Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".
рабочая программа по физкультуре по теме
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создаёт условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа спортивного кружка "Рости здоровым и спортивным". | 464 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Торопецкая основная общеобразовательная школа №3.
Программа внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное направление)
кружок «Расти здоровым и спортивным!»
1 класс
на 2013-2014 учебный год
Программа рассчитана: на 1 год
Возраст занимающихся: 6,5-10 лет
Автор программы: Ю.Я. Сухарская.
г. Торопец 2013 г.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации:
• это неблагоприятная экологическая обстановка;
•снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки ;
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Цели программы:
1.Формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и
навыками укрепления здоровья.
2. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
3. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1.Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Профилактика вредных привычек.
2.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
5.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, ритмическая гимнастика, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная) в рамках работы программы
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
Формы и методы работы:
- тренинговые упражнения
- игры
- беседа
- дискуссия
- сюжетно - ролевая игра
- практикум
- Путешествие
- Праздник
- конкурс и т.д.
Формы текущего контроля знаний и умений:
- первичная диагностика
- промежуточная диагностика
- диагностика на конец года
- ответы на вопросы
- домашнее задание
Материально-техническое обеспечение:
- спортивный зал школы
- спортивные площадки города
- стадион
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разработан учебно - методический план на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю и организуется по трём направлениям развития личности: •спортивно- оздоровительное;
• общеинтеллектуальное ;
•проектная деятельность.
Изучение данного курса тесно связано с предметом «Окружающий мир» и помогает в решении задач здоровьесбережения.
- Спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности.
В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработана программа кружка «Расти здоровым и спортивным». Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр.
Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.
Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.
- Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.
Задачи:
- Формирование умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
- Развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Наше здоровье. Как сохранить здоровье?
| Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещённое движение». | 1 |
2 | Режим дня, учёбы, отдыха. | Что такое здоровье? | 1 |
3 | Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. | Игра на внимание «Класс, смирно!», «Запрещённое движение». | 1 |
4 | Природа – источник здоровья. | Солнце, воздух и вода– наши лучшие друзья. Игры на свежем воздухе | 1 |
5 | Личная гигиена. | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 |
6 | Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. | Игра-путешествие в город «Здоровёнок» | 1 |
7 | Забота о коже. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена. | Игры на внимание «День и ночь». | 1 |
8 | Как следует питаться. | Здоровая пища для всей семьи. Игра «Море волнуется - раз». | 1 |
9 | Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство. | Беседа. Игра с мячом «Охотники и утки». | 1 |
10 | Настроение в школе. | «Весёлые старты» с мячом. | 1 |
11 | Почему вредной привычке ты скажешь –НЕТ. | Динамическая прогулка, игры. «В гости к берёзкам». | 1 |
12 | Игры –задания с различными предметами. | «Путешествие в страну, где все здоровые». | 1 |
13 | Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями. | . Тренинг - «Мы и здоровье» | 1 |
14 | Мы одна семья. Мальчики и девочки. | Беседа. Игра «Два мороза». Прогулка на свежем воздухе. | 1 |
15 | Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. Осанка – стройная семья. | Дыхательные упражнения. Игра с прыжками «Попрыгунчики – воробушки» | 1 |
16 | Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров | Просмотр видеофильма. Игра «Попрыгунчики – воробушки». | 1 |
17 | Спортивный праздник «папа, мама- я спортивная семья» | Совместные старты детей и их родителей. | 1 |
18 | Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. | Беседа. Игра «Совушка». | 1 |
19 | Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Отравление пищевое. | Тестирование «Как мы знаем растительный мир» | 1 |
20 | Безопасность при любой погоде.Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. | Беседа. Ловля и передача разных мячей в игре. | 1 |
21 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | Практическая работа. Подвиж-ные игры на свежем воздухе. | 1 |
22 | Правила игр. | Игры народов России | 1 |
23 | Как уберечь себя от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. | Призентация.Игра «Море волнуется - раз». | 1 |
24 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травм. | Практическая работа. Игра «Перемена мест». | 1 |
25 | Правила игры. | Игра «Русская лапта» | 1 |
26 | Прыжки через скакалку. | Игры с различными прыжками | 1 |
27 | Как помочь больным и беспомощным. Если кому – нибудь нужна твоя помощь. | Беседа. Спешите делать добро. | 1 |
28 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Игры народов России | 1 |
29 | Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. | Игры с элементами гимнастики | 1 |
30 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Игры с элементами спортивных игр | 1 |
31 | Правила игры | Игра игры с воздушными шариками. «Пушбол». | 1 |
32 | Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитывай себя. Я выбираю движение. | Весёлые старты | 1 |
33 | «Мой весёлый звонкий мяч». Подвижные игры на свежем воздухе. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 |
34 | Спортивный праздник «Здравствуй лето». | Задания игры по станциям | 1 |
Результатом практической деятельности по программе
«Расти здоровым и спортивным» можно считать следующее:
- Информированность учащихся о здоровом образе жизни.
- Сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
- Учитель физической культуры координирует работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования
- Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Литература
- Галлиев Ш. Витаминные буквы. Находка с загадкой./ Галлиев Ш. Огурцы в тюбетейках.- М.: Детская литература, 1995.
- Татарникова Л. Валеология- основы безопасности жизни ребёнка.- М: Сфера, 1999.
- ВЛАДОС, 2003. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
- Бибик Н. М. Основы здоровья. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование спортивной секции "Волейбол" для учащихся 8-11 классов
Секция спортивных игр: «Волейбол»Программа секции «Волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11омклассе . Методическое обеспечение реализации программы секции спортивн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы в...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья» 34 часа 8 класс...
Рабочая программа по дополнительному образованию. Секция "Спортивные игры. Баскетбол". Направление: спортивно-оздоровительное 5-9 классы
Рабочая программа по дополнительному образованию (секция "Спортивные игры. Баскетбол") составлена на основе ФГОС ООО по физической культуре....