Урок физкультуры в 6 классе по теме «Гимнастика»
план-конспект урока по физкультуре (6 класс)
Урок физкультуры в 6 классе по теме "Гимнастика" в рамках конкурса "Мой лучший урок" (призёр муниципального конкурса, 2018 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fizkultury_v_6_klasse_kuleshov_r.s._sosh_2_gelendzhik.docx | 42.44 КБ |
moy_luchshiy_urok-trete-napravlenie.pdf | 200.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Урок физкультуры в 6 классе по теме:
«Гимнастика»
Составитель:
Кулешов Роман Станиславович,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 2
им. Адмирала Ушакова
г. Геленджик - 2018
- Введение. ( Пояснительная записка)
Цели физической культуры:
– всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности;
– самореализация обучающихся в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение ими ценностей физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно-биологический метод двигательной активности, в основе которого лежит обращение к основной функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления обучающихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или снижение стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа, с ее учебной нагрузкой, ущербно влияет на состояние соматического и психического здоровья. В своей работе я основываюсь на инновационные психолого-педагогические теории воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания, принципы деятельностного и личностного подходов, чтобы ученик овладевал способами телесного и духовного самосовершенствования,внедрял и осваивалприемы работы над собой и своим телом в интересной форме, делился своими достижениями.
На примере одного урока по гимнастике с применением технологии оздоровительной направленности, я покажу и раскрою свои методические наработки.
- . Актуальность работы
На современном этапе развития образования изменить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании обучающихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях обучающихся.
Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания используют 20% учителей физической культуры. Практика испытывает недостаток методик уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания, направленные на формирование физической культуры и индивидуальных особенностей каждого обучающего.
Цель:
- овладение основами физкультурной деятельности личностно-ориентированной оздоровительной направленности.
Задачи:
- Обучать знаниям и практическим навыкам, направленным на сохранение здоровья.
- Информировать обучающихся о валеологических практиках, позволяющих сохранять и укреплять физическое здоровье;
- Формировать у обучающихся личную ответственность за собственное здоровье.
Работа школы направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
- Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, пониманию ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста, желания следовать здоровому образу жизни.
- Образовательный, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам их реализации, а также в определении «вредных привычек»и выработке рекомендаций по их устранению.
- Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, знакомство с валеологией. Улучшение таких качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительная способность, целеустремленность, сила воли.
- Предполагаемые результаты:
- Сформируются волевые качества личности и интерес к регулярным занятиям физической культурой.
- Появится сознательное и активное отношениек ценности здоровья и здорового образа жизни в семьях обучающихся.
- Акцентируется внимание школьников и их родителей к вопросам здоровья.
- Снизится уровень заболеваний среди обучающихся.
- Улучшатся показатели физического развития.
- Основная часть.
- Разминка
Разминка во вводной части уроков гимнастики имеет особое значение. Благодаря правильному подбору комплекса упражнений с учетом возрастных особенностей происходит последовательное воздействие на различные группы мышц.
Особое внимание уделяюрастяжке мышц тела по системе “стретчинг”. Очень медленно сгибая и разгибая конечности, туловище, обучающиеся удерживают части тела от 5 до 10 секунд. Польза “стретчинга” заключается в том, что в мышцах при растяжении и удержании активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Наиболее эффективен “стретчинг” при работе в парах, т.к. партнер усиливает нагрузку на мышцы. При этом учащийся должен полностью доверять своему партнеру, поскольку растяжение мышц не должно сопровождаться острыми болевыми ощущениями.
Во время разминки уделяюособое внимание правильному дыханию. Например: и.п. сидя на матах руки вверху, партнер сзади, руки на спине первого. Насчет раз – глубокий вдох, два, три, четыре – наклоны вперед с помощью партнера с захватом руками голени и выдохом. Удерживать 2-3 секунды. Пять, шесть, семь, восемь – и. п. с глубоким вдохом. Повторить 5–7 раз.
После разминки провожу расслабляющие упражнения и методы релаксации на 2-3 минуты в положении лежа на матах с закрытыми глазами.
- Основная часть урока.
В связи с тем, что в стандартных рабочих программах по гимнастике определено недостаточное количество гимнастических элементов и упражнений, рабочая программа расширена на базе 3 разряда по гимнастике. Выполнено разделение каждого класса на 4 рабочих отделения, что позволяет максимально увеличить плотность урока, поднять на уровень выше интерес обучающихся к предмету и стимулировать оздоровительный процесс.
В планах присутствуют все элементы (звенья) предусмотренные программой, которые состоят из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и предусматривает обучение и совершенствование навыкам и умениям гимнастики. В вариативную часть включены комплекс упражнений из современных оздоровительных систем: атлетическая спортивная гимнастика и гимнастика с элементами акробатики, а также элементы углубленного изучения предмета. На уроках частично присутствуют элементы релаксации (расслабление организма), также упражнения на статическое напряжение мышц, что позволяет эффективнее добиваться результатов физического совершенствования. Пристальное внимание в планировании уроков уделяю развитию двигательных качеств, достижению высокого уровня физической подготовленности, страховке и самостраховке на снарядах, тем самым практически полностью исключаю возможность травматизма.
Особый подход использую в блоках специальных и подготовительных упражнений, элементов 3 разряда по гимнастике, которые к окончанию 11-го класса усваивает основная масса обучающихся. Подобранные упражнения эффективно (при правильной методике разделения класса на группы) способствуют повышению общей физической подготовленности и результатов в гимнастических и акробатических упражнениях.
Мною определена система домашних заданий и упражнений для развития двигательных качеств и контроль над их выполнением, воспитательная задача, основы теоретических знаний о физической культуре и межпредметные связи.
Разработанный вариант урока по гимнастике для учащихся 5–11-х классов позволяет дать необходимый максимум знаний, умений и навыков, а также повысить уровень их физической дееспособности для полноценной жизни и способствует активному формированию гармонично развитой личности учащихся.
- Заключительная часть урока.
В заключительной части, кроме стандартных требований – построения и задания на дом, я использую частичную форму релаксации для расслабления всего организма и подготовки к следующему уроку. Иногда, в заключительной части провожу разбор снятого на видео материала, с использованием мультимедийных средств. Это позволяет успешно реализовывать работу над собственными ошибками. Также в программу заключительной части урока ввожу обучение шагам, а в старших классах элементам танца “вальс”. Тем самым добиваюсь развития у обучающихся нравственного и эстетического воспитания.
- Организация домашних заданий.
Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе недостаточно. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание, из виса лежа, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс выполнении домашнего задания.
Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля над их выполнением.
- Ресурсное обеспечение
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, магнитофон, смайлики (понравилось, не понравилось, все равно).
- Заключение
4.1. Вывод.
Главное для меня, как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний о здоровом образе жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.
К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия (учитель + ученик + родители), можно подготовить психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, подойти к созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.
- Список использованной литературы.
- «Комплексная программа физического воспитания 1–11 классы» (Лях В.И., Зданевич А.А. МО РФ «Просвещение», 2005 г.).
- Программа «Физическое развитие и психическое здоровье детей 1–4 классов» (д.п.н. А.В. Родионов, к.п.н. В.А. Родионов, 1999 г.).
Технологическая карта урока:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 12-14 мин. | |||||
Этап образовательного процесса | Дозировка | Деятельность учителя | Деятельность учащихся(УУД) | ||
1.Построение. Приветствие.Знакомство с темой и планом урока. Сообщение учебных задач (У.З.) 2. Строевые упражнения: повороты налево; направо; кругом. 3. Ходьба: на носках,на пятках, в приседе, на внешнем своде стопы, на внутреннем своде стопы. 4. Равномерный бег с высоким подниманием бедра, захлестывание голени,приставным шагом. 5.Подготовка гимнастических матов. 6. ОРУ на месте с элементами “стретчинга”: 1) и.п.- о.с. 1- наклон головы вправо 2- наклон головы влево 3- наклон головы вперед-вниз 4- наклон головы назад. 2) и.п.- о.с. 1-4 круговые движения головой вправо; 1-4 круговые движения головой влево. 3) и.п.-о.с. 1-2 правую руку вверх, согнуть за спину, левуюзавести за спину, стараясь соединитьпальцы обеих рук. 4) и.п.-стойка на коленях, руки вниз 1-3 прогибаясь, наклониться назад и достать пятки; 4-и.п. 5) и.п.- сидя на пятках 1-4-перейти в упор лежа; 1-4 вернуться в и.п. 6) и.п.-стояна коленях, руки согнутые у плеч,грудью прогнуться вперед; 1-2 перекат на грудь; 3-4 –и.п. 7) и.п.-лежа на спине 1-перейти в сед, наклонить туловище вперед, руками достать стопы ног; 2-и.п. 8) и.п.-сед, ноги врозь пошире; 1-наклон вперед, захватить руками стопы; 2-3 удерживать положение; 4-и.п. | 30сек. 30сек. 1мин. 2мин. 2мин. 6раз 6раз 4-6раз 4раза 4раза 4раза 4-6раз 6раз | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока. Инструктаж по ТБ. Настрой на урок.Формирование интереса к уроку. По предложению учителя оценить свою деятельность в конце урока. Ходьба и бег сопровождается музыкой. Учащиеся делятся на 2 группы. Назначение старшего группы. Инструктаж. Подготовить организм обучающихся к работе в основной частиурока с помощью ОРУ. Следить за выполнением техники безопасности упражнений. Техника выполнения упражнений. | Формирование интереса (л). Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками (к). Установить роль разминки при подготовке к акробатическим упражнениям (л). Сознательное выполнение определенных упражнений (р). Обсудить ход разминки,ее значимость (к). Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп (р) | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 25-27 мин | |||||
Этап образовательного процесса | Дозировка | Деятельность учителя | Деятельность учащихся(УУД) | ||
1.Кувырок вперед из упора присев: -группировка в упоре присев -перекаты на спину и обратно в группировке -кувырок вперед в сед: ноги врозь -кувырок вперед в упор присев -два кувырка вперед слитно. 2.Кувырок назад: -из упора присев- перекат назад, кисти поставить на мат у головы- вернуться в и.п. -из упора присев кувырок назад в упор на коленях - два кувырка назад слитно. 3.Стойка на лопатках: -из упора присев перекат назад в стойку налопатках с согнутыми коленями -из упора присев перекат назад в стойку на лопатках прямыми ногами со страховкой -стойка на лопатках без страховки. 4.Комбинация из разученных элементов: -руки вверх; в стороны -два кувырка вперед слитно - кувырок назад -из упора присев перекат назад в стойку на лопатках -из стойки на лопатках в упор присев встать-руки в стороны-руки вниз | 5мин. 8раз. 5-6раз 5-6раз 2раза 5мин 6раз 4-6раз 2раза 5мин 2-4раза 4раза 3-4раза 7-9 мин | Следить за выполнением техники безопасности упражнений. Техника выполнения упражнений. Обратить внимание на положение головы, круглую спину. Круглая спина, подбородок прижат к груди. Туловище вертикально вверх. Кисти упереть в поясницу, локти широко не разводить. Комбинация требует четких действий между элементами акробатических упражнений | Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия (л). Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности (л). Оцениватьвыполнение двигательных действий согласно поставленным задачам, осуществлять самоконтроль (р).Умение сосредоточиться для достижения цели (п). Взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи ( к). Развитиекоординационных способностей в сложных двигательных действиях(л). Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать, осуществлять контроль(р) | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5 мин | |||||
Этап образовательного процесса | Дозировка | Деятельность учителя | Деятельность учащихся(УУД) | ||
Танцевальный элемент: - раз, два, три, на носочки, - раз, два, три, на носочки, - хлопнули, топнули и разошлись.
Анализ выполнения УЗ.
| Показ танцевальных движений. Восстанавливаем пульс, дыхание. Итог урока. Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ. Оценка деятельности обучающихся на уроке. Рекомендации | Выполнение танцевальных движений. Массирование активных точек на руке. Смайликами оценивают свою работу на уроке, Выражают свое мнение о работе на уроке: Чем занимались? Что отметили для себя? |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока физкультуры 8 класс "Гимнастика"
Цель: Создание условий для развития физических качеств: координации, быстроты реакции, гибкости средствами гимнастики.. Привитие интереса к предмету....
Проект урок физкультуры в 7 классе по теме: «Гимнастика» (Вариативная часть)
Тема урока:Вариативная часть урока. Упражнение с предметами. Обучение выполнению упражнений с гимнастической лентой.Цель урока:Образовательные:1. Научить технике выполнения...
План-конспект урока в 6 классе по теме: "Гимнастика"
План-конспект урока в 6 классе по теме: "Гимнастика"...
План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)
Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...
План-конспект урока по физкультуре (11 класс) по теме: Урок. Лёгкая атлетика (11 класс-юноши)
Совершенствование техники низкого старта....
Методическая разработка по физкультуре (6 класс) по теме: Интеллектуально – познавательная игра к дню здоровья «Физкультура и спорт к здоровью путь!»
Игра, для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся...
План-конспект урока физкультуры 5 класс на тему "Организация самостоятельных занятий физической культурой"
План-конспект урока по физкультуре Тема: «Организация самостоятельных занятий физической культурой.»Тип урока: усвоение новых знанийФорма урок...