Рабочая программа элективного курса "Шахматы" 2 год обучения
рабочая программа по физкультуре (11 класс)
Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 2-го года обучения (0,5 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_shahmatam_2_god_obucheniya_abdrahmanov.docx | 44.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Согласовано Утверждено
Зам. директора по УВР приказом СОШ №3
________________ от ________2018 г. №_____
« » 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Шахматы в школе»
2 год обучения
Учитель ____ Абдрахманов Радик Сергеевич____
РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________
Протокол № __________________ «_ _» _ _2018 г
Руководитель МО ___________________________________
ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета
Протокол № __________________ «_ _» _ _2018 г
Пояснительная записка
«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам,
ибо они помогут в любой профессии»
Тигран Петросян
В настоящее время на первый план в обучении учащихся выдвигается развивающая функция, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
- совместный приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 года № 1066/196 «Об утверждении концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 года № 845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
- совместный приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 июля 2016 года № 1145/210 «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление определенных целей.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 классов второго года обучения. Программа предусматривает 34 часов занятий в течение учебного года.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Обучение игре в шахматы выстроено на основе программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования российской Федерации».
Содержание программы и методические рекомендации.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения учащиеся могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
I. Повторение изученного первого года обучения.
II. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
.III. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения
IV Ценность шахматных фигур.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
V. Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
VI. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
VII. Шахматная комбинация.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
К концу обучения учащиеся должны знать:
- Шахматные термины: начальное положение (начальная позиция), взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья, письменное обозначение фигур;
- названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- решать элементарные задачи на мат в один ход;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск « Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
- И. Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Демонстрационная магнитная шахматная доска.
- Набор магнитных шахматных фигур.
- Наборы шахмат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «История Кузбасса» в условиях реализации ФКГОС 10-12 классы очно – заочная форма обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «История Кузбасса»: учебник / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др.; Кемеровский ...
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...