Урок физкультуры в 6 классе по теме «Гимнастика»
план-конспект урока по физкультуре (6 класс)

Кулешов Роман Станиславович

Урок физкультуры в 6 классе по теме "Гимнастика" в рамках конкурса "Мой лучший урок" (призёр муниципального конкурса, 2018 год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса

профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Урок физкультуры в 6 классе по теме:

«Гимнастика»

                                                         

                                                              Составитель:                                                                

                                                              Кулешов Роман Станиславович,

                                                              учитель физической культуры          

                                                              МБОУ СОШ № 2

                                                              им. Адмирала Ушакова

                                                  г. Геленджик - 2018


  1. Введение. ( Пояснительная записка)

Цели физической культуры:

 – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности;

– самореализация обучающихся в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение ими ценностей физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической  культуры.

Физическая культура – это естественно-биологический метод двигательной активности, в основе которого лежит обращение к основной функции организма – мышечному движению.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления обучающихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или снижение стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Современная школа, с ее учебной нагрузкой, ущербно влияет на состояние  соматического и психического здоровья. В своей работе я основываюсь на инновационные психолого-педагогические теории воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания,  принципы деятельностного и личностного подходов, чтобы ученик овладевал способами телесного и духовного самосовершенствования,внедрял и осваивалприемы работы над собой и своим телом  в интересной форме, делился своими достижениями.

На примере одного урока по гимнастике с применением технологии оздоровительной направленности, я  покажу и раскрою свои методические наработки.

  1. . Актуальность работы

На современном этапе развития образования изменить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании обучающихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях обучающихся.

Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания используют 20% учителей физической культуры. Практика испытывает недостаток методик  уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания, направленные на формирование физической культуры и индивидуальных особенностей каждого обучающего.

Цель:

  • овладение основами физкультурной деятельности личностно-ориентированной оздоровительной направленности.

Задачи:

  1. Обучать знаниям  и практическим  навыкам, направленным на сохранение здоровья.
  2. Информировать обучающихся о валеологических практиках, позволяющих сохранять и укреплять физическое здоровье;
  3. Формировать у обучающихся  личную  ответственность за собственное здоровье.

Работа школы направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

  • Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, пониманию ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста, желания следовать здоровому образу жизни.
  • Образовательный, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам их реализации, а также в определении «вредных привычек»и выработке рекомендаций по их устранению.
  • Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, знакомство с валеологией. Улучшение таких  качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительная способность, целеустремленность, сила воли.
  1. Предполагаемые результаты:
  • Сформируются  волевые  качества  личности и интерес к регулярным занятиям физической культурой.
  • Появится сознательное и активное отношениек ценности здоровья и здорового образа жизни в семьях обучающихся.
  • Акцентируется  внимание  школьников и их родителей к вопросам здоровья.
  • Снизится  уровень  заболеваний среди обучающихся.
  • Улучшатся  показатели  физического развития.

  1. Основная часть.
  1. Разминка

Разминка во вводной части уроков гимнастики имеет особое значение. Благодаря правильному подбору комплекса упражнений с учетом возрастных особенностей происходит последовательное воздействие на различные группы мышц.

Особое внимание уделяюрастяжке мышц тела по системе “стретчинг”. Очень медленно сгибая и разгибая конечности, туловище, обучающиеся удерживают части тела от 5 до 10 секунд. Польза “стретчинга” заключается в том, что в мышцах при растяжении и удержании активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Наиболее эффективен “стретчинг” при работе в парах, т.к. партнер усиливает нагрузку на мышцы. При этом учащийся должен полностью доверять своему партнеру, поскольку растяжение мышц не должно сопровождаться острыми болевыми ощущениями.

Во время разминки уделяюособое внимание правильному дыханию. Например: и.п. сидя на матах руки вверху, партнер сзади, руки на спине первого. Насчет раз – глубокий вдох, два, три, четыре – наклоны вперед с помощью партнера с захватом руками голени и выдохом. Удерживать 2-3 секунды. Пять, шесть, семь, восемь – и. п. с глубоким вдохом. Повторить 5–7 раз. 

После разминки провожу расслабляющие упражнения и методы релаксации на 2-3 минуты в положении лежа на матах с закрытыми глазами.

  1. Основная часть урока.

В связи с тем, что в стандартных рабочих программах по гимнастике определено недостаточное количество гимнастических элементов и упражнений,  рабочая программа расширена на базе 3 разряда по гимнастике. Выполнено разделение каждого класса на 4 рабочих отделения, что позволяет максимально увеличить плотность урока, поднять на уровень выше интерес обучающихся к предмету и стимулировать оздоровительный процесс.

В планах присутствуют все элементы (звенья) предусмотренные программой, которые состоят из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и предусматривает обучение и совершенствование навыкам и умениям гимнастики. В вариативную часть включены комплекс упражнений из современных оздоровительных систем: атлетическая спортивная гимнастика и гимнастика с элементами акробатики, а также элементы углубленного изучения предмета. На уроках частично присутствуют элементы релаксации (расслабление организма), также упражнения на статическое напряжение мышц, что позволяет эффективнее добиваться результатов физического совершенствования. Пристальное внимание в планировании уроков уделяю развитию двигательных качеств, достижению высокого уровня физической подготовленности, страховке и самостраховке на снарядах, тем самым практически полностью исключаю возможность травматизма.

  Особый подход использую в блоках специальных и подготовительных упражнений, элементов 3 разряда по гимнастике, которые к окончанию 11-го класса усваивает основная масса обучающихся. Подобранные упражнения эффективно (при правильной методике разделения класса на группы) способствуют повышению общей физической подготовленности и результатов в гимнастических и акробатических упражнениях.

Мною определена система домашних заданий и упражнений для развития двигательных качеств и контроль над их выполнением, воспитательная задача, основы теоретических знаний о физической культуре и межпредметные связи.

Разработанный вариант урока по гимнастике для учащихся 5–11-х классов  позволяет дать необходимый максимум знаний, умений и навыков, а также повысить уровень их физической дееспособности для полноценной жизни  и способствует активному формированию гармонично развитой личности учащихся.

  1. Заключительная часть урока.

В заключительной части, кроме стандартных требований – построения и задания на дом, я использую частичную форму релаксации для расслабления всего организма и подготовки к следующему уроку. Иногда, в заключительной части провожу разбор снятого на видео материала, с использованием мультимедийных средств. Это позволяет успешно реализовывать работу над собственными ошибками. Также в программу заключительной части урока ввожу обучение шагам, а в старших классах элементам  танца “вальс”. Тем самым добиваюсь развития у обучающихся нравственного и эстетического воспитания.

  1. Организация домашних заданий.

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе недостаточно. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание, из виса лежа, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс выполнении домашнего задания.

Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля над  их выполнением.

  1. Ресурсное обеспечение

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, магнитофон, смайлики (понравилось, не понравилось, все равно).

  1. Заключение

4.1. Вывод.

Главное для меня, как  учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний о здоровом образе жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия (учитель + ученик + родители), можно подготовить психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, подойти к созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.

  1. Список использованной литературы.
  1.  «Комплексная программа физического воспитания 1–11 классы» (Лях В.И., Зданевич А.А. МО РФ «Просвещение», 2005 г.).
  2. Программа «Физическое развитие и психическое здоровье детей 1–4 классов» (д.п.н. А.В. Родионов, к.п.н. В.А. Родионов, 1999 г.).

Технологическая карта урока:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 12-14 мин.

Этап образовательного процесса

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся(УУД)

1.Построение.  Приветствие.Знакомство с темой и планом урока.

 Сообщение учебных задач (У.З.)

2. Строевые упражнения: повороты налево; направо; кругом.

3. Ходьба: на носках,на пятках, в приседе, на внешнем своде стопы, на внутреннем своде стопы.

4. Равномерный бег с высоким подниманием бедра, захлестывание  голени,приставным шагом.

5.Подготовка гимнастических матов.

6. ОРУ на месте с элементами “стретчинга”:

1) и.п.- о.с.  

1- наклон головы вправо

2- наклон головы влево

3- наклон головы вперед-вниз

4- наклон головы назад.

2) и.п.- о.с.

1-4 круговые движения головой вправо;

1-4 круговые движения головой влево.

3) и.п.-о.с.

1-2 правую руку вверх, согнуть за спину, левуюзавести за спину, стараясь соединитьпальцы обеих рук.

4) и.п.-стойка на коленях, руки вниз

1-3 прогибаясь, наклониться назад и достать пятки;

4-и.п.

5) и.п.- сидя на пятках

1-4-перейти в упор лежа;

1-4 вернуться в и.п.

6) и.п.-стояна коленях, руки согнутые у плеч,грудью прогнуться вперед;

1-2 перекат на грудь;

 3-4 –и.п.

7) и.п.-лежа на спине

1-перейти в сед, наклонить туловище вперед, руками достать стопы ног;

2-и.п.

8) и.п.-сед,  ноги врозь пошире;

1-наклон вперед, захватить руками стопы;

2-3 удерживать положение;

4-и.п.

30сек.

30сек.

1мин.

2мин.

2мин.

6раз

6раз

4-6раз

4раза

4раза

4раза

4-6раз

6раз

Ознакомить учащихся

с целью и задачами урока.

Инструктаж  по ТБ.

Настрой на урок.Формирование интереса к уроку.

По предложению учителя оценить свою деятельность в конце урока.

Ходьба и бег сопровождается музыкой.

Учащиеся делятся на 2 группы. Назначение старшего группы. Инструктаж.

Подготовить организм обучающихся  к работе в основной частиурока с помощью ОРУ.

Следить за выполнением техники безопасности упражнений.

Техника выполнения упражнений.

Формирование интереса (л).

Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками (к).

Установить роль разминки  при подготовке к акробатическим упражнениям (л).

Сознательное выполнение

определенных упражнений (р).

Обсудить ход  разминки,ее значимость (к).

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп (р)

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ  25-27 мин

Этап образовательного процесса

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся(УУД)

1.Кувырок вперед из упора присев:

-группировка в упоре присев

-перекаты на спину и обратно в группировке

-кувырок вперед в сед:  ноги врозь

-кувырок вперед в упор присев

-два кувырка вперед слитно.

2.Кувырок назад:

-из упора присев- перекат назад, кисти поставить на мат у головы- вернуться в и.п.

-из упора присев кувырок назад в упор на коленях

- два кувырка назад слитно.

3.Стойка на лопатках:

-из упора присев перекат назад в стойку налопатках с согнутыми коленями

-из упора присев перекат назад в стойку на лопатках прямыми ногами со страховкой

-стойка на лопатках без страховки.

4.Комбинация из разученных  элементов:

-руки вверх; в стороны

-два кувырка вперед слитно

- кувырок назад

-из упора присев перекат назад в стойку на лопатках

-из стойки на лопатках в упор присев  встать-руки в стороны-руки вниз

5мин.

8раз.

5-6раз

5-6раз

2раза

5мин

6раз

4-6раз

2раза

5мин

2-4раза

4раза

3-4раза

7-9  мин

Следить за выполнением техники безопасности упражнений.

Техника выполнения упражнений.

Обратить внимание на положение головы, круглую спину.

Круглая спина, подбородок прижат к груди.

Туловище вертикально вверх. Кисти упереть в поясницу,

локти широко не разводить.

Комбинация требует четких действий между элементами акробатических упражнений

Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия (л).

Развитие трудолюбия и ответственности за качество

своей и коллективной деятельности (л).

Оцениватьвыполнение двигательных действий согласно поставленным задачам, осуществлять самоконтроль (р).Умение сосредоточиться для достижения цели (п).

Взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи ( к).

Развитиекоординационных способностей в сложных двигательных  действиях(л).

Принимать инструкцию

учителя, четко ей следовать, осуществлять

контроль(р)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ  5 мин

Этап образовательного процесса

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся(УУД)

  1. Рефлексия.

Танцевальный элемент:

- раз, два, три, на носочки,

         - раз, два, три, на носочки,

- хлопнули, топнули и разошлись.

  1. Итоги урока.

Анализ выполнения УЗ.

  1. Домашнее задание

Показ танцевальных движений.

Восстанавливаем пульс, дыхание.

Итог урока.

Проверяем степень усвоения обучающимися  УЗ.

Оценка деятельности обучающихся  на уроке.

Рекомендации

Выполнение танцевальных движений.

Массирование активных точек на руке.

Смайликами оценивают

свою работу на уроке,

Выражают свое мнение о работе на уроке:

Чем занимались?

Что отметили для себя?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока физкультуры 8 класс "Гимнастика"

Цель: Создание  условий для развития физических качеств: координации, быстроты реакции, гибкости  сред­ствами   гимнастики.. Привитие интереса к предмету....

Проект урок физкультуры в 7 классе по теме: «Гимнастика» (Вариативная часть)

Тема урока:Вариативная часть урока. Упражнение с предметами.  Обучение выполнению упражнений с гимнастической  лентой.Цель урока:Образовательные:1. Научить технике  выполнения...

План-конспект урока в 6 классе по теме: "Гимнастика"

План-конспект урока в 6 классе по теме: "Гимнастика"...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

План-конспект урока физкультуры 5 класс на тему "Организация самостоятельных занятий физической культурой"

План-конспект урока по физкультуре            Тема: «Организация самостоятельных занятий физической культурой.»Тип урока: усвоение новых знанийФорма урок...