Рабочая программа по лёгкой атлетике (внеурочная деятельность)
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от________2016 года протокол №__
Председатель ________ И.Н. Бутенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Легкая атлетика»
Уровень образования основное общее образование 5-9 классы
Количество часов 170 ( по 34 часа в год)
Учитель Пономарева М.И.
Программа разработана на основе: методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012.
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644), на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич (М.:Пр., 2012)
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.
Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки, построение учебно - тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости. Также особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 35 недель. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области легкой атлетики. Данная программа создает условия для развития и подъема массовости в городе занимающимися легкой атлетикой.
Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
-формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
-развитие физических способностей;
-раскрытия потенциала каждого ребенка;
-развития морально
-волевых качеств;
-развития внимания, мышления.
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
культуру поведения, уважение к людям,
-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Возраст детей: программа составлена для учащихся 5-9 классов (возраст учащихся – 11-15 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год, всего – 170 часов).
Этапы:
первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники легкой атлетики (5-7 класс);
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков(8-9 класс);
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40 минут
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются:
- тестирование;
- умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
- знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
- способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
- выполнение контрольных нормативов;
- овладение теоретическими знаниями;
- знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
- способность применять основные приёмы самоконтроля;
- знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
- знание основ истории развития лёгкой атлетики
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать
- значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- прикладное значение легкоатлетических упражнений;
- правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
- названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
- технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
- типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Уметь
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
- технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
- выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
5-7 класс
Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) | Подтягивание (мальчики) | Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочки) | Бег 1000м (мин. сек.) | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||
Высокий | 190 | 170 | 4.9 | 5.0 | 9 | 20 | 4.35 | 5.10 |
Средний | 170 | 150 | 5.4 | 5.6 | 6 | 17 | 5.08 | 6.20 |
Низкий | 150 | 130 | 6.0 | 6.3 | 2 | 11 | 6.30 | 7.05 |
8-9 класс
Оценка | Прыжок в длину с места (см) | Бег 30м (сек) | Подтягивание (мальчики) | Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочки) | Бег 1000м (мин. сек.) | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||||
Высокий | 208 | 185 | 4.7 | 4.9 | 10 | 22 | 4.05 | 4.55 |
Средний | 190 | 170 | 5.4 | 5.5 | 8 | 19 | 5.15 | 5.30 |
Низкий | 170 | 143 | 5.8 | 6.1 | 3 | 12 | 6.00 | 6.45 |
3. Содержание курса «Легкая атлетика»
1 год обучения (34 часа)
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.
- история развития легкой атлетики
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическое развитие человека
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека
- значение правильного питания при занятиях спортом
Практическая часть: Метание теннисного мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- подготовка к занятиям легкой атлетикой
Практическая часть:
Игры с бегом: «Волк во рву», « Жмурки», « Ловишки», « Картошка», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки по полоскам» ,«Перемена мест», Иг «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу».
2 год обучения (34 часа)
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Знамя», « Жмурки», « Ловишки», « Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».
3 год обучения (34 часа)
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
-организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага при разбеге и метанию с четырех бросковых шагов; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 10-12м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
4 год обучения (34 часа)
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
5 год обучения (34 часа)
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
Тематическое планирование 5-9 классы
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5год | |||
1 | Бег на короткие дистанции | 37 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 |
2 | Метание малого мяча | 37 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 |
3 | Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» | 36 | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 |
4 | Прыжки в высоту «перешагиванием» | 36 | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетики | 24 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Итого часов: | 170 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Тематическое планирование 1 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | Основные виды учебной деятельности | |
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику бега на короткие дистанции. Демонстрировать технику выполнения беговых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
1.1 | Техника выполнения высокого старта | 2 | - | 2 | |
1.2 | Техника выполнения низкого старта | 3 | - | 3 | |
1.3 | Стартовый разгон и бег по дистанции | 3 | - | 3 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 6 | В процессе обучения | 6 | прыжка в длину с разбега и высоту. Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
2.1 | Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» | 3 | - | 3 | |
2.2 | Техника приземления | 3 | - | 3 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 6 | В процессе обучения | 6 | |
3.1 | Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании | 2 | - | 2 | |
3.2 | Постановка толчковой ноги на место отталкивания | 4 | - | 4 | |
4. | Метание малого мяча | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику метания малого мяча. Демонстрировать технику выполнения метания малого мяча, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
4.1 | Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | 1 | - | 1 | |
4.2 | Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | 1 | - | 1 | |
4.3 | Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. | 4 | - | 4 | |
4.4 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 6 | В процессе обучения | 6 | Организовывать подвижные игры, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 6 | - | 6 | |
Итого: | 34 | 34 |
Тематическое планирование 2год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | Основные виды учебной деятельности | |
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику бега на короткие дистанции. Демонстрировать технику выполнения беговых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
1.1 | Техника выполнения высокого старта | 2 | - | 2 | |
1.2 | Техника выполнения низкого старта | 3 | - | 3 | |
1.3 | Стартовый разгон и бег по дистанции | 3 | - | 3 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 6 | В процессе обучения | 6 | прыжка в длину с разбега и высоту. Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
2.1 | Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» | 3 | - | 3 | |
2.2 | Техника приземления | 3 | - | 3 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 6 | В процессе обучения | 6 | |
3.1 | Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании | 2 | - | 2 | |
3.2 | Постановка толчковой ноги на место отталкивания | 4 | - | 4 | |
4. | Метание малого мяча | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику метания малого мяча. Демонстрировать технику выполнения метания малого мяча, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
4.1 | Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии | 1 | - | 1 | |
4.2 | Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | 1 | - | 1 | |
4.3 | Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. | 4 | - | 4 | |
4.4 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 6 | В процессе обучения | 6 | Организовывать подвижные игры, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 6 | - | 6 | |
Итого: | 34 | 34 |
Тематическое планирование 3 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | Основные виды учебной деятельности | |
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 7 | В процессе обучения | 7 | Описывать технику бега на короткие дистанции. Демонстрировать технику выполнения беговых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
1.1 | Техника выполнения низкого старта и стартового разгона | 3 | - | 3 | |
1.2 | Стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью | 4 | - | 4 | |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику прыжка в длину с разбега и высоту. Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
2.1 | Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега | 4 | - | 4 | |
2.2 | Ритм последних шагов | 4 | - | 4 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 8 | В процессе обучения | 8 | |
3.1 | Техника разбега в сочетание с отталкиванием | 4 | - | 4 | |
3.2 | Техника перехода через планку | 4 | - | 4 | |
4. | Метание малого мяча | 7 | В процессе обучения | 7 | Описывать технику метания малого мяча. Демонстрировать технику выполнения метания малого мяча, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
4.1 | Техника выполнения скрестного шага | 1 | - | 1 | |
4.2 | Техника метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов | 1 | - | 1 | |
4.3 | Отведение руки с малым мячом на два шага и метанию с четырех бросковых шагов. | 3 | - | 3 | |
4.4 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния10-12м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 4 | В процессе обучения | 4 | Организовывать подвижные игры, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 4 | - | 4 | |
Итого: | 34 | 34 |
Тематическое планирование 4 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | Основные виды учебной деятельности | |
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 7 | В процессе обучения | 7 | Описывать технику бега на короткие дистанции. Демонстрировать технику выполнения беговых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
1.1 | Техника бега с максимальной скорости по прямой дистанции | 4 | - | 4 | |
Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 3 | - | 3 | ||
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику прыжка в длину с разбега и высоту. Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
2.1 | Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» | 2 | - | 2 | |
2.2 | Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 3 | - | 3 | |
2.3 | Прыжок в длину с полного разбега. | 3 | - | 3 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 8 | В процессе обучения | 8 | |
3.1 | Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» | 2 | - | 2 | |
3.2 | Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 3 | - | 3 | |
3.3 | Прыжок в высоту с полного разбега. | 3 | 3 | ||
4. | Метание малого мяча | 7 | В процессе обучения | 7 | Описывать технику метания малого мяча. Демонстрировать технику выполнения метания малого мяча, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
4.1 | Техника отведения руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге. | 2 | - | 2 | |
4.2 | Технике разбега и метанию малого мяча с полного разбега | 3 | - | 3 | |
4.3 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16 м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 4 | В процессе обучения | 4 | Организовывать подвижные игры, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 4 | - | 4 | |
Итого; | 34 | 34 |
Тематическое планирование 5 год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них | Основные виды учебной деятельности | |
теория | практика | ||||
1. | Бег на короткие дистанции | 7 | В процессе обучения | 7 | Описывать технику бега на короткие дистанции. Демонстрировать технику выполнения беговых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
1.1 | Техника бега с максимальной скорости по прямой дистанции | 4 | - | 4 | |
Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 3 | - | 3 | ||
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 8 | В процессе обучения | 8 | Описывать технику прыжка в длину с разбега и высоту. Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
2.1 | Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» | 2 | - | 2 | |
2.2 | Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 3 | - | 3 | |
2.3 | Прыжок в длину с полного разбега. | 3 | - | 3 | |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 8 | В процессе обучения | 8 | |
3.1 | Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» | 2 | - | 2 | |
3.2 | Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 3 | - | 3 | |
3.3 | Прыжок в высоту с полного разбега. | 3 | 3 | ||
4. | Метание малого мяча | 7 | В процессе обучения | 7 | Описывать технику метания малого мяча. Демонстрировать технику выполнения метания малого мяча, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения |
4.1 | Техника отведения руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге. | 2 | - | 2 | |
4.2 | Технике разбега и метанию малого мяча с полного разбега | 3 | - | 3 | |
4.3 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16 м. | 2 | - | 2 | |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 4 | В процессе обучения | 4 | Организовывать подвижные игры, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки |
5.1 | Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 4 | - | 4 | |
Итого; | 34 | 34 |
5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
В учебных группах первого – третьего годов обучения.
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
В учебных группах четвертого и пятого годов обучения.
Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2. | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы | |
1.3. | Рабочие программы по физической культуре | |
1.4. | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы / Под общ. ред. В.И. Ляха. Пособие для учителя/ на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень/ на сайте издательства «Просвещение» по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_10-11 /index.html. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд. Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5. | Методические издания по физической культуре для учителей | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2. | Учебно-практическое оборудование | |
2.1 | Стенка гимнастическая | 7 |
2.2 | Бревно гимнастическое напольное | 1 |
2.3 | Козел гимнастический | 2 |
2.4 | Конь гимнастический | 2 |
2.5 | Перекладина гимнастическая | 2 |
2.6 | Канат для лазанья с механизмом крепления | 1 |
2.7 | Мост гимнастический подкидной | 3 |
2.8 | Скамейка гимнастическая жесткая | 10 |
2.9 | Маты гимнастические | 10 |
2.10 | Мяч набивной (1 кг, 2 кг) | 2 |
2.11 | Мяч малый (теннисный) | 5 |
2.12 | Скакалка гимнастическая | 10 |
2.13 | Планка для прыжков в высоту | 1 |
2.14 | Стойка для прыжков в высоту | 2 |
2.15 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | 1 |
2.16 | Рулетка измерительная (10 м,) | 1 |
2.17 | Мячи для метания | 5 |
2.18 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | 2 |
2.19 | Щиты баскетбольные тренировочные кольцами и сеткой | 6 |
2.20 | Мячи баскетбольные | 2 |
2.21 | Сетка для переноса и хранения мячей | 1 |
2.22 | Стойки волейбольные | 2 |
2.23 | Сетка волейбольная | 1 |
2.24 | Мячи волейбольные | 3 |
2.25 | Ворота для мини футбола | 2 |
2.26 | Мяч футбольный | 1 |
2.27 | Насос для накачивания мячей | 1 |
2.28 | Секундомер | 1 |
2.29 | Аптечка медицинская | 1 |
3 | Спортивные сооружения | |
3.1 | Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек |
3.2 | Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | 1 | |
4 | Пришкольный стадион (площадка) | |
4.1 | Сектор для прыжков в длину | 1 |
4.2 | Игровое поле для футбола | 1 |
4.3 | Площадка игровая баскетбольная | 1 |
4.4 | Площадка игровая волейбольная | 1 |
4.5 | Гимнастический городок | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО _________от ______2015г. Руководитель МО _________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ О.Г. Карпенко ___________________2015год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-931173-1497423993.jpg)
Рабочая программа секции "Лёгкая атлетика"
Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год), на основ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1006400-1517585869.jpg)
Рабочая программа по Лёгкой атлетике для 7-9 классов.
Данная программа разработана для дополнительного образования по Лёгкой атлетике 4 часа в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-236850-1624477697.jpg)
Рабочая программа по физкультуре по внеурочной деятельности "Легкая атлетика"
Рабочая программа по физкультуре по внеурочной деятельности "Легкая атлетика" 68 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297450-1607581290.jpg)
Рабочая программа по лёгкой атлетике
Данна программа предназначена для детей, которые впервые решили заняться лёгкой атлетикой...
рабочая программа по лёгкой атлетике
рабочая программа по лёгкой атлетике...