Статья "Планирование тренировочного процесса спортсменов-пловцов"
статья по физкультуре
Принципы проведения и построения тренировок в различные периоды тренировочного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_trenirovochnogo_protsessa_sportsmenov-plovtsov.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Планирование тренировочного процесса спортсменов-пловцов
Тренер-преподаватель
МБУ ДО г.Абакана
«СШ по плаванию»
С.В.Бережной
Тренер должен планировать тренировочный процесс еще до того, как он встретится со своими учениками. При планировании необходимо учитывать многие факторы:
- индивидуальные особенности и потребности различных пловцов
- сезон, в течение которого предполагается тренироваться
- характер предстоящих соревнований и т.д.
Составление точного и продуманного плана является важнейшей частью работы тренера. При разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные требования, которые включают следующие положения:
1. В тренировочном процессе нужно предусмотреть не только физическую, но и психологическую разминку для подготовки к более тяжелой работе. Пловец может разминаться самостоятельно, общаясь с товарищами в группе и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.
2. В ежедневных тренировках должно присутствовать новшество. Плавание является монотонным видом спорта, поэтому каждую тренировку спорстмена желательно разнообразить.
3. До начала тренировки тренер должен информировать своих учеников об ее интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными.
4. Время, отводимое на целостные действия и отдельные упражнения на тренировках должно быть сбалансировано.
Основные принципы проведения тренировок.
Основными параметрами тренировки являются:
- интенсивность, с которой работают пловцы,
- качество их деятельности
- общая продолжительность тренировки.
Перед напряженной работой целесообразно проведение разминки. Специальная разминка может вызвать положительные психологические эффекты и настроить спортсмена на рабочий лад.
Тренировка должна быть хорошо организована и проходить в деловой и рабочей обстановке. Каждый пловец в группе должен чувствовать, что тренер знает, о чем говорит, и может сосредоточиться на самом важном в данный момент, а не искать и придумывать, что делать дальше или как это делать.
Тренер должен обращать внимание на общий темп и ритм тренировки. Период разминки обеспечивает психологическую акклиматизацию к тренировке. После этого в большинстве тренировок происходит нарастание интенсивности, а затем период «остывания», за которым могут следовать упражнения для развития определенных качеств.
Во время тренировки тренер должен быть очень внимателен, исправлять ошибки своих учеников по мере их проявления и не допускать их закрепления. Спортсмены не нуждаются в постоянных указаниях или похвале непосредственно во время работы, и им это не помогает. Им нужен прежде всего профессиональный, умный и конструктивный совет в критический момент тренировки, особенно в начале сезона, когда еще только формируются и начинают совершенствоваться важные умения и навыки.
Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов. Если есть возможность, желательно практиковать совместные выводы и разбор отдельных ошибок.
Планирование последующих тренировок должно начинаться сразу после завершения предыдущей тренировки. Оценка достигнутого и того, что еще предстоит сделать, а также выявление индивидуальных различий в результате проделанной на конкретной тренировке работы поможет сделать последующие тренировки еще более эффективными.
Основы построения тренировок
В теории построения тренировочного процесса разделяют выделяют следующие элементы: микроциклы, мезоциклы, макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса.
Длительность микроцикла составляет в среднем одну неделю. Различают:
- тренировочные микроциклы (основная подготовка),
- подводящие (подведение к соревнованиям),
- соревновательные (работа по режиму, установленному официальными правилами состязаний);
- восстановительные (в конце серии собственно тренировочных микроциклов).
Варианты распределения нагрузки и отдыха, средств и методов тренировки, форм занятий во многом определяются возрастом, полом, уровнем квалификации спортсменов.
Микроциклы служат строительными блоками, из которых складываются мезоциклы.
Тренировочный мезоцикл состоит из 3-5 микроциклов общей продолжительности от 3 до 6 недель. Различают:
- Втягивающий мезоцикл: основной задачей является постепенное подведение к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Применяются упражнения, направленных на увеличение возможностей систем кровообращения и дыхания.
- Базовый мезоцикл: проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. В тренировке широко используются занятия с большими и интенсивными нагрузками.
- Контрольно-подготовительный мезоцикл: включает в себя интегральную подготовку. В этот период широко применяются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
- Предсоревновательный мезоцикл: включает в себя устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствование технико-тактических возможностей. Особое внимание уделяется психологической подготовке спортсмена.
Количество и структура соревновательных мезоциклов определяется особенностями спортивного календаря и спецификой годичного планирования. В течение тренировочного макроцикла проводится один или два соревновательных мезоциклов.
Выделяют зимние и летние полугодичные макроциклы с зимним и летним местным чемпионатом и чемпионатом Европы, мира и Олимпийскими играми, планируемыми на конец летнего макроцикла.
1-ый макроцикл - продолжается с сентября по февраль, 2-ой - с марта по август.
Тренировка пловца строится по схеме большого цикла, который систематически повторяется. В каждом цикле сохраняется одна схема, а именно три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.
- Подготовительный период: направлен на повышение уровня разносторонней физической подготовленности, функциональных возможностей, моральных и волевых качеств , обеспечение достижение пловцом спортивной формы к периоду соревнований.
- Соревновательный период: направлен на стабилизацию спортивной формы. Используются старты в условиях соревнований, средства нагрузочные и средства активного отдыха, специальные разминки на суше, ходьба, бег, упражнения на силу, гибкость, упражнения на расслабление, дыхание, проплывание отрезков и дистанции основным способом.
Серия официальных соревнований заканчивается главным состязанием периода.
В перерывах между стартами проводится “поддерживающая тренировка”, которая обеспечивает сохранение достигнутого результата.
- Переходный период: Характеризуется частичной утратой спортивной формы. Тренировка направлена на поддержание высокого уровня общей работоспособности и создание необходимых условий для повышения тренированности в следующем большом цикле.
Вариант эффективного построения тренировки в течение года
Опыт ведущих специалистов в плавании со сборными командами показал, что достижению высоких спортивных результатов в основных соревнованиях сезона способствует двухцикловое планирование тренировочного процесса в течение года. На весь год (сезон) планируется два тренировочных макроцикла, в каждом из которых имеется подготовительный и соревновательный периоды.
Специфика построения двух (назовем их сдвоенными) макроциклов полностью оправдала себя при подготовке к Чемпионатам Европы, мира и Олимпийским играм.
В данном случае мы рассматриваем 4-х недельное построение мезоциклов, со строгим соответствием между периодами напряженной работы и относительного восстановления. В этом случае в каждом месяце остаются “не учтенными” 2-3 дня, которыми тренер распоряжается ими индивидуально, в зависимости от психофизического состояния ученика.
Тренировочная работа начинается в начале сентября и составляет 47-48 недель. В свою очередь весь объем распределяется на два макроцикла.
Втягивающий мезоцикл, как правило начинается микроциклом с малой нагрузкой, где применяемые средства далеки от соревновательных. Здесь повышается уровень общей физической подготовленности (ОФП) спортсменов, что создает основу для успешного совершенствования специальной подготовленности занимающихся. Во втягивающем мезоцикле суммарная нагрузка каждого очередного микроцикла возрастает и постепенно изменяется в сторону развития качеств и способностей. Аэробные нагрузки и общий объем тренировок постепенно переходит в нагрузки смешанной и анаэробной направленности.
С октября и по 15-20 декабря проводится две тренировки в воде и одна на суше. Предусматривается развитие тех качеств, которые определяют уровень спортивных достижений, как говорится, тренировка ведется от общего к специальному. Работа над дополнительными способами плавания составляет 60-65% от общего объема плавания, а продолжительность всего макроцикла составляет до 6 месяцев.
Общеподготовительный этап подготовительного периода имеет свою специальную часть, заключающуюся в избирательном воздействии на скоростно-силовую подготовку, увеличение длины, мощности и эффективности гребковых и подготовительных движений, дыхания аэробной и анаэробной производительности, экономичности работы и т.д.
Со второй половины этапа в тренировочный процесс включаются и специально-подготовительные упражнения, вплоть до соревновательных. Например, для развития скоростно-силовых качеств разгибателей нижних конечностей пловцов брассистов применяются выпрыгивания из “седа брассиста” вверх на паролоновых матах толщиной 30-40 см.
Тренировка на суше 1-1,5 ч. Основное направление - развитие силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, техники всех способов плавания, координационных способностей и общей выносливости (Иванченко Е.И., 1993).
Содержание тренировок специально-подготовительного этапа предусматривает широкое применение специально-подготовительных, собственно-соревновательных упражнений, скоростных качеств, специальной выносливости, т.е. развитие всех комплексных качеств на базе общеподготовительного этапа подготовительного периода (особенно его первой части). Значительное внимание в общем объеме тренировки отводится работе со специализированными средствами. Объем тренировочной работы на суше не менее 1 часа в день.
Необходимо отметить, что две трети первого макроцикла носят в основном базовый характер и предполагают комплексную подготовку к выступлениям на различных дистанциях. Лишь декабрь и январь имеют по 4-5 тренировок в день: до 3-х в воде и 1-2 на суше. В данном случае содержание тренировок более специальное. Объем тренировочной работы ежедневно достигает 7 часов и более.
Максимальный период непосредственно тяжелых тренировок от 2 до 2,5 ударных микроциклов. Такая работа планируется только на период учебно-тренировочных сборов, притом с планированием самых эффективных средств восстановления.
Таким образом основные задачи общеподготовительного периода - повышение уровня общей физической подготовленности пловцов, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психологических качеств. Специально-подготовительный этап подготовительного периода предусматривает становление спортивной формы. Развитие спортивной формы протекает в виде последовательной смены трех фаз: подготовительный период совпадает с фазой приобретения спортивной формы, соревновательный - с фазой ее сохранения и стабилизации, а переходный период - с временной утратой спортивной формы (Иванченко Е.И., 1993 г.).
Количество этапов и периодов в годичном цикле пловца зависит от календаря соревнований. Выделение в каждом периоде отдельных этапов обусловлено задачами развития спортивной формы (тренированности) спортсменов. Этапы тренировки различаются применяемыми методами, средствами, характером, направленностью тренировочных нагрузок, обеспечивающими необходимое воздействие на развитие пловца. Указанные этапы жестко фиксированы: могут варьироваться по времени, но предельно растягивать или укорачивать их нельзя.
Интенсификация тренировочного процесса предусматривает на отдельных этапах годичного цикла применение в микроцикле 4-5 тренировочных занятий с большими нагрузками, особенно в условиях тренировочных сборов при соответствующих возможностях отдыха и восстановительных мероприятий. К началу следующего особенно ударного микроцикла должны создаваться все условия для максимального восстановления организма пловца. При этом достигается “максимальный адаптационный стресс” (Д. Кансильмен, 1972).
В этом случае ежедневно предусматривается контроль за эффективностью тренировочных нагрузок в виде экспресс-информации биохимиков. На основании полученных данных спортсмену предлагается нагрузка, соответствующая его физическому состоянию на данный момент.
Чем напряженнее тренировка в ударных микроциклах, тем менее она по интенсивности и разнообразнее в восстановительных (компенсаторных) микроциклах. С целью более эффективного протекания восстановительных процессов в восстановительном микроцикле включаются упражнения из арсенала общей физической подготовки, предусматривающие резкое (контрастное) изменение направленности тренировочного процесса. На основании проб биохимиков, данных пульса, скорости плавания, контрольных и тестовых тренировок пловцов, тренер проводит соответствующие корректировки в рабочих программах спортсменов на следующую неделю.
Тренировочный процесс во втором макроцикле более специфический и предусматривает направленную подготовку к выступлениям на основных дистанциях в самых ответственных стартах сезона. Первая часть второго макроцикла носит специализированный характер и по подбору средств и методов, решаемых задач несколько соответствует содержанию тренировок во втором этапе подготовительного периода. Объем работы 6 часов в день и более с постоянно возрастающей эффективностью. Во втором макроцикле 4-5 разовые тренировки в день (3 в воде и 1-2 на суше) приходится на конец апреля, май и начало июня. Объем плавательных нагрузок достигает 16-17 км в день, при этом специфических - максимальных величин.
Таким образом, необходимо обдуманно и грамотно подходить к построению тренировки.
Перед составлением плана на год, необходимо ознакомиться с календарем соревнований на предстоящий спортивный сезон, определить главные соревнования сезона, а также те, которые будут использоваться в качестве подготовительных (отборочных).
Каждая отдельная тренировка требует своей подготовки и детальной проработки. Во время занятий необходимо постоянно поддерживать интерес спортсменов, используя различные психологические и тактические приемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Структура годичного цикла тренировочного процесса высококвалифицированных футболисток»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Обоснование темы диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 соискателя Барковой Валентины....
Технология педагогического контроля и самоконтроля учебно-тренировочного процесса
В материале освещены вопросы планирования учебно-тренировочного процесс секции волейбола....
Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса
В статье рассматриваются направления влияния занятий физическими упражнениями на личность...
"Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания для школьников, спортсменов-пловцов и детей с ограниченными возможностями ( инвалиды)".
За последние десятилетия ХХ века,в период научно-технической революции, кардинально изменились условия и сам процесс труда.Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение условий жизни...
Система учебно-тренировочных занятий, основанных на современных тенденциях построения тренировочного процесса с учётом квалификации и возраста спортсменов.
В настоящем проекте предпринята попытка обобщить имеющийся опыт и восполнить его собственными результатами тренерской деятельности и многолетних наблюдений за подготовкой борцов и сборных команд....
Развитие выносливости спортсменов-пловцов
Развитие общей и специальной выносливости спортсменов-пловцов. Примеры заданий....
Развитие координационных, физических и технических способностей, обучающихся в группе тренировочного этапа в рамках учебно-тренировочных сборов и в тренировочном процессе
Баскетбол – является одной из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих ...