Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Большой теннис".
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)
Программа разработана на основе программы " Теннис как третий час урока физической культуры в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tennis_11-14_let_bez_tablits.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"БОЛЬШОЙ ТЕННИС"
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 11-14лет
Срок реализации: 2018-2019 уч. год (34 часов)
Автор-составитель:
Марков Андрей Владимирович
учитель физической культуры
г. Москва, 2018
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности "Большой теннис" для учащихся 11-14 лет разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Программа разработана на основе программы «Теннис как третий час урока физической культуры в школе». 5-9 класс. Рабочая программа (для учителей общеобразовательных школ) / Жихарева О.И., Журавлева А.Ю. Федерация тенниса России (Рекомендовано Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений).
Программа «Большой теннис» разработана и адаптирована для внедрения в российские школы специалистами Федерации тенниса России в соответствии с программой Международной федерации тенниса - "Tennis 10s”, которая является универсальной системой обучения детей 11 - 14 лет. Это один из наиболее эффективных способов обучения теннису в веселой и активной форме с использованием игр. Подобная методика уже более 14 лет используется во многих европейских общеобразовательных школах и идеально подходит для обучения детей. Для занятий по предлагаемой программе не требуются специальные теннисные корты – подходят любые ровные поверхности, такие как школьный двор, игровая площадка или спортивный зал.
Для реализации рабочей программы используются:
- теннисный корт;
- мячи теннисные
- ракетки;
- учебно-методическая литература по настольному теннису
Новизна и актуальность данной программы заключается в том, что впервые основные этапы обучения теннису адаптированы для преподавания в полных классах общеобразовательной школы. Разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление об игре в теннис, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут самостоятельно играть в теннис.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Адресат программы – категория учащихся, для которой будет актуальным обучение по данной программе: возраст учащихся – 11-14 лет.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 34 часов в год, 1 часа в неделю.
Уровень программы – ознакомительный. Режим занятий: одно занятие в неделю, с 1 сентября по 26 мая.
Формы обучения– групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, виды занятий – практические занятия, беседы, мастер-классы.
Срок реализации программы – 1.09-25.05
Основная цель курса «Большой теннис»– воспитание устойчивого интереса и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в целом и к теннису в частности.
Задачи курса «Большой теннис»:
- общее укрепление здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и специальной направленностью средствами игры в теннис;
- приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни, воспитании волевых, нравственных и эстетических качеств личности;
- обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами тенниса;
- подготовка опорно-двигательного аппарата и на этой основе обучение детей основным базовым элементам тенниса: ударам с отскока справа, слева; с лета справа, слева; подаче и смешу;
- создание общего положительного настроя на занятия физической культурой посредством большой вариативности занятий, использования разнообразных упражнений и игр, поощрения позитивной двигательной активности;
- раскрытие личностного потенциала детей посредством соревновательного элемента в теннисе;
- знакомство с общей теорией игры, основными понятиями теннисного счета;
- обучение постановке и решению двигательных задач через освоение основ техники и тактики тенниса;
- воспитание интереса к спортивному досугу, в частности к игре в теннис, теннисным спортивно-зрелищным мероприятиям.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствахучащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Теннис». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношенииучащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимыхзнаний, а также в умении использовать занятия теннисом для удовлетворения индивидуальныхинтересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическомсовершенстве. При занятиях теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы,развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупныемышц рук, плеч, ног. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатсяпонимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций напеременах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в теннисеспособствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитываетцелеустремленность. Теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрокакоманды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательныезадачи.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественныхуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний иумений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базеосвоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программногоматериала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как врамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизниучащихся.
В области физической культуры:владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе тенниса, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по теннису.
К концу обучения учащиеся научатся:
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на открытой ракетке, контролируя при движении кисть;
- выполнять имитацию ударов с отскока справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей друг с другом в паре только справа или только слева с акцентомна: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре.
- перемещаться в стороны от центра площадки на 2-3 шага и играть с чередованием ударов справа – слева;
- уверенно выполнять удары с отскока в средней точке в полуоткрытой стойке;
- иметь представление о границах площадки и способе начисления очка при игре на счет;
- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, радоваться при двигательной активности;
- выполнять удары с лета справа и слева одиночными ударами, серией ударов только справа илитолько слева, чередованием справа – слева;
- вводить мяч в игру подачей с укороченным замахом и правильным ритмическим рисунком удара, выполнять смэш.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться умениями, полученными за первые два года обучения, значительно расширив вариативность ударов за счет использования различных траекторий (высокая, низкая, средняя), направлений (линия, диагональ) и длины (длинный, короткий) удара, а также способов вращения мяча (крученый, резаный).
- свободно перемещаться по всему мини-корту вправо-влево на 4-5 шагов, вперед-назад и по диагонали на 5-6 шагов, выходить к сетке, демонстрировать активную игру, используя весь арсенал полученных умений.
- уметь вести счет по упрощенной системе;
- при самостоятельном судействе придерживаться теннисного этикета, доброжелательно относиться к другим детям в группе.
2. Учебный (тематический) план
Таблица 1
№ п/п | Название раздела / темы | Количество часов | Форма аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Основные сведения о теннисе, выбор спортивного снаряжения (ракетки, мячи, кроссовки, и т.д.) | 2 | 1 | 1 | |
2 | Суть и содержание разминки (шея, руки, туловище, ноги). | 1 | 1 | ||
3 | Виды хватки ракетки (универсальная, восточная, западная) - одноручные и двуручные хватки - положение ракетки при ударе справа и слева | 1 | 1 | ||
4 | Удары с отскока | 1 | 1 | ||
5 | Удары с лёта | 1 | 1 | ||
6 | Удары с полулёта | 1 | 1 | Зачетное занятие | |
7 | Виды подач | 1 | 1 | ||
8 | Удар над головой (смэш) | 1 | 1 | ||
9 | Тренировка (у стенки, на корте) | 1 | 1 | Зачетное занятие | |
10 | Одиночная игра | 1 | 1 | ||
11 | Парная игра. | 1 | 1 | ||
12 | Виды соревнований | 2 | 1 | 1 | |
13 | Правила соревнований (принятие решения арбитром) | 2 | 1 | 1 | |
14 | Разработка тактики (атака и оборона) | 2 | 1 | 1 | Зачетное занятие Зачет |
15 | Командные соревнования (среди частных школ г. Москвы «Школьный Уимблдон») | 2 | 1 | 1 | |
16 | Личное первенство школы «Ступени» | 6 | 1 | 5 | |
17 | Абсолютное первенство школы «Ступени» | 2 | 1 | 1 | Зачетное занятие Турнир |
18 | Одиночная и парная игра | 6 | 1 | 5 | Турнир |
Всего | 34 | 8 | 26 |
3. Содержание учебного (тематического) плана.
Содержание учебного предмета
История зарождения и развития тенниса, его роль в современном обществе. Место тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты.
Основные термины и понятия в теннисе. Размеры корта (названия линий корта) и Правила игры Упрощенные правила для тенниса по программе «Теннис 10s». Классификация ударов в теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств в теннисе. Значение занятий теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий по теннису. Подготовка места для занятий по теннису, размеры и способы разметки игровой площадки, инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в теннис.
Оценка эффективности занятий по теннису. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по теннису. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия во внутришкольных турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в теннисе.
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья. Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара справа, для удара слева. Стойки: закрытая, полузакрытая, открытая.
Удары: справа с отскока, слева с отскока, справа с лета, слева с лета, подача, удар над головой. Плоские, крученые, резаные. Удары по направлениям: линия, диагональ. Удары по высоте: высокий средний, низкий.
Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестным шагом.
Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на расслабление. Командные форматы соревнований для 4 и более человек. Лично-командные форматы соревнований для 4 и более человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков при различных форматах соревнований.
Формы аттестации и оценочные материалы
- зачетныйурок,
- в конце года школьный турнир.
Критерии оценки достижения планируемых результатов учащихся
При оценке текущей успеваемости по разделам программы учитываются следующие показатели:
1. Знания о физической культуре.
Полнота ответа, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
2. Техника владения двигательными умениями и навыками.
Для оценки техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение контрольных упражнений и комбинированный метод.
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Общая оценка успеваемости складывается из оценок по всем разделам программы, оценок за выполнение контрольных тестовых заданий и оценки за выполнение домашних заданий.
5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Для реализации рабочей программы используются:
- теннисный корт;
- мячи теннисные
- ракетки;
Учебно-методическая литература по настольному теннису
- Голенко В.А. Азбука тенниса / В. А. Голенко, А. П. Скородумова, Ш. А. Тарпищев. – М.: «Дедалус», 2003. – 152 с.
- Журавлева А.Ю. Игры и упражнения при обучении детей основам тенниса / А.Ю.Журавлева //Теннис. Теория и практика. Научно-методический сборник., - М.:2012.- С.18-30.
- Журавлева А.Ю. Большие возможности маленькой ракетки / А.Ю.Журавлева // Спорт в школе. – 2012. - №3. – С.9-10.
- Преображенская Л.Д. Как воспитать теннисную звезду: беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису Л.Д.Преображенской / Л.Д. Преображенская, Г.Ф. Баширова.–М.:Советский спорт, 2006. – 100 с.
- Поляев Б.А., Румянцев А.Г.,ИвановаГ.Е.,Выходец И.Т. Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания: Практическое руководство / Поляев Б.А., Румянцев А.Г.,ИвановаГ.Е.,Выходец И.Т. - М.6 РАСМИРБИ, 2003. - 128 с.
- Сухарева Л.М., Храмцов П.И. и др. Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья». М, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2 класса.
Из опыта работы...