сказанные на встрече  с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи:          «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

«Нам нужны живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов».

           «Все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпиадах, на Паралимпийских играх, на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно, является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма»

Системный кризис в образовании страны, обозначившийся в последние десятилетия XX века, и его последствия в последующие годы перестроечного периода России, создавший вакуум воспитания и ценностных ориентаций, заставили нас пересмотреть и оценить весь духовный потенциал, накопленный в прошлые столетия. Ведь, чтобы строить что-то новое надо знать и оценить известный опыт. А это требует ретроспективного анализа ценностей и приоритетов, исходящих из жизни и деятельности выдающихся людей. Они всегда выражали дух времени и приоритетные ценности общества.

Педагогическое диагностирование нынешнего состояния воспитанности современной молодежи показывает, что очень низок духовный уровень молодежи. Анализ публикаций в периодической печати подтверждает эти результаты.

24 марта 2014 года в пос. Кабардинка состоялся IX Благовещенский православный форум, на котором поднимался вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся.

Хочется отметить выступление архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского мужского монастыря. Его речь была посвящена проблеме патриотического воспитания на примере героев.

В первой части своего выступления он обозначил те базовые ценности, которые ставит сегодня на первое место молодёжь:

  1. На первом месте – Здоровье
  2. На втором месте - Качественное жильё
  3. За ним следует - Семья
  4. Четвёртую строчку рейтинга занимают - Деньги, материальные блага
  5. На пятом месте - Безопасность
  6. Шестую строчку хит-парада базовых ценностей занимает - Возможность получить высокооплачиваемую интересную работу
  7. На седьмом месте - Друзья
  8. И последняя в списке - Любовь к Родине

Отец Тихон  говорит: «Ничто не настораживает нас? Если главные ценности молодёжи не сегодня действительно таковы, то положение весьма и весьма проблемное. Ведь если перевести эту иерархию ценностей с социологического языка на русский, то мы услышим: «Обеспечьте мне качественное образование, высокооплачиваемую работу, безопасность, достойное жильё, всё, для поддержания здоровья, и тогда мы с моими друзьями будем любить Родину».

Вот эти базовые ценности уже сформированы сегодня, продолжать их взращивать нет смысла. Так какие же тогда высшие ценности должны мы воспитывать у подрастающего поколения? А воспитывать мы должны высшие ценности. Что же это за высшие ценности? «Это милосердие, доброта, мужество, жертвенная любовь к людям и Отечеству, мудрость, верность, бескорыстие, справедливость, скромность. Все эти качества так хотят видеть большинство родителей в своих детях! Забвение и непонимание значимости этих ценностей приводит к трагическим последствиям, к разрыву между поколениями и людьми. Именно их воспитание и культивирование должно стать предметом молодёжной политики» - утверждает отец Тихон.

Но только вот вопрос в том, как воспитывать эти качества? Никакие наши доклады, морали, нравоучения и проповеди здесь совершенно не работают, более того, они вызывают у молодёжи отторжение и стойкую аллергию. Так как же воспитывать в наших детях нравственные ценности? Вопрос остаётся.

В своём выступлении отец Тихон указал конкретный путь. И этот путь –воспитание на примере героев. 

Хочется процитировать слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди…»

Патриотическое воспитание молодёжи невозможно без наглядного примера. Всю нашу историю будущие воины воспитывались на примере подвигов былинных богатырей, а также реальных людей, героев, которых народ помнил столетиями – князей Святослава, Александра Невского и Дмитрия Донского, воевод Евпатия Коловрата, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Образцом для подражания чуть позже стали Суворов и Кутузов, Нахимов и Ушаков, другие знаменитые наши военачальники и флотоводцы.
Миллионы детей в Советском Союзе воспитывались на подвигах героев Великой Отечественной войны – Матросова, Гастелло, Зои Космодемьянской, панфиловцев, павших в битве за Москву, и многих других. В каждой деревне был свой герой, а общим символом павших в войне стала Могила Неизвестного Солдата в Москве.
Активное участие в патриотическом воспитании молодёжи до сих пор принимают оставшиеся в живых ветераны. Конечно, участникам Великой Отечественной войны в наши дни уделяется значительно больше внимания, чем ещё несколько лет назад. Их приглашают на мероприятия, поздравляют, стремятся улучшить условия жизни, и эти люди, без сомнения достойны этого.

В мире спорта, несомненно,  примерами для подражания, героями,  выступают легендарные личности спортсменов. Именно на них равняются молодые спортсмены, стараются подражать им. Поэтому данное средство воспитания эффективно используется многими педагогами, работающими в спортивной сфере. Но вместе с тем,  многие спортсмены, внесшие когда-то огромный вклад в развитие отечественного спорта,  незаслуженно забыты.
Настала пора восстановить справедливость! Их имена  должны помнить! Давайте не будем забывать таких людей и тогда примеров, которым захочет подражать молодёжь –  станет гораздо больше.

Важным этапом на пути возрождения системы патриотического воспитания молодежи стала разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Её основные программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» еще раз подчеркивает   актуальность данного проекта.

В рамках реализации данной программы и других государственных документов, определились основные направления развития государственной системы патриотического воспитания граждан России, где главный акцент сделан на работу образовательных учреждений. Ими выступают определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащение содержания патриотического воспитания; развитие форм и методов воспитания на основе новых информационных технологий; усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин, необходимость применения инновационных форм педагогического воздействия на будущего спортсмена, повышение его теоретической и практической подготовки и сформированности патриотизма и гражданственности, связанных с деятельностью по отстаиванию интересов государства на футбольных полях.

Отмеченные выше направления в современных условиях актуализируют сегодня вопрос гражданско-патриотического воспитания юных спортсменов. Однако процесс создания новой системы гражданско-патриотического воспитания, соответствующей реалиям сегодняшнего дня, идет медленно и трудно.

В педагогической науке и практике накоплен богатый опыт гражданского воспитания, отраженный во взглядах таких отечественных мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, а также видных педагогов – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.И. Ильина. Вопросы современного нравственного воспитания и гражданственности освещены в работах А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Р.Ш. Гизатуллина, И.М. Дуранова, Г.Н. Филонова и др.

Отражением значительных изменений, которые произошли и продолжаются в российском обществе, стали исследования новых подходов к пониманию сущности, содержания современного патриотического воспитания в работах С.В. Анохина, А.В. Барабанщикова, Н.А. Белоусова, В.И. Вдовюка, А.Н. Вырщикова, П.Н. Городовай, В.П. Давыдова, Н.М. Конжиева и др.

В работах ученых активно исследуются вопросы, связанные с расширением средств патриотического воспитания. Ими выступают: телевидение (М.В. Ахвледиани); средства культурно-досуговой работы (И.В. Мелчакова), ритуалы и символика (Р.Н. Бобков, Х.Г. Голотвин), музеи (Д.А. Ванштейн), средства игровой деятельности (А.С. Никулина), русские культурно-исторические традиции (М.А. Сиволобова и др.), средства туризма и краеведения (Д.С. Сенюк).

Однако, как показывает проведенный теоретический анализ, мало изученным в науке остается такое средство патриотического воспитания, как кино.

Киноискусство, его виды и средства широко исследуются различными авторами в области культуры (А.И. Арнольдов, М.С. Каган Л.Н. Коган, Н.С. Розов, Э.В. Соколов, Н.З. Чавчавадзе и др.). Воспитательные возможности киноискусства, как интегративного и массового, подтверждаются трудами М.Н. Андроникова, В. Баскакова, И.В. Вайсфельда, Е.И. Востокова, С.Я. Гинсбурга, Л.Н. Дороговой, К.А. Разлогова, А.Ф. Федорина и др.

В то же время исследование кино как педагогического средства патриотического воспитания молодежи осуществляется недостаточно, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы и научно-методические исследования по применению кино как воспитательного средства на занятиях гуманитарных дисциплин и внеурочной деятельности. Как уже говорилось раннее, примером для подражания у юных спортсменов являются люди, добившиеся успехов в спортивной деятельности. В настоящее время создано большое количество российских и зарубежных  кинофильмов как художественных, так и документальных о спортсменах,  достойных подражания. (Приложение 1)

Работая над проектом мы решили объединить такие средства патриотического воспитания как пример выдающейся личности и киноискусство и не просто взять готовые фильмы российского и отечественного кинематографа, а провести большую исследовательскую работу по сбору материала и  созданию фильма о легендарном футболисте Василии Карцеве, уроженце города Егорьевска,  включив его впоследствии в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся  нашего училища.

  1. Основная часть.

3.1. Особенность, специфика, документальная обоснованность проекта.

Особенность данного проекта в том, что в процессе работы над проектом обучающиеся вовлекаются в социально-значимую деятельность по изучению личности футболиста Василия Карцева, воспитывается  чувство гордости и патриотизма, формируется активная жизненная позиция, нравственные и духовные ценности.

Специфика данного проекта позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания.

Новизна проекта заключается в том, что всесторонне проанализирована проблема влияния биографического материала, духовного опыта старшего поколения, жизни и деятельности выдающегося спортсмена.Обучающиеся вовлечены в совместную творческую деятельность по созданию фильма об известном футболисте.

Документальная обоснованность.

Проект составлен в соответствии с документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015,  2016-2020 годы»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
  • Государственноая программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»,  подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику»
  • Программа развития воспитательной системы в ГБПОУ МО «УОР № 5»
  • Целевые программы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся ГБПОУ МО «УОР № 5»


  1. Проблема, противоречия.

Исследование проблемы воспитания нравственности и патриотизма на примере жизни и деятельности выдающихся спортсменов представляет в нынешний период значительный интерес не только в научном, но и в практическом плане.

На основе вышеизложенного была сформулирована проблема настоящего исследования, заключающаяся в поиске модели и педагогических условий гражданско-патриотического и духовно-нравственного  воспитания юных спортсменов посредством кино, где запечатлена личность известного спортсмена,  применительно к гуманитарным дисциплинам и внеурочной деятельности.

Таким образом, сегодня объективно существуют следующие противоречия между:

  • возросшими требованиями общества к гражданско-патриотическому и духовно-нравственному  воспитанию будущих спортсменов, соответствующему духу современного  времени, и сохраняющимися подходами к его организации в УОР, не обеспечивающими должного развития высокой социальной активности юных спортсменов, их гражданской ответственности, патриотизма;
  • высоким воспитательным потенциалом киноискусства и недостаточным применением его как педагогического средства патриотического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту;

- насущной потребностью УОР в расширении применяемых учебно-воспитательных средств и отсутствием научно-методического обоснования моделей гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания юных спортсменов посредством кино на примере гуманитарных дисциплин и внеурочной деятельности. А ведь кино – очень мощное  средство воздействия на сознание подрастающего поколения. Многие молодые люди, благодаря героям кино определяют для себя жизненные ориентиры. Наша задача воспитывать молодое поколение на правильных примерах киноискусства, объяснять это воспитанникам, так как зачастую они выбирают себе неправильных кумиров. Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также её военной и политической мощи.

Повышение интереса молодёжи к физкультуре и спорту, воспитание чувства патриотизма, возможно благодаря изучению биографии великих русских спортсменов, внесших вклад в развитие спорта и прославивших нашу державу и запечатленных в кинематографе.

Осознание значимости проблемы и недостаточная её теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Личность спортсмена Василия Карцева как пример патриотизма  и средство воспитания юных футболистов»

  1. База, объект, предмет исследования.

         База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области  «Училище (техникум) олимпийского резерва № 5»

Объект исследования: воспитательный процесс в УОР № 5»

Предмет исследования: педагогические условия патриотического и духовно-нравственного воспитания юных спортсменов на примере жизни и деятельности советского футболиста Василия Карцева,  запечатленного в кино.

  1. Гипотеза, цель, задачи проекта.

Гипотеза исследования: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание юных спортсменов «УОР № 5» будет более эффективно, если

1) в образовательный процесс будет внедрена специально разработанная структурно-функциональная модель рассматриваемого вида воспитания;

2) на примере гуманитарных дисциплин и внеурочной деятельности реализован комплекс организационно-педагогических условий, направленный на эффективное функционирование разработанной модели, который вбирает в себя:

  • расширение сферы воздействия примера личности Василия Карцева, запечатленного в  кино на формирование патриотического самосознания будущих спортсменов путем сочетания его с дополнительными педагогическими средствами;

- обеспечение гармонизации личностного самоопределения юных футболистов, как будущих тренеров-преподавателей, на основе согласования их ценностных отношений.   

 

 Цель исследования: Повышение нравственного и патриотического

сознания юных футболистов посредством разработки и апробации модели воспитания на примере личности Василия Карцева, запечатленного в кино.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические предпосылки гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания юных на примере известных личностей  посредством кино и определить характерные черты изучаемого процесса в период изменяющейся России.

 Выявить методологические основы, ценностно-смысловые и      теоретические ориентиры духовного опыта старшего поколения, биографического материала выдающихся спортсменов в патриотическом воспитании школьников и студентов:

- изучение теории по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи;

- анализ периодической печати по данному вопросу.

  1. Определить уровень воспитанности обучающихся, выявить проблемы:

- диагностирование уровня воспитанности обучающихся училища, анализ динамики;

- проведение социального опроса обучающихся УОР на предмет выявления кумиров, образцов для подражания, базовых ценностей.

  1. Организовать инициативную группу по сбору теоретического материала о жизни и профессиональной деятельности Василия Карцева. Наметить план действий.
  2. Собрать необходимый материал для создания фильма:

- организовать переписку, встречи с родственниками Василия Карцева на предмет сбора информации.

  1. Создать фильм о Василии Карцеве.
  2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить на примере гуманитарных дисциплин и внеурочной деятельности комплекс организационно-педагогических условий и методику патриотического и духовно-нравственного воспитания юных спортсменов  посредством кино.

Разработать методическое обеспечение патриотического и духовно-нравственного  воспитания будущих спортсменов в УОР посредством кинофильма о  личности Василия Карцева. 

  1. Создать стенд о спортсмене.
  2. Организовать музей спортивной славы.
  3. Наладить связь с ф/к «Динамо» Москва, ф/к «Локомотив» Москва, ф/к «Рязань» для организации ежегодных турниров памяти имени Василия Михайловича Карцева
  4. Поставить вопрос перед Учредителем о присвоении училищу имени Василия Карцева.

  1. Теоретико-методологическая основа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:  Концепция и Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации,  идеи аксиологического подхода в воспитании и формировании сознания (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, В. И. Додонов, М.С. Каган, Б.Г. Лихачев, В.А. Сластенин и др.); философская теория ценностей (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, П.К. Флоренский и др.), в рамках которой человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; концептуальные идеи целостного педагогического процесса (B.C. Ильин, В.В. Краевский, A.M. Саранов, ILK. Сергеев), исследования, посвященные сущности патриотизма (H.A. Баранов, В.Г. Белинский, H.A. Бердяев,А.К .Быков, C.B. Дармодехин, A.C. Калюжный, Л.П. Карсавин, В.И. Лутовинови др.); труды по патриотическому воспитанию учащейся молодежи (М.Н. Алиев, М.П. Будский, А.Н. Выдрин, А.Н. Вырщиков, З.Т. Гасанов, И.Н. Глазунова, A.A. Глебов, В.Н. Лутовинов, Д.М. Маллаев, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрма-гомедов, П.А. Омарова, И.М. Раджабов, С.Т. Тучалаев и др.); деятельностныйподход к развитию и обучению школьников (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер и др.), основные положения системного подхода (С.И. Архангельский, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г Юдин и др.), акмеологического (А.А. Деркач, В.И. Долгова, П.Т. Долгов, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), аксиологического (С.Г. Вершловский, Н.С. Розов, А.В. Кирьякова, Е.Н. Шиянов др.) подходов; труды по культуре и искусству (А.И.Арнольдов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.Г. Недосекина, Н.С. Розов, Э.В.Соколов, Н.З. Чавчавадзе и др.).

Особое значение для нашего исследования имели концепции патриотического воспитания молодежи (А.С. Ахиезер, И.И. Валеев, В.В. Дьяченко, Г.В. Здерева, Н.В. Иполитова, В.И. Лутовинов и др.), теории и концепции патриотического воспитания (С.В. Анохина, А.В. Барабанщиков, Н.А. Белоусов, В.И. Вдовюк, А.Н. Вырщиков, П.Н. Городова, В.П. Давыдов, Н.М. Конжиев, В.И. Лесняк и др.), концепции гражданского воспитания (А.В. Беляев, А.С. Гаязова, Р.Ш. Гизатуллина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Г.Н. Филонов и др.), труды по киноискусству (М.Н. Андроников, В. Баскаков, И.В. Вайсфельд, Е.И. Востоков, С.Я. Гинсбург, И.Н. Гращенкова, Л.Н. Дорогова, К.А. Разлогова, А.Ф. Федорина и др.), идеи профессионально-личностного самоопределения и развития (О.С. Газман, И.С. Кон, Н.Н. Лебедева, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Савва и др.), работы по педагогическому моделированию (В.М. Монахов, Н.А. Норенкова, В.И. Слободчиков, Н.О. Яковлева и др.).

  1. Этапы исследования.

Исследование  по выбранной проблеме осуществляется с 2011 года и рассчитано на шесть  лет,  с 2011 года в три этапа с 2011 по 2017 гг.

На первом этапе поисково-теоретическом (2011 гг.) была определена проблема исследования, уточнялись объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат исследования. Изучались философская, психолого-педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ учебных стандартов, планов, программ по исследуемой проблеме с целью анализа ее состояния в теории и практике спортивных учебных заведений. Выявлено положительное влияние киноискусства на воспитание подрастающего поколения, составлен каталог отечественных и зарубежных фильмов, в которых рассказывается о судьбах спортсменов, для дальнейшего использования в воспитательном процессе. (Приложение 1)  В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала: диагностика уровня воспитанности (Приложение 2), социологический опрос. (Приложение 3)

Диагностика уровня воспитанности проводилась по опроснику Т.И.Шамовой «Оценка социального развития учащихся».

Анализ проведен среди учащихся 1998 года рождения.

Проанализированы данные показателя «Нравственная позиция» в неё вошли такие показатели личности как: человек + общество + природа, уважение государственных символов и традиций, бережное отношение к истории своего народа, готовность к сознательному выбору профессии, становление собственного характера, понимание духовных ценностей.

Учитывая особенности возрастного, социального и психологического развития сделаны следующие выводы:

2009- 2011 год – возраст обучающихся 11-13 лет. Это критический период психологического развития, возраст «пубертанта». Становление самосознания и нравственного самоопределения. При этом очень сильное несоответствие между уровнем притязаний на взрослость и реальным личным поведением, что ярко видно на диаграмме. (Приложение 2)

Социологический опрос был проведен среди обучающихся УОР № 5». (Приложение 3)

В анкетирование по определению базовых ценностей участвовали 122 человека. В анкете предлагалось распределить базовые ценности по восьми позициям. На первое место поставить наиболее значимые, далее по убывающей:

Качественное жилье, Безопасность, Здоровье, Семья, Материальные блага, Возможность получить высокооплачиваемую работу, Друзья, Любовь к Родине

При анализе анкеты было выявлено, что наиболее значимыми для наших ребят (первые четыре позиции) являются семья, здоровье,  любовь к Родине и друзья. Это и есть те базовые ценности, которые позволяют говорить о нравственном и патриотическом развитии человека. И по результатам мы видим, что у обучающихся «УОР № 5»процесс становления личности протекает в нужном направлении.

 По второй позиции анкетирования опрошено 137 человек. Среди них обучающиеся 5 – 9 классов, студенты. Целью нашего опроса было выявление кумиров, образцов для подражания юных спортсменов.

Отвечали на  вопрос: «Кого Вы считает выдающимся, знаменитым человеком, внесшим вклад в развитие спорта, на кого можно равняться, брать пример?» (Приложение 3)

При анализе результатов анкетирования были сделаны следующие выводы:

Из 137 опрошенных учащихся и студентов кумиром для себя считают:

47 человек (34%) в роли кумира и образца для подражания видят своих родителей, причем, чем старше становятся дети, тем больший процент в выборе данного приоритета.

8 человек (6%)отдали предпочтение своему тренеру, что нас очень порадовало и 8 человек (6%) кумиром считают нашего президента В.В. Путина, отмечая такие его качества как: преданность своему государству, верность народу, стойкость, мужество, авторитет, решительность, целеустремленность.

4 человека ( 3%) образцом для подражания считаю друга.

70 человек (51%)- выбрали в качестве образцов для подражания известных футболистов. Это и понятно, т.к. профиль  нашего училища - футбол, но, что нас расстроило – это то, что 66 человек (94%) отдают предпочтение зарубежным спортсменам: Лионель Месси, Криштиану Роналду, Марсело Виейра, Неймар, Серхио Рамос, Златан Ибрагимович, Рауль Гонсалес и еще с десяток выдающихся футболистов. А вот наши российские  игроки нашли отклик лишь в сердцах 4-ых воспитаннков (6 %). Три человека выбрали кумиром для себя Игоря Акинфеева, и один воспитанник считает кумиром для себя бывшего нашего обучающегося Дмитрия Баринова, игрока юношеской сборной России, победителя юношеского чемпионата Европы 2013г., серебряного призера юношеского чемпионата Европы 2015г., обладателя кубка России 2014г.

После проведенного исследования нам стало очень обидно за российский футбол. А, ведь,  сколько талантливых советских и российских футболистов заслуживают внимания и обладают качествами, которые достойны подражания. И тогда инициативная группа решила из огромного числа отечественных футболистов выбрать личность, которая стала бы примером для подражания, гордостью для юных футболистов. Мы остановили свой выбор на легенде советского футбола  Василии Михайловиче  Карцеве. Почему? Огромную роль сыграл краеведческий компонент. Карцев В.М. родом из г. Егорьевска, долгое время играл за Егорьевскую команду. И, конечно же, его спортивные достижения, заслуживающие уважение и гордость.

На втором этапе (2011–2015 гг.) была создана инициативная группа по работе над проектом, намечен план действий, определен ресурсный потенциал проекта,  организована переписка и встречи с родственниками Василия Карцева на предмет сбора информации и дальнейшего сотрудничества, при активном участии родителей наших воспитанников (Котова Н.В.), проживающих в г. Рязани, где живет вдова В.М. Карцева, собран материал о жизни Василия Карцева (Приложение 4),  создан фильм о Василии Карцеве (сайт ГБПОУ МО «УОР № 5»). В создании фильма принимала участие инициативная группа нашего училища под руководством педагога-организатора Ежова В.В.

Разработана модель патриотического и духовно-нравственного  воспитания юных футболистов УОР на примере легендарной личности Василия Карцева; был выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели, разработаны методика и методическое обеспечение рассматриваемого процесса применительно для гуманитарных дисциплин и внеурочной деятельности.

На третьем этапе (2015–2017 гг.) осуществляется обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточняются основные выводы, обобщается, систематизируется и оформляется материал проектной деятельности, систематизируются методические материалы и рекомендации для преподавателей, воспитателей, классных руководителей, педагогов-организаторов и обучающихся по рассматриваемому процессу. Проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся 1998 г.р.за 5 лет. (Приложение 2)

  1. 2011- 2014 год – возраст обучающихся 14 – 16 лет. Это период  интенсивного  развития самосознания на фоне высокой потребности правильно оценивать  и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, они очень ценят такие качества как индивидуальность и самостоятельность в учении, труде и конечно – же в суждениях. Это видно на диаграмме. Показатель нравственности постепенно переходит на более высокую ступень, хотя еще остается некоторая неопределенность и несформированность качеств.
  2. 2014 – 2016 год- возраст обучающихся – 16 -18 лет. Период интеллектуальной зрелости, оформления морально-нравственных принципов, профессионального самоопределения и одного из ключевых направлений личности – формирования социальных установок.  Юноши  по-особенному относятся к нравственным категориям – делают самостоятельный выбор, лично ориентируются во всем и могут занимать вполне независимые позиции.  Судя по диаграммам можно сделать вывод, что нравственная позиция наших воспитанников находится на довольно высоком уровне.

Создан стенд о жизни Василия Карцева. Организован и пополняется   музей спортивной славы имени Василия Карцева, где собран материал не только о жизни выдающегося спортсмена, но, и о истории училища, победах  воспитанников «УОР № 5». Налажена связь с ф/к «Динамо» Москва, ф/к «Локомотив» Москва, ф/к «Рязань».  Ежегодно на базе «УОР № 5» проводится турнир памяти В.М. Карцева. Поддерживается  связь с родственниками В.М. Карцева. Училищу присвоено имя Василия Карцева.

  1. План график проектной работы.

 

Название и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Подготовительные мероприятия. Поисково-теоретический этап.

  1. Определение проблемы и актуальности исследования, предмета, цели и задач через конкурс социальных инициатив учащихся.
  2. Изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы, определение теоретико-методологического основания исследования, проведение анализа учебных стандартов, планов, программ по исследуемой проблеме с целью анализа ее состояния в теории и практике спортивных учебных заведений.
  3. Проведение констатирующего эксперимента, осуществление первичного сбора и анализа эмпирического материала: диагностика уровня воспитанности, социологический опрос. Анализ результатов.

 

январь-февраль 2011г.

февраль- апрель

2012г.

 

 Апрель-май

2011г.

 

 

 

Руководитель проекта

Климочкина Т.Е. 

 Руководитель проекта

Климочкина Т.Е.

Методист. 

Педагог-психолог Ломейко М.В.

2.

Основная деятельность. Экспериментально-поисковый этап.

2.1. Озвучивание  темы проекта на ученической конференции, выбор членов инициативной группы, председателя, определение деятельности инициативной группы.

2.2.  Определение ресурсного потенциала

 

2.3. Организация  переписки, встреч с родственниками и земляками спортсмена для сбора материала. 

2.4.  Создание фильма о Василии Карцеве.

2.5. Презентация фильма, с участием родственников и знакомых Василия Карцева, согласие родственников на публичное использование видеоматериала в образовательной деятельности УОР.

 

2.6.  Разработка  модели патриотического и духовно-нравственного  воспитания юных футболистов УОР на примере легендарной личности Василия Карцева

 

2.7. Информационная поддержка (выложить содержание Проекта на  сайт ОУ для организации интерактивного сопровождения и привлечения др. обучающихся).

2.8. Проведение  семинаров с педагогическими работниками о подвиге спортсмена Василия Карцева с показом кинофильма. Обсуждение возможности использования собранного материала в воспитательном и образовательном процессах (Включение в рабочие программы по ИВС, Истории развития футбола, программы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию обучающихся УОР, планы воспитательной работы классных руководителей и воспитателей

 материала о жизни спортсмена.

2.9. Включение в план работы Волонтерского Движения УОР мероприятий по взаимодействию с родственниками Василия Карцева, оказание им посильной помощи, поздравительной почты, приглашение на училищные мероприятия.

  1. Подготовка  лекторской группы для дальнейшей организации воспитательных мероприятий в УОР по теме «Легенда Советского футбола – Василий Карцев »

  1. Выступления лекторской группы.

  1. Сбор информации, фотографий и документов для стенда и в музейную комнату.

  1. Создание сборника материалов о жизни Василия Карцева.

2.14.Использование материалов о жизни В.М. Карцева в работе педагогов

Август 2011г.

Сентябрь 2011г.

Сентябрь-октябрь

 2011 г.

Сентябрь-октябрь 2011г.

Декабрь 2011 г.

Январь-март 2012г.

Март 2012г.

Март-май 2012г.

Август 2012г.

Сентябрь-октябрь 2012г.

Постоянно по плану

В течение всего периода

2012-2013г.

Постоянно по плану

Руководитель проекта

Климочкина Т.Е. 

Администрация

Инициативная группа.

Руководитель «Пресс-центра» ученического самоуправления, педагог-организатор Ежов В.В.

Администрация.

Руководитель проекта, зам. директора по УВР,

Климочкина Т.Е. 

Методист.
Председатели ПЦК гуманитарных и профессиональных дисциплин, МО участников воспитательного процесса.

Педагог-организатор Ежов В.В.

Руководитель проекта, зам. директора по УВР,

Климочкина Т.Е. 

Методист.

Руководитель Волонтерского Движения.

Педагог-организатор Бирюкова Т.А.

«Пресс-Центр» ученического самоуправления

Инициативная группа

«Пресс-Центр» ученического самоуправления

Педагогические работники

3.

Рефлексия – анализ проделанной работы. Обобщающий этап.

3.1. Анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточняются основные выводы, обобщается, систематизируется и оформляется материал проектной деятельности, систематизируются методические материалы и рекомендации для преподавателей, воспитателей, классных руководителей, педагогов-организаторов и обучающихся по рассматриваемому вопросу.

3.2. Создание стенда о жизни Василия Карцева.

3.3. Организация и пополнение   музея спортивной славы имени Василия Карцева

3.4. Налаживание связей с ф/к «Динамо» Москва, ф/к «Локомотив» Москва, ф/к «Рязань»

3.5. Проведение ежегодных турниров памяти В.М. Карцева на базе «УОР № 5»

3.6. Поддержание связи с родственниками М.В. Карцева

3.7. Присвоение училищу имени Василия Карцева

3.8. Подведение итогов проекта

2015-2017г

2015-2016г.

2016-2017г.

2015-2017 г.

2016 -2017г

Постоянно

2017г.

2017г.

Руководитель проекта, зам. директора по УВР,

Климочкина Т.Е. 

«Пресс-Центр» ученического самоуправления

Инициативная группа

Администрация

Администрация

Волонтерское движение, администрация

Администрация

Администрация

  1. Финансовое обеспечение проекта

Наименование

Количество

Цена (руб.)

Источник финансирования

1

Пластиковый стенд  с материалами о жизни В.М. Карцева  80x150

1 шт

4 000

Бюджетные cредства

2

Пластиковые стенды для музейной комнаты  

6 шт

24 000

Бюджетные cредства

3

Фотоматериалы

5000

Бюджетные cредства

4

Съемка фильма

10 000

Спонсорская помощь

5

Организация встреч с родственниками, волонтерское движение

7 000

Спонсорская помощь

6

Курсовая подготовка педагогов по вопросам патриотического, духовно-нравственного воспитания, организации проектной деятельности

5 чел.

15 000

Бюджетные cредства

7

Стимулирующие выплаты педагогам за разработку метод. материала

20 000

Бюджетные cредства

8

Изготовление витрин для музейной комнаты

6 шт

20 000

Бюджетные cредства

9

Наградной материал, сувенирная продукция

15 000

Спонсорская помощь

                                                               Итого:  120 000  рублей        

  1. Риски и их минимизация

№п/п

Риски

Минимизация

1

Низкая мотивация обучающихся и родителей

Разъяснительная работа, вовлечение в проектную деятельность

2

Слабая активность педагогов

Разъяснительная работа, курсовая подготовка, материальное стимулирование

3

Отказ от прямого  сотрудничества родственников по причине состояния здоровья

Разъяснительная работа, телефонное общение, скайп, организация встреч при участии обучающихся, проживающих в Рязани, привлечение родителей из Рязани.

4

Нехватка помещений для организации музейной комнаты

Создание виртуального музея

5

Слабая заинтересованность ф/к в сотрудничестве и проведении ежегодных турниров

Разъяснительная работа, привлечение к переговорам учредителя

6

Отказ Учредителя от присвоения «УОР № 5» имени В.М. Карцева

Разъяснительная работа

  1. Ожидаемые результаты.

    В ходе  выполнения данного проекта:

  1. Собран материал о жизни известного футболиста Василии Карцеве.
  2. Снят фильм о жизни советского спортсмена.
  3. Создан стенд о Василии Карцеве.
  4. Налажен контакт с родственниками Василия Карцева.
  5. Проведены все запланированные  семинары.
  6. Подготовлена лекторская группа для дальнейшей работе по данному вопросу.
  7. Систематизированы методические материалы и рекомендации для преподавателей, воспитателей, классных руководителей, педагогов-организаторов и обучающихся по рассматриваемому вопросу.

  1. Внесены изменения в рабочие программы по ИВС, Истории развития футбола, программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся «УОР № 5».

  1. Повысился духовно-нравственный уровень воспитанников, изменены приоритеты выбора базовых ценностей обучающимися.

  1.  Повысился уровень развития  проектной деятельности среди  обучающихся.

  1.  Налажена связь с  ф/к «Динамо» Москва, ф/к «Локомотив» Москва, ф/к «Рязань»

  1.  Проводятся  ежегодные турниры памяти В.М. Карцева на базе «УОР № 5»

  1. Создан музей спортивной славы им. Василия Карцева.

  1. Училищу присвоено имя Василия Карцева.

 

  1. Заключение.

Проведенное исследование, научно-теоретический анализ, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Патриотизм - это система знаний, взглядов, идей, социальных позиций и чувств, выступающих концентрированным выражением и теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание Отечества, утверждение и укрепление демократических и правовых основ российской государственности, обеспечение прочного положения страны в мире. Патриотизм как важнейшее психическое образование защитника Родины выражается в чувстве любви к ней, неразрывности с ее историей, культурой, достижениями, проблемами в постоянном и последовательном стремлении к вершинам в развитии и самореализации, определяя его гражданскую позицию, духовно-нравственную основу, потребность в достойном самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

2. Исследование установило, что в России за многие века накоплен огромный и богатый духовный опыт преданного служения Отечеству, но, к великому сожалению, в настоящее время этот потенциал не в полной мере используется в воспитании подрастающего поколения. Результаты научно-теоретического анализа литературы, констатирующий эксперимент показали, что моральный, духовный облик молодежи, ее отношение к обществу, патриотические чувства к Родине оставляет желать лучшего.

3. Методологической основой, фундаментом, базисом национальной идеей и идеалом патриотического воспитания молодежи, духовно-нравственного становления личности молодежи выступают такие ценности, как: любовь к человеку; доброта; милосердие; равноправие; справедливость; ответственность; свобода выбора; честь; достоинство; честность; долг; культурная идентификация; потребность в прекрасном; признание неприкосновенности человеческой жизни и здоровье; семья; общение с друзьями, близкими; любовь к человеку, природе, Родине (патриотизм);социальная солидарность; гражданственность; труд и творчество; наука; историческая память и национальное самосознание; милосердие; доброта; сопереживание, уважение к своему народу; любовь к своему краю; непререкаемость авторитета старших; святость намуса; гостеприимство; совестливость; воспитание железного характера мужчины; непримиримость к позору, предательству и др.

4. Патриотическое воспитание юных спортсменов на примере жизни и деятельности выдающихся людей спорта, в частности Василия Карцева, мы считаем очень эффективным условием преобразования существующей ситуации в воспитательной деятельности нашего училища. Жизнь и деятельность выдающихся спортсменов были и остаются ярчайшим образом для формирования у спортивной  молодежи гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств.

5. Использование биографического материала о жизни и деятельности Василия Карцева - футболиста с мировым именем показывает юным спортсменам, как преданно и самоотверженно служили они своему делу, как важны упорство, настойчивость, принципиальность.

6. Знакомство с биографией спортсмена, с историей его выдающихся выступлений, способствует воспитанию в юных футболистах уважения к представителям профессии футболист, формированию чувства национальной гордости и солидарности.

7. Доказано, что изучение и использование в патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи биографии выдающегося советского футболиста Василия Карцева, демонстрация его жизненного пути и спортивного  подвига как примера служения Родине открывают обучающимся богатейший мир духовно-нравственных, патриотических ценностей, лучших образцов характера, жизни и деятельности представителей спортивного сообщества.

8. Нами разработана концептуальная исследовательская модель педагогических условий патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере жизни и деятельности выдающегося спортсмена, состоящая из следующих компонентов: работа учителей-предметников и классных руководителей, воспитателей по разъяснению обучающимся  приоритетов, ориентиров и духовных ценностей, выработанных и накопленных старшим поколением за многие века; привитие знаний об этих ценностях и компонентах духовного наследия (любовь своему краю и своей Родине, воспитание уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям); проверка уровня усвоения и корректировка традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; деятельность по формированию знаний о достижениях в спорте, труда человека и общества, проверка уровня сформированности общечеловеческих нравственных ценностей и патриотических чувств и поведения (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг, любовь к малой и большой Родине, уважение к другим народам, готовность служить Отчизне, проявление патриотических чувств в конкретных жизненных поступках и др.).

9.Концептуальной и методологической составляющей нашей авторской модели являются следующие компоненты: закономерности, принципы, приоритеты, ценности, направления, факторы, содержание, методы, формы, средства и механизмы реализации, критериальный аппарат, мониторинг, результативность, эффективность взаимодействия всех процессов, создающих конечный результат. В модели представлены и задействованы такие направления: 1) научно-теоретическое (методологическое), 2) ценностно-ориентирующее, 3) содержательно-педагогическое.

10.Результаты экспериментальной работы по апробированию эффективности функционирования разработанной нами модели патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере жизни и деятельности Василия Карцева подтвердили основную гипотезу нашего исследования. Целенаправленно организованная работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся на примере жизни и деятельности выдающегося футболиста, проводимая по разработанным нами программе и модели, позволяет формировать патриотическое сознание, высокие чувства, нравственно-волевые качества (мужество; любовь к своему народу, Отчизне; честь семьи, училища; почитание, уважение и любовь к родителям; забота о культуре своих предков; порядочность; чувство долга; потребность в честном, мирном, созидательном труде; ощущение своей причастности к великому народному целому; познавательная активность в процессе проведения воспитательных мероприятий по конкретной теме; степень использования полученных знаний на практике, в жизни; проявление патриотических чувств конкретными поступками и др.).

Подытоживая результаты исследования, можно сделать заключение о том, что разработанная и реализованная нами в практику структурно-содержательная модель патриотического и духовно-нравственного  воспитания юных спортсменов на примере жизни и деятельности Василия Карцева, предложенные методические рекомендации, принципы, методы, средства, формы проведения воспитательной работы оказывают существенное позитивное влияние на уровень сформированности патриотических качеств и на степень их проявлений в поведении обучающихся. За период экспериментальной работы учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, обогатили свою педагогическую копилку ценными сведениями о выдающемcя спортсмене.

Выполненное исследование имеет перспективы дальнейшего изучения проблемы в русле обнаружения особенностей проявления патриотического сознания, чувств и поступков обучающихся в реальной и повседневной жизни.

В целом позитивные итоги исследования являются основанием для общего вывода о перспективности введения таких проектов, т.к. участвуя в них , дети открыты, и готовы к любым изменениям в лучшую сторону, а значит закладывание фундаментальных качеств духовно-нравственной личности, будет проходит не навязчиво, а с огромным удовольствием и пользой, как для учащегося, так и для социума.

Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников? Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

      Патриотами не рождаются, ими становятся. На   примере личности футболиста Василия Карцева воспитываются  высокие нравственные качества: целеустремленность , чувство патриотизма, долга  перед Отечеством, своей семьей, егот пример  учит быть сильным, никогда не сдаваться, быть активным участником общественной жизни, своим личным примером утверждать  высокие нравственные  качества в обществе.

Мы убеждены, что решая вопросы духовно-нравственного и патриотического  воспитания, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. 


  1. Библиографический список.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
  2. Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры // Неприкосновенный запас. 2004. №3 (35). С. 88 –94.
  3. Таймазов В.А. Спортивная наука и спортивная педагогика в XXI веке // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 2 –5.
  4. Абдулмуталгшова, З.М. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук/ З.М. Абдулмуталимова- Махачкала: ДГПУ, 2010.-22 с.
  5. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика. 1999.-№4- С. 117-121.
  6. Буторина, Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. СПб.: Каро, 2004. -224 с.
  7. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ/А.К. Быков // Педагогика-№1. С.14-15.
  8. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания/ А.К. Быков // Педагогика. 2006. - № 2. - С. 37-42.
  9. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи.- М.: МПА, 2000.-208 с.
  10. Воспитание: современные парадигмы.Текст. М., 2006. - 160 с.
  11.  Данилюк, А.Я., Кондаков, А. М., Тишков В. ^.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А .Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. -24 с.
  12.  Данилюк, А.Я., Кондаков, A.M. Развитие человеческого потенциала в условиях модернизации России /А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков // Педагогика. 2010.-№ 1.-С. 3-13.
  13.  Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе Текст./ Н. А. Журавлева. М.: ИП РАН, 2006.
  14.  Запесоцкий, A.C. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики Текст. / A.C. Запесоцкий // Педагогика.2010.- № 2 С. 4.
  15.  Кальченко, Г.И., Гребешок, В.И. Патриотическое воспитание: критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. / Г.И. Кальченко. М.:Росвоенцентр, 2008.
  16.  Караковский, В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса Текст. / В.А. Караковский// Воспитание школьников - 1993. - № 2 - С. 4-7.
  17.  Квятковский, Ю.П. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и безопасность страны / Ю.П. Квятковский // Право и безопасность. 2003. № 3-4. - С. 12.
  18.  Киприянова, Е.В.Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. Текст. / Е.В. Киприянова // Экспресс-опыт. 1999. № 1 (январь-июнь).-С.34-36.
  19.  Котруца, JI.H. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: Автореф. дисс. . канд. пед. Наук/ JI.H. Катруца. Майкоп: АГУ, 2009. -18 с.
  20.  Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. / В.М. Кузнецов. М., - 1994 С. - 144.
  21. Михайлов, Ф. Т. Содержание образования и его идеальная форма/ Ф.Т. Михайлов // Известия РАО. 2000. - № 2. - С. 4 - 14.
  22.  Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. М.: Роспатриотцентр; Волгоград: Авторск. перо, 2005. - 400с.
  23.  Патриотическое воспитание молодежи: методический сборник. Великий Новгород, 2004. - 103 с.
  24.  Патриотическое воспитание: от теории к практике / Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Текст. -Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004. 142 с.
  25.  Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях/ под общ.ред. А.К. Быкова и В.И. Лутовинова. М.: Планета, 2010. - 336 с.
  26.  Суколенов, КВ. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях/ И.В. Суколенов. Курган: КУ, 2006. -177 с.
  27. Выготский Л. С. Педология подростка. - М, 1929-1931.-С. 163-167.
  28. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С.
  29. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425
  30. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990
  31. Хрестоматия по педагогике.- Барнаул – 1999 г. С 153-155.
  32. Книги по педагогике, психологии и философии http://www.p-lib.ru
  33. Интервью архимандрита Тихона (Шевкунова) Российской газете http://www.rg.ru/2013/03/14/tikhon.html

  1. Выступления участников Всероссийской педагогической конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи»

(декабрь 2011 г. – февраль 2012 г.)

Краеведение в системе патриотического воспитания (Белова М.А., Чуйкина Е.Н.)

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в системе государственной молодежной политики(Сафиуллина М. М., Святова Л. Г.)

К проблеме воспитания патриотизма как черты национального характера современной студенческой молодежи(Бурыкина Виктория Геннадиевна)

Школьный музей –источник возрождения национальной культуры (Гилязова Н.Р.)

Патриотическое воспитание старшеклассников (Егорова В.А., Егорова А.М.)

Учебно – исследовательская деятельность по изучению истории родного края как наиболее эффективная формапатриотического воспитания подрастающего поколения (Колобова Ю.К., Андреева В.В.)

Влияние метода проектов на воспитание и самоопределение старшеклассников (И.П.Кузнецова)

Гражданско - патриотическое воспитание во внеклассной работе : формы и методы работы по патриотическому воспитанию (Мясникова И.Ф.)

Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе на материале краеведения(Самохвалов А.С.)

Привитие любви к Родине через историко-краеведческую работу один из методов патриотического воспитания младших школьников.(Сандракова Н.С.)

Формирование патриотического отношения к малой родине (Вожжова Л.Г.)

Патриотическое воспитание детей и подростков в школе (Сухова Т.С.)

Патриотическое воспитание учащихся через уроки и внеклассные мероприятия (Тараненко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Приложение № 1 к проекту «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

В Приложении № 1 представлен КАТАЛОГ ФИЛЬМОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО КИНЕМАТОГРАФА ОБ ИЗВЕСТНЫХ СПОРТСМЕНАХ....

Приложение № 2 к проекту «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

В приложении № 2 собран материал сравнительного анализа уровня воспитанности обучающихся...

Приложение № 4 к проекту «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

В приложении представлен краткий биографический материал о футболисте Василии Карцеве....

Единство обучения, тренировки и воспитания юных футболистов

Спортивная подготовка футболистов - это многолетний специально организованный педагогический процесс, связанный с использованием всей совокупности необходимых средств, методов, условий и направленный ...