Развитие выносливости спортсменов-пловцов
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Развитие общей и специальной выносливости спортсменов-пловцов. Примеры заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obshchey_i_spets.vynoslivosti_plovtsov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический материал
Развитие общей и специальной выносливости пловцов
Тренер-преподаватель
МБУДО «ДЮСШ
по плаванию» г.Абакан
С.В.Бережной
Выносливостью называют способность организма работать, отдаляя момент наступления утомления и преодолевая утомление. Выносливость зависит от функциональных возможностей многих систем нашего организма, экономичности и надежности техники плавания, воли пловца, закаленности его психики и других факторов.
Выносливость, проявляемая па дистанциях, более протяженных, но проплываемых менее интенсивно, чем основная соревновательная дистанция, называется общей. Способность удерживать максимально высокую среднюю скорость на основной дистанции избранным способом плавания относят к выносливости специальной.
Упражнения из других видов спорта, которые по продолжительности, интенсивности, количеству вовлеченных в работу мышечных групп и по характеру наступающего утомления сходны с упражнениями общей плавательной подготовки, помогают развивать первый вид выносливости.
Общая выносливость — основа для развития специальной выносливости пловца. Важнейшим компонентом общей выносливости являются «дыхательные» (аэробные) возможности — производительность и эффективность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и его энергетический потенциал.
Перенос общей тренированности на специальную выносливость затруднен. Преодоление дистанций с соревновательной скоростью связано с интенсивным нарастанием кислородной задолженности, глубокими гипоксическими явлениями. В этих условиях высокие требования предъявляются к функциональной устойчивости всех систем к неблагоприятным, «острым» сдвигам в организме, возможностям бескислородного (анаэробного) обеспечения мышечной деятельности, способности поддерживать согласованность тонко координированных движений. Суровым испытаниям подвергаются надежность и стабильность техники пловца, его волевые качества.
Главная роль в развитии специальной выносливости пловца отводится преодолению различных дистанций и их отрезков в темпе, близком к соревновательному, соревновательном и более высоком. Ведущее значение при этом играет плавание избранным способом с полной координацией движений и по элементам.
Планируя тренировочные режимы для развития выносливости, тренеру приходится оперировать конкретными уровнями интенсивности.
Выделяют пять уровней интенсивности:
1-й уровень — максимальная интенсивность (мобилизация до 98—100% максимально возможной для данного пловца на данной дистанции или ее отрезке);
2-й уровень — около предельная интенсивность (93—97% максимально возможной);
3-й уровень — большая интенсивность (86—92% максимально возможной);
4-й уровень — умеренная интенсивность (76—85% максимально возможной);
5-й уровень — малая интенсивность или свободное плавание (плавание с соблюдением основ техники и с мобилизацией, не превышающей 70—75% максимально возможной).
Применяются также понятия «Пульсовых режимов»:
I зона - компенсаторное плавание: спокойное плавание (частота сердечных сокращений 130 - 145 уд/мин);
II зона - тренировка, направленная на развитие общей выносливости (в аэробном режиме): энергообеспечение организма осуществляется аэробным путем (частота сердечных сокращений 145-160 уд/мин);
III зона - работа проходит на уровне максимального потребления кислорода при смешанном, аэробно-анаэробном, энергообеспечении (частота сердечных сокращений 165-180 уд/мин);
IV зона - это проплывание отрезков и серий, близких к соревновательным дистанциям, со скоростью, равной или превышающей ее, с короткими интервалами отдыха (частота сердечных сокращений 180 уд/мин и выше);
V зона - это «чистый» спринт, т. е. проплывание коротких отрезков (10 - 20 м) с максимальной скоростью (частота сердечных сокращений не учитывается, т. к. работа длится не более 15 с).
В течение многолетней подготовки юного спортсмена общая выносливость является прочной функциональной базой. Создать такую базу невозможно без объемной работы с преобладанием продолжительных упражнений невысокого уровня интенсивности.
Для развития выносливости используются различные методы и тренировочные режимы, применяемые по степени нарастания их трудности: равномерный (дистанционный) метод, интервальное и «прерывистое» плавание с умеренной интенсивностью, переменный метод тренировки.
Развитие базовой выносливости.
Базовая выносливость развивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающх упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений. Средства ОФП достаточно эффективны для развития базовой выносливости, где используют равномерный и переменный дистанционные методы (дистанции от 800-1000 до 2000-3000 м); низкоинтенсивную интервальную тренировку как на средних, так и на коротких отрезках (25,50, 100, 150, 200, 400, 500, 600 м) в пульсовых режимах I и II.
Работа выполняется при плавании как в полной координации, так и с помощью одних движений ногами или руками
Базовая выносливость - это выносливость к работе, требующей максимального напряжения аэробных возможностей и в то же время сопровождающейся активизацией анаэробных процессов энергообеспечения. Основой является высокая мощность и выносливость сердечной мышцы и аппарата внешнего дыхания. Это работа в III пульсовом режиме.
Средствами развития могут быть упражнения в плавании кролем на груди, избранным способом в полной координации, при помощи одних движений ногами (движения ногами более «энергетически емки»; при плавании на «одних руках» достижение больших величин потребления кислорода невозможно).
При развитии базовой выносливости, используется интервальный метод (800-1000 м), имеющий вид «гипоксической» (с задержкой дыхания) тренировки с дыханием через 3, 5, 7, 9 циклов; с помощью повторного метода тренировки на средних и длинных отрезках (300-500, 800-1500 м) с максимальной мобилизацией усилий; в виде интенсивной интервальной тренировки на отрезках 200-400 м и интервальной тренировки на коротких отрезках (25-100 м) с большим числом повторений и короткими паузами отдыха.
В общем объеме плавания возрастает доля повторно-интервальных упражнений и интенсивного варианта интервальной тренировки, в том числе упражнений, выполняемых в «жестких» режимах (пульсовый режим III при коротких паузах отдыха - 5-20 с).
Однако следует помнить, что работа в III пульсовом режиме может вызвать у занимающихся перенапряжение сердечной мышцы и ЦНС и поэтому требует большой осторожности и внимания.
Эффективным средством развития максимальных аэробных возможностей являются интервальные серии, состоящие из средних по длине отрезков, выполняемых со ступенчато возрастающей скоростью плавания. К примеру, первые отрезки плывутся с интенсивностью 50 % от максимальной, последующие 70 %; 80 %; 85-90 % от максимальной скорости. Ступенчатое повышение нагрузки - важное условие достижения пловцами уровня максимального потребления кислорода (МПК), поэтому важное методическое правило выполнения тренировочной работы при развитии базовой выносливости - удержание и даже некоторое повышение скорости плавания на отрезках интервальной серии, а также повышение скорости во второй половине средних и длинных дистанций в рамках пульсового режима III.
Развитие специальной (анаэробной) выносливости.
Развитие специальной выносливости - главное звено спортивной подготовки пловцов - направлено на повышение мощности и емкости анаэробного механизма энергообеспечения, способности к удержанию оптимального соотношения между темпом и шагом плавательных движений по мере развития утомления. Данные задачи решаются в процессе выполнения упражнений с пульсовым режимом IV.
Анаэробная производительность может развиваться в процессе силовой тренировки на суше с использованием тренажеров, при круговой тренировке с субмаксимальной интенсивностью движений и продолжительностью рабочих периодов от 30-40 с до 3-4 мин, а также при плавании с помощью движений «одними ногами» в IV зоне. Однако основная форма развития специальной выносливости - это плавание избранным способом в полной координации и для пловцов всех специализаций - плавание баттерфляем.
Развитие специальной выносливости осуществляется при проплывании в условиях соревновательной скорости средних и длинных дистанций (200, 400, 800, 1500 м), а также методами высокоинтенсивной («быстрой») интервальной тренировки на коротких (50-100 м) и средних (200-400 м) отрезках с интервалами отдыха, в 1,5-3 раза превышающими время преодоления отрезка, в виде повторно-интервального плавания так называемых «дробных серий».
Развитие скоростной выносливости.
Развитие этого вида выносливости предполагает использование упражнений, воздействующих преимущественно на внутримышечные процессы освобождения энергии. Это тренировочные упражнения V зоны.
Основные факторы данного режима - максимальная мощность и частота рабочих движений.
Продолжительность рабочих периодов очень короткая (5-10 - 20-25 с). ЧСС за это время не успевает «разогнаться», потому критерием оценки качества работы служит скорость преодоления тренировочных отрезков.
Для тренировки используются отрезки от 10-15 до 25 м с количеством повторений от 2-4 до 10-16. При 1, 2, 3-разовой повторной работе с интервалами отдыха 1-2 мин - отрезки до 40-50 м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика развития выносливости в беге на средние дистанции
в данной методической работе широко разобрано понятие оздоровительного бега и бега как одной из спортивных дисциплин легкой атлетики. рассмотрены основные методы развития выносливости у бегунов на сре...
Развитие выносливости у волейболистов
Методическая разработка по теме: "Развитие выносливости у волейболистов". Предназначена для тренеров-преподавателей. Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению у...
Развитие выносливости
Виды выносливости, их критерии и методы развития, как можно оценить (измерить) выносливость. Как протекает развитие выносливости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целен...
Развитие выносливости уч-ся 8 кл. на уроках лыжной подготовки.
В данной программе каждый из преподавателей физкультуры может при соответствующем изменении дозировки пользоваться ею как программой по лыжной подготовке. Программа расчитана на 16 уроков....
"Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания для школьников, спортсменов-пловцов и детей с ограниченными возможностями ( инвалиды)".
За последние десятилетия ХХ века,в период научно-технической революции, кардинально изменились условия и сам процесс труда.Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение условий жизни...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫНОСЛИВОСТЬ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
проект "Развитие выносливости у школьников"
Детство – это тот период развития ребенка во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитани...