Мониторинг физ. развития учащихся
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье предложены формы и методы проведения мониторинга физического развития учащихся учителем на уроках физической культуры.
Ключевые слова: здоровье, мониторинг физического развития, здоровый образ жизни, диагностические пробы, индексы.
Собственные наблюдения человека за тем,
что ему хорошо, а что вредно,
есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья.
Фрэнсис Бэкон
Человек должен знать,
как помочь себе самому в болезни, имея в виду,
что здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ
Кто из родителей не мечтает видеть своих детей умными, красивыми и прежде всего здоровыми? Забота о здоровье ребенка – главная задача родителей. С первых дней жизни от них зависит благополучие малыша. Но вот ребенок пошел в детский садик, затем в 1 класс и вот тогда забота о здоровье ребенка ложится не только на родителей, а и на плечи воспитателей и учителей.
«Здоровье - всему голова» - гласит мудрая народная пословица. И действительно, физическое и психическое здоровье - непреходящая ценность для человека. Великий русский демократ Н.Г.Чернышевский писал: «Здоровье никогда не может потерять своей цены». Понятия «здоровье» и « болезнь» тесно взаимосвязаны, но рассматривать понятие «здоровье» как противоположность понятию «болезнь»– не правильно, потому что наличие или отсутствие здоровья свидетельствует только о потере или сохранении части здоровья.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Дети и молодежь занимают важное место в социальной структуре общества. По данным социологических исследований, именно эта категория наименее социально защищена в современных условиях: растет детская заболеваемость и смертность, заметна тенденция к ослаблению здоровья.
Неправильный режим дня, загруженность в школе, стрессы, несбалансированное питание, недостаток двигательной активности являются причиной появления различных хронических заболеваний. Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие.
Согласно таким правовым документам:
- Конституция Донецкой Народной Республики (ст.34),
- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (ст.45, ст.93),
- Положение о мониторинге качества образования в образовательных организациях дошкольного и общего образования Донецкой Народной Республики,
- «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 гг.»,
- Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики разработан ряд мер и установок по внедрению современных инновационных технологий для укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной деятельностью.
Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и
подростков, профилактика негативных явлений в молодежной среде являются одними из приоритетных в деятельности педагогических коллективов образовательных организаций.
Одними из приоритетных направлений педагогической деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
- формирование умения у учащихся вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
- оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб4
- определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией.
В связи введением Государственных образовательных стандартов общего образования в преподавание предмета «Физическая культура» введена в базовую часть тема «Мониторинг физического развития».
Цель статьи - раскрыть тему «Мониторинг физического развития» с практической стороны, познакомить специалистов с формами и методами измерений функциональных возможностей организма учащихся на уроке физкультуры.
Тема «Мониторинг физического развития» включает в себя отслеживание функционального состояния и уровня физического здоровья учащихся, а также исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья.
Согласно программе тема «Мониторинг физического развития» включает в себя 6 функциональных проб и индексов: «Проба Руфье», «Проба Штанге», «Индекс Кетле», «Индекс Робинсона», «Индекс Шаповаловой», «Проба Ромберга», которые характеризуют уровни функциональных возможностей систем организма.
Согласно рекомендациям отдела физической культуры и спортивно-массовой работы Донецкого РИДПО функциональные пробы проводятся в сентябре,
апреле-мае месяце, для выявления состояния организма, а так же определения динамики развития функциональных систем.
На первом уроке я провожу вводный инструктаж по технике безопасности на уроке физкультуры, рассказываю учащимся про требования по предмету, про базовые темы учебного процесса и знакомлю их с первой темой: «Мониторинг физического развития», на которую я выделяю 6 часов. Я могу распределить измерение функциональных проб на все 6 уроков, а могу на 3-4, все зависит от количества учащихся на уроке. Но как показывает практика уже много лет, первый урок является теоретическим вводным уроком. На втором уроке я даю себе цель провести 2 относительно несложные пробы: «ПробаШтанге» и«Проба Ромберга».
Итак, начнем.
1.Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Показатели, полученные этим методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека. Пробы с задержкой дыхания (асфиксией) выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.
Моя задача при выполнении пробы сразу охватить весь класс. Для этого я выстраиваю учащихся в одну шеренгу по периметру всего спортивного зала, сама становлюсь в центр. Дети принимают исходное положение: основная стойка, ноги на ширине плеч, делают 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Затем по моей команде после глубокого вдоха большим и указательным пальцами одной руки закрывают нос, вторая рука опущена. Я включаю секундомер и начинаю громко считать: раз, два, три и т.д. Ребенок не только задерживает дыхание, он слушает мой счет. Как только учащийся прекращает тест, делает выдох, опускает руку, он должен еще и запомнить цифру, на которой он остановился. Я прекращаю считать только после того, как вижу у всех детей опущенные руки. Все, тест пройден, дети запомнили свои результаты, я фиксирую в журнал мониторинга.
Проба Штанге является обязательной для учащихся всех медицинских групп, исключение составляют освобожденные дети ВКК и дети, которые находятся на индивидуальном обучении и учащиеся, страдающие астмой.
Таблица оценивания проб имеется в Программе по физической культуре. По опыту работы знаю, что если брать в % соотношении на начало учебного года в 5-7 классах из 100% -5 баллов (10%),4 балла-45-50%,3 балла-40 %.
На конец года из 100% -5 баллов (10-15%),4 балла-50-55%,3 балла-30-35 %.
2.Проба Ромберга-выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Эта проба свидетельствует о нормальной координации движений и работе ЦНС.
Эту проба несложная и можно ее принимать сразу после пробы Штанге.
Я выстраиваю учащихся в одну шеренгу по периметру всего спортивного зала, сама становлюсь в центр. По моей команде учащиеся принимают исходное положение основная стойка, ноги на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Я включаю секундомер и начинаю вслух считать, на секундомер стараюсь не смотреть и хожу вдоль зала, наблюдая за детьми. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, учащийся открывает глаза и опускает руки, запоминая цифру моего счета. Если я вижу, что пошатнувшись, ребенок продолжает тест, я сама подхожу и опускаю ему руки, назвав его цифру. Как только все дети опустят руки, я выключаю секундомер и прекращаю считать. Результаты записываю в журнал. Исходя из опыта работы 99% учащихся имеют 5 баллов.
3.Индекс Кетле–это индексмассы тела, с помощью которого можно определить степень ожирения и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела.
Для проведения этого индекса я не приношу в спортивный зал ростомер, весы и т.д. В преддверии начала нового учебного года все школьники должны пройти медосмотр.Я иду в медицинский кабинет и изучаю справки медосмотра учащихся и вношу в таблицу данные роста и веса ребенка. Если ребенок еще не прошел медосмотр, я задаю ему домашнее задание: измерить свои данные в домашних условиях.
Таблица для расчета индекса есть на сайте Донецкого РИДПО, можно воспользоваться таблицей расчета онлайн или калькулятором. Формула проста: необходимо разделить вес человека (в килограммах) на квадрат его роста (в метрах). Например :рост у ребенка 6 класса 1,48м,вес 35 кг. Значит 1,48 x 1,48 =2,19. Затем 35:2,19 =15,98.Смотрим в таблицу – у этого ребенка гармоничное сложение, ему 5 баллов.
При расчете индекса, я заметила такую закономерность : в 5 классах преобладает дефицит массы, в 6-7 -10% дефицит, 10%-гармоничное (+),т.е.3 балла,40% гармоничное(-) и 40% гармоничное соотношение массы и роста .
4.Индекс Робинсона используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышц сердца. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом.
Для того, чтоб посчитать индекс Робинсона для Вашего организма, необходимы данные о частоте сердечных сокращений и систолическое артериальное давление ("верхнее").
Для измерения ЧСС нужен покой организма, для этого мне необходимо, чтобы класс, придя ко мне на урок, посидел на лавке в тишине 4-5 минут. Для начала я напоминаю детям, что есть три вида измерения ЧСС (приложить к левой стороне грудной клетки ладонь; можно использовать лучевую артерию и сонную артерию). Мы измеряем пульс, проводим апробацию столько, сколько нужно, чтобы все усвоили. Затем при полной тишине я включаю секундомер и засекаю для детей 5-7 классов 30 секунд. Вы спросите, почему 30,а не15,а потому что дети маленькие и не сразу смогут умножить количество пульсовых биений на 4. Им проще сложить. Получаем цифру и записываем в журнал.
Нормы сердцебиенияу детей школьного возраста (уд/мин.): школьник 7-10 лет –70-110; подросток 10-14 лет –65-100; старше 14 лет –50-100.
Граничные величины АД у детей:
10-12 лет систолическое мин.110,макс.126; диастолическое мин.70, макс.82
13-15 лет систолическое мин. 110,макс.136 диастолическое мин.70,макс.86
Но индекс Робинсона предполагает еще и измерение давления. Что я делаю в этом случае? С медработниками туго. Поэтому я даю домашнее задание. Если и дома не получается, достаю свой электронный измеритель давления на запястье и измеряю. Он прост в обращении и еще показывает ЧСС. Очень удобный в пользовании.
Расчет индекса Робинсона = ЧСС (уд/мин) · АД сист. (мм рт.ст.) : 100
Итак, у ребенка 6 класса ЧСС 86 x 106 =9116 :100=91,16. Это высокий показатель – 5 баллов. Высчитываем все показатели на калькуляторе.
Исходя из практики, меня настораживают те дети 6 класса, у которых ЧСС 98 уд. в мин и АД 122\60. Почему такие высокие данные, сразу смотрю в листок здоровья и вижу - у этого ребенка занятия в специальной медицинской группе. Или, например, приносят АД 95\60, скорее всего у этого ребенка ВСД по гипотоническому типу, тоже уже нагрузка на уроке будет другая. Есть такие учащиеся, что АД «прыгает», чем еще опаснее. Чаще всего у таких детей часто болит голова и они постоянно плохо себя чувствуют.
5.Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Для измерения этого индекса мне необходимы показания веса, роста ребенка и количество подниманий туловища из положения лежа, за 1 минуту. Индекс мощности Шаповаловой я принимаю только у тех учащихся, кому не противопоказано данное упражнение. Например, нельзя выполнять поднимание туловища учащимся с прогрессирующей миопией, с ВСД, с сердечно- сосудистыми заболеваниями. Если этот ребенок по состоянию здоровья относится к подготовительной группе, я в мае месяце при оценивании темы МФР не учитываю этот индекс. Если же ребенок относится к специальной медицинской группе, то я ему в журнал за тему, как и за предыдущие темы ставлю оценку - «зачтено».
Для выполнения индекса Шаповаловой я распределяю учащихся на пары и они, лежа на гимнастических матах по моей команде начинают одновременно выполнять упражнение на секундомер.
Индекс Шаповаловой = масса тела (г) · количество сгибаний за 60 сек
длина тела (см) · 60
У ребенка 6 класса масса тела 42 кг=42000 грамма x 50 (кол-во сгиб.)=2100000. Теперь длина тела 146 см x60=8760. Делим 2100000 на 8760,получаем 239. По таблице это высокий балл «5».
Исходя из опыта из 100% 5 % -2 балла,30% -3 балла,50%-4 балла,15%-5 баллов.
6. Индекс или проба Руфьепредставляет собой несложное физическое испытание, по результатам которого можно судить о работе сердца во время физической нагрузки. Этот тест показывает, какой уровень нагрузки может выдержать человек без риска для своего здоровья.
С 2009 года проба Руфье стала обязательным медицинским исследованием для школьников в Украине. Тест показывает на практике, в какой группе по физкультуре должен и сможет заниматься ребенок по состоянию здоровья. На основании его результатов школьнику выдают справку, где указана группа для занятий физкультурой.
При выполнении этой пробы сочетается ЧСС с глубокими приседаниями.
Для оценивания индекса Руфье я могу воспользоваться двумя методами:
-изучить справки медосмотра учащихся;
-измерить на уроке физкультуры.
Если я решила принять тест на уроке, для этого мы измеряем ЧСС у детей в состоянии покоя ,сидя на лавках за 15 секунд. Фиксирую данные в журнал.
Затем выстраиваю весь класс в шеренгу по периметру спортивного зала. По сигналу, под счет учителя весь класс одновременно начинает выполнять 30 глубоких приседаний. И сразу после последнего приседания даю команду «нашли пульс!» (у детей это обычно сразу получается, потому что после нагрузки отчетливо слышны сердечные сокращения) и даю звуковой сигнал свистка. Через 15 секунд даю свисток, но секундомер не выключаю, так как через 45 секунд опять измеряю ЧСС (все это время учащиеся стоят на своих местах). Затем в журнале фиксирую еще два показателя.
Итак: P1 – первый показатель ЧСС (до нагрузки), P2- второй (сразу после нагрузки), P3- третий показатель ЧСС (через 45 секунд после второго измерения ЧСС).
Индекс Руфье =4 · (Р1+Р2+Р3) – 200 : 10
Итак ,у ученика 6 класса P1-23 ЧСС, P2-38, P3-25.
4x (23+38+25)-200 :10=344-200:10=144:10=14,4.
Результат выше среднего –оценка 4 балла.
Исходя из опыта работы низкий показатель и ниже среднего-10%-2 балла, средний- 40-50%-3 балла, высокий показатель 30-40% из 100% всех учащихся 5-7 классов.
Но опять же таки, индекс Руфье выполняют учащиеся, кому не противопоказано по медицинским заключениям.
При оценивании темы МФР в конце года, я суммирую все 6 оценок и делю на 6,получаем средний бал, который мы выставляем за тему в журнал успеваемости.
Тема «Мониторинг физического развития» предполагает также исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья. Для этого используются в 1-4 классах 4 диагностических упражнения, в 5-11 классах - 6 диагностических упражнений оценки физической подготовленности учащихся.
Диагностика уровня развития физической подготовленности в 1-4 классах:
1. Бег 30 м - упражнение на скорость (тема легкая атлетика).
2. Наклон вперед - упражнение на гибкость (гимнастика).
3. Прыжок в длину с места - скоростно-силовое качество (спортивные игры).
4. Челночный бег 4х9 м-упражнение на ловкость (спортивные игры).
Диагностика уровня развития физической подготовленности классы в 5-11 классах.
1. Бег 30 м - упражнение на скорость (тема легкая атлетика).
2. Наклон вперед - упражнение на гибкость (гимнастика).
3. Прыжок в длину с места - скоростно-силовое качество (спортивные игры).
4. Челночный бег 4х9 м-упражнение на ловкость (спортивные игры).
5. Подтягивание-упражнение на силу (туризм).
6.Кроссовая подготовка, включает в себя бег или ходьбу, в количественной зависимости от своего класса – упражнение на выносливость ( легкая атлетика).
Диагностика уровня развития физической подготовленности выполняется два раза в год. В начале года в октябре, и в конце года в мае.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, в последней четверти выполняют тестовые упражнения, не запрещенные согласно их заболеваниям для определения уровня физической подготовленности.
Физическое воспитание представляет собой социально-педагогический процесс, он объединяет три основополагающих компонента: оздоровительный, развивающий и образовательный.
Эффективность физического воспитания школьников определяется в значительной мере приоритетными подходами к оптимизации составляющих компонентов.
Соотношение оздоровительного и развивающего компонентов в учебном процессе в первую очередь должен определяться физическим здоровьем, т.е. уровнем соответствия норме показателей функциональных систем организма.
При нормальном состоянии функциональных систем организма учащихся все три компонента могут быть реализованы в учебном процессе в оптимальном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг физического развития учащихся
Тестирование 9-х классов на физическое развитие....
Мониторинг физического развития учащихся.
Дано положение о мониторинге и таблицы результатов....
Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...
Мониторинг физического развития учащихся
В материале представлен пример проведения мониторинговых исследований физического развития учащихся...
Рекомендации по проведению мониторинга физического развития учащихся школы
В работе предлагается материал по изучению физического развития учащихся. Размещены методики определения антропометрии, ИГСМ. А также даны анализ здоровья учащихся за 5 лет и рекомендации по исправлен...
Мониторинг динамики развития учащихся 1- 9 класс по ФГОС
Цель: систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения....
Мониторинг физического развития учащихся 1–11 классов на начало учебного года
Мониторинг физического развития учащихся 1–11 классов...