Факторы формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом
статья по физкультуре
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к занятиям физической культуры у школьников на современном этапе.
Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в 13 учебных заведениях. Основным методом исследования был опрос. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к уроку физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ
FACTORS OF FORMING THE PUPILS’ INTEREST
TO PHYSICAL CULTURE LESSONS
Кузьмина С. В., к. п. н.,
доцент кафедры гимнастики и фитнес-технологий,
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Черняев Евгений Александрович
педагог дополнительного образования детей, ГБОУ «Гимназия № 628
«Александрийская гимназия», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.
Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в 13 учебных заведениях. Основным методом исследования был опрос. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к уроку физической культуры.
Abstract
This paper represents the researches of finding and determination the contemporary factors of how’s the pupils’ interest forming.
The researches took place at 2013-2015 and contained answers of 255 schoolchildren 5–11 grades from 13 different schools. The main research’s methos was a questionary. The goal of the survey was to define a pupils attitude toward a physical culture lesson.
Ключевые слова: урок физической культуры, интерес, фитнес-технологии, школьники, факторы.
Tags: physical culture lessons, interest, fitness technology, factors, schoolchildren.
Развитие интереса к урокам физической культурой у детей в школе — одна из актуальных проблем современности. Интерес человека — это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности.
Е. П. Ильин (2000 г.) в своих работах говорит о том, что интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, и желание развивать двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже — о развитии физических способностей. Мальчики наоборот, хотят развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость. Если в младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент интереса, в старших классах — познавательный компонент. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.
В результате было установлено, что 47, 51 % опрошенных высоко оценивают значимость урока физической культуры для своего развития, они оценили её (по пятибалльной системе) в 5 и 4 балла, 31, 22 % анкетируемых считают, что урок физической культуры не имеет существенного влияние на их развитие, они оценили его значимость для себя в 2 и 1 балл.
Таким образом, можно говорить о том, что большая половина анкетируемых (52 %), не осознает важность и значимость уроков физической культуры для своего развития.
В то же время считают, что урок физической культуры оказывает достаточно большое влияние на формирование их здоровья, 59,37% анкетируемых; не верят в оздоровительный эффект уроков физической культуры 23,22 % респондентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что лишь половина школьников осознает положительное влияние уроков физической культуры на своё здоровье.
Полученные данные также подтверждают слова профессора К. Хардмана (K. Hardman, 2009), который в своей работе говорит о том, что не только сами школьники, но и органы образования, директора, учителя и родители во многих странах мира продолжают относиться к занятиям по физической культуре менее серьёзно, чем к другим общеобразовательным предметам.
Продолжая выяснять причины такой ситуации, Л. Локке еще в 1992 году признавал тот факт, что предлагаемые учащимся на уроках и на внеклассных занятиях формы спортивной активности являются менее привлекательными, чем те, которые они видят и слышат в средствах массовой информации. Говорится, что в школе выбор содержания занятий определяет учитель, а не ученик. Последний, не имея на это влияния, отказывается нередко от всего материала школьной программы, считая его скучным.
Для выявления причин низкого интереса к урокам физической культуры был проведен анализ его содержания. Рассматривая отношение учащихся к основным разделам программы определено, что спортивные игры школьникам нравятся больше, при этом девочки отдают ещё своё предпочтение и гимнастике.
При рассмотрении интереса школьников к различным частям урока выявлено, что 60,81 % опрошенных школьников, определило, как «самую скучную часть урока» подготовительную часть.
Ответ на этот вопрос позволил предположить, что одна из причин падения интереса школьников к урокам физической культуры — это неинтересное, часто малоэмоциональное и повторяющееся по своему содержанию из года в год начало урока.
При рассмотрении факторов, которые влияют на интерес школьников к урокам физической культуры было выявлено, что 79, 66 % анкетируемых школьников считают, что личность учителя безусловно влияет на их интерес, 13,56 % опрошенных затруднились ответить и 6,78 % анкетируемых ответили «нет».
Рассматривая факторы, влияющие на интерес с эстетической точки зрения было выявлено, что большинство анкетируемых 67,88 % считают, что музыкальное сопровождение повлияло бы на их интерес к уроку и хотят, чтобы оно применялось, 18, 25% анкетируемых ответили «нет» и 13,86 % опрошенных затруднились ответить.
Мы спросили также у ребят о таком факторе, который мог бы повлиять на их интерес как хорошая материально-техническое оснащение зала. 62,80 % анкетируемых ответили «да», хорошее оснащение зала повлияло бы на их интерес к уроку, 28,42 % анкетируемых сказали, что «нет», затруднились ответить 8,78 % опрошенных.
Также мы спросили о влиянии фитнес-технологий на их интерес к уроку физической культуры, 44,07 % опрошенных детей считают, что на их интерес могло бы повлиять использование фитнес-технологий на уроке, 38,98 % анкетируемых — «никак бы не изменило их интерес» и 16,95 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
В заключение анкетирования школьников, мы попросили их поставить в порядке значимости факторы, которые могут повлиять на возрастание их интереса к уроку физической культуры (от «1» — самый значимый до «5» — самый малозначимый).
После обработки данных мы получили следующие результаты:
Ранги | Ответы |
1 | Личность учителя |
2 | Содержание урока |
3 | Наличие музыкального сопровождения |
4 | Фитнес-технологии |
5 | Материально-техническое оснащение зала |
Выводы
- Анализ и обобщение данных научно-методической литературы показал, что на формирование интереса к уроку физической культуры может оказывать влияние: удовлетворенность в процессе занятий своих интересов и эстетических и двигательных потребностей, понимание школьниками значимости урока физической культуры, а также подбор упражнений, доступная физическая нагрузка, эмоциональность. Этому может способствовать использование на уроке фитнес-технологий и музыкального сопровождения, также важная роль отводиться личности учителя физической культуры.
2. Исследуя отношение школьников к уроку физической культуры, установлено, что 47,51 % опрошенных осознают значимость урока физической культуры для своего общего развития.
Считают, что урок оказывает влияние на их здоровье — 59,37 % опрошенных.
Изучая причины нежелания многих школьников посещать уроки физической культуры, установлено, что 60,81 % респондентов считают самой скучной и неинтересной подготовительную часть урока.
При этом на повышение интереса к уроку могло бы повлиять музыкальное сопровождение (67,88 %), материально-техническое оснащение зала (62,80 %), использование фитнес-технологий (44,07 %), авторитет учителя физкультуры (65,76 %).
3. Выявлены факторы, которые в большей мере, по мнению школьников влияют на интерес к уроку физической культуры это:
1. личность учителя;
2. содержание урока;
3. наличие музыкального сопровождения;
4–5. материально техническое оснащение зала и фитнес-технологии.
Список литературы
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: «Питер», 2011.
- Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. для ин-тов и фак-тов физ.культуры. — СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
- Сайкина Е. Г. Фитнес-технологии в школе: учебно-методическое пособие по разработке программ для дополнительного третьего урока по физической культуре 1–11 классов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
- Филиппова С. О. Фитнес, фитнес-технология и фитнес-индустрия / С. О. Филиппова // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. мат. Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. Н Пономарева, Е. Г. Сайкиной. — СПб.: РГПУ им. Герцена, 2008. — С. 25–32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
формирование интереса учащихся к занятиям физической культуры с Использованием информационно–коммуникативных технологиЙ В современный век бурно развивающейся науки и техники, крайне в...
Тема: Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в системе формирования интереса школьника к занятиям физической культуры, развитие ценностного отношения к здоровью.
Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В ус...
Мотивирование школьников к занятиям физической культуры и спорта.
Самая старейшая проблема школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и ...
Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"
Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...
Мастер-класс: «Использование ИКТ в системе формирования интереса школьника к занятиям физической культурой»
Материал подобран для аттестации работников образования...
О методике подготовки спортивного часа как один из способов формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой.
Спортивный час способствует обеспечению активного отдыха обучающихся, укрепления здоровья, повышение работоспобности, формирование у детей интереса к физкультурным и спортивным занятиям...
Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом
На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...