Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре
методическая разработка по физкультуре
Раздел: «Подвижные и спортивные игры»
Класс: 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._yurasov.docx | 68.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МКСОУ Починковская СКО школа – интернат VIII вида
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по физической культуре
Раздел: «Подвижные и спортивные игры»
Класс: 7
Выполнил: учитель физической культуры Юрасов Е.А.
Содержание
I.Пояснительная записка……………………………………………………...3
II.Цели и задачи раздела………………………………………………...........5
III.Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями………………………………….……………...6
IV.Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………...8
V.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся…………………………………………………9
VI.Система знаний и система деятельности………………………….…….20
VII.Календарно – тематическое планирование по разделу…………...…...21
VIII.Разработка урока………………………………………………………..22
IX.Список литературы ………………………………………………………29
X.Приложения………………………………………………………………..30
1. Пояснительная записка.
Данная работа представляет собой методическую разработку раздела "Подвижные и спортивные игры» образовательной программы по физическому воспитанию в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Методическая разработка составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой – М.: «Просвещение» 2010 г.
Образовательные задачи раздела программы «Подвижные и спортивные игры» заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физической культуры. Детям сообщаются терминологические сведения, используемые при описании физических упражнений, техника игры, правила и обязанности игроков. Учащиеся школы овладевают двигательными действиями по таким параметрам как быстрота, точность, прыгучесть, статистическое равновесие, скоростно-силовые качества, мышечная сила и прочее.
Вспомогательными коррекционными задачами является: улучшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения у детей с умственной отсталостью, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности в суставах, улучшение мышечно-суставного чувства, формирование вестибулярных реакций, статистического и динамического равновесия, ориентировки в пространстве.
Известно, что недостаток двигательной активности является для детей одной из причин отставания не только в физическом, но и в психическом развитии, о чем свидетельствует ряд исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе психофизического развития ребенка, функционального состояния его головного мозга. Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков психофизического развития подчеркивается в работах многих ученых (И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, А.Н. Крестовников, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие). В работах этих авторов отмечается, что становление физического развития у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами (запаздывает на 2 - 4 года по сравнению с нормально развитыми детьми) и характеризуется качественными особенностями. Наблюдается недоразвитие координационных способностей, ориентировки в пространстве, быстроты реакции, недостаточная дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.
Особенностью данного раздела программы является исправление вышеперечисленных недостатков и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка. Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания - это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью укрепления здоровья ( под которым применительно к умственно отсталым детям мы понимаем оптимальный уровень функционирования всех физиологических систем организма и отсутствие текущих психических заболеваний), подготовки его к физическому труду и в последующем к жизни и деятельности в обществе. Способствует их адаптации к самообслуживанию, а следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Понятно, что основная форма физического воспитания в школе VIII вида остается за уроком физкультуры. А поскольку для умственно отсталых детей двигательный режим является одной из коррекционно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной реабилитации, то структура занятий физическими упражнениями должна быть качественно иной по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Научно доказано, что на занятиях физкультуры двигательные нарушения проявляются, прежде всего, в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям. Неправильно формируются навыки построения движений, затруднения при выполнении или изменении движения по словесной инструкции. Нарушение движений в работе с мячом: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Низкая двигательная активность приводит к тому, что у данной категории детей не формируется мотивация и свойственная их возрасту потребность в движении (М.С. Певзнер, 1982)
Все вышеуказанное позволило нам судить о высокой актуальности проблемы коррекции психофизических недостатков средствами физического воспитания в школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта. А раздел программы «Подвижные и спортивные игры» один из наиболее важных в коррекции двигательных умений и индивидуальных особенностей учащихся.
Уроки физической культуры, их повышенный эмоциональный фон, особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений, создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств, как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственность, трудолюбие.
2. Цели и задачи раздела.
Цель: комплексное всестороннее психофизическое развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
В процессе овладения физическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи.
Образовательные задачи:
- формирование у детей специальных двигательных умений и навыков;
- обучение технике игры, правилам и обязанностям игроков;
- сообщение элементарных сведений по гигиене физических упражнений;
Коррекционно-развивающей задачи:
- коррекции имеющихся нарушений, как в физическом развитии, так и в интеллектуальном;
- коррекция координации движений, ориентировки в пространстве и времени.
Воспитательные задачи:
- воспитание сознательной дисциплины, умение владеть своими эмоциями.
- умение работать в команде, командный дух,
- развитие волевых качеств, настойчивости, взаимопомощи и выручки.
Лечебно-оздоровительной задачи:
- укрепление состояния здоровья ученика, развитию сердечнососудистой и дыхательной систем;
- адаптация всех физиологических систем организма детей с умственной отсталостью.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Школьники с умственной отсталостью имеют отставания от здоровых сверстников по целому ряду показателей физического развития, физической подготовленности и психомоторного развития. У них замечено отставание в весе и росте от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Функциональное развитие таких детей не проходит без дефектов, так как дети с умственной отсталостью имеют резкие колебания работоспособности, быструю утомляемость, неустойчивость в эмоционально – волевой сфере, низкий самоконтроль, мотивация к деятельности, самоанализ. Что значительно влияет на их обучение, социальную интеграцию в общество.
Специфика деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках физической культуры: чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность, яркое проявление негативного отношения к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым. Учитывая вышеперечисленное, требования к учащимся сочетаю с уважением личности ребенка и учетом уровня его психофизического развития.
При различных дефектах в развитии организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения тех или иных функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние организма.
Известно, что наиболее трудным для умственно отсталых детей является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений.
Для этих детей свойственна также узость объема восприятия. Они выхватывают отдельные части в прослушанном тексте, обозреваемом объекте, не выделяют главного в материале. Характерным является бессистемность восприятия, хаотичность описания. Еще одним недостатком восприятия является недостаточная активность этого процесса, в результате этого понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.
Состав учащихся в конкретном учебном классе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести (дети с синдромом Дауна, аутичные дети). Дети с нарушением интеллектуальной деятельности имеют различные нарушения моторики и физического развития. Сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем.
Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов трактуют, что становление моторного анализатора у детей-олигофренов запаздывает на 2-5 года по сравнению с нормально развитыми детьми, что свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов у умственно отсталых учеников
Ряд авторов (Р.Д. Бабенкова, Н.А. Козленко, В.М. Мозговой, С.Ю. Юровский), указывают, что кинестетическая чувствительность у учеников школы VIII вида развита хуже, чем у детей массовой школы, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуются управления движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений. В этой связи весьма показательны данные Э.П. Бебринга, изучавшего особенности моторики умственно отсталых школьников по показателям силы, быстроты, работоспособности. Автор отмечает, что темп движений у умственно отсталых школьников ниже, чем у их сверстников из массовой школы, причем разница увеличивается с возрастом.
Как следствие, дети с трудом усваивают комбинационные действия. В понятие «комбинационные действия» вкладывается возможность человека выполнять одновременно несколько двигательных действий (игры - волейбол, баскетбол, футбол, хоккей).
Между тем, физическая культура с многообразием форм организации двигательной деятельности занимает одно из ведущих мест не только в восстановлении, укреплении и поддержании здоровья умственно отсталых школьников, но и в подготовке их к самостоятельной жизни, способствует коррекции психофизического развития и является важным средством успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Результатом изучения данного раздела является совершенствование физических качеств школьников с отклонением в умственном развитии, а также расширение индивидуальных возможностей и коррекция имеющихся у учащегося недостатков психофизического развития.
Коррекция физических качеств школьников с отклонениями в умственном развитии, наиболее успешно осуществляются на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.
Решая образовательные задачи, предполагаю, что у детей будут сформированы двигательные умения и навыки, усвоены элементарные сведений по гигиене физических упражнений, технике игры, правилам и обязанностям игроков. С помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере разовьются: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательные качества поспособствуют воспитанию у школьников уверенности в овладении как простыми, так и более сложными упражнениями.
Решение коррекционно-развивающих задач предполагает такую организацию занятий, при которых физические упражнения будут способствовать коррекции имеющихся нарушений, как в физическом развитии, так и в интеллектуальном.
Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На всех уроках воспитываются дисциплинированность, умение владеть своими эмоциями, честность, воля, настойчивость, дружба, чувство товарищества, взаимопомощи и выручки. Эта задача достаточно трудоемка, но не может быть обучения без воспитания и наоборот.
Решение лечебно-оздоровительной задачи предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развитию сердечнососудистой и дыхательной систем, координации движений и коррекции осанки.
Обретенные знания и умения учащиеся будут использовать в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни, в активном отдыхе.
- Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Образовательные технологии.
Обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание учиться. Проявления интереса к предмету можно добиться путём применения различных образовательных технологий. На уроках физической культуры применяю следующие образовательные технологии:
Технология коррекционно-развивающего обучения.
Это одна из наиболее важных технологий, применяемых в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья.
При проведении физического воспитания школьников с нарушением интеллекта уроки имеют коррекционно-развивающую направленность позволяющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы. Существует необходимость учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся, добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на сохраненные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную деятельность учащихся средствами физической культуры; осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач.
Целью коррекционно-развивающего обучения является преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Методы реализации технологии коррекционно-развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности.
- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативные, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение. Поэтому идёт чередование различных упражнений с играми. Благодаря разнообразию форм и методов построения уроков, у обучающихся повышается интерес к занятиям.
- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
- дозированная поэтапная помощь педагога;
- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
Акцент надо делать на сохранные функции, а не на нарушенные функции, надо вытащить компенсаторный механизм.
Развития и коррекции высших психических функций:
- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем - развитие речи, кроме того, обогащению словарного запаса.
- задания с опорой на несколько анализаторов. Включать в активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
Правильно спланированные уроки физической культуры позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя. Для этих детей свойственна узость объема восприятия. Они выхватывают отдельные части в прослушанном тексте, обозреваемом объекте, не выделяют главного в материале, что вынуждают учителя неоднократно выделять и повторять характерные для изучаемого упражнения особенности.
В подготовительную часть урока физкультуры включаются упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. На протяжении всего урока мною используются методы стимулирования и мотивации.
Мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.
- правильный и исчерпывающий инструктаж;
- включение в урок материалов сегодняшней жизни;
- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;
- проблемные задания, познавательные вопросы;
- призы, поощрения, развёрнутая, аргументированная словесная оценка, фиксирующая отношение учащихся к выполняемой деятельности.
Таким образом, применение технологии коррекционно-развивающего обучения на уроках способствуют:
- к активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, речи, восприятия и моторики учащихся.
- развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять расстояние, анализировать данные наблюдений, ориентироваться на местности и.т.д.).
- исправляют недостатки психофизического развития учащихся
- помогают анализировать и сравнивать
– способствуют закреплению необходимых знаний, умений и навыков, воспитывают самоконтроль, самооценку, активизируют познавательную деятельность.
Технология уровневой дифференциации.
Технология способствует обучению каждого на уровне его возможностей и способностей, а так же, возможность более эффективно работать с учащимися, имеющими группу здоровья и повышать уровень мотивации к учению у воспитанников данной группы (рост спортивных достижений у детей, имеющих отставания по предмету «физическая культура»).
Осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход при развитии двигательных качеств, класс делится на группы учащихся с учетом их двигательных и индивидуальных способностей. Подбираются упражнения и игры, которые помогли бы конкретному ребенку быстрее овладеть основными видами движений.
Индивидуально-дифференцированный подход предполагает:
1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе
2. Индивидуальный подход в обучении школьников
3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания
4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности
5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка
6. Гендерный подход в физическом воспитании
7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств.
8.Учет индивидуальных показателей физической подготовки.
В своей работе я придерживаюсь девиза: «Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».
Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность современного и будущего времени.
Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Следовательно, применение компьютерных технологий в процессе физического воспитания школьников является средством методической поддержки учебного процесса.
Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
Например: при объяснении техники выполнения нападающего удара, верхней передачи или подачи мяча на уроке мной используются слайды поэтапного выполнения изучаемого действия, что позволяет детально, наглядно объяснить выполнение определенных техник и упражнений (см. приложение).
Включение в уроки с ИКТ материала по усвоению теоретических основ, мне позволило сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Так как уроки физической культуры по теме «спортивные игры» включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.
Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти материал. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее показа двигательного действия.
Применение компьютера возможно на всех этапах урока: при изучении нового материала, на стадии закрепления материала (тестовой компьютерный контроль)
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что использование информационных технологий на уроках физической культуры позволяет реализовать сразу несколько функций: мотивационную, информационно-обучающую и контролирующую.
С помощью ИКТ так же решаются проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики уровня физической подготовленности учащихся.
Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Поэтому содержание учебного материала и организация форм деятельности учеников на уроке хорошо продумываются. Они должны способствовать успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывать положительные эмоции, поддерживать высокую работоспособность учащихся. Использование информационных технологий позволяет решать данные задачи и добиваться высокого дидактического качества урока.
Здоровьесберегающие технологии.
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.
На уроках физической культуры уделяется особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.
-строгие дозированные физические нагрузки;
-использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
-использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
-учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
-построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований;
-благоприятный эмоциональный настрой;
-создание комфортности.
Создание комфортных условий для занятий физкультурой
-соблюдения санитарно-гигиенических норм;
-рациональное освещение зала;
-исключение монотонных звуковых раздражителей;
-влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
-наличие аптечки;
-спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);
-наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Игровые технологии
Подвижная игра -- одно из важных средств всестороннего воспитания детей старшего школьного возраста. Характерная ее особенность -- комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловушки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, школьники могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.
Во время игры подростки действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, что содействует воспитанию волевых качеств -- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх подростку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают учащимся расширять и углублять свои представления об окружающей действительности.
Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила, которые являются проявлением сознательной дисциплины.
Методы обучения.
Словесные.
Такое могущественное средство педагогического воздействия, каким является слово, применительно к урокам физической культуры в школе VIII вида используется в виде дидактического рассказа, беседы, инструктирования, сопроводительного пояснения, распоряжений, команд и словесных оценок.
В физическом воспитании свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализую с помощью слова: ставлю перед учащимися задачи, управляю их учебно-практической деятельностью на уроке, сообщаю знания, оцениваю результаты освоения учебного материала, оказываю воспитательное влияние на учеников.
Использую следующие словесные методы:
1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. В форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу учителя. Рассказ дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
2. Описание. Создаю у учащихся представления о действии. При помощи описания им сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
3. Объяснение. Применяю в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Применение терминов делает объяснение более кратким. Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Беседа помогает, с одной стороны, повысит активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу.
5. Разбор — форма беседы, проводится с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Разбор: может быть односторонний и двусторонний.
6. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания, предусматривает постановку задач перед уроком или частных задач по ходу урока.
7. Комментарии и замечания. По ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оцениваю качество его выполнения или указываю на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем занимающимся или к одному ученику.
8. Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью учащихся на занятиях. Распоряжения даются для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д.
Команда – специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физической культуре. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или изменению темпа движений.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.).
Словесные оценки имеют существеннейшие значение, так как способствуют правильной самооценки и самоконтролю учащихся, кроме того, являются эффективным средством поддержания интереса у учащихся к выполнению физических упражнений.
Наглядные.
Что касается наглядных методов обучения, то они довольно многообразны и направлены в первую очередь на активизацию мыслительных процессов у учеников.
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию учащимися выполняемых заданий.
Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
К наглядным методам относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений учителем или по его заданию одним из занимающихся). Использую для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений сочетается с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. Демонстрация в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, презентаций, слайдов, рисунков, схем и др.); Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Рисунки мелом на доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
На занятиях учитель использует также показ физических упражнений (показ может быть фронтальным - учитель стоит лицом к учащимся), когда основное движение данного упражнения выполняется в лицевой плоскости; саггитальным - учитель стоит боком к учащимся; зеркальным; крайне редко - стоя спиной к ученикам). Показ может проходить на возвышении; в нем могут участвовать наиболее подготовленные учащиеся, используются поясняющие жесты.
Практические.
Ввиду того, что учащиеся школы VIII вида склонны к подражанию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относится как к его внешнему виду, так и к особенностям его физической подготовки.
- Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.
К методам направленного прочувствования двигательного действия относятся:
1) направляющая помощь учителя при выполнении двигательного действия (например, проведение учителем руки учащихся при обучении финальному усилию при подаче мяча);
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия при нападении).
2. К методам обучения двигательным действиям относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный;
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например:передвижение, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
3.Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение.
Как установлено П.К. Петровым, наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:
Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.
Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки.
Соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании
Формы обучения.
Основная форма физического воспитания в школе VIII вида остается за уроком физкультуры.
Типы уроков:
В практике физического воспитания различают несколько типов уроков:
- вводный урок;
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления и совершенствования пройденного материала;
- смешанный урок (комплексный);
- контрольный урок.
Вводный урок: проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др.
Урок изучения нового материала: основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая.
Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.
Смешанный урок (комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников.
Контрольный урок: посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).
Внеклассные формы организации занятий.
К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по волейболу. 2) школьные соревнования: и т.д. Цель внеклассных форм занятии состоит в том чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по разделу «Волейбол»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям данным видом спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
- Система знаний и система деятельности
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья в силу психических особенностей нарушена познавательная деятельность, что проявляется в примитивности интересов, слабости побуждений к деятельности. Уроки физической культуры способствуют активизации познавательной деятельности, двигательных действий, что в свою очередь положительно влияет на социальную адаптацию учащегося.
Систему знаний и систему деятельности в процессе изучения раздела «Подвижные и спортивные игры» речи я отобразил в таблице.
Система знаний | Система деятельности |
Знать: -правила поведения на уроках спортивных игр. -правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячами. -санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом. -общие сведения об игре. -зоны площадки. - правила игры, расстановку игроков и их перемещения на площадке. -официальные судейские жесты. -как правильно выполнять стойку волейболиста. - передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. - как выполнять прыжок в шаге с приземлением на обе ноги. -как правильно выполнять нападающий удар в прыжке. - как правильно выполнять подачу мяча (верхняя подача, нижняя подача). - как выполнять прием передачи мяча (верхний, нижний); -как выполнять розыгрыш мяча на три паса. - как правильно выполнять упражнения для развития темпо-ритмической, пространственно-временной ориентации и точности движений. | Выполнять передвижение в стойке вперед, назад, приставными шагами; Уметь выполнять: - подачу мяча; -прием мяча (верхний, нижний); -розыгрыш мяча на три паса; -нападающий удар; -блокирование переходящего мяча; -передвижение по площадке при переходе мяча -соблюдать технику безопасности. -строго соблюдать инструкции учителя. |
7. Календарно-тематическое планирование по разделу.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре в 7классе составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой –М.: «Просвещение» 2010.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Волейбол. | |||
1. | Верхняя передача мяча. | 1 | |
2. | Нижняя передача мяча. | 1 | |
3. | Верхняя и нижняя подачи. | 1 | |
4. | Нападающий удар. | 1 | |
5. | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
8. Разработка урока (занятия кружка (факультатива, секции и т.д.) воспитательного мероприятия).
Тема: «Волейбол. Верхняя передача мяча»
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 7
Задачи урока:
Образовательные задачи:
-Повторение и закрепление навыка приёма и передачи сверху двумя руками.
-Учить умению работать в парах
-Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол.
Коррекционно – развивающие:
- Развитие игрового мышления посредством подвижных игр с элементами волейбола
-Развитие психофизических качеств (внимание, мышление, память, координацию движения, силовую выносливость, гибкость и т. д.) через ранее изученные упражнения
-Развить “чувство мяча”, ловкость, точность передач, координацию движений..
- Совершенствовать умения контролировать свою деятельность.
Оздоровительные задачи:
-Развивать у учащихся координационные способности
-Формирование правильной осанки, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные задачи:
-Формировать умение владеть своими эмоциями, воспитывать дисциплинированность, силу воли, настойчивость, развивать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, скакалки, обручи, свисток, скамейки.
Методы обучения: словесный, практический, игровой, соревновательный.
Тип урока: вводный
№ п/п | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
I 1 2 2.1 2.2 2.3 II 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3. 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.7.1 4.7.2 4.8 | Подготовительная часть Построение, рапорт, приветствие. Ребята, а знаете, вы не просто поздоровались. Вы подарили друг другу частичку здоровья. А что значит быть здоровыми? На вопрос отвечают учащиеся Учитель: быть здоровым значит быть сильным, крепким. Сила укрепляет здоровье человека. Есть такая пословица «силушка по жилушкам огнем бежит». Сегодня на уроке будем развивать силу, ловкость, продолжим работу над верхней передачей в волейболе. Все это надо выполнить для того, чтобы хорошо играть в волейбол. Вы всё знаете, вы всё умеете, у вас всё получится. Во время передвижения сохраняем дистанцию, во время выполнения упражнений интервал. Друг друга не толкаем, подножки не ставим. Не подходим к спортивным снарядам и не берём спортивный инвентарь без разрешения учителя Строевые упражнения на месте направо налево кругом Направо в обход по залу марш Вводная часть Разновидности ходьбы: Укрепляем голеностопный сустав на носках, руки в сторону; на пятках, руки на поясе; в полуприседе, руки на поясе; в приседе, руки на коленях; прыжками в приседе, руки на коленях Беговая разминка – работаем над выносливостью Равномерный бег: в колонне по одному; бег «змейкой» (по линиям площадки); перемещения («змейкой») в средней стойке волейболиста, приставными шагами левым, правым боком, с имитацией руками передачи мяча двумя сверху; бег в колонне по одному с захлестыванием голени; в колонне по одному, с высоким подниманием бедра; Упражнения на восстановления дыхания. 1-2 – Руки вверх- вдох 3-4- Наклон вперёд, руки вниз – выдох. ОРУ в движении без предметов. И.п.- руки в стороны, кисть в кулак: а) - вращения кистями вперёд; б) - вращения кистями назад; И.п.- руки в стороны, кисть в кулак: а) - вращения в локтевом суставе вперёд; б) - вращения в локтевом суставе назад; И.п.- руки в стороны, кисть в кулак: а) - вращения в плечевом суставе вперёд; б) - вращения в плечевом суставе назад; Ходьба выпадами, вперёд - в сторону, с опорой руками о колено выставленной ноги. Ходьба, с наклонами туловища вперёд; Ходьба, со взмахами прямыми ногами: И.п.- руки вперёд в стороны 1- шаг с левой, мах правой, касание левой кисти руки; 2.- И.п 3. шаг с левой, мах правой, касание левой кисти руки; 4.- И.п Прыжки через (2) гимнастические скамейки: И.п.- о.с., скамейка справа -прыжки вверх влево и вправо с продвижением вперёд И.п.- стойка ноги врозь над скамейкой: - вскок на скамейку, соскок – с продвижением вперёд - прыжок вверх, над скамейкой соединить ноги вместе, приземление - стойка ноги врозь скамейкой между ногами Ходьба, с выполнением упражнения на восстановление дыхания Перестроение: Через середину в колонну по два | 5 мин 3мин 2мин 10мин 2мин 2мин 1мин 5мин 1кр 1кр 1кр 1кр 1кр 1кр 1мин 30сек 30сек 1кр | Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку Обратить внимание на внешний вид учащихся. Напомнить ТБ на уроке. Добиться правильного выполнения При ходьбе обратить внимание на осанку: спина прямая, плечи отведены, голова приподнята Следить за сохранением правильной осанки, дистанцию Следить за правильным движением строго в колонне. Чаще выполняем захлест Колени тянем к груди Встаем на носки, глубокий вдох через нос, опускаемся выдох ртом. Следить за правильным выполнением упражнения Вращения с большей амплитудой Стараться описать руками как можно больший круг Глубже выпад, нога прямая. Держим дистанцию, взмах прямой ногой. Разминка направлена для подготовки организма к работе в основной части урока Ноги над скамейкой в коленном суставе не сгибать, движение рук- снизу вверх. Ноги над скамейкой прямые. Движение рук- снизу вверх. Слушаем команду учителя Ученики стоят лицом друг к другу |
III 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 | Основная часть Совершенствование в технике выполнения верхней передачи. Рассказ учителя и показ слайдов Верхняя передача мяча: При передаче мяча сверху игрок в ожидании мяча стоит на согнутых ногах, выставив одну ногу вперед; руки согнуты в локтях, кисти на уровне лица, пальцы слегка напряжены и согнуты. При приеме мяча пальцы охватывают мяч, образуя своеобразную воронку В момент передачи мяча ноги и руки выпрямляются, и эластичным движением пальцев мячу придается нужное направление. .Упражнение имитация техники выполнения верхней передачи без мяча. Исправление ошибок. Повторное выполнение. Показ приема и передачи лучшими учащимися Подводящие упражнения направлены на то, чтобы вы правильно научились располагать пальцы и кисти рук на мяч и вовремя выходить под мяч. .Подводящие упражнения: №1 набрасывает мяч №2, тот выполняет верхнюю передачу после чего №1 ловит мяч и снова набрасывает мяч партнёру №1 выполняет набрасывание мяча не точно в руки, а в сторону №2 выполняет верхнюю передачу №1 и 2 выполняют верхнюю передачу, не ловя мяч Игра в парах. Во время игры осуществляйте самоконтроль и контроль за своим партнером. 1 группа приступает к выполнению верхней передачи. (Над собой, партнеру) 2 и 3 группа еще раз смотрят и слушают объяснение. 2 гр. тоже приступает к выполнению верхней передачи с 3 группой работа ведется индивидуально. Закрепление навыков Подвижные игры: 1.«Мяч капитану» Команды выстраиваются в колонны. К ним лицом на расстоянии 2 м встают капитаны с мячом в руках. По свистку капитаны посылают мяч верхней передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание. 2. «Мяч в обруче» Команды стоят в колоннах. Перед каждой колонной лежат 3 обруча. В каждом обруче находиться волейбольный мяч. По свистку направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч бегут к следующему. Выполнив верхние передачи во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету и в конец колонны Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений. Очищающая дыхательная гимнастика: сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щёк. | 25 мин 6мин 1-2р 4-5р 1мин 2мин 1мин 6мин 2мин 2мин 2мин 3мин 1мин 1мин 1мин 10мин 5мин 5мин | соблюдаем ТБ, друг на друга не толкаем Добиться внимания при обьяснении техники Обращать внимание на несвоевременный выход под мяч (запаздывание) Акцент на движение кистей рук Обратить внимание на технику выполнения передачи мяча: большие пальцы направлены друг к другу, кисти напряжены и после передачи не расслабляются Не разрешается нарушать очерёдность выполнения передачи При неудачном выполнении ученик повторяет передачу При падении мяча его подбирает тот, кому была адресована передача По окончанию эстафеты капитаны поднимают мяч над головой
Мяч при верхней передаче должен взлететь на высоту не менее 1 метра над головой Если мяч выкатился из обруча, участник эстафеты должен сам вернуть его на место Используем только верхние передачи мяча. Объяснить детям, что это дыхание выветривает задержавшийся в лёгких остаточный воздух. Оно эффективно при усталости. |
IV 1 2 3 4 5 | Заключительная часть Построение в шеренгу. Игра на внимание «Класс» Подведение итогов игры. Подведение итого .урока Выставление оценки с учетом самооценки и взаимооценки учащихся по уроку Рефлексия: - Все ли согласны с выставленными отметками? - Какие элементы выполнять наиболее сложно? - Выполнены ли поставленные нами задачи? Домашнее задание Организованный уход из зала. | 5мин 10сек 2мин 20сек 2мин 30сек | Оценить работу, учащихся на уроке, отметить организацию работы зачитать и прокомментировать выставленные отметки Выполнять имитацию верхней передачи. |
9. Литература.
1. Астафьев, Н.В. Формы физкультурного образования, умственно отсталых детей и подростков / Н.В. Астафьев // Научные труды. — Омск : СибГАФК,1995.-С. 184-188.
2. Бебриш, Э.П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся / Э.П; Бебриш // Дефектология.'- 1976. № 4. - С. 29-32.
3. Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры «ИТО – Ростов -2010» .
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.1999г.
5. Лехтина Л.П. Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий (электронный ресурс)
6. Методика подвижных игр (О.А. Шпитальная, 1998).
7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с. Подробнее.
8.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с., ил. С.146-147, с.175-211.
10. Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»
Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...
Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""
Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....
Карточки по физической культуре (методическая разработка по предмету Физическая культура)
Данный материал предназначен для детей,которые по состоянию здоровья не могут заниматься на уроке физической культуры практической деятельностью. С помощью него можно проверить теоретические знания и ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования»
Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.
В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...