Рабочая программа секции по шахматам
рабочая программа по физкультуре

Ковалев Анатолий Анатольевич

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” (1-4 год обучения) подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty-rabochaya_programma.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе".

1–4-й год обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” (1-4 год обучения) подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.

Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Рекомендована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений и тренерам детских спортивных школ.

1. Пояснительная записка.

1.1. Введение.

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. 
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.).

1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.

1.3. Содержание программы и методические рекомендации.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести 
ответственность за них.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 66 занятий (два занятия в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

“Шахматы, первый год”.

I. Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры.

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

III. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

V. Цель шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

“Шахматы, второй год”.

“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.

Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 66 учебных занятий, по два занятия в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.

Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.

I. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

II. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

III. Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и
защита. Способы защиты (5 способов).

IV. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

V. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • шахматные правила FIDE;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • правильно вести себя за доской;
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

“Шахматы, третий год”.

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.

II. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Принципы игры в дебюте:

  1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
  2. Борьба за центр.
  3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
  4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
    Классификация дебютов.

III. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

IV. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приемы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

“Шахматы, четвертый год”.

“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.

Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.

Учащиеся принимают участие в соревнованиях.

I. Шахматная партия.

О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции.

Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

III. Шахматная комбинация.

Пути поиска комбинации.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

Матовые комбинации на мат в три хода.

Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..

Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

Оценивание результатов:

По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):

треугольник– удовлетворительно, 
цветочек– хорошо,
звездочка – отлично.

Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.

4. Материально-техническое обеспечение.

На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
  • шахматные часы – 2 штуки;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

5. Список литературы

  1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.

6. Тематическое планирование.

Тематическое планирование 1 год обучения

тема

Кол-во часов

1

Шахматная доска.

4

2

Шахматные фигуры.

9

3

Начальная расстановка фигур.

4

4

Ходы и взятие фигур.

8

5

Цель шахматной партии.

5

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

3

7

Тренировочные партии, турниры, соревнования

33

всего

66

Тематическое планирование 2 год обучения

тема

Кол-во часов

1

Краткая история шахмат.

6

2

Шахматная нотация.

8

3

Ценность шахматных фигур

10

4

Техника матования одинокого короля.

6

5

Достижение мата без жертвы материала.

4

6

Тренировочные партии, турниры, соревнования

32

всего

66

Тематическое планирование 3 год обучения

тема

Кол-во часов

1

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

3

2

Основы дебюта.

9

3

Основы миттельшпиля.

10

4

Основы эндшпиля.

12

5

Тренировочные партии, турниры, соревнования

32

всего

66

Тематическое планирование 4 год обучения

тема

Кол-во часов

1

Шахматная партия.

8

2

Анализ и оценка позиции.

8

3

Шахматная комбинация.

18

4

Тренировочные партии, турниры, соревнования

32

всего

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа школьного кружка "Шахматы для начинающих"

МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Муниципальный район «Томпонский район» Республика Саха (Якутия)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса

Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...

Рабочая программа кружка по шахматам «Юный шахматист»

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие  реализацию программы:  Федера...

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" 2 год обучения

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 2-го года обучения (0,5 часа в неделю)...

Рабочая программа факультативного курса "Шахматы"

Учебный материал планирования занятий по спортивно-оздоровительной программе начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов

Рабочая программа  "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....