«Основы концепции совершенствования физической культуры в школе»
статья по физкультуре
«Основы концепции совершенствования физической культуры в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей физической культуры.
Казнин Николай Михайлович
«Основы концепции совершенствования физической культуры в школе»
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В настоящее время физической культурой и в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.
Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.
Общая система физкультурного образования в России переживает кризис. Проявляется это, прежде всего в недостаточной образованности населения, низком уровне здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи, малом числе людей, занимающихся систематически физической культурой и спортом.
Причины кризисного состояния общего физкультурного образования.
1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физической культуре содержанием из других форм физического воспитания.
2. Отсутствие четкой цели учебной работы по физической культуре в школе.
3. Недостаточный объем учебного времени, отводимого на учебные занятия.
4. Недооценка и недостаточное внимание к формированию специальных знаний, интеллектуального компонента физической культуры личности школьников.
5.Недостаточное внимание к созданию условий для самообразования и самосовершенствования, превращение занятий по физической культуре в «двигательное натаскивание».
6. Неиспользование достижений спортивной науки в массовых формах физического воспитания.
7. Слабое владение учителями физической культуры современными педагогическими и здоровьесберегающими технологиями.
8.Слабый уровень обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию (учебно-методическое, медицинское и материально-техническое).
9. Слабая воспитательная работа.
10. Повышенное внимание к сдаче усредненных нормативов в качестве главного критерия успеваемости учащегося.
11. Большое значение, предаваемое спортивным соревнованиям.
В настоящее время существуют
3 концепции совершенствования физической культуры в школе:
1.Оздрорвительная направленность физической культуры в школе.
2.Спортизация физической культуры в школе.
3.Образовательная направленность физической культуры в школе.
1. Сторонники этой концепции считают, что все содержание школьных уроков физической культуры должно иметь одну цель – оздоровление учащихся. Это связано с появлением «школьных болезней», различных функциональных нарушений и гиподинамии у школьников. Состояние здоровья зависит от ЗОЖ, а систематические занятия физической культурой - одно из важных слагаемых ЗОЖ. В связи с этим необходимо лучше организовать внеклассную работу по физической культуре, увеличить количество часов, отводимых на физическую культуру.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ.
-Повышение двигательной активности в уроке и в организации внеклассных мероприятий.
-Проведение физкульт-минуток и пауз.
-Подвижные перемены.
-Подбор средств и методов профилактики и коррекции «школьных
болезней».
-Улучшение физкультурной работы в школе и в группах продленного дня.
Для решения этих задач необходимо повысить уровень подготовки учителей.
2. Сторонники этой концепции считают, что данная концепция позволяет выявлять спортивные способности у детей и более эффективно отбирать детей для занятий в большом спорте. Это повлечет за собой повышение интереса учащихся к физической культуре, более широкое использование проверенных технологий спортивной подготовки, следствием которых будет более эффективное развитие двигательных навыков и физических качеств и повышение функционального состояния человека, значительное укрепление здоровья (по сравнению со школьной физической культурой).
Отрицательные стороны этой концепции:
- Нанесение ущерба образовательному содержанию физической культуры.
- Невозможность привлечения к занятиям всех учащихся (нежелание заниматься, отсутствие возможностей, способностей у детей).
Для внедрения в жизнь этой концепции необходима:
- соответствующая материально-техническая база (или благоприятные условия)
- высокий профессиональный уровень подготовки учителей физической культуры
- вынос уроков физической культуры за сетку расписания.
3. Автор - В. П. Лукьяненко. Смысл концепции заключается в преимуществе образовательной направленности физической культуры в школе.
Основная причина необходимости данной концепции - плохое состояние школьной физической культуры, подмена образовательного содержания в учебных занятиях физической культурой содержанием из других форм физического воспитания, их превращение в оздоровительные и развлекательные мероприятия, в одну из форм активного отдыха. Также существует факт деградации учебной дисциплины, носящей статус общеобразовательной дисциплины. Это не осознается большинством учителей физической культуры и воспринимается в обществе как норма. В результате - потеря уроком физической культуры своей интегрирующей функции, превращение его из основной формы физической культуры в заурядную форму физического воспитания. Происходит отчуждение физической культуры от учебной жизни школы, часто возникают сомнения в его необходимости в сетке учебного расписания в школе. «Выпадение» из системы общеобразовательных дисциплин формирует интуитивное неприятие физической культуры в качестве равноправной общеобразовательной учебной дисциплины, как учителями, так и родителями и учащимися.
Учителя физической культуры ощущают комплекс неполноценности преподаваемого ими предмета по сравнению с другими. Имеет место недостаток физического образования, преобладает физическое развитие.
Это свидетельствует о том, что существующая система общего образования в физической культуре изжита и дискредитирована.
Настоящими уроками физической культуры являются те учебные занятия, на которых изучают ее теоретические и практико-методические основы, познаются способы рационального воздействия средств физической культуры на организм.
Данная концепция основана на приоритете образовательной направленности. Она позволяет обеспечить формирование и использование населением системы физических знаний как интеллектуальной основы целенаправленной двигательной активности в соответствии с законами природы и индивидуальными особенностями.
Я считаю наиболее прогрессивной и перспективной концепцию Лукьяненко.
Эта концепция предполагает коренное преобразование учебной работы по физической культуре в школе. Она представляет собой одно из практических прикладных результатов теоретической деятельности, осуществляемое с учетом современных жизненных реалий и новейших достижений теории физической культуры, педагогики и науки в целом, на основе фундаментализации содержания, раскрытия и эффективного использования уникального по своей природе общеобразовательного потенциала учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская концепция учителя физической культуры. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Данная концепция была представлена на конкурс "Учитель года-2012"...
Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе
в презентации представлен материал по концепции структуры и содержания образования по физической культуре в школе,разработанной под руководством доктора педагогических наук А.П.Матвеева...
Конспект урока по физической культуре в 7 классе по теме "Основы знаний о физической культуре"
Основы знаний о физической культуре. Развитие легкой атлетики в России и Кубани....
Педагогическая концепция учителя физической культуры МБОУ «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района Марадудина Р.А.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание мор...
«Основные концепции совершенствования физической культуры в школе»
Общее среднее образование в сфере физической культуры в настоящее время не выполняет одну из главных функций – формирование основ физкультурных знаний, обучение способам их творческого применени...
Теоретические основы знаний по физической культуре в начальной школе.
Теоретические основы знаний по физической культуре в начальной школе....
Основные концепции совершенствования физической культуры в школе
Устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, в том числе начальных классов, сохраняется до настоящего времени . Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения остае...