Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету лечебная физическая культура для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями
календарно-тематическое планирование по физкультуре

Антон Николаевич Ольнев

                                                                

Рабочая учебная программа

основного начального образования

по предмету лечебная физическая культура

для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lfk_1.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Дубовская школа-интернат»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                         

                                                                                   

                                                                             

                                                                 

Рабочая учебная программа

основного начального образования

по предмету лечебная физическая культура

для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями

НА  2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                       

Составитель: Ольнев А.Н,

 учитель ЛФК

Программа по внеурочной деятельности

«Лечебная физическая культура»

1 класс

1. Пояснительная записка.

Программа  по курсу внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» разработана  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями), на основе примерной адаптированной основной  общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями), а также на основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1- 4  классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Физическое воспитание». Издательство М.: «Просвещение», 2013г.

Ежегодно при углубленном медицинском осмотре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Учитывая потребности воспитанников и рекомендации врачей, проводящих медицинский осмотр, создана программа «Лечебная физическая культура».

Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья младших школьников, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: 

  • Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
  • Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  • Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности. Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечнососудистой, дыхательной и выделительной системах. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов

Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 11 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль. В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные оздоровительные методики. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей.

Занятия ЛФК направлены:

  • на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
  • на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
  • на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
  • на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
  • на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
  • на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений: 

  • упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки № 1,2,3; 
  • комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3; 
  • комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
  • упражнения для развития координации; 
  • упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата; специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп; специальные упражнения для глаз;  
  • упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

3. Описание курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Курс внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» входит в подраздел «внеурочная деятельность по направлениям» адаптированной основной образовательной программы ОУ. Программа курса внеурочной деятельности реализуется через внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На реализацию программы в учебном плане ОУ предусмотрено 33 часа

1 класс - 33 часа (1 ч. в неделю)

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

  • Осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением.
  • Принимать новый статус «обучающегося», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего обучающегося»
  • Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
  • Выполнение правил безопасного поведения в школе.
  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Уважительное отношение к иному мнению.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
  • Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
  • Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу, точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения.
  • Умение понимать что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке.

Предметные результаты.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для большинства обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • представления  о  лечебной физической  культуре  как  средстве  укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • выполнение  комплексов  утренней  гимнастики  под  руководством учителя;
  • знание  основных правил поведения на занятиях лечебной физической культуры и осознанное их применение;
  • выполнение  несложных  упражнений  по  словесной  инструкции;
  • подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • знание и соблюдение правил техники безопасности на занятиях по лечебной физкультуре;
  • понятие о правильной осанке;
  • название снарядов;
  • знание терминологии (что такое бег, ходьба, прыжки, лазание, перелазание).
  • выполнять наклоны головы;
  • выполнять перекаты с носка на пятку;
  • выполнять передачу и переноску предметов;
  • выполнять лазание и перелазание;
  • выполнять ходьбу по ребристой доске;
  • выполнять ходьбу на носках, на пятках;
  • выполнять приседания;
  • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
  • выполнять упражнения с гимнастической палкой, мячом, обручем;
  • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении упражнений;
  • знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной
  • осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
  • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
  • подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
  • совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
  • оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • знание спортивных традиций своего народа и других народов;
  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
  • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
  • знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
  • соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

5.  Содержание программы курса внеурочной деятельности

Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни включается во все занятия лечебной физкультуры

Значение здорового образа жизни. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня; личная гигиена; физические упражнения; отказ от вредных привычек. Правила безопасности в различных местах, в том числе и в физкультурном зале, на спортивной площадке. Знание мест, в которых могут оказать необходимую помощь.

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

  1. Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
  2. Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
  3. Поднимание согнутой в колено ноги.
  4. Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
  5. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
  6. Ходьба высоко поднимая ноги

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

  1. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
  2. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)
  3. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
  4. И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону -  по 3 раза.
  5. И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

  1. И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
  2. И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
  3. И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
  4. И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
  5. И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)
  6. И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

  1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
  2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
  3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
  4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
  5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
  6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

  1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)
  2. Стойка на носках,  руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)
  3. О.с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)
  4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)
  5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
  6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)  

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

  1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед  на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)
  2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
  3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног.  (Повторить 6-8 раз.)
  4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
  5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)
  6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо,  наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)
  7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
  8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

  1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
  2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
  3. Руки на поясе.  На вдохе медленно  и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
  4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
  5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
  6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
  7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.  (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации.

  1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
  2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки .(Повторить 8-10 раз.)
  3. Ходьба длинными шагами со взмахами  прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)
  4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)
  5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)
  6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

  1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)
  2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)
  3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
  4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)
  5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)
  6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
  7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
  8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  • сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
  • сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем
  • хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
  • круговые движения кистями;
  • руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;
  • пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;
  • сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;
  • держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

 Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

1

2

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1

3

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1

4

Упражнения для развития координации.

1

5

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1

6

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1

7

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1

8

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1

9

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1

10

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1

11

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

1

12

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1

13

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1

14

Упражнения для развития координации.

1

15

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1

16

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1

17

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1

18

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1

19

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1

20

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1

21

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

1

22

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1

23

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1

24

Упражнения для развития координации.

1

25

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1

26

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1

27

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1

28

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1

29

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1

30

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1

31

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

1

32

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1

33

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса

Рабочая программа по биологии 6  класса на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса

Рабочая программа по биологии 7  класса  на 2012 -2013 учебный год   составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 6 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 5-6 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул...

Рабочая учебная программа основного общего образования на 2014 -2015 учебный год для 7 класса по английскому языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Английский  язык:    Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 7 кл.  общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, ...

Рабочая программа по учебному предмету "Лечебная физическая культура" 2-4 класс

Рабочая программа рассчитана на детей, учащихся по образовательной программе для детей с умственной отсталостью....

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету физической культура для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ...