«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ».
методическая разработка по физкультуре
Содержание
- Введение.
- Методы развития скоростно-силовых способностей юных лыжников – гонщиков.
- Специальная скоростно-силовая подготовка.
- Метод круговой тренировки.
- Интервальный метод.
- Контрольный метод.
- Скоростно-силовые качества и их виды.
- Учет возрастных особенностей в развитии скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика.
- Методы контроля за развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников – гонщиков.
- Заключение
- Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zubenko_skorosno-silovaya_podgotovka.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Гагаринская спортивная школа
Методическая работа
«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ».
Тренер-преподаватель
МБУДО ГСШ
Зубенко В.А.
Гагарин
2023 год
Содержание
- Введение.
- Методы развития скоростно-силовых способностей юных лыжников – гонщиков.
- Специальная скоростно-силовая подготовка.
- Метод круговой тренировки.
- Интервальный метод.
- Контрольный метод.
- Скоростно-силовые качества и их виды.
- Учет возрастных особенностей в развитии скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика.
- Методы контроля за развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников – гонщиков.
- Заключение
- Литература
- Введение
Совершенствование спортивно-технического мастерства лыжника-гонщика с одновременным развитием его физических качеств позволяет овладеть рациональной и объективной техникой движений и является необходимым условием для успешного овладения элементами движений. Следовательно, техническое выполнение любого элемента движения определяется развитием физических качеств спортсмена, а поэтому совершенствование технического мастерства без развития физических качеств невозможно. [5]
Таким образом, в современной системе спортивной тренировки важную роль играет физическая подготовка, создавая благоприятные предпосылки для дальнейшего совершенствования спортивно-технической, тактической и других разделов подготовки. Во многих видах спорта наблюдается наличие зависимости технического мастерства спортсменов от уровня развития их физических качеств. С полным правом в настоящее время это можно отнести и, конкретно, к скоростно-силовым качествам, то есть высокий уровень технических действий находится в прямой зависимости от уровня их развития.
Соответствующий уровень скоростно-силовых возможностей в значительной степени определяет техническое мастерство спортсмена, наилучшим образом обеспечивает рациональную структуру двигательных действий и значительно повышает качество выполнения упражнения. [21]
Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений отмечают, что на базе морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.
В настоящее время в лыжном спорте еще мало специальных исследований, отражающих значение уровня развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков в становлении их технического мастерства.
В.К. Кузнецов пишет: «Вот почему подготовке лыжников надо больше внимания уделять воспитанию специфических скоростно-силовых качеств, выносливости, применяя методы, повышающие функциональный потенциал. Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту – снижению результатов в лыжных гонках». [8]
Целенаправленная скоростно-силовая подготовка в подростковом и юношеском возрасте позволит создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой и снизит вероятность появления у начинающих ошибок, обусловленных недостаточно высоким уровнем физической подготовленности.
Таким образом, скоростно-силовая подготовка на различных этапах тренировочного процесса дифференцирована: в подготовительном периоде направлена на достижение качественно нового уровня скоростно-силовой подготовленности в соревновательном - на удержание уровня скоростно-силовых качеств. Для подготовительного периода характерно создание основной базы скоростно-силовой подготовленности, в соревновательном - необходимо поддержание, а возможно и дальнейшее повышение ее уровня путем использования специальных комплексов скоростно-силовых упражнения. [5]
Лыжники-гонщики (12-14лет), имеющие высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, более высокие величины параметров, характеризующие их двигательные действия, могут передвигаться по дистанции с возможно максимальной скоростью и показывать высокие спортивные результаты.
На основе анализа научной и методической литературы, обобщения опыта существующей практики были систематизированы методики воспитания и контроля скоростно-силовых способностей лыжников-гонщиков (12-14 лет), которые могут быть использованы, как методическое пособие в тренировочном процессе юных лыжников – гонщиков.
2. Методы развития скоростно-силовых способностей юных лыжников – гонщиков
Для совершенствования технического мастерства имеет место проблема поддержания скоростно-силовых качеств в соревновательном периоде подготовки. В ходе, например, круглогодичной подготовки наступает такой момент, когда у квалифицированных спортсменов, достигших высокого уровня скоростно-силовой подготовленности, прекращается дальнейшее развитие «взрывной силы». В связи с этим возникает необходимость сохранить ее в течение всего соревновательного периода, то есть удержать достигнутый в подготовительном периоде уровень развития скоростно-силовых качеств.
Для развития скоростно-силовых качеств используются: общеразвивающие упражнения, трудовые процессы, передвижение по пересеченной местности, другие виды спорта скоростно-силовой направленности, упражнения на тренажерах.
Общеразвивающие упражнения. Существует много общеразвивающих упражнений, используемых в подготовке лыжников-гонщиков.
В тренировках по общей физической подготовке предлагаются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц. Рациональнее после основной части занятий (обычно тренировки на выносливость) вместе с упражнениями на гибкость и растягивание использовать комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной группы мышц, чтобы достигнуть значительного воздействия на нее. Если выявлено отставание каких-нибудь мышечных групп, то тренировки, направленные на их развитие, следует проводить чаше.
Передвижение по пересеченной местности. Ходьба и бег по пересеченной местности, изобилующей крутыми подъемами, предназначены решать задачи силовой подготовки начинающих лыжников в подготовительном периоде. Эти движения выполняются с высокой частотой шагов (3 шага в секунду), однако по структуре они значительно отличаются от лыжного хода. Для увеличения силового воздействия раньше применялись отягощения (пояс, жилет, стельки и др.). Применение ходьбы и бега лыжниками старших разрядов в целях силовой подготовки ограничено: проводится небольшое количество тренировок в начале подготовительного периода, спортсмены преодолевают крутые и затяжные подъемы в длительных тренировках (походах).
Другие виды спорта скоростно-силовой направленности. В качестве средств скоростно-силовой подготовки можно использовать многие виды спорта, вернее, отдельные их элементы. Так, гребля хорошо способствует развитию силы мышц рук, спины и брюшного пресса и ее можно использовать летом, в основном на вторых тренировках. Почти то же можно сказать и о плавании. При этом необходимо хотя бы в общих чертах освоить технику плавательных упражнений, что расширит запас двигательных навыков лыжника и создаст более благоприятные предпосылки для развития силы. Особую роль в подготовке лыжников играют гимнастические упражнения (со снарядами и без них), в которых движения выполняются с максимальной амплитудой, с полным выпрямлением ног и рук в суставах. Не случайно лыжники любой квалификации широко используют эти упражнения в разминке, зарядке, в паузах и т. д. [10]
Спортивные игры занимают важное место в подготовке лыжника-гонщика. Непрерывная смена игровых ситуаций, предельные взрывные усилия, максимальные ускорения типичны для спортивных игр и позволяют использовать их как средство скоростно-силовой подготовки общего воздействия. Не следует, однако, превращать занятия спортивными играми в самоцель. С ростом квалификации лыжника объем и особенно доля спортивных игр в подготовке лыжника уменьшаются. Их можно использовать главным образом в качестве вторых тренировок, а также в заключительной части занятий, снижая при этом объем циклических упражнений. На занятиях спортивными играми следует принять меры для предотвращения возможных травм.
Для развития скоростно-силовых способностей используются упражнения с преодолением веса собственного тела (прыжки) и внешними отягощениями (с гантелями, с сопротивлением партнера). В зависимости от величины отягощения применяемые упражнения условно разделяют на упражнения, преимущественно развивающие или скоростной компонент способностей или силовой. В первых упражнениях скорость сокращения мышц близка к максимальной (свыше 90% от максимальной) при отягощении 20-30% от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5-10 до 30-40 секунд. Во втором типе упражнений величина отягощений составляет 60-80% от максимальной, а скорость сокращения мышц 30-50% от максимальной. Продолжительность упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности может составлять от 1-2 до 5-6 минут.
2.1. Специальная скоростно-силовая подготовка
Специальная скоростно-силовая подготовка в основном осуществляется при выполнении специальных подготовительных упражнений (шаговая имитация, имитация с палками, лыжероллеры, искусственная лыжня) в бесснежное время года и при передвижении на лыжах зимой.
Комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков приведены в статье Н.Н. Кондратова «Значение скоростно-силовой подготовки в становлении технического мастерства лыжников-гонщиков».
Возможны и другие комплексы с различным сочетанием данных упражнений, а также включением новых упражнений с аналогичными.
Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнений и круговой тренировки.
Повторный метод заключается в многократном прохождении отрезков с интенсивностью 90-100% от максимальной. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления и прохождения следующего отрезка с заданной скоростью. Их продолжительность изменяется от 3 до 30 мин в зависимости от длины отрезка. Данный метод применяется для развития быстроты и скоростной выносливости. Повторный метод широко применяется для развития указанных качеств как в подготовительном, так и в соревновательном периодах. В бесснежное время года с этой целью используются бег, передвижение на лыжероллерах на отрезках 50-200 м (пульс 180- 190 уд/мин) для развития скоростной выносливости. [1]
В зимнее время при передвижении на лыжах для развития скоростной выносливости применяются отрезки от 100 м и длиннее (у юношей чаще всего 50-200 м). Применение отрезков 500м и более нецелесообразно.
Интенсивность прохождения отрезков при развитии скоростной выносливости - околопредельная или выше соревновательной на 2-3%. Количество повторений в одном занятии зависит от возраста, тренированности спортсмена, задач и этапа подготовки и т. п. При подготовке к определенным соревнованиям сумма отрезков может достигать две трети дистанций для гонок на 2-3 км и около половины при дистанции 5 км. Длина отрезков и интервалы отдыха в одном занятии, как правило, остаются постоянными.
Повторный метод тренировки с использованием соответствующих средств (основных и специальных) способствует развитию быстроты и скоростной выносливости спортсмена. Метод заключается в повторном выполнении упражнений с максимальной интенсивностью и со скоростью, составляющей 100% от соревновательной. Между прохождениями отрезков предусматривается отдых, продолжительность которого определяется по показателям восстановления пульса (не более 120 уд/мин.).
При проведении повторных тренировок можно рекомендовать серийное прохождение отрезков, что позволяет увеличить общий объем нагрузки в одном занятии, например повторное прохождение 300 метровых отрезков с интенсивностью 80-90% от максимальной сериями по четыре повторения. Отдых между повторениями в каждой серии постепенно сокращается: 6-4-2 мин. Отдых между сериями: 8-12 мин.
При развитии скорости в передвижении на лыжах длина отрезков у юношей до 200-250 м и зависит от рельефа, условий скольжения и уровня тренированности (количество повторений в одном занятии – до начала снижения скорости). Учитывая условия проведения тренировок в зимнее время, отдых между повторениями проводится в виде медленного передвижения, что позволяет предоставить спортсмену отдых (частота пульса снижается примерно до 120 уд/мин), в то же время поддержать возбудимость центральной нервной системы и начать новый отрезок с полной скоростью. Такой сокращенный отдых, особенно при развитии специальной выносливости, предъявляет высокие требования к спортсмену, но значительно повышает эффективность тренировки.
При использовании повторного метода в тренировочном процессе лыжников рекомендуется учитывать следующие положения:
- длина отрезков и число повторений их должны быть такими, чтобы спортсмен мог проходить их со скоростью, превышающей соревновательную;
- время прохождения всех отрезков и отдыха хронометрируется, при заметном снижении скорости тренировка прекращается;
- время выполнения упражнений в сумме должно составлять 1/3- 2/3 времени выполнения соревновательного упражнения;
- время отдыха должно быть достаточным для того, чтобы спортсмен отдохнул и повторно выполнял упражнения с планируемой скоростью;
- в начале использования повторного метода длина отрезка должна быть небольшой, а по мере роста тренированности спортсменов – увеличиваться;
- чтобы объем работы был большой, можно перейти несколько отрезков неоднократно (например, четыре серии из 3*500 м), увеличив продолжительность отдыха между сериями.
Повторный метод используется преимущественно в развивающих и поддерживающих мезоциклах подготовки лыжников, а также при подведении спортсмена к пику спортивной формы.
2.2. Метод круговой тренировки
Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысит объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энергообмена.
Упражнения для круговой тренировки подбираются с таким расчетом, чтобы большая часть их содействовала развитию слабых мышц.
Круговые тренировки с целью повышения и поддержания силовых и скоростно-силовых возможностей юных лыжников следует проводить в процессе круглогодичной подготовки не реже 1-2 раз в неделю.
Из упражнений с использованием тренажеров следует выбирать такие упражнения, которые способствуют преимущественному развитию силы, силовой выносливости, необходимой для выполнения специфических движений лыжника-гонщика, и пропорциональному развитию мышц.
Метод круговой тренировки требует беспрерывного выполнения упражнений на снарядах, со снарядами или без снарядов.
Примерный комплекс упражнений приведен в книге Н.Г. Огольцова «Тренировка лыжника-гонщика» [14].
Применение метода круговой тренировки имеет следующие преимущества:
- Позволяет избежать монотонности занятий. Быстрая смена различных упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.
- В занятия включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест тренировок.
- Создаются условия для самостоятельной работы.
- Этот метод позволяет регулярно проверять свои физические возможности.
В зависимости от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой (в высоком темпе и с большим числом повторений) так и с малой.
2.3. Интервальный метод
Заключается в многократном непрерывном чередовании кратковременных нагрузок с повышенной и сниженной интенсивностью. Длительность повышенной нагрузки до 1 мин, интервал снижения интенсивности – до 1,5 мин, интенсивность повышенной нагрузки – 60-80% от максимальной.
Важно на протяжении всей тренировки сохранить заданный режим работы (1 мин нагрузки + 1,5 мин относительного отдыха). Лыжники, которые не в состоянии сохранять длительное время предложенный режим, могут выполнять задания сериями, строго сохраняя интенсивность и длительность работы и отдыха. После 8-10 мин отдыха в виде спокойного передвижения повторяется новая серия интервальной нагрузки. Такой вариант позволяет выполнить большой объем работы. Общее количество повторений зависит от задач, уровня тренированности, этапа подготовки, календаря соревнований и может достигать у квалифицированных лыжников-гонщиков 35-40 раз. Этот метод применяется для развития скоростной выносливости. Его можно рекомендовать и для тренировки юношей, но под строгим контролем и в ограниченном объеме. [1]
При развитии скоростной выносливости интервальным методом можно контролировать интенсивность работы и отдыха и влияние нагрузки на организм лыжника по частоте сердечных сокращений. Подсчет пульса производится в момент окончания отрезка с повышенной интенсивностью и перед началом следующей работы (в конце интервала отдыха). Сразу после окончания работы пульс должен быть в пределах 160-180 уд/мин (не более), в конце отдыха 120-140 уд/мин, а при серийной работе, в конце паузы между сериями 90-100 уд/мин. В тренировке лыжников-гонщиков, помимо указанного, могут быть использованы и другие варианты интервального метода. Основное отличие интервального метода от любых других – строго ограниченный по продолжительности интервал отдыха, который устанавливается тренером в зависимости от задач тренировки, подготовленности лыжника, этапа и периода подготовки.
Интервальный метод целесообразно включать в тренировку лыжников-гонщиков после предварительной работы на развитие специальной выносливости переменным и повторным методами для достижения максимальной функциональной подготовленности. Этот метод ввиду строго ограниченного интервала отдыха оказывает жесткое воздействие (большая психическая напряженность) на организм лыжника, поэтому его необходимо чередовать с другими видами тренировочной работы.
2.4. Контрольный метод
Заключается в проведении заранее запланированных испытаний по одному или целому комплексу упражнений с целью определения уровня подготовленности лыжника. Контрольные испытания проводятся регулярно в течение всего годичного цикла тренировки, главным образом в конце месячных циклов или этапов подготовки. Летом и осенью такие испытания проводятся по комплексу упражнений ОФП и СФП.
Можно рекомендовать следующие упражнения для оценки уровня тренированности юных лыжников-гонщиков в бесснежное время года:[1]
- Бег 100 и 800 м.
- Подтягивание па перекладине или отжимание в упоре лежа.
- Прыжок в длину с места или тройной.
- Приседание на одной ноге («пистолет»).
- Имитация попеременного двухшажного хода 10 м в подъем крутизной 5-6° (оценивается и техника, и скорость преодоления отрезка).
- Соревнования на лыжероллерах на дистанции 1-3 км. Кроме того, можно рекомендовать участие в 2-3 соревнованиях по кроссу.
В зимний период контрольные тренировки проводятся в условиях, максимально приближенных к основным соревнованиям. Если есть возможность, желательно провести их на трассе предстоящих соревнований. В подавляющем большинстве случаев контрольные тренировки проводятся на дистанциях, несколько больших или меньших основной соревновательной.
Целесообразно в местах постоянных тренировок проложить 1-2 контрольных круга по пересеченной местности длиной 100-500 м и использовать их для текущего контроля за ростом уровня подготовленности лыжников. С учетом изменения условий скольжения (по длине выката на постоянном участке склона и углу срыва) это позволит с достаточно высокой точностью оценить динамику изменения подготовленности лыжников. Иногда для контроля за развитием тренированности систематически проводят на указанных кругах стандартную повторную тренировку с установленными интервалами отдыха или с учетом времени отдыха и результатов прохождения кругов (отрезков).
Таким образом, методика развития скоростно-силовых способностей лыжника-гонщика включает в себя средства и методы, с помощью которых и происходит развитие этих качеств.
Развитие происходит с помощью целенаправленных упражнений и двух основных методов:
- метод повторного выполнения;
- метод круговой тренировки.
- метод интервальной тренировки.
Каждый метод имеет свои специфические особенности в развитии скоростно-силовых способностей.
Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей – это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия.
В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильную технику (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуального максимального. Исключения составляют случаи, когда в целевых действиях необходимо преодолевать более значительное отягощение.
Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, однако, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше – увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при заданном отягощении). Исходя из этого, и нормируют суммарный объем скоростно-силовых особенностей упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним их основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.
Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в ней отягощений позволяет выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). Практически на большинстве этапов базового физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 2-4 в неделю, различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотя бы по несколько повторений), нормируя связанный с ним объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнения и уровня подготовленности занимающихся. Необходимая предпосылка плодотворного использования скоростно-силовых упражнений предельной интенсивности – освоение техники аналогичных скоростных упражнений в облегченных условиях (на контролируемых скоростях, без внешних отягощений либо с небольшими добавочными отягощениями) и подготовка опорно-двигательного аппарата к интенсивным нагрузкам. На первых этапах физического воспитания такая подготовка обеспечивается преимущественно с помощью локальных и региональных силовых упражнений без предельных напряжений, а затем и силовых упражнений общего воздействия. [11]
3. Скоростно-силовые качества и их виды
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. [22]
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Скоростно-силовые способности, как подсказывает уже само название, являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота действий. [12]
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента. [22]
Практически при выполнении скоростно-силовых действий специфическая трудность состоит именно в том, чтобы совместить на достаточно высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей.
В.П. Филин понимает под термином скоростно-силовые способности такую как способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма[21].
Согласно современной теории физического воспитания принято считать: воспитание скоростно-силовых качеств можно эффективно осуществлять с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений.
К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. [22]
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.
Таким образом, скоростно-силовые способности являются составной частью силовых способностей:
- Собственно-силовые способности;
- Скоростно-силовые способности;
- Силовая выносливость.
Эти способности отличаются друг от друга по типу мышечных сокращений и режиму мышечных сокращений, характеризующих те или иные способности.
4. Учет возрастных особенностей в развитии скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика
Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется длительная и очень напряженная тренировочная работа, по-видимому, превосходящая по уровню необходимую подготовку в любом другом виде спорта. Подготовку к высшим результатам следует рассматривать как длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение на зрелый возраст. [20]
Возраст молодежи, занимающейся лыжными гонками с целью физического совершенствования или достижения спортивного мастерства в спортивных школах, лыжных секциях и любительских клубах – от 9-10 до 22-24 лет. Он совпадает с периодом жизни, в котором наблюдаются самые интенсивные изменения организма. Познать существующие закономерности развития организма и эффективно реализовать их в конкретную тренировочную программу – настоящее искусство. Для того, чтобы полнее раскрыть закономерности развития организма попробуем остановиться на раскрытии взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды на растущий организм, дать общую характеристику количественных качественных изменений в организме, ведущих к биологической зрелости, выделить наиболее благоприятный возраст для развития функциональных возможностей лыжника-гонщика. [18]
Развитие организма протекает неравномерно: период ускоренного развития чередуется с периодом замедления и относительной стабилизации. При широкой вариативности индивидуального биологического развития так называемые «периоды покоя» и ускоренного развития являются генетически закономерными. Наряду с этим различные органы и системы формируются неодновременно. У лыжников гонщиков чаще всего наиболее выразительно проявляется несоответствие между темпами развития сердечнососудистой системы и приростом основных морфологических весоростовых показателей. Возрастной период замедления развития организма в целом, а также стремительного прироста морфологических показателей при отставании темпов развития сердечнососудистой системы сопровождается зачастую стабилизацией, а иногда и снижением, в отдельных случаях значительным, спортивного результата, что носит, как правило, временный характер и не должно служить основанием для отчисления из спортивных школ, лыжных секций и клубов за неперспективность. [17]
Таким образом, обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах и развития физических качеств средствами лыжного спорта надо проводить с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей учащихся каждой возрастной группы.
Подростковый возраст (12-14 лет) характеризуется значительным увеличением веса и роста учащихся (у девочек это происходит на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков). Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. [22]
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
У подростков в пубертационный период наблюдается замедление или даже стабилизация уровня развития физических качеств – выносливости к работе умеренной интенсивности, силовой выносливости мышц ног и туловища. В это время, чтобы предотвратить снижение уровня развития физических качеств, важно обеспечить систематические самостоятельные занятия на лыжах, помимо уроков лыжной подготовки. В этом возрасте наблюдается некоторое улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, но быстрое развитие половых желез сопровождается нарушениями в координации отдельных функций организма. Заметные изменения претерпевает и психика подростков, наблюдаются нарушения в координации движений (особенно сложных). Вместе с тем наблюдается развитие внимания, волевых качеств и появляется умение анализировать движения и целостные действия.
Учитывая все эти изменения при занятиях лыжной подготовкой, следует строго дифференцировать нагрузку на развитие физических качеств в зависимости от индивидуальных особенностей, что позволяет учащимся справляться с довольно высокими физическими нагрузками. Следует помнить, что в этом возрасте особенно заметна неравномерность физического развития подростков. Здесь важно учитывать не паспортный, а биологический возраст учащихся. Кроме того, при занятиях на лыжах учащиеся склонны в этом возрасте переоценивать свои возможности и силы и готовы выполнить даже непосильную для себя работу (пытаются спускаться со сложных и опасных склонов). Важной задачей в этом возрасте является закаливание организма подростков, так как они в переходный период бывают подвержены простудным заболеваниям. Регулярные занятия лыжной подготовкой предоставляют большие возможности для решения этой задачи.
Закономерности развития организма позволяют понять существование отдельных периодов в жизни человека, когда наблюдается ускоренный прирост конкретного функционального показателя, того или иного физического качества. В связи с этим молодежь, занимающаяся спортом, на отдельных этапах жизни испытывает двойную нагрузку на организм:
- исполнение функций роста и развития;
- обеспечение адаптации к тренировочным нагрузкам.
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблице 1.
Таблица 1. - Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)
Физические способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Скоростные | 3,9 | 2,9 | 15,4 | 11,5 |
Силовые | 15,8 | 18,4 | 79,0 | 92,0 |
Общая выносливость | 3,3 | 2,1 | 13,0 | 8,4 |
Скоростная выносливость | 4,1 | 1,0 | 16,4 | 4,0 |
Силовая выносливость | 9,4 | 3,3 | 37,5 | 13,1 |
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость.
Среди подростков встречаются акселераты, у которых раньше начинается период полового созревания, и связанный с ним бурный рост организма. Нередко они показывают высокие результаты в спорте, особенно по сравнению с теми, у кого половое созревание несколько задерживается. Это нельзя принимать за проявление способностей к избранной спортивной деятельности, и часто тренерами допускаются непоправимые ошибки. Умеренная тренировка на выносливость весьма благоприятно влияет на развитие сердечнососудистой системы, приводя к адаптационным изменениям, которые невозможно осуществить в более взрослом возрасте. Начиная с 14 лет, благоприятные возможности предоставляются и для развития силовых и скоростно-силовых возможностей. Однако следует считаться с тем, что чрезмерно интенсивная подготовка в данный период требует больших затрат энергии, что может нанести вред развивающимся органам. Тем не менее, период за 1-1,5 года до начала появления вторичных половых признаков, во время протекания этого процесса и после его окончания (обычно до 15 лет) - один из основных этапов формирования организма лыжника с углубленным освоением техники, с умеренной тренировкой на скорый эффект. Поэтому самым благоприятным для начала заниматься лыжным спортом в ДЮСШ следует считать возраст 11-12 лет. [9]
Целенаправленная работа по развитию скоростно-силовых качеств начинается с 13-14 лет. В этот период объем средств скоростно-силовой подготовки составляет примерно 50-60% от общего объема средств в летне-осеннем этапе и 5-40% в зимнем этапе подготовки.
В 13-14 лет, помимо общей физической подготовки и совершенствовании в технике, начинается работа по развитию скоростно-силовых качеств, специфических для лыжного спорта. Быстрота и сила у лыжника развиваются преимущественно комплексно.
На специальных тренировках особое внимание следует обращать на воспитание выносливости с помощью специальных упражнений и силы с помощью упражнений избранного вида (по 25%).
5. Методы контроля за развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников - гонщиков
Одна из центральных задач контроля в спорте – контроль за состоянием спортсменов, в частности – его физическим состоянием.
Контроль за уровнем подготовки спортсменов является неотъемлемой часть физического воспитания. Высокие результаты могут быть достигнуты лишь при оптимальном уровне основных физических качеств, в частности скоростно-силовых и высоких функциональных возможностей организма. [7]
В соответствии с этим целесообразно выделить три основные формы контроля за состоянием спортсмена:
- Этапный контроль, цель которого – определить этапное состояние спортсмена.
- Текущий контроль, основная задача которого – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена.
- Оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка состояния спортсмена в данный момент.
Во всех случаях контроля для суждения о состоянии спортсмена используются какие-либо измерения или испытания – тесты. [3]
Метод тестов предполагает с помощью таких методов исследования, как измерение наблюдение, экспериментирование, подсчет, обозначение, объяснение, интерпретация, выведение, обобщение и др. Четче понять явления и процессы и выявить их эффективность. [2]
Тестом называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена. Процесс испытаний называется тестированием: полученное в итоге измерения числовое значение – результатом тестирования.
Эффективное применение метода тестирования должно удовлетворять специальным требованиям. [3]
- Надежность теста – степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. В идеале один и тот же тест должен давать одинаковые результаты.
- Информативность теста – степень точности, с которой данный тест измеряет свойство (качество).
- Наличие системы оценок. Показанные спортсменами результаты выражаются в различных единицах измерения (время, расстояние) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом; что само по себе не указывает, насколько удовлетворительно состояние спортсмена. Поэтому результаты превращаются в оценки (очки, баллы, отметки, разряды).
- Стандартность – процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста.
Для оценки уровня скоростно-силовых способностей юных лыжников-гонщиков применяются специальные тесты. [16]
- Бег на 10, 30 метров. Проводится в максимально быстром темпе одновременно для двух участников, по возможности равных по силе, с заданием показать наилучший результат.
- Прыжок в длину с места. На выполнение контрольного испытания дается три попытки. Лучший результат заносится в протокол.
- Прыжок в высоту с места.
- Тройной прыжок.
Для определения скоростно-силовых качеств и выносливости в системе общей физической подготовки лыжников рекомендуется применять круговую тренировку.
На пересеченной местности выбирают тренировочный круг длиной 1-3 км на круге размечают участки, где спортсмены должны выполнять определенные упражнения на развитие и совершенствование физических качеств и техники лыжных ходов. На участках расставляют и подготавливают 10-12 снарядов. Длительность работы на снарядах 30 сек. За это время подсчитывают максимальное количество повторений: переход от снаряда к снаряду лыжники совершают спокойным шагом для восстановления сил. Скоростная тренировка на круге сочетается с круговой тренировкой. При этом одновременно решают задачи развития функциональной выносливости, скоростно-силовой подготовки и др.
6.Заключение
- Все-таки, что же такое скоростно-силовые способности, а это, как подсказывает уже само название, являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота действий.
- Как говорилось выше, вместе с перечисленными методами, для развития скоростно-силовых способностей, используются также и такие способы как: общеразвивающие упражнения, трудовые процессы, передвижение по пересеченной местности, другие виды спорта скоростно-силовой направленности, упражнения на тренажерах.
- В развитии скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 12-14 лет существуют сензситивные периоды, характеризующиеся различной восприимчивостью организма к развивающим воздействиям физических упражнений. Поэтому обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах и развития физических качеств средствами лыжного спорта надо проводить с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей учащихся каждой возрастной группы.
- Можно выделить три основные формы контроля за состоянием спортсмена:
- этапный контроль, цель которого – определить этапное состояние спортсмена.
- текущий контроль, основная задача которого – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена.
- оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка состояния спортсмена в данный момент.
- Развития скоростно-силовых качеств в процессе учебно-тренировочного процесса подготовки юных спортсменов должна быть направлено на:
- применение скоростных и скоростно-силовых упражнений в сочетании с элементами лыжной техники на каждом учебно-тренировочном занятии;
- проведение регулярного контроля за развитием скоростно-силовых качеств при помощи специальных тестов и педагогических наблюдений.
7. Литература
- Бутин И. М. Лыжный спорт: Учебное пособие – М., 1983 – 336 с.
- Ермаков В. В. Проблемы технической подготовки лыжника. //Техническое мастерство лыжника-гонщика – Смоленск, 1988 – с.5-10.
- Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии – М., 1979
- Климанов А. Е. Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков с учетом скоростно-силовой подготовки // Вопросы управления тренировочным процессом в лыжном спорте – Омск, 1985 – 16-18
- Кондратов Н. Н. Значение скоростно-силовой подготовки в становлении технического мастерства лыжников-гонщиков // Техническое мастерство лыжника-гонщика: Сборник научных трудов – Смоленск, 1988 – с. 38-41
- Кондратов Н.Н., Чернышов Г.Г. Вопросы взаимосвязи скоростно-силовых качеств и параметров технического мастерства лыжников-гонщиков. // Техническое мастерство лыжника-гонщика: Сборник научных трудов – Смоленск, 1988 – с.48-50
- Кузнецов В. К. Силовая подготовка лыжника – М., 1982 – 96 с.
- Лыжный спорт / Под общ. Ред. В.Д. Евстратова – М., 1989 – 319 с.
- Манжосов В. П. Принципы подготовки лыжника-гонщика // Теория и практика физической культуры - 1992 № 1 – с. 2-5
- Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков – М., 1986 – 96 с.
- Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории – М., 1991 – 191 с.
- Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов – М., 1991 – 543 с.
- Моделирование двигательной деятельности лыжника-гонщика: сборник научных трудов – Смоленск, 1984 – 110 с.
- Огольцов И. Г. Тренировка лыжника-гонщика - М., 1971 – 128 с.
- Подготовка юных лыжников – М., 1965 – 326 с.
- Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов /Под общ. ред. В. П. Филина – М., 1968 – 248 с.
- Становление технического мастерства лыжника-гонщика: Сборник науч. трудов - Смоленск, 1979 – 76 с.
- Теория и практика физической культуры /Под общ. ред. Б.А. Ашмарина – М., 1990
- Техническая подготовка лыжника: Сборник научных трудов – Смоленск, 1976 – 112 с.
- Техническое мастерство лыжника-гонщика: Сборник научных трудов – Смоленск, 1988 – 96 с.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов – М., 1974 – 232 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: ACADEMIA, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...
Развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов
Регулярные занятия положительно влияют на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость, внимание, скоростная и силовая выносливость. Целью моей работы является раскрытие основных средств для развити...
Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 лет.
Статья содержит рекомендации по развитию у футболистов скоростно-силовых качеств....
Развитие физических качеств юного лыжника-гонщика
Развитие физических качеств юного лыжника-гонщика...
Научно-исследовательская работа "Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников- гонщиков на их спортивный результат"
Современный спорт коренным образом изменил представления о возможностях приспособления человека к физическим нагрузкам. Положительные эффекты адаптации, определяющие повышение работоспособности органи...
УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 3 класс 2018 на тему: «Развитие скоростно-силовых, координационных качеств ».
к аттестации...
Статья "Развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов методом круговой тренировки"
Использование различных средств физического воспитания футболистов в соответствии с возрастными и методическими требованиями определяется современными требованиями к программному и нормативному обеспе...