Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Большой теннис".
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)

Марков Андрей Владимирович

Программа разработана на основе программы " Теннис как третий час урока физической культуры в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tennis_11-14_let_bez_tablits.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"БОЛЬШОЙ ТЕННИС"

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: 11-14лет

Срок реализации:  2018-2019 уч. год (34 часов)

Автор-составитель:

Марков Андрей Владимирович

учитель физической культуры

г. Москва, 2018


1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности "Большой теннис" для учащихся  11-14 лет разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Программа разработана на основе программы  «Теннис как третий час урока физической культуры в школе». 5-9 класс. Рабочая программа (для учителей общеобразовательных школ) / Жихарева О.И., Журавлева А.Ю. Федерация тенниса России (Рекомендовано Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений).

Программа «Большой теннис» разработана и адаптирована для внедрения в российские школы специалистами Федерации тенниса России в соответствии с программой Международной федерации тенниса - "Tennis 10s”, которая является универсальной системой обучения детей 11 - 14 лет. Это один из наиболее эффективных способов обучения теннису в веселой и активной форме с использованием игр. Подобная методика уже более 14 лет используется во многих европейских общеобразовательных школах и идеально подходит для обучения детей. Для занятий по предлагаемой программе не требуются специальные теннисные корты – подходят любые ровные поверхности, такие как школьный двор, игровая площадка или спортивный зал.

Для реализации рабочей программы используются:

  • теннисный корт;
  • мячи теннисные
  • ракетки;
  • учебно-методическая литература по настольному теннису

Новизна и актуальность данной программы заключается в том, что впервые основные этапы обучения теннису адаптированы для преподавания в полных классах общеобразовательной школы. Разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление об игре в теннис, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут самостоятельно играть в теннис.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Адресат программы – категория учащихся, для которой будет актуальным обучение по данной программе: возраст учащихся – 11-14 лет.

Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 34 часов в год, 1 часа в неделю.

Уровень программы – ознакомительный. Режим занятий: одно занятие в неделю, с 1 сентября по 26 мая.

Формы обучения– групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, виды занятий –  практические занятия, беседы, мастер-классы.

Срок реализации программы – 1.09-25.05

Основная цель курса «Большой теннис»– воспитание устойчивого интереса и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в целом и к теннису в частности.

Задачи курса «Большой теннис»:

  • общее укрепление здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и специальной направленностью средствами игры в теннис;
  • приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни, воспитании волевых, нравственных и эстетических качеств личности;
  • обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами тенниса;
  • подготовка опорно-двигательного аппарата и на этой основе обучение детей основным базовым элементам тенниса: ударам с отскока справа, слева; с лета справа, слева; подаче и смешу;
  • создание общего положительного настроя на занятия физической культурой посредством большой вариативности занятий, использования разнообразных упражнений и игр, поощрения позитивной двигательной активности;
  • раскрытие личностного потенциала детей посредством соревновательного элемента в теннисе;
  • знакомство с общей теорией игры, основными понятиями теннисного счета;
  • обучение постановке и решению двигательных задач через освоение основ техники и тактики тенниса;
  • воспитание интереса к спортивному досугу, в частности к игре в теннис, теннисным спортивно-зрелищным мероприятиям.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные  результаты  отражаются  в  индивидуальных  качественных  свойствахучащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Теннис». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношенииучащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимыхзнаний, а также в умении использовать занятия теннисом для удовлетворения индивидуальныхинтересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическомсовершенстве. При занятиях теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы,развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупныемышц рук, плеч, ног. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатсяпонимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций напеременах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в теннисеспособствует  развитию  личности  ребенка,  в  частности  качеств  лидера,  воспитываетцелеустремленность. Теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрокакоманды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательныезадачи.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественныхуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний иумений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базеосвоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программногоматериала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как врамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизниучащихся.

В области физической культуры:владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе тенниса, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по теннису.  

К концу обучения учащиеся научатся:

  • свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на открытой ракетке, контролируя при движении кисть;
  • выполнять имитацию ударов с отскока справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
  • выполнять серии розыгрышей друг с другом в паре только справа или только слева с акцентомна: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре.
  • перемещаться в стороны от центра площадки на 2-3 шага и играть с чередованием ударов справа – слева;
  • уверенно выполнять удары с отскока в средней точке в полуоткрытой стойке;
  • иметь представление о границах площадки и способе начисления очка при игре на счет;
  • активно сотрудничать с другими детьми на занятии, радоваться при двигательной активности;
  • выполнять удары с лета справа и слева одиночными ударами, серией ударов только справа илитолько слева, чередованием справа – слева;
  • вводить мяч в игру подачей с укороченным замахом и правильным ритмическим рисунком удара, выполнять смэш.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться умениями, полученными за первые два года обучения, значительно расширив вариативность ударов за счет использования различных траекторий (высокая, низкая, средняя), направлений (линия, диагональ) и длины (длинный, короткий) удара, а также способов вращения мяча (крученый, резаный).
  • свободно перемещаться по всему мини-корту вправо-влево на 4-5 шагов, вперед-назад и по диагонали на 5-6 шагов, выходить к сетке, демонстрировать активную игру, используя весь арсенал полученных умений.
  • уметь вести счет по упрощенной системе;
  • при самостоятельном судействе придерживаться теннисного этикета, доброжелательно относиться к другим детям в группе.

2. Учебный (тематический) план

Таблица 1

№ п/п

Название раздела / темы

Количество часов

Форма аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Основные сведения о теннисе, выбор спортивного снаряжения (ракетки, мячи, кроссовки, и т.д.)

2

1

1

2

Суть и содержание разминки (шея, руки, туловище, ноги).

1

1

3

Виды хватки ракетки (универсальная, восточная, западная)

- одноручные и двуручные хватки

- положение ракетки при ударе справа и слева

1

1

4

Удары с отскока

1

1

5

Удары с лёта

1

1

6

Удары с полулёта

1

1

Зачетное занятие

7

Виды подач

1

1

8

Удар над головой (смэш)

1

1

9

Тренировка (у стенки, на корте)

1

1

Зачетное занятие

10

Одиночная игра

1

1

11

Парная игра.

1

1

12

Виды соревнований

2

1

1

13

Правила соревнований (принятие решения арбитром)

2

1

1

14

Разработка тактики (атака и оборона)    

2

1

1

Зачетное занятие Зачет

15

Командные соревнования (среди частных школ г. Москвы «Школьный Уимблдон»)

2

1

1

16

Личное первенство школы «Ступени»

6

1

5

17

Абсолютное первенство школы «Ступени»

2

1

1

Зачетное занятие Турнир

18

Одиночная и парная игра

6

1

5

Турнир

Всего

34

8

26

3. Содержание учебного (тематического) плана.

Содержание учебного предмета

История зарождения и развития тенниса, его роль в современном обществе. Место тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты.

Основные термины и понятия в теннисе. Размеры корта (названия линий корта) и Правила игры Упрощенные правила для тенниса по программе «Теннис 10s». Классификация ударов в теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств в теннисе. Значение занятий теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Организация и проведение самостоятельных занятий по теннису. Подготовка места для занятий по теннису, размеры и способы разметки игровой площадки, инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в теннис.

Оценка эффективности занятий по теннису. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по теннису. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия во внутришкольных турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в теннисе.

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья. Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.

Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара справа, для удара слева. Стойки: закрытая, полузакрытая, открытая.

Удары: справа с отскока, слева с отскока, справа с лета, слева с лета, подача, удар над головой. Плоские, крученые, резаные. Удары по направлениям: линия, диагональ. Удары по высоте: высокий средний, низкий.

Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестным шагом.

Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на расслабление. Командные форматы соревнований для 4 и более человек. Лично-командные форматы соревнований для 4 и более человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков при различных форматах соревнований.

Формы аттестации и оценочные материалы

  • зачетныйурок,
  • в конце года школьный турнир.

Критерии оценки достижения планируемых результатов учащихся

При оценке текущей успеваемости по разделам программы учитываются следующие показатели:

1. Знания о физической культуре.

Полнота ответа, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

2. Техника владения двигательными умениями и навыками.

Для оценки техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение контрольных упражнений и комбинированный метод.

3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Общая оценка успеваемости складывается из оценок по всем разделам программы, оценок за выполнение контрольных тестовых заданий и оценки за выполнение домашних заданий.

5. Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности

Для реализации рабочей программы используются:

  • теннисный корт;
  • мячи теннисные
  • ракетки;

Учебно-методическая литература по настольному теннису

  • Голенко В.А. Азбука тенниса / В. А. Голенко, А. П. Скородумова, Ш. А. Тарпищев. – М.: «Дедалус», 2003. – 152 с.
  • Журавлева А.Ю. Игры и упражнения при обучении детей основам тенниса / А.Ю.Журавлева //Теннис. Теория и практика. Научно-методический сборник., - М.:2012.- С.18-30.
  • Журавлева А.Ю. Большие возможности маленькой ракетки / А.Ю.Журавлева // Спорт в школе. – 2012. - №3. – С.9-10.
  • Преображенская Л.Д. Как воспитать теннисную звезду: беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису Л.Д.Преображенской / Л.Д. Преображенская, Г.Ф. Баширова.–М.:Советский спорт, 2006. – 100 с.
  • Поляев Б.А., Румянцев А.Г.,ИвановаГ.Е.,Выходец И.Т. Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания: Практическое руководство / Поляев Б.А., Румянцев А.Г.,ИвановаГ.Е.,Выходец И.Т. - М.6 РАСМИРБИ, 2003. - 128 с.
  • Сухарева Л.М., Храмцов П.И. и др. Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья». М, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...