Развитие выносливости
методическая разработка по физкультуре по теме
Виды выносливости, их критерии и методы развития, как можно оценить (измерить) выносливость. Как протекает развитие выносливости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов. Основные положения, средства и методы развития выносливости? Как правильно планировать тренировки для развития выносливости в течение года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vynoslivosti.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
Белова Елена Владимировна
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Г.Н. Пономарёв
Санкт- Петербург 2009
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………...4
Глава I . Аналитический обзор научно-методической литературы по развитию выносливости и других физических качеств, биомеханическая и физиологическая характеристика выносливости, возрастные особенности детей 11-12 лет……………………………………………………………………6
1.1. Выносливость, её виды и показатели…………………...6
1. 2. Биомеханическая характеристика выносливости…. ....14
1.2.1. Способы определения выносливости………..……….14
1.2.2. Утомление и его биомеханическое проявление……...15
1.2.3. Факторы, характеризующие выносливость…..………16
1.2.4. Способы измерения выносливости…………..……….17
1.2.5. Экономизация спортивной техники……..……………18
1.3. Физиологические характеристики и возрастные особен –
ности выносливости……………………………………..19
1. 4. Методика развития выносливости……….……………. 29
1.5. Физические качества, виды, методика их развития……34
Глава II. Методы и организация исследования. ………………………. 39
2.1. Цель, задачи и методы исследования……………………….……… 39
2.2. Организация исследования……………………….…………………. 40
Глава III. Методика развития выносливости у детей 11-12 лет…………..42
Глава IV.Эффективность методики развития выносливости у детей 11-12 лет……………………………………………………………………………..48
4.1. Результаты исследования и их обсуждение……….…………………..48
Выводы………………………………………………………….52
Литература……………………………………………………………………53
Приложение………...……………………………………………………….56
Введение.
Развитие выносливости у детей школьного возраста— одна из важнейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.
Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.
В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др.
Как развивать выносливость, когда? Какие существуют виды выносливости, их критерии и методы развития, как можно оценить (измерить) выносливость? Как протекает развитие выносливости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и методы развития выносливости? Как правильно планировать тренировки для развития выносливости в течение года? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.
Недостаток двигательной активности – болезнь XXI века, распространившаяся на взрослых и детей. Школьники большую часть времени сидят в школе за партой и дома, выполняя домашнее задание. Ученик, поступивший в первый класс, сразу вдвое уменьшает свою двигательную активность. И это в том возрасте, который самой природой предназначен для всестороннего развития двигательных функций!
Каждый молодой организм носит в себе громадный запас сил и задатков, как же использовать по возможности полнее этот богатый запас сил.
Главный человек, которому более всего интересна эта проблема — учитель, тренер. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся, а именно выносливости?
В данной работе рассматривается развитие физических качеств детей 11-12 лет.
Гипотеза исследования предполагает, что определение особенностей развития выносливости у детей школьного возраста позволит конкретизировать методику, её развитие у подростков 11-12 лет.
Объект исследования: методики развития выносливости.
Предмет исследования: развитие выносливости у детей 11-12 лет.
Целью данной работы является обоснование использования сочетания физических упражнений и методов, направленных на развитие выносливости у детей 11-12 лет.
Для этого поставлены следующие задачи:
1.Изучить литературные источники по данной теме
2.Подготовить исследуемую группу, состоящую из школьников 11-12 лет
3.Разработать методику развития выносливости на основе тестов у школьников 11-12 лет
4.Экспериментально проверить предлагаемый комплекс для развития выносливости
5.Сравнить динамику изменения отдельных физических качеств.
Таким образом, тема «Развитие выносливости у детей 11-12 лет» является актуальной.
Глава 1.
Аналитический обзор научно-методической литературы по развитию выносливости и других физических качеств, биомеханическая и физиологическая характеристика выносливости, возрастные особенности детей 11-12 лет.
1.1.Выносливость. Виды и показатели.
В настоящее время как в общей теории спорта, так и в теории его отдельных видов сложились определенные противоречия в трактовке и терминологии важнейшего физического качества - выносливости.
Большинство специалистов поддерживают формулировку этого качества, данную известным отечественным физиологом B.C. Фарфелем, что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.
На Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. "Педагогические и биологические аспекты выносливости" выносливость охарактеризовали как способность к продолжению заданной работы во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей:
-общей (неспецифической) выносливости как способности продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию;
-специальной (специфической) выносливости как способности обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта .
Анализ литературных источников показывает, что большинство авторов пользуются приведенной формулировкой специальной выносливости.
Что касается понятия общей выносливости, то в специальной литературе наблюдается иная картина.
Еще в период становления отечественной теории выносливости B.C. Фарфель [1949 ] писал, что выносливость всегда специфична, и критиковал разъясняющие ее термины: общую и специальную, скоростную и силовую, аэробную и анаэробную и т.д.
Мнение B.C. Фарфеля о специфичности выносливости разделяют авторы учебника "Спортивная физиология". Они пишут, что выносливость человека всегда относительна, так как относится к определенному виду деятельности. Она специфична, так как проявляется у каждого человека при выполнении определенного специфического вида деятельности.
Такое мнение поддерживается и в настоящее время. Так, в учебнике "Плавание" для ИФК под редакцией Н.Ж. Булгаковой (1996 г.) вообще отсутствует термин "общая выносливость". То же наблюдается и в ряде других изданий [9 ].
Если подытожить вышеприведенные мнения, то в современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый отдельный вид спорта или спортивная дисциплина имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности.
Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах (см. рис. 1). При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна.Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.
Так, в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами будут являться максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах - абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. В сложнокоординационных видах спорта - резистентность организма, личностные качества. В видах спорта на выносливость - возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. В спортивных играх и единоборствах - энергетические возможности, резистентность и экономичность.
Большинство из выделенных компонентов выносливости имеют достаточно строгие критерии и надежно измеряются различными методами.
Что же тогда представляет собой общая выносливость? Имеет ли она общепринятые критерии и методы измерения?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать экскурс в тексты основных учебников и учебных пособий по спорту.
Большинство авторов считают, что общая выносливость - это способность спортсмена выполнять продолжительную работу умеренной мощности [1, 6-8,]. Отдельные специалисты дополняют это определение требованием вовлечения в работу большей части мышечного аппарата [4, 5, 15, 18, 19], функционирующего в режиме аэробного энергообеспечения [4, 8, 15, 17], что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. [6, 12, 18, 19].
Ряд авторов связывают сущность общей выносливости с возможностями ее переноса с неспецифических видов деятельности на специфические [2, 4, 14, 15, 18, ].
В основных учебниках - по теории ФК и теории спорта общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [15] или как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [17].
Общая выносливость – способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности (легкоатлетический бег и бег на коньках на дистанциях 5000 и 10000 м, плавание на дистанциях 800 и 1500 м, лыжные гонки и т. п.)
Одна из важнейших особенностей общей выносливости – способность к широкому «переносу», т.е. общая выносливость, развития средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжных гонках, ходьбе, стайерском беге на коньках.
Считается, что общая выносливость является основой для воспитания всех остальных разновидностей проявления выносливости, поэтому не случайно cпортсмены высокого класса обычно, независимо от вида спорта, имеют хорошую общую выносливость.
Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель аэробных возможностей – максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту. Чем большее количество кислорода может потребить спортсмен за единицу времени, тем большее количество энергии он может выработать, а следовательно, и большую работу выполнить.
Максимальное потребление кислорода зависит от нескольких биологических факторов, важнейшими из которых являются минутный и ударный объемы сердца, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, жизненная емкость легких, максимальная легочная вентиляция, тканевая утилизация кислорода и др.
МПК, как правило, возрастает с ростом квалификации спортсмена и у мастеров плавания, лыжников, конькобежцев достигает значительных величин. Показатели аэробной работоспособности довольно быстро возрастают под влиянием тренировки.
В большинстве спортивных упражнений результат в большей степени зависит от специальной выносливости- способности проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализируемого упражнения.
В различных видах спорта в это понятие вкладывается «свое» содержание. В борьбе, например, специальная выносливость выражается в способности в высоком темпе проводить технические приемы в течение 11- минутной схватки. В пулевой стрельбе специальная выносливость -это способность противостоять нервному утомлению. В беге, в плавании и других видах спорта специальная выносливость (ее в этом случае часто называют также скоростной выносливостью) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции.
В видах спорта циклического характера выделяют так называемую спринтерскую выносливость, которая характерна для упражнений продолжительностью до минуты (легкоатлетический бег 100-400 м, бег на коньках 500 м, плавание 50 и 100 м и т. п .)
Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психических факторов. Основной физиологический фактор – анаэробные возможности спортсмена.
В общих чертах механизм анаэробных процессов заключается в следующем.
При невысокой, субкритической, интенсивности (т.е. при работе малой умеренной мощности) потребность организма в кислороде меньше, чем количество кислорода, поступающего в организм, т.е. кислородный запрос с избытком покрывается кислородным поступлением. При работе большой мощности наступает момент так называемой критической интенсивности, когда потребность организма в кислороде будет равна его поступлению (именно этот момент характеризуется максимальным потреблением кислорода, и совершенно очевидно, что чем выше показатель МПК, тем более высокую критическую интенсивность может развить спортсмен.).
При дальнейшем повышении мощности работы, в зоне надкритической интенсивности, организму начинает недоставать поступающего кислорода, т.е. кислородный запрос начинает превышать кислородное поступление. В этих условиях некоторая часть будет вырабатываться в так называемых анаэробных (бескислородных) условиях, т.е. в условиях возрастающего кислородного долга, который погашается после окончания работы.
Параллельно с увеличением кислородного долга, который у хорошо подготовленных спортсменов может достигать 14-18 л и даже больше, в организме происходят и другие сдвиги (накопление продуктов распада, в первую очередь молочной кислоты, изменение концентрации водородных ионов – так называемого показателя РН и т.д.). Предельный кислородный долг, или накопившиеся до предела продукты энергетического распада, или и то и другое одновременно вынуждают спортсмена снизить мощность работы или прекратить ее полностью. Само собой разумеется, что чем выше предел упомянутых показателей, тем большую работоспособность может проявить спортсмен в зоне рассматриваемых возможностей.
Анаэробные возможности – это лишь показатель работоспособности, причем только с энергетической точки зрения. Работоспособность, специальная (или общая) выносливость и тем более спортивный результат зависят в не меньшей степени от подготовленности опорно- двигательного аппарата, от силы психических процессов (например, умения «терпеть»), от экономичности спортивной техники, т.е. от коэффициента полезного действия, с которым используется образовавшаяся в организме в результате аэробных и анаэробных процессов энергия.
Основным источником энергии при мышечной деятельности является расщепление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Содержание АТФ в мышце невелико и постоянно. Расходуемые запасы энергии при расщеплении АТФ должны быть немедленно восстановлены, иначе мышцы теряют способность к сокращению. Анаэробные возможности организма определяются двумя взаимосвязанными биохимическими механизмами креатинфосфатным (выделение энергии за счет фосфорсодержащих соединений) и гликолитическим ( выделение энергии за счет расщепления гликогена мышц). В соответствии с этим и в кислородном долге, образующемся в результате анаэробной деятельности, принято различать алактатную и лактатную фракции.
В результате развития физиологических предпосылок появляются изменения основных физических функций. В сердечно – сосудистой системе увеличивается объем сердца, просвет аорты и вен, количество капиллярных сосудов в мышечной ткани. Частота пульса в спокойном состоянии устанавливается на уровне 40 ударов в минуту и ниже, а при максимальной работе, наоборот, возрастает. В результате увеличения сердечной мышцы улучшается наполнение пульса. Поэтому в конечном итоге увеличивается производительность работы сердца. Артериальное давление также, как и частота дыхания уменьшается. Эта триада –увеличение сердечной мышцы, снижение артериального давления и урежение дыхания – составляет классическую формулу выносливости .
Результат выносливости всегда проявляется усталостью, болезненностью и очень плохим общим самочувствием. Чтобы продолжить двигательную деятельность, несмотря на возрастающую усталость (вплоть до изнеможения ) и неприятные ощущения ( вплоть до страдания), необходима высокая сила воли. Часто встречается выражение « искусство терпения». Спортсмен высокого класса должен вырабатывать у себя это искусство, воспитывать независимость силы.
Результат выносливости зависит также от продолжительности монотонной деятельности, одиночества и душевной усталости. Все это требует определенного психического приспособления спортсмена к условиям перегрузки. Бегун, например, должен прийти к определенной философии «уединенного бегуна» осознать необходимость упорного движения и тем самым выработать положительное отношение к нагрузке.
Выносливость тесно связана с остальными качествами тренированности. В области физической подготовленности она зависит от запаса сил, скорости и подвижности, в области технической подготовленности – от автоматизации двигательной деятельности, которая является неизбежной предпосылкой экономного рационального движения, в моральной подготовленности – от уровня воли, от тактической подготовленности – от распределения сил и выбора максимального темпа (так называемое чувство времени) движения.
1.2.Биомеханическая характеристика выносливости.
Как указывает автор Б.А. Ашмарин (1990 ) « Выносливость - это способность человека выполнять длительную работу с сохранением её качества ».
Если человек длительное время выполняет какое-то двигательное задание, то его движения можно классифицировать:
- по интенсивности (скорость, сила и т.д.);
- по объему (метры, работа и т.д.);
- по времени выполнения (секунда).
Эти показатели относят к эргометрическим.
Взаимосвязь этих показателей отображает так называемое правило обратимости двигательных заданий.
1.2.1. Способы определения выносливости
Выделяют 3 способа определение выносливости:
I способ.
- задается время выполнения работы
- измеряется объем работы (расстояние)
- определяется скорость выполнения
II способ.
- объем работы постоянен - const;
- измеряется время выполнения
- определяется скорость выполнения движения:
III способ.
- скорость выполнения постоянная
- измеряется время выполнения
- определяется объем работы
1.2.2. Утомление и его биомеханическое проявление.
Для оценки выносливости используют термин утомление, что означает временное снижение работоспособности. Различают умственное, эмоциональное и физическое утомление. Биомеханика рассматривает только физическое утомление.
При мышечной работе утомление проходит через 2 фазы:
- Фаза компенсированного утомление - когда спортсмен сохраняет интенсивность движения на прежнем уровне (например, скорость бега).
- Фаза декомпенсированного утомления - когда, несмотря на все старания, спортсмен не может сохранить необходимую интенсивность (например, турист, отставший от группы).
Утомление проявляется как в субъективных ощущениях, так и в объективных физиологических и биомеханических сдвигах - уменьшение систалического давления, сдвиг PH крови в кислотную сторону.
В фазе компенсированного утомления скорость передвижения не снижается, а изменяется только техника движения. Наиболее часто уменьшается длина шагов, которая компенсируется возрастанием частоты. Особенно наглядно это проявляется в плавании за механическим лидером.
Повышение устойчивости спортивной техники к утомлению является одной из важнейших задач спорта. Это достигается длительной тренировкой. Так, велосипедист высокого класса, при утомлении почти не меняет своей техники. В процессе тренировки в год он совершает 5 миллионов оборотов педалей.
1.2.3. Факторы, характеризующие выносливость
Из априорной оценки следует, что на выносливость влияет:
Из физиологии и биомеханики известно, что энергетический потенциал организма можно составить из следующих составляющих:
МПК (Вт) Окислительная энергетическая система (максимальное потребление кислорода)
Fо (Кд) Фосфогенная энергетическая система (емкость)
Lо (Кжд) Лактацидная энергетическая система (емкость)
Следовательно, энергетический потенциал (метаболический) организма можно представить суммой его энергетических систем:
Е = МПК + Fо + Lо
Коэффициента механической эффективности равен:
N- мощность ( работа) мышц
КМЭ |
- При работе на велоэргометре - При ходьбе - Бег - Плавание | 15 - 18 % 18 - 20 % 20 - 30 % 1 % |
Количественная оценка экономичности двигательной деятельности
Рассмотрим экономичность совместно с метаболической и механической сторон. Для количественной оценки удобна следующая формула:
где КС – кислородная стоимость метра пути (мл/мин)
V02 – потребление кислорода (мл/мин)
V – средняя скорость передвижения (м/с)
Методика количественной оценки экономичности двигательной деятельности существенно упрощается, если оценивать энергетическую стоимость передвижения по частоте сердечных сокращений (ЧСС), тогда определяется пульсовая стоимость метра пути, т.к. ЧСС тесно коррелирует с потреблением кислорода.
Применяют также оценку в виде "рабочего пульса"
где V - средняя скорость передвижения (м/с)
1.2.4. Способы измерения выносливости.
Основной мерой выносливости является удержание заданной интенсивности движения. Например, на велоэргометре выставляется нагрузка 2000 гкм, и предлагается педалировать со скоростью 60 км/ч. Время удержания такой нагрузки с такой скоростью и будет определять выносливость спортсмена.
Другой пример: отжимают штангу весом 50 кг до отказа. Более вынослив тот, кто большее число раз поднимет штангу. Это абсолютная (явная) выносливость. Если учесть, что максимальная сила Fmax спортсменов различна, например, у одних 40 кг, у других 100 кг, то предлагают выжимать штангу, равную половине максимальной силы, т.е. 20 и 50 кг. Количество отжатий даст в этом случае относительную (латентную) выносливость.
Латентная выносливость определяется:
1. Коэффициентом выносливости - отношение времени преодоления всей дистанции (400 - 48с) ко времени преодоления короткого отрезка. Тогда коэффициент выносливости определяют: КВ = tg / tдэт = 48 /11 = 4,36.
2. Запас скорости - разность между средним временем преодоления эталонного короткого отрезка (например, 100м) и лучшим временем на этом отрезке (400м) ЗС = tg / n - tэт = 48 / 4 - 11 = 1с, где n = 400м / 100м = 4. Чем меньше запас скорости, тем выше выносливость. С ростом мастерства запас скорости уменьшается. Например, у сильных бегунов на 400м он равен 1с, а у начинающих - 3с.
1.2.5. Экономизация спортивной техники
Экономичность работы оценивают критерии:
1. Валовый коэффициент K1 = A / E, где А - выполненная механическая работа (в Джоулях), Е - затраченная энергия (в Джоулях) (МПК или ЧСС);
2.Нетто-коэффициент: К2=А/Е-Еn (МПК или ЧСС);
3. Дельта-коэффициент: К3 = (A2 - A1 ) / (Е2 - Е1), где А1 и А2 - величины работ в Джоулях (например, при педалировании с мощностью 50 и 250 Вт определяют энергозатраты Е1 и Е2, а выполненная работа А1 и А2 равна 5000Дж и 25000Дж, соответственно).
Пути повышения экономичности:
1. Снижение величины энергозатрат в каждом цикле (шаге).
2. Рекуперация энергии, т.е. преобразование кинетической энергии в потенциальную и обратно.
Снижение величины энергозатрат осуществляется
а) устранением ненужных движений (качание из стороны в сторону в гребле);
б) устранение ненужных сокращений мышц. Это достигается концентрацией активности мышц, в легкости, свободе движений;
в) уменьшение сопротивления среды;
г) уменьшение внутрицикловых колебаний скорости;
1.3. Физиологические характеристики и возрастные особенности выносливости.
Зоны относительной мощности.
Циклические виды спорта сходны не только по задаче – пройти установленную дистанцию в возможно короткое время, но и по зависимости мощности работы от длины дистанции.
Здесь, надо учитывать и внешнюю среду и применяемый для передвижения спортивный инвентарь. Например, для преодоления одной и той же дистанции в одинаковое время меньше сил затратит велосипедист, больше – бегун, значительно больше – пловец. Если же они будут тратить одинаковые силы на это, выполнять работу с одной и той же интенсивностью, мощностью, то, естественно, пройдут разные дистанции: большую – велосипедист и наименьшую – пловец.
Чем длиннее дистанция, тем ниже скорость продвижения и тем относительно требуемая для этого мощность работы. В связи с этим установлены зоны мощности работы в спортивных упражнениях.
Впервые это сделал Гилл на основе анализа рекордов в беге, пришедший к трём группам мощности работы в беге.
Подробнее разработал деление на группы, или зоны, относительной мощности работы в спортивных упражнениях циклического типа В.С. Фарфель. Им предложено четыре зоны мощности. В дальнейшем эти зоны доработаны Б.С. Гиппенрейтером ( см. табл.1)
Таблица 1.
Зоны относительной мощности работы в спортивных упражнениях.
(по В.С. Фарфелю и Б.С. Гиппенрейтеру)
Степень мощности | Продолжительность работы | Виды физических упражнений при рекордном выполнении |
Максимальная мощность | От 20 до 25 сек. | Бег 100 и 200 Плавание 50 м. Велогонка 200 м с хода |
Субмаксимальная мощность | От 25 сек. До 3 – 5 мин. | Бег 400, 8,1000,1500 м. Плавание100,200, 400 м. Бег на коньках 5, 10 км. Велогонки 5000, 10000, 20000 м. |
Большая мощность | От 3 – 5 мин. до 30 мин. | Бег 2, 3, 5, 10 км. Плавание 800,1500 м. Бег на коньках 5,10 км. Велогонки 5000,10000,20000 м. |
Умеренная мощность | Свыше 30 мин. | Бег 15 км и больше. Спортивная ходьба 10 км и больше. Бег на лыжах 10 км и больше. Велогонка 100 км |
Эти четыре зоны по существу делят множество различных дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные и сверхдлинные. Работа в каждой группе имеет свою физиологическую характеристику.
Особенности специальной выносливости в указанных четырёх группах определяются в первую очередь физиологическими отличиями в деятельности органов и систем и всего организма в целом, связанными с интенсивностью и продолжительностью работы.
Повышение мощности работы, сопровождаемое усилением деятельности органов и систем, в первую очередь требует увеличения количества потребляемого кислорода. Это усиление деятельности органов и систем происходит в результате соответствующих импульсов из коры головного мозга. Произвольно увеличивая скорость продвижения, продолжительность его, спортсмен тем самым соответствующей кортикальной регуляцией вызывает повышенную деятельность этих органов и систем. Одновременно деятельность этих органов и систем и изменения, происходящие в них, влияют на кортикальные процессы.
Схематически физиологическую характеристику работы в зонах различной мощности можно представить так (табл.2)
Таблица 2.
Физиологическая характеристика работы в зонах различной мощности.
Наименование показателей | Зоны относительных мощностей работы |
максимальная | субмаксимальная | большая | Умеренная |
Предельные длительности | От 20 до 25 сек. | От 25 сек. До 3 – 5 мин. | От 3 – 5 до 30 мин. | Свыше 30 мин. |
Величина потребления кислорода при работе | Незначительная | Возрастает к максимальной | Максимальная | Пропорциональна Мощности |
Ход кривой потребления кислорода при работе | Начало роста | Рост кривой | Ложное устойчивое состояние | Истинное устойчи- вое состояние |
Величина кислородного долга | Почти субмаксимальная | Субмаксимальная | Максимальная | Пропорциональна мощности |
Вентиляция лёгких и кровообращение | Незначительные | Субмаксимальные | Максимальные | Пропорциональны Мощности |
Биохимические сдвиги | Субмаксимальные | Максимальные | Максимальные | Незначительные |
Как видно из приведённых выше физиологических характеристик работы в зонах мощности имеются три отличия в деятельности организма спортсменов.
1.В зоне максимальной мощности выполнение работы (группа спринтерских дистанций) характеризуется краткостью действия, не позволяющей вызвать в организме соответствующее повышение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также тем, что нервно – мышечная деятельность происходит на основе преобразования потенциальной энергии (гликогена, фосфагена и др.) в механическую почти в бескислородных условиях.
2.В зонах большой и субмаксимальной мощности выполнение работы характеризуется кислородной недостаточностью, превышением кислородного запроса над фактическим потреблением, быстрым нарастанием недостаточности кислорода и для нервных клеток головного мозга.
3.В зоне умеренной мощности выполнение работы характеризуется относительным равновесием равенством между кислородным запросом и фактическим его потреблением, между скоростью образования продуктов распада и быстротой их окисления. При этом утомление наступает в значительной мере вследствие ослабления работоспособности нервных клеток головного мозга.
При сравнении этих кратких характеристик видно, что крайние из них, относящиеся к работе умеренной (группа длинных и, в особенности, сверхдлинных дистанций) и максимальной (группа спринтерских дистанций ) мощностей, резко отличны.
Возрастные особенности детей 11-12 лет.
Показатели выносливости у детей младшего школьного возраста незначительны.
Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять
скоростные действия (например, ускоренный бег 30 м с короткими промежутками для отдыха) или малоинтенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно (табл. 3).
Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.
Вопреки распространенной прежде точки зрения, современные исследования (А. Н. Макаров с сотр. и др.) и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует направлено воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к анаэробно – гликолитическим возможностям организма
Таблица 3.
Изменение с возрастом продолжительности бега с различной интенсивностью у мальчиков, подростков и юношей 8-17 лет
(по А. Н. Макарову)
Возраст, Лет | Интенсивность бега на 30м (в % от максимальной) |
60% | 70% | 90% |
Время, Сек. | Разница по годам | Время, сек. | Разница по годам | Время, сек. | Разница по годам |
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 | 49,5 51,2 57,9 74,8 76,0 83,6 92,2 93,7 167,3 181,4 | +1,7 +6,7 +16,9 +1,2 +7,6 +8,6 +1,5 +73,6 +14,1 | 37,1 38,3 56,3 65,3 68,4 81,3 89,8 91,8 129,2 139,4 | +1,2 +18,0 +9,0 +3,1 +12,9 +8,5 +2,0 +37,4 +10,2 | 31,3 32,3 44,6 44,8 45,0 58,2 64,6 72,8 85,9 102,2 | +1,0 +12,3 +0,2 +0,2 +13,2 +6,4 +8,2 +13,1 +16,3 |
Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.
Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано (К. П. Рябов и др.), что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.
При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего используются подвижные игры, включающие кратковременно – интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и игры с повышенной моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся, игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме “круговой тренировки”).
Согласно исследовательским данным (А. Н. Макаров с сотр.), воспитание выносливости в беге у школьников 11-12 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длинна кроссовой дистанции – 10км (у мальчиков 11-12 лет).
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.).
Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов в зависимости от специфики спортивной специализации.
1.4.Методика развития выносливости
Основные компоненты методов воспитания.
Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определённой степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствует степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.
При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:
- абсолютная интенсивность упражнениё (скорость передвижения и т. д.);
- продолжительность упражнений;
- продолжительность интервалов отдыха;
- характер отдыха (активный либо пассивный и формы активного отдыха);
- число повторений упражнения.
В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Рассмотрим влияние названых факторов на примере упражнений циклического характера.
1. Абсолютная интенсивность упражнений непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности. При низкой скорости передвижения, когда расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности – работа проходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такие скорости получили название субкритических. В зоне субкритических скоростей кислородный запрос примерно пропорционален скорости передвижения. Если спортсмен двигается быстрее, то он достигает критической скорости, где кислородный запрос равен его аэробным возможностям. В этом случае работа выполняется в условиях максимальных величин потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорости выше критических получили название надкритических. Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена, и работа проходит в условиях кислородного долга за счёт анаэробных поставщиков энергии.
2. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью передвижения. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счёт каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. Если продолжительность работы не достигнет 3-5мин, то дыхательные процессы не успевают усилиться в достаточной мере и энергетическое обеспечение берут на себя анаэробные реакции. По мере сокращения длительности работы всё больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций. Поэтому для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном нагрузку от 20сек до 2мин, а для усиления фосфокреатинового механизма – от 3 до 8сек.
Во-вторых, длительность работы обуславливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических – продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.
3. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе, как уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и (в особенности) характера ответных реакций организма на нагрузку.
В упражнениях с субкритическими и критическими скоростями и при больших интервалах отдыха, достаточных для относительной нормализации физиологических функций, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и первая. Это значит, что сначала в строй вступит фосфокреатиновый механизм энергетического обмена, затем 1-2мин спустя достигнет максимума гликолиз, и лишь к 3 – 4-й мин развернутся дыхательные процессы. При небольшой продолжительности работы они могут не успеть прийти к необходимому уровню и работа фактически будет осуществляться в анаэробных условиях. Если же уменьшить интервалы отдыха, то дыхательные процессы за короткий период снизятся не намного и последующая работа сразу же начнётся при высокой активности систем доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания и пр.). Отсюда вывод: при интервальном упражнении с субкритическими и критическими скоростями уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной. Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах отдыха, недостаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих условиях сокращение интервалов отдыха будет увеличивать долю анаэробных процессов – делать нагрузку более анаэробной.
4. Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными видами деятельности (например, включение бега “трусцой” между основными забегами), оказывает разное влияние на организм в зависимости от вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критической, дополнительная работа низкой интенсивности даёт возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одно из характерных сторон метода переменного упражнения.
5. Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В анаэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпанию бескислородных механизмов. Тогда работа либо прекращается, либо её интенсивность резко снижается.
Таково в схематическом виде влияние каждого из названых факторов. В действительности картина намного сложнее, так как меняется зачастую не один фактор, а все пять. Это позволяет обеспечивать самые разнообразные воздействия на организм.
Пути направленного увеличения аэробных и анаэробных возможностей организма.
Пути увеличения аэробных возможностей. Воздействуя на аэробные возможности организма в процессе физического воспитания, решают три задачи:
- повышение максимального уровня потребления кислорода
- развитие способности поддерживать этот уровень длительное время
- увеличение быстроты развёртывания дыхательных процессов до максимальных величин
К средствам повышения дыхательных возможностей относятся те упражнения, в которых достигаются максимальные величины сердечной и дыхательной производительности и поддерживается высокий уровень потребления кислорода в течение длительного времени. Более эффективны среди них те, в которых участвует больше мышечных групп (передвижение на лыжах, например, предпочтительнее бега). Занятия, если это возможно, лучше переносить в естественные условия местности, в места, богатые кислородом (лес, река). Упражнения рекомендуется выполнять с интенсивностью, близкой к критической.
Поскольку уровень критической скорости зависит от величины максимального потребления кислорода и экономичности движений, то он различен у разных лиц. Поэтому и скорость передвижения должна быть различна. Так, у новичков скорость бега при мобилизации аэробных возможностей должна примерно соответствовать пробеганию 1000м в 5-7мин, у квалифицированных спортсменов – в 3,5-4,5мин. Упражнения с интенсивностью, намного ниже критической (например, спокойная ходьба), недостаточно эффективны (Н. Г. Озолин). Даже спортсмены-ходоки в последние годы заменяют значительную часть объёма тренировочной работы бегом. Это позволяет более активно воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей используют методы равномерного, непрерывного, повторного и переменного упражнения. Равномерное непрерывное упражнение особенно широко применяется на начальных этапах воспитания общей выносливости.
1.5.Физические качества. Понятия, виды, методика их развития.
- Силовые способности.
Мышечная сила- способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.
Виды силовых способностей:
1.собственно- силовые
2.скоростно- силовые
3.абсолютная сила и относительная сила
Сенситивные периоды |
Собственно-силовые способности | Девочки Мальчики | 10-12 и 16-17 лет 13-14 и 16-17 лет |
Скоростно- силовые способности | Девочки Мальчики | 9-10 и 12-14 лет 10-11 и 14-16 лет |
Методы : направленное развитие этих способностей происходит при осуществлении максимальных напряжений
1.Метод максимальных усилий
2.Метод повторных непредельных усилий
3.Изометрический метод
4.Метод изокинетических усилий
5.Метод динамических усилий
6.Ударный метод.
- Скоростные способности- комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени для данных условий.
Виды скоростных способностей:
1.Быстрота двигательной реакции
2.Скорость одиночного движения
3.Частота движения
Сенситивные периоды |
Частота движения | Девочки Мальчики | 7-9 и 10-11 лет 7-9 и 12-13 лет |
Скорость одиночного движения | Девочки Мальчики | 9-10 лет 10-11 и 14-16 лет |
Быстрота двигательной реакции | Девочки Мальчики | 10-11 лет 11-12 и 15-16 лет |
Методика развития скоростных способностей.
Быстрота двигательной реакции : простая и сложная.
Методы развития простой реакции:
повторный, игровой и сенсорный.
Сложные реакции:
-Реакция на движущийся объект – соответствующее ответное действие на передвигающийся объект.
-Реакция выбора- выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с ситуацией.
Быстрота одиночного движения- это способность с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.
- Координационные способности- это способность согласовывать движение звеньев тела в пространстве, во времени, по усилия при решении конкретной двигательной задачи.
Виды координационных способностей:
-способность дифференцировать пространственные, временные и силовые характеристики движения;
-способность ориентироваться в пространстве;
-способность к равновесию;
-способность к перестройке действий;
-способность к комбинированию двигательных действий;
-способность приспосабливаться к изменяющимся ситуациям и необычной постановке задач;
-способность выполнять действия в заданном ритме;
-способность управлять временем двигательной реакции;
-способность предугадывать действия, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
-способность к рациональному расслаблению мышц.
Сенситивные периоды |
Дифференцировка пространственных и временных характеристик | Девочки Мальчики | 6-7 и 9-10 лет 6-7 и 10-11 лет |
Управление мышечными напряжениями | Девочки Мальчики | 6-8 лет 6-8 лет |
Ориентировка в пространстве | Девочки Мальчики | 10-13 лет 10-14 лет |
Равновесие | Девочки Мальчики | 7-10 и 11-12 лет 8-9 и 14-15 лет |
Способность к ритму | Девочки Мальчики | 7-9 лет 8-10 лет |
- Гибкость- способность выполнять упражнения с большой амплитудой движения.
Виды гибкости:
-активная и пассивная;
-общая и специальная;
-динамическая и статическая.
Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями околопредельного и предельного веса.
Метод изометрических усилий характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме. При выполнении таких упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется.
Ударный метод применяется для развития «амортизационной» и «взрывной» силы.
Заключение.
Выносливость – важнейшее качество необходимое, всем спортсменам, в особенности специализирующимся в видах спорта, требующих продолжительного выполнения, она зависит от совершенства техники, умения выполнять движения свободно, экономно без излишних энергетических затрат.
Выносливость в спортивных упражнениях достигается обучением спортивной технике и тактике, повышением функциональных возможностей организма, воспитанием волевых качеств. Для этого используются разнообразные средства и методы.
Основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности является физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств.
Нагрузка на выносливость вызывает в организме человека сложные биохимические и физиологические процессы, поэтому следует знать их и использовать в тренировках те упражнения, которые наиболее эффективно развивают данное физическое качество в избранном виде спорта.
Общую выносливость лучше всего развивать непрерывными методами тренировки, например: равномерным, темповым, соревновательным, кроссовым и др.; специальную выносливость эффективнее развивать на тренировках, используя упражнения, максимально приближённые к структуре соревновательных движений и усилий, применяя при этом методы прерывности (повторный, переменный, интервальный и др.).
Для оценки развития выносливости необходимо постоянное тестирование, которое в свою очередь нужно для корректировки тренировки, если результата нет или правильности применения упражнений, если прирост результатов хороший.
Глава II
Методы и организация исследования.
На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме, затем проводилось педагогическое тестирование с участием двух исследуемых групп.
Использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников;
- метод контрольного упражнения;
- метод математической обработки данных;
- метод обработки полученных данных.
1 группа - контрольная –10 человек
2 группа – экспериментальная - 10 человек
Исследования проводились в Гдовской средней школе №1, в течение двух месяцев, 2 раза в неделю.
Возраст исследуемых групп 11-12 лет.
Для определения физических качеств были отобраны следующие упражнения, которые были использованы в работе с двумя группами:
- бег 30 метров;
- челночный бег 3×10 м;
- прыжки в длину с места;
- шестиминутный бег, м;
- наклон вперёд из положения сидя, см ;
- подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики);
на низкой перекладине из виса лёжа, количество раз за 30 с (девочки)
( Приложение 1,2)
Глава III
Методика развития выносливости у детей 11-12 лет
В качестве разминки рекомендуем такую основную программу:
- медленный бег на 600-800 м.
- круговая тренировка, включающая силовые упражнения для мышц рук, туловища и ног.
Примерные комплексы разминочных упражнений.
1 комплекс.
- Разжаться, как пружина, и выпрямится в прыжке.
- Прыжки, подтягивая колени.
- Прыжки, закидывая пятки к бедрам.
- Скачки с продвижением на большее расстояние (способом “кенгуру”).
- “Утиный шаг”.
- Скачки “по-заячьи”.
- Приседания.
- Приседания на одной ноге.
- Впрыгивание на гимнастическую скамейку и соскоки.
- Полуприседания (один партнер сидит на другом).
2 комплекс. ОРУ в парах.
1. “Пружинки”. И.п. повернуться лицом друг к другу, соединить ладони. Попеременно сгибать и разгибать руки в локтях (6 – 8 раз).
2. “Качели” И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны (лодочка). Наклоны вправо-влево (6 – 7 раз).
3. “Поздоровайся”. И.п. стоя на коленях спиной друг к другу, руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево так, чтобы “встретится” ладонями (6 – 8 раз).
4. “Весы” И.п. стоя, взявшись за руки. Один ребенок приседает, второй стоит. Затем один стоит, второй приседает (6 – 7 раз).
5. “Гребцы”. И.п. сидя, ноги врозь, упор ступнями в ступни товарища, держась за руки. На счет 1 – один ребенок выполняет наклон вперед, другой назад; на счет 2 – первый отклоняется назад, второй вперед (6 раз).
6. “Велосипед”. И.п. лежа на спине, ступни соединить, руки за головой (6 – 8 раз).
7. “Прыжки”. И.п. взявшись за руки, прыжки: ноги вместе, ноги врозь. Прыжки в чередовании с ходьбой.
Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.
Для достижения наибольшей эффективности в совершенствовании двигательных качеств целесообразно применять метод круговой тренировки.
Круговая тренировка может проводиться несколькими методами - непрерывно и с интервалами, в процессе которых каждое из упражнений ученик выполняет многократно.
Суть непрерывного метода заключается в том, что спортсмен передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие избирательно воздействовать на различные системы жизнедеятельности организма, мышцы и т.д. Главной целью при использовании этого метода является достижение заранее определенного эффекта или реакций основных систем человека, обеспечивающих высокую работоспособность в конкретных условиях спортивной деятельности. Упражнения выполняются одно за другим, а отдых предусматривается только после окончания всего круга.
При применении этого метода необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- нагрузку нужно начинать на уровне 50% от максимально возможной для каждого ученика. Повышение нагрузки необходимо осуществлять путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также путем укорочения времени отдыха между кругами;
- оптимальное количество упражнений находится в границах 6-12, продолжительностью до 1 мин, выполняемых в быстром темпе. Упражнения необходимо подбирать в соответствии с возможностями занимающихся, а их содержание может оставаться постоянным;
- в каждом занятии целесообразно использовать трехкратное преодоление круга упражнений с определенным временем;
- на последующих занятиях целесообразно повышать скорость преодоления кругов. После выполнения 6-12 упражнений необходимо отдыхать в течение 3-5 мин.
Непрерывный метод тренировки.
Круг 1.
1.Наклон к набивному мячу, лежащему на полу, - стоя, прогнуться, руки с мячом на верху.
2. Перебрасывание мяча друг другу (двумя руками от груди), на расстоянии 3м (8 – 10 раз).
3. Прыжки на двух ногах через набивные мячи (5 – 6шт.), положенные в шахматном порядке (расстояние между мячами 50 см) – 2 – 3раза.
4. Упражнение для пресса в парах.
5.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
6.Лежа на спине, руки сзади за головой - наклон вперед, руки вперед.
7.Вис спиной на верхней перекладине стенки - раскачивание туловища в стороны.
8.Вис спиной на верхней перекладине стенки, подъем ног до уровня бедер.
Круг 2.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. .
2. Стоя ноги врозь - наклоны туловища с касанием ладонями пола.
3. Стоя – сгибание и разгибание ног.
4. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях – наклон вперед, руки вперед.
5.Присед – прыжок вверх, руки вверх.
6.Лежа на спине, руки за головой, одна нога выпрямлена, другая согнута в колене (положение барьерного шага) – сед с касанием стоп руками.
7.Перепрыгивание с одной ноги на другую через гимнастическую скамейку.
8.Кувырки вперед и назад на мате.
Круг 3.
1.Стоя на гимнастической скамейке с мячом в руках – прыжки со скамейки на скамейку.
2.Упор лежа, стопы на скамейке – сгибание и разгибание рук.
3. Стоя в шаге – круговые движения руками с мячом
4.Лежа на спине на мате – подъем выпрямленных ног за голову с касанием мата.
5.Стоя в шаге – круговые движения руками с мячом.
6. Прыжки на месте, с мячом.
7. Лежа на спине – равномерные подъемы ног и туловища, касаясь ладонями стоп.
Круг 4.
1. Метание набивного мяча в стену одной рукой.
2. Приседание с набивным мячом в руках – прыжок вверх толчком двух ног – бросок мяча вверх.
3. Лежа на спине – равномерные подъемы ног и туловища, касаясь ладонями стоп.
4. Прыжки толчком двух ног боком через гимнастическую скамейку(6 раз подряд).
5. Бег между флажками, стоящими на расстоянии 2 м один от другого.
6. Прыжки толчком двух ног через мячи(8 мячей на расстоянии 2 метра один от другого).
7. Короткий разбег – кувырок вперед на мате.
8. Короткий разбег – кувырок вперед на мате.
Круг 5.
1.Прыжки на двух ногах через мячи, лежащие на расстоянии 1 м друг от друга.
2.Передача набивных мячей в седее ноги врозь.
3.Упор лежа – сгибание и разгибание рук
4.Прыжки вперед на одной ноге, другая - согнута в колене, стопа в руке.
5.Сед ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади – педалирование напряженными ногами.
6.Прыжки на двух ногах через скакалку.
7.Прыжки на двух ногах через набивные мячи вперед – назад и вправо – влево.
8.Прыжки на двух ногах через скамейку – соскок на пол.
9.Лежа на спине, руки с набивным мячом над головой – наклон туловища вперед с касанием стоп мячом.
10.Бег трусцой.
Круг 6.
1.Прыжки на двух ногах в стороны через определенную линию.
2.В упоре лежа на боку, нога вверху – взявшись за нее одноименной рукой подтягивать вверх. Тоже для другой ноги.
3.Передача мяча в парах – один из партнеров подбрасывает мяч вверх, другой ловит его в прыжке толчком двух ног.
4.Упор на спине, ноги вверху – поднимание и опускание ног, выпрямленных в колене.
5.Перечи мяча, зажатого стопами, в парах после прыжка.
6.Передвижение с партнером на плечах.
7.Стоя друг напротив друга – передача мяча двумя руками от груди.
8.Стоя, мяч в руках над головой – наклоны туловища с касанием мячом пола.
Глава IV.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ.
4.1. Результаты исследования и их обсуждение.
Для определения физических качеств было проведено тестирование для контрольной и экспериментальной группы.
Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как скорость, координация, скоростно - силовые качества, выносливость, гибкость и силовые.
Исходные данные двух групп по результатам тестирования существенно не отличаются.
Контрольная группа занималась по школьной программе.
На основе поставленных задач для исследуемой группы были разработаны упражнения, направленные на развитие выносливости.
В программу занятий входили следующие средства тренировки:
- бег в медленном темпе 2000 м
- кроссы до 5000 м
- бег с ускорением
- переменный бег 3× 500 м (300 м спокойно плюс 200 м быстро)
- специальные подготовительные упражнения
- упражнения с набивными мячами
- круговая тренировка (для развития скоростно- силовых качеств)
а).многоскоки;
б).приседание;
в).. прыжки со скакалкой
г).упражнения на гимнастической стенке;
д). сгибание и разгибание рук в упоре лёжа- максимальное количество раз;
е). Прыжки через скамейку
- игра в ручной мяч, баскетбол, футбол
Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдается, как правило, до 13 лет. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте.
Изменение силовых показателей наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков, с 13-14 лет.
Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11- 12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам.
Через 2 месяца снова было проведено тестирование, которое показало, что результаты контрольной группы отличаются от результатов исследуемой группы (приложение 3,4).
Скорость (бег 30 м).
У контрольной группы средний результат был 5,52 с , а через 2 месяца он стал 5,5 с. У исследуемой группы средний результат был 5,5с , а через 2 месяца 5,6. Результаты существенно не отличаются друг от друга. На диаграмме (приложение 5) можно проследить результаты двух групп.
Координация (челночный бег)
В среднем у двух групп результаты одинаковые 9,25 с. ( приложение 6 ). По данным литературных источников развитие координации завершается в основном до 15 лет. Уровень развития координации у школьников средний. Группы по развитию координации существенно не отличаются друг от друга.
Выносливость(шестиминутный бег)
У контрольной группы средний результат 1061 м остался на таком же уровне.
У исследуемой группы улучшился на 16 м. На диаграмме (приложение 7) видно значительное увеличение среднего результата исследуемой группы. У первой группы средний уровень развития выносливости, а у второй превышает высокий уровень. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга.
Гибкость (наклон вперёд из положения сидя).
У двух групп результаты не изменились. По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдается до 13-14 лет. Степень развития гибкости у школьников находится на среднем уровне. Результаты существенно не отличаются друг от друга (приложение 8).
Скоростно- силовые качества (прыжок в длину с места)
У контрольной группы средний результат 164,4 см, у исследуемой группы-168 см. На диаграмме (приложение 9) прослеживается изменение.
У контрольной группы средний уровень развития скоростно- силовых качеств.
У исследуемой группы превышает средний уровень. Группы по развитию скоростно- силовых качеств отличаются друг от друга.
Сила (подтягивание на перекладине).
У контрольной группы средний результат 17,5 раз, а у исследуемой группы 19,4 раз. По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённый эксперимент подтверждает данные литературных источников.
На диаграмме (приложение 10) прослеживается прирост силы у школьников экспериментальной группы. Уровень развития силы у первой группы средний, у второй – превышает средний уровень. Результаты существенно отличаются друг от друга.
Оценка влияния применяемых методик развития выносливости в исследуемых группах (экспериментальная группа и контрольная группа) приводится по сдвигам в показателях общей выносливости- 6- минутный бег; силовой выносливости – подтягивание по формуле S.Brody
Контрольная группа | Экспериментальная группа |
6- ти минутный бег | -0,4 | 1,5 |
подтягивание | 1,7 | 13,8 |
По этой же формуле рассчитаны сдвиги и в других показателях общей физической подготовки
Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Бег на 30 м | -0,4 | 1,8 |
Челночный бег 3х10 м | -0,4 | 0,1 |
Прыжки в длину с места | -0,1 | 0,5 |
Наклон вперёд из положения сидя | 0 | 3,3 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются неравномерно.
Выводы.
Изучение имеющейся литературы по исследуемой проблеме и обобщение полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
- Разработана система упражнений для развития выносливости, основанная на использовании упражнений не входящих в школьную программу.
- Полученные исследуемые данные доказывают, что применение разработанного комплекса упражнений для развития выносливости является эффективным.
- В ходе исследования гибкость, скоростные и координационные качества остались на том же уровне, а такие качества, как выносливость, скоростно-силовые и сила повысились.
Практические рекомендации
В результате проведённого исследования можно предложить следующие практические рекомендации:
- Развитие выносливости необходимо осуществлять в тренировочном уроке физической культуры при прохождении всех разделов программы у школьников 11-12 лет.
- Для развития выносливости целесообразно применять для подростков прежде всего метод равномерного и переменного выполнения циклических упражнений, широко использовать круговой метод.
3.Регулирование физической нагрузки с направленностью на выносливость проводить на основе общепринятых рекомендаций и с учётом проявления внешних признаков развивающегося утомления.
Литература:
- Ашмарин Б.А. и др. Теория и методика: Учебник для пед. институтов.- М.: Просвещение, 1990.- 286 с.
- Булгакова Н.Ж. Плавание для ИФК-М.,1996 год
- Евсеев Ю.И. Физическая культура- Ростов-на-Дону: «Феникс»,2004 г.
- Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1967, с. 168-236.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970, 200 с.
- Зимкин Н.В. Качественные стороны двигательной деятельности. В кн.: физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - Л.: Наука, 1969, с. 385-386.
7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М.: АСТ, 1998г., 272 стр.
8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн: пос. для ИФК. - М.: ФиС. 1977, 271 с.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК: Учебн. для ИФК. - М.: ФиС, 1991, 542с.
10. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: ФиС, 1989, 224 с.
11. Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. – М.: Спорткомитет СССР, 1982, 31 с.
12. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970, 479 с.
13. Озолин Н.Н. Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки в академической гребле. М., 1986, 130 с.
14. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера., Москва, АСТРЕЛЬ, 2004 г., 863 стр.
15. Озолин Н.Г. и Марков Д.П. Легкая атлетика: Учебн. для ИФК
- Москва.: ФиС, 1972, 670 с.
16. Платонов В.Н. Теория спорта: Учебн. для ИФК. - Киев: Вища школа,1987, 423 с.
17. Попов Г.И. Биомеханика.-М., ACADEMA, 2005 г.
18. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н.. Современная система спортивной подготовки . М.: СААМ, 1995, 445с.
19. Смирнов М.Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки. Новосибирск, 1994 г., 216 стр.
20. Сонькин В.Д.. «Растем сильными и выносливыми». Физкультура и спорт № 2. М. «Знание» 1987 г.
21. Тудор О. Бомпа. Подготовка юных чемпионов. Программы и тесты. Москва, АСТРЕЛЬ 2003 г., 259 стр.
22. Фарфель В.С. Физиологические особенности работ различной мощности. Москва: ФиС, 1949, т.7, вып.3, стр.237-257
23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта.-М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480с.
24. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике. М.,Физкультура и спорт, 1974 г.
- Филиппова С.О., Митин Е.А., Пономарев Г.Н. Учебно - исследовательская деятельность студентов в области физической культуры(подготовка и защита курсовых, квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций) : Учебн. – метод. Пособие. – СПб.: Белл,2006. – 247 с.
- Теория и методика физической культуры. /Под общ. ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464с.
Приложение1.
Исходные результаты контрольных испытаний контрольной группы №1
Пол | Фамилия | Физические качества |
Быстрота | Координация | Скоростно- силовые | Общая выносливость | Гибкость | Силовая выносливость |
Бег на 30 м, с | Челночный бег 3×10 м, с | Прыжки в длину с места, см | 6- минутный бег ( м) | Наклон вперёд из положения сидя, см | Подтягивание, (кол-во раз за 30 с) |
В – а | 5,7 | 9,2 | 169 | 1000 | +11 | 12 |
Г – а | 5,9 | 9,6 | 156 | 1050 | +6 | 12 |
К – а | 6,1 | 9,7 | 151 | 950 | +9 | 14 |
Я – а | 5,5 | 9,0 | 176 | 1040 | +8 | 16 |
Я – вич | 5,6 | 9,1 | 158 | 1080 | +10 | 19 |
Ч – й | 5,3 | 9,4 | 162 | 1020 | +3 | 19 |
Е – н | 5,1 | 8,6 | 180 | 1200 | +7 | 25 |
Б – в | 5,6 | 9,9 | 165 | 1140 | +1 | 20 |
Т – н | 5,0 | 8,9 | 167 | 1100 | +4 | 18 |
Н – в | 5,4 | 9,5 | 160 | 1030 | +3 | 17 |
Среднее значение | 5,52 | 9,29 | 164,4 | 1061 | 6,2 | 17,2 |
Приложение2.
Исходные результаты контрольных испытаний исследуемой группы №2
Пол | Фамилия | Физические качества |
Быстрота | Координация | Скоростно- силовые | Общая выносливость | Гибкость | Силовая Выносливость |
Бег на 30 м, С | Челноч- ный бег 3×10 м,с | Прыжки в длину с места, см | 6- минутный бег ( м) | Наклон вперёд из положения сидя, см | Подтягивание (кол – во раз за 30 с) |
М – а | 5,6 | 8,9 | 171 | 1020 | +12 | 11 |
П – а | 5,4 | 9,1 | 174 | 1100 | +7 | 20 |
Б – а | 5,7 | 9,3 | 157 | 980 | +7 | 15 |
А – а | 6,0 | 9,7 | 149 | 970 | +8 | 13 |
Т – а | 5,9 | 9,5 | 150 | 1050 | +5 | 12 |
С – в | 5,0 | 8,4 | 208 | 1250 | +8 | 24 |
Н – в | 5,0 | 9,1 | 166 | 1100 | +5 | 18 |
П – в | 5,3 | 9,5 | 160 | 1000 | +2 | 17 |
М – в | 5,4 | 9,3 | 167 | 1120 | +4 | 20 |
М – ков | 5,7 | 9,8 | 170 | 1080 | +1 | 19 |
Среднее значение | 5,5 | 9,26 | 167,2 | 1067 | 5,9 | 16,9 |
Приложение3.
Конечные результаты контрольных испытаний контрольной группы №1.
Пол | Фамилия | Физические качества |
Быстрота | Координа-ция | Скоростно- силовые | Общая выносли- вость | Гиб- Кость | Силовая вынос- ливость |
Бег на 30 м, с | Челночный бег 3×10 м,с | Прыжки в длину с места, см | 6- минут ный бег ( м) | Наклон вперёд из положения сидя, см | Подтягивание (кол – во раз за 30 с)
|
В – а | 5,7 | 9,2 | 169 | 1000 | +11 | 13 |
Г – а | 5,9 | 9,6 | 159 | 1060 | +6 | 12 |
К – а | 6,0 | 9,6 | 151 | 900 | +9 | 14 |
Я – а | 5,5 | 9,0 | 174 | 1040 | +8 | 16 |
Я – вич | 5,6 | 9,0 | 148 | 1080 | +10 | 18 |
Ч – й | 5,2 | 9,4 | 162 | 1020 | +3 | 20 |
Е – н | 5,1 | 8,5 | 185 | 1210 | +6 | 26 |
Б – в | 5,6 | 9,9 | 167 | 1140 | +2 | 19 |
Т – н | 5,0 | 8,9 | 167 | 1100 | +4 | 18 |
Н – в | 5,4 | 9,4 | 160 | 1020 | +3 | 19 |
Среднее значение | 5,5 | 9,25 | 164,2 | 1057 | 6,2 | 17,5 |
Приложение 4.
Конечные результаты контрольных испытаний исследуемой группы №2
Пол | Фамилия | Физические качества |
Быстрота | Координация | Скоростно- силовые | Общая выносливость | Гибкость | Силовая Выносливость |
Бег на 30 м, с | Челночный бег 3×10 м, с | Прыжки в длину с места, см | 6- минутный бег ( м) | Наклон вперёд из положения сидя, см | Подтягивание (кол – во раз за 30 с) |
М – а | 5,5 | 8,8 | 173 | 1030 | +12 | 13 |
П – а | 5,4 | 9,1 | 175 | 1120 | +8 | 22 |
Б – а | 5,6 | 9,3 | 157 | 990 | +7 | 16 |
А – а | 5,9 | 9,6 | 148 | 1000 | +8 | 16 |
Т – а | 5,9 | 9,5 | 150 | 1070 | +5 | 15 |
С – в | 5,0 | 8,4 | 210 | 1260 | +8 | 26 |
Н – в | 5,0 | 9,0 | 167 | 1110 | +5 | 20 |
П – в | 5,2 | 9,4 | 160 | 1020 | +2 | 19 |
М – в | 5,5 | 9,3 | 167 | 1130 | +4 | 23 |
М – ков | 5,6 | 9,7 | 173 | 1100 | +2 | 24 |
Среднее значение | 5,6 | 9,27 | 168 | 1083 | 6,1 | 19,4 |
Выносливость
Энергетический потенциал
Экономичность пользователя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика развития выносливости в беге на средние дистанции
в данной методической работе широко разобрано понятие оздоровительного бега и бега как одной из спортивных дисциплин легкой атлетики. рассмотрены основные методы развития выносливости у бегунов на сре...
Развитие выносливости у волейболистов
Методическая разработка по теме: "Развитие выносливости у волейболистов". Предназначена для тренеров-преподавателей. Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению у...
Развитие выносливости уч-ся 8 кл. на уроках лыжной подготовки.
В данной программе каждый из преподавателей физкультуры может при соответствующем изменении дозировки пользоваться ею как программой по лыжной подготовке. Программа расчитана на 16 уроков....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫНОСЛИВОСТЬ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
проект "Развитие выносливости у школьников"
Детство – это тот период развития ребенка во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитани...
Методическая разработка "Особенности методики развития выносливости в младшем, среднем, и старшем звене школы"
Особенности развития выносливости детей в школьном возрасте...
Конспект урока по физической культуре в 11 классе на тему: «Равномерный 15 минутный бег, как средство развития выносливости»
Данный конспект разработан с учетом современных требований к урокам...