Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
статья по физкультуре на тему
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на уроках физической культуры и во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе позволяет систематизировать информацию о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха учащегося, об особенностях познавательной сферы каждого, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_doklada.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг физического развития учащихся
как показатель профессиональной компетентности
учителя физической культуры
Р.Х. Фахретдинов
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404, Москва
Профессиональная компетентность учителя – один из показателей, влияющих на качество образования. В практике своей работы мы исходим из следующих определений качества образования. Качество образования – это соотношение цели и результата. Образование, полученное школьником, признаётся качественным, если его результаты соответствуют заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика (М.М.Поташник). Качество образования – это «такая совокупность его свойств, которая обусловливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств » (В.П.Панасюк).
В современной педагогической науке понятие "профессиональная компетентность педагога" рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых задач. Выделяются следующие компетенции педагога: предметно-методологическая компетенция, психолого-педагогическая компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция в области здоровьесбережения, компетенция в области управления системой «учитель-ученик». Самым перспективным нам кажется подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В.Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих: когнитивной, операционально-технологической и личностной, позиционно-ценностной.
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на уроках физической культуры и во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе позволяет систематизировать информацию о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха учащегося, об особенностях познавательной сферы каждого, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся. Здесь для учителя важно умение педагогическими способами определить уровень физического развития ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса. Главную роль играет личностная позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все физические данные ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития.
В создании модели мониторинга физического развития учащихся и физкультурно- оздоровительной работы школы мы руководствуемся следующими принципами: непрерывность и преемственность физкультурно-оздоровительной работы в различных возрастных группах в урочной и внеурочной деятельности; учет личных интересов и индивидуальных физических способностей всех учащихся; признание ответственности за здоровье и физическое состояние школьников их родителей и самих детей.
На наш взгляд, важно принимать во внимание формы и методы пропаганды здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей учащихся, обеспечить раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении, борьбе с негативными явлениями – курением, употреблением наркотиков и алкоголя, детской преступностью.
Критериями эффективности реализации данной системы являются:
- рост уровня физической подготовки учащихся;
- рост количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
- уменьшение количества учащихся, состоящих на учете ВШУ, ПДН;
- снижение уровня заболеваемости школьников.
В связи с вышеизложенным приведём результаты анкеты среди учащихся, посещающих секции, по вопросу «Почему ты занимаешься спортом?»:
А) это полезно для здоровья (ценность),
Б) люблю спортивные игры (интерес),
В) это позволяет мне быть сильным, крепким, в хорошей физической форме (мотив),
Г) это даёт мне возможность больше общаться со сверстниками (потребность).
Вопрос/классы | 5-7 классы | 8-9 классы | 10-11 классы |
А | 8% | 13% | 32% |
Б | 62% | 30% | 9% |
В | 18% | 25% | 37% |
Г | 12% | 32% | 22% |
Итак, физическая культура и спорт для учащихся 5-7 классов- это прежде всего интерес; для учащихся 8-9 классов- это интерес и потребность; для старшеклассников- это мотив и ценность.
Эффективной, на наш взгляд, представляется и следующая модель мониторинга.
Направление | Критерий | Индикатор |
Качество проведения уроков физической культуры | Здоровьесбережение. Выполнение спортивных норм. Показатели в соответствии с возрастными особенностями. | Состав учащихся по группам здоровья на каждой ступени обучения. Рост уровня физической подготовки учащихся. |
Качество здоровья учащихся | Соблюдение гигиенических норм, режима дня и питания. Качество медицинских услуг в школе | Снижение заболеваемости |
Качество физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с участниками образовательного процесса | Физическое совершенствование. Доля спортивных секций. Участие в соревнованиях разного уровня. | % участия в спортивно-массовых мероприятиях; количество спортсменов-разрядников; количество призовых мест в соревнованиях разного уровня; посещаемость спортивных секций |
Примерные мероприятия по проведению мониторинга уровня физического развития, психологического статуса, уровня воспитанности учащихся
Мероприятия | Возраст уч-ся | Сроки | Ответственные |
Ведение паспорта спортивных достижений класса | 1-11 кл. | В течение периода обучения | Кл. руководители |
Ведение дневников личных достижений учащихся | 1-11 кл. | В течение периода обучения | Учителя физической культуры |
Диагностика состояния здоровья | 1-11кл. | В течение периода обучения | Врач, медсестра |
Конкурс «Самый спортивный класс» | 1-11кл. | Ежегодно | Зам.директора по ВР |
Диагностика уровня воспитанности учащихся | 5, 7, 9, 11 кл. | Ежегодно | Зам.директора по НМР |
Предлагаемый нами мониторинг выполняет и контрольно-диагностическую функцию, когда одновременно идёт оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция педагогического процесса. Высокий уровень качества обучения достигается в первую очередь мотивационно-целевой функцией управления ОУ, основанной на чётком выполнении всеми членами педколлектива работы в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.
Литература
1.Галева Н.Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. М., 2008.
2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №5.
3. Чепелев П.Н. Образовательный мониторинг: формируется понятие // Стандарты и мониторинг. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг физического развития учащихся
Тестирование 9-х классов на физическое развитие....
Мониторинг физического развития учащихся.
Дано положение о мониторинге и таблицы результатов....
Мониторинг физического развития учащихся
В материале представлен пример проведения мониторинговых исследований физического развития учащихся...
«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»
Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......
Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).
Доклад на тему: «Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)»....
Результаты компьютерного мониторинга физического состояния учащихся как показатель качества образования
Доклад на педогогическом совете о состоянии здоровья и физическом развитии воспитанников школы-интерната...
Исследовательский педагогический проект на тему: "Мониторинг по физической культуре как средство контроля за физическим развитием учащихся"
Исследовательский педагогический проект на тему: "Мониторинг по физической культуре как средство контроля за физическим развитием учащихся"...