Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету лечебная физическая культура для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями
календарно-тематическое планирование по физкультуре
Рабочая учебная программа
основного начального образования
по предмету лечебная физическая культура
для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lfk_1.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дубовская школа-интернат»
Рабочая учебная программа
основного начального образования
по предмету лечебная физическая культура
для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Ольнев А.Н,
учитель ЛФК
Программа по внеурочной деятельности
«Лечебная физическая культура»
1 класс
1. Пояснительная записка.
Программа по курсу внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1- 4 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Физическое воспитание». Издательство М.: «Просвещение», 2013г.
Ежегодно при углубленном медицинском осмотре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Учитывая потребности воспитанников и рекомендации врачей, проводящих медицинский осмотр, создана программа «Лечебная физическая культура».
Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья младших школьников, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
- Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности. Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечнососудистой, дыхательной и выделительной системах. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов
Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 11 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль. В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные оздоровительные методики. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей.
Занятия ЛФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
- упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки № 1,2,3;
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3;
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- упражнения для развития координации;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата; специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп; специальные упражнения для глаз;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
3. Описание курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Курс внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» входит в подраздел «внеурочная деятельность по направлениям» адаптированной основной образовательной программы ОУ. Программа курса внеурочной деятельности реализуется через внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы в учебном плане ОУ предусмотрено 33 часа
1 класс - 33 часа (1 ч. в неделю)
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
- Осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением.
- Принимать новый статус «обучающегося», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего обучающегося»
- Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
- Выполнение правил безопасного поведения в школе.
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Уважительное отношение к иному мнению.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу, точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения.
- Умение понимать что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке.
Предметные результаты.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для большинства обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- представления о лечебной физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на занятиях лечебной физической культуры и осознанное их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции;
- подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- знание и соблюдение правил техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
- понятие о правильной осанке;
- название снарядов;
- знание терминологии (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелазание).
- выполнять наклоны головы;
- выполнять перекаты с носка на пятку;
- выполнять передачу и переноску предметов;
- выполнять лазание и перелазание;
- выполнять ходьбу по ребристой доске;
- выполнять ходьбу на носках, на пятках;
- выполнять приседания;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- выполнять упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении упражнений;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной
- осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни включается во все занятия лечебной физкультуры
Значение здорового образа жизни. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня; личная гигиена; физические упражнения; отказ от вредных привычек. Правила безопасности в различных местах, в том числе и в физкультурном зале, на спортивной площадке. Знание мест, в которых могут оказать необходимую помощь.
Упражнения для формирования правильной осанки № 1
- Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
- Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
- Поднимание согнутой в колено ноги.
- Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
- Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
- Ходьба высоко поднимая ноги
Упражнения для формирования правильной осанки № 2
- И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
- И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)
- И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
- И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.
- И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3
- И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
- И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
- И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
- И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
- И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)
- И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1
- Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
- Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
- Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
- Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
- Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
- Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2
- Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)
- Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)
- О.с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)
- Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)
- Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
- Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3
- Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)
- Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
- Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
- Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
- Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)
- Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)
- Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
- Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
- Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
- Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
- Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
- Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
- Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
- Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
- Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Упражнения для развития координации.
- Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
- Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки .(Повторить 8-10 раз.)
- Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)
- Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)
- Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)
- Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
- Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)
- Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)
- Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
- Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)
- Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)
- Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
- Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
- Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
- сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем
- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
- круговые движения кистями;
- руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;
- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;
- держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Упражнения для формирования правильной осанки № 1 | 1 | |
2 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1 | 1 | |
3 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики | 1 | |
4 | Упражнения для развития координации. | 1 | |
5 | Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата. | 1 | |
6 | Упражнения для развития мелкой моторики рук. | 1 | |
7 | Упражнения для формирования правильной осанки № 2 | 1 | |
8 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2 | 1 | |
9 | Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3 | 1 | |
10 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3 | 1 | |
11 | Упражнения для формирования правильной осанки № 1 | 1 | |
12 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1 | 1 | |
13 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики | 1 | |
14 | Упражнения для развития координации. | 1 | |
15 | Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата. | 1 | |
16 | Упражнения для развития мелкой моторики рук. | 1 | |
17 | Упражнения для формирования правильной осанки № 2 | 1 | |
18 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2 | 1 | |
19 | Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3 | 1 | |
20 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3 | 1 | |
21 | Упражнения для формирования правильной осанки № 1 | 1 | |
22 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1 | 1 | |
23 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики | 1 | |
24 | Упражнения для развития координации. | 1 | |
25 | Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата. | 1 | |
26 | Упражнения для развития мелкой моторики рук. | 1 | |
27 | Упражнения для формирования правильной осанки № 2 | 1 | |
28 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2 | 1 | |
29 | Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3 | 1 | |
30 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3 | 1 | |
31 | Упражнения для формирования правильной осанки № 1 | 1 | |
32 | Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1 | 1 | |
33 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса
Рабочая программа по биологии 6 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...
Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса
Рабочая программа по биологии 7 класса на 2012 -2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...
Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку
УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...
Рабочая программа по учебному предмету "Лечебная физическая культура" 2-4 класс
Рабочая программа рассчитана на детей, учащихся по образовательной программе для детей с умственной отсталостью....
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ...