«Основы концепции совершенствования физической культуры в школе»
статья по физкультуре

«Основы концепции совершенствования физической культуры в школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей физической культуры.

Казнин Николай Михайлович

«Основы концепции совершенствования физической культуры в школе» 

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время  физической культурой и в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда  как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и  требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

Общая система  физкультурного образования в России переживает кризис. Проявляется это, прежде всего в недостаточной  образованности населения, низком уровне здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи, малом числе людей, занимающихся систематически физической культурой и спортом.

Причины кризисного состояния  общего физкультурного образования.

1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физической культуре содержанием из других форм физического воспитания.

2. Отсутствие четкой цели учебной работы по физической культуре в школе.

3. Недостаточный  объем учебного времени, отводимого  на учебные занятия.

4. Недооценка и недостаточное внимание к формированию специальных знаний, интеллектуального компонента физической культуры личности школьников.

5.Недостаточное внимание к созданию условий для самообразования и самосовершенствования, превращение занятий по физической культуре  в «двигательное натаскивание».

6. Неиспользование  достижений спортивной науки в массовых формах физического воспитания.

7. Слабое владение учителями физической культуры современными педагогическими и здоровьесберегающими технологиями.

8.Слабый уровень обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию (учебно-методическое, медицинское и материально-техническое).

9. Слабая воспитательная  работа.

10. Повышенное внимание к сдаче усредненных нормативов в качестве главного критерия успеваемости учащегося.

11. Большое значение, предаваемое спортивным соревнованиям.

В настоящее время существуют

3 концепции совершенствования физической культуры в школе:

1.Оздрорвительная направленность физической культуры в школе.

2.Спортизация физической культуры в школе.

3.Образовательная  направленность физической культуры в школе.

1. Сторонники этой концепции считают, что все содержание школьных уроков физической культуры должно иметь одну цель – оздоровление учащихся. Это связано с появлением «школьных болезней», различных функциональных нарушений и гиподинамии у школьников. Состояние здоровья зависит от ЗОЖ, а систематические занятия физической культурой - одно из важных слагаемых ЗОЖ. В связи с этим необходимо лучше организовать внеклассную работу по физической культуре, увеличить количество часов, отводимых на физическую культуру.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ.

-Повышение двигательной  активности в уроке и в организации  внеклассных мероприятий.

-Проведение физкульт-минуток  и пауз.

-Подвижные перемены.

-Подбор средств  и методов профилактики и коррекции  «школьных

болезней».

-Улучшение физкультурной  работы в школе и в группах  продленного дня.

Для решения этих задач необходимо повысить уровень  подготовки учителей.

2. Сторонники этой концепции считают, что данная концепция позволяет выявлять спортивные способности у детей и более эффективно отбирать детей для занятий в большом спорте. Это повлечет за собой повышение интереса учащихся к физической культуре, более широкое использование проверенных технологий спортивной подготовки, следствием  которых будет более эффективное развитие двигательных навыков и физических качеств и повышение функционального состояния человека, значительное укрепление здоровья (по сравнению со школьной физической культурой).

Отрицательные стороны этой концепции:

  1. Нанесение ущерба образовательному содержанию физической культуры.
  2. Невозможность привлечения к занятиям всех учащихся (нежелание заниматься, отсутствие возможностей, способностей у детей).

Для внедрения в жизнь этой концепции необходима:

  • соответствующая материально-техническая база (или благоприятные условия)
  • высокий профессиональный уровень подготовки учителей физической культуры
  • вынос уроков физической культуры за сетку расписания.

3. Автор - В. П. Лукьяненко. Смысл концепции заключается в преимуществе образовательной направленности физической культуры в школе.

Основная причина  необходимости данной концепции - плохое состояние школьной физической культуры, подмена образовательного содержания в учебных занятиях физической культурой содержанием из других форм физического воспитания, их превращение в оздоровительные и развлекательные мероприятия, в одну из форм активного отдыха. Также существует факт деградации учебной дисциплины, носящей статус общеобразовательной дисциплины. Это не осознается большинством учителей физической культуры и воспринимается в обществе как норма. В результате - потеря уроком физической культуры своей интегрирующей функции, превращение его из основной формы физической культуры в заурядную форму физического воспитания. Происходит отчуждение физической культуры от учебной жизни школы, часто возникают сомнения в его необходимости в сетке учебного расписания в школе. «Выпадение» из системы общеобразовательных дисциплин формирует интуитивное неприятие физической культуры в качестве равноправной общеобразовательной учебной дисциплины, как учителями, так и родителями и учащимися.

Учителя физической культуры ощущают комплекс неполноценности  преподаваемого ими предмета  по сравнению с другими. Имеет  место недостаток физического  образования,  преобладает физическое  развитие.

Это свидетельствует о том, что существующая система общего образования в физической культуре изжита и дискредитирована.

Настоящими уроками  физической культуры являются те учебные занятия, на которых изучают ее теоретические и практико-методические основы, познаются способы рационального воздействия средств физической культуры на организм.

Данная концепция основана на приоритете образовательной направленности.  Она позволяет обеспечить формирование и использование населением системы физических знаний как интеллектуальной основы целенаправленной двигательной активности в соответствии с законами природы и индивидуальными особенностями.

Я считаю наиболее прогрессивной и перспективной концепцию Лукьяненко.

        Эта концепция предполагает коренное преобразование учебной работы по физической культуре в школе. Она представляет собой одно из практических прикладных результатов теоретической деятельности, осуществляемое с учетом современных жизненных реалий и новейших достижений теории физической культуры, педагогики и науки в целом, на основе фундаментализации содержания, раскрытия и эффективного использования уникального по своей природе общеобразовательного потенциала учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе

в презентации представлен материал по концепции структуры и содержания образования по физической культуре в школе,разработанной под руководством доктора педагогических наук А.П.Матвеева...

Конспект урока по физической культуре в 7 классе по теме "Основы знаний о физической культуре"

Основы знаний  о физической культуре.  Развитие легкой атлетики в России  и  Кубани....

Педагогическая концепция учителя физической культуры МБОУ «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района Марадудина Р.А.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к  систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание мор...

«Основные концепции совершенствования физической культуры в школе»

Общее среднее образование в сфере физической культуры в настоящее время не выполняет одну из главных функций – формирование основ физкультурных знаний, обучение способам их творческого применени...

Теоретические основы знаний по физической культуре в начальной школе.

Теоретические основы знаний по физической культуре в начальной школе....

Основные концепции совершенствования физической культуры в школе

Устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, в том числе начальных классов, сохраняется до настоящего времени . Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения остае...