Рабочая программа по общефизической подготовке в 1- 3 классах
методическая разработка по физкультуре на тему

Виноградская Людмила Дмитриевна

Рабочая программа по общефизической подготовке в 1- 3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_poofp_v_1-3_kl.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №__1_» города Велижа Смоленской области

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по общефизической подготовке в 1- 3 классах

учитель: Виноградская Людмила Дмитриевна

высшая квалификационная категория

 

 2017-2018

1.Пояснительная записка

                                                            

Рабочая программа для 1- 2-3 классов по общей физической подготовке  создана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года и комплексной программы физического воспитания под редакцией В.и.Ляха Москва Просвещение 2008 год. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

 Целью дополнительного образования по физическому воспитанию в общеобразовательном учреждении  является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение  основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.                                                                          Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; повышение физической подготовленности; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

• обучение основам базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика,, подвижные и спортивные игры), основам туристского многоборья; формирование двигательного опыта; овладениешколой движений;

• развитие физических качеств: координационных  и  кондиционных  способностей;

      • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта.

     • приобретение необходимых знаний в области физической культуры.

     

                                           

                   2.   Содержание  курса внеурочной деятельности

На занятиях в секции обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая, соревновательная, физкультурно-оздоровительная, познавательная, прикладно-ориентированная.

Основы знаний

 Возникновение физической культуры и спорта; история зарождения  Олимпийских игр; что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений;  личная гигиена человека.

История развития физической культуры в России.  Режим дня.

Основные физические качества: сила ,быстрота, выносливость, гибкость, равновесие.

Частота сердечных сокращений, способы ее измерения.

Осанка. Методы сохранения правильной осанки. Пас и его значение для спортивных игр с мячом.  Олимпийские игры современности. Правила закаливания .

Значение туризма. Правила поведения туристов-многоборцев . Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований

 Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики.

 Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Подвижные и спортивные игры.

 На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале спортивных игр:

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_ти минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

                       

  Туристское многоборье  

Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут.

Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье.

Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»:  приемы разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Техника  вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый».

Ориентирование на местности. Условные знаки спортивных карт. Техника ориентирования. Тактика ориентирования.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи . Приемы транспортировки пострадавшего.

Организация и проведение походов. Подготовка к походу. Техника безопасности при проведении туристских походов. Личное и групповое походное снаряжение. Организация туристского быта

     

        Распределение  учебного времени на различные виды программного

материала учебно- тренировочных занятий по офп (сетка часов)

Вид программного

материала

Количество часов

1   класс      

2   класс    

3класс

2

Легкая атлетика

17

20

26

3

Подвижные и спортивные игры

35

35

52

4

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

5

Туристское многоборье

29

29

40

.          Итого:

99ч..

102ч.

136ч.

                               

Примерное распределение видов спорта в годовом плане     1 кл.

Виды спорта

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Гимнастические упражнения, акробатика

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

4ч.

2ч.

2ч.

Подвижные игры

3ч.

3ч.

6ч.

6ч.

2ч.

3ч.

4ч.

5ч.

3ч.

Легкоатлетические упражнения

5ч.

5ч.

3ч.

4ч.

Туристское многоборье

4ч.

3ч.

4ч.

3ч.

2ч.

2ч.

3ч.

4ч.

4ч.

                                 

Примерное распределение видов спорта в годовом плане     2кл.

Виды спорта

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Гимнастические упражнения, акробатика

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

4ч.

2ч.

2ч.

Подвижные и спортивные игры

3ч.

3ч.

6ч.

6ч.

2ч.

3ч.

4ч.

5ч.

3ч.

Легкоатлетические упражнения

5ч.

5ч.

5ч.

5ч.

Туристское многоборье

4ч.

3ч.

4ч.

3ч.

2ч.

2ч.

3ч.

4ч.

4ч.

     

Примерное распределение видов спорта в годовом плане    3кл.

Виды спорта

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Гимнастические упражнения, акробатика

2ч.

6ч.

4ч.

4ч.

2ч.

 

Подвижные  и спортивные игры

6ч.

8ч.

6ч.

7ч.

4ч.

5ч.

5ч.

5ч.

6ч.

Легкоатлетические упражнения

6ч.

5ч.

7ч.

8ч.

Туристское многоборье

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

6ч.

6ч.

4ч.

4ч.

             

               

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

1 класс (99часов)

Тема

Содержание учебного материала

Виды деятельности учащихся

Знания о физической культуре

  Возникновение физической культуры и спорта; история зарождения  Олимпийских игр; что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений;  личная гигиена человека.

Раскрывать теоретические сведения  о возникновении физической культуры; об истории зарождения Олимпийских игр. Знать как влияют  темп и ритм на выполнение упражнений. Знать правила личной гигиены человека.

Лёгкая атлетика

Развитие скоростных способностей

   Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений по лёгкой атлетике.

   Знать понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость, названия  спортивных метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Демонстрировать вариативные выполнения беговых упражнений.

   Выполнять различные виды ходьбы, беговые, прыжковые  упражнения, различные варианты метания.

Развитие скоростной выносливости

Метание

Прыжки

Развитие выносливости

Гимнастика с элементами акробатики

Акробатические упражнения

   Раскрывать теоретические сведения о правильном дыхании во время выполнения упражнений, о правильной ходьбе, беге, прыжков, осанке.  

   Знать названия гимнастических снарядов и гимнастических элементов.

    Соблюдать правила безопасности во время занятий.

    Выполнять организующие команды и приемы; общеразвивающие упражнения ,направленные на развитие координации движений.

   Выполнять различные перекаты, кувырок вперед, »мост», стойку на лопатках согнув ноги; лазать и перелезать по гимнастической стенке, скамье; висы на перекладине, подтягиваться на низкой перекладине; проходить станции круговой тренировки, полосу препятствий; прыжки на скакалке, вращение обруча.  

Строевые упражнения

Развитие гибкости

Упражнения в висах и упорах.

Развитие силовых способностей

Развитие координационных способностей

Развитие скоростно-силовых способностей

Подвижные игры

  Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, ориентированию в пространстве.

Знать названия и правила игр, инвентарь, оборудование.    

Играть в подвижные игры с -бегом: «К своим флажкам»,

«Два мороза»,

«Пятнашки» и «Салки» различных видов, «Вороны и воробьи», «Ловишка»; -прыжками: «Прыгающие воробушки»,

«зайцы в огороде»,

«Лисы и куры», «Удочка»    

-метаниями: «Кто дальше бросит»,

«Точный расчет»,

«метко в цель», «Снайперы».

-ловлей и передачей мяча: « Мяч водящему», «Попади в обруч», «Передача мяча с бегом»,  «Быстрые и ловкие»  «Передал-садись», «Выбивной»

  Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

 Совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

Туристское многоборье

Значение туризма

Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание.

Правила поведения туристов-многоборцев

Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы

Виды туристского многоборья

Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут.

Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований

Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью

Личное снаряжение туриста-многоборца

Знакомить с различными страховочными системами

Групповое снаряжение туриста-многоборца

Обучить пользоваться групповым снаряжением

Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»

Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый»

Ориентирование на местности

Краткие сведения о спортивном ориентировании

Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой

Виды ориентирования, правила соревнований

Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию

Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях.

Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся».

Условные знаки спортивных карт

Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа.

Техника ориентирования.

Тактика ориентирования

Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на  маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения.  

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм  на занятиях и соревнованиях

Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними.

Походная медицинская аптечка

Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

Приемы транспортировки пострадавшего

Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации

2 класс (102часа)

Тема

Содержание учебного материала

Виды деятельности учащихся

Знания о физической культуре

 История развития физической культуры в России.

 Режим дня.

Основные физические качества: сила ,быстрота, выносливость, гибкость, равновесие.

Частота сердечных сокращений, способы ее измерения.

Раскрывать теоретические сведения о развитии физической культуры в России; об основных физических качеств; о режиме дня; о способах измерений чсс

Лёгкая атлетика

Развитие скоростных способностей

Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений по лёгкой атлетике; знать понятия: высокий старт, бег на выносливость, бег на скорость; название спортивных метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину.                 Демонстрировать вариативные выполнения беговых упражнений.

   Выполнять различные виды ходьбы, беговые, прыжковые  упражнения,  метание малого мяча.

Развитие скоростной выносливости

Метание

Прыжки

Развитие выносливости

Гимнастика с элементами акробатики

Акробатические упражнения

   Раскрывать теоретические сведения о правильном дыхании во время выполнения упражнений; о правильной ходьбе, беге, прыжков, осанке.  

   Знать названия снарядов и гимнастических элементов.

  Соблюдать правила безопасности во время занятий.

   Выполнять строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и  с предметами.

   Выполнять различные перекаты, кувырок вперед, »мост», стойку на лопатках согнув ноги; лазать и перелезать по гимнастической стенке, скамье; висы на перекладине, подтягиваться на низкой перекладине; проходить станции круговой тренировки, полосу препятствий; прыжки на скакалке, вращение обруча.

.  

Строевые упражнения

Развитие гибкости

Упражнения в висах и упорах.

Развитие силовых способностей

Развитие координационных способностей

Развитие скоростно-силовых способностей

Подвижные игры

  Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, ориентированию в пространстве.

Знать названия и правила игр, инвентарь, оборудование.    

Соблюдать правила техники безопасности во время игры.

Играть в подвижные игры с -бегом: «Ловишка»,  «К своим флажкам»,

«Пятнашки» и «Салки» различных видов, «Вороны и воробьи», -прыжками: «Удочка», «Прыгающие воробушки»,

«зайцы в огороде»,

«Лисы и куры»,    

-метаниями: «Снайперы»,  «Кто дальше бросит»,

«Точный расчет»,

«Метко в цель»

-ловлей и передачей мяча, ведением мяча: «Выбивной через сетку»,   «Мяч водящему»,   «Быстрые и ловкие»  «Передал-садись», эстафеты с мячами

  Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

 Совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

Туристское многоборье

Значение туризма

Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание.

Правила поведения туристов-многоборцев

Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы

Виды туристского многоборья

Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут.

Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований

Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью

Личное снаряжение туриста-многоборца

Знакомить с различными страховочными системами

Групповое снаряжение туриста-многоборца

Обучить пользоваться групповым снаряжением

Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»

Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый

Ориентирование на местности

Краткие сведения о спортивном ориентировании

Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой

Виды ориентирования, правила соревнований

Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию

Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях.

Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся».

Условные знаки спортивных карт

Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа.

Техника ориентирования.

Тактика ориентирования

Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на  маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения.  

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм  на занятиях и соревнованиях

Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними.

Походная медицинская аптечка

Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

Приемы транспортировки пострадавшего

Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации

Спортивные игры. Баскетбол

Стойки и передвижения, повороты, остановки.

Ловля и передача мяча.

Ведение мяча.

Развитие кондиционных и координационных способностей

Раскрывать теоретические сведения об истории баскетбола.

Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники основных приёмов и действий, соблюдать правила безопасности.

Ловить и передавать мяч двумя руками от груди, вести мяч в различных стойках, с изменениями направления движения и скорости.

3 класс (136часов)

Тема

Содержание учебного материала

Виды деятельности учащихся

Знания о физической культуре

 Осанка. Методы сохранения правильной осанки. Пас и его значение для спортивных игр с мячом.  Олимпийские игры современности. Правила закаливания .

Раскрывать теоретические сведения  о правильной осанке, о методах ее сохранения; о правилах закаливания организма, об Олимпийских играх современности.  Знать какое значение имеет пас для спортивных игр с мячом.

Лёгкая атлетика

Развитие скоростных способностей

Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений по лёгкой атлетике. Знать терминологию разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.              Демонстрировать технику метания мяча на дальность, вариативные выполнения беговых упражнений.

Проявлять силу, быстроту, выносливость и координацию движений при выполнении беговых, прыжковых  упражнениях, в метании малого мяча.

Развитие скоростной выносливости

Метание

Прыжки

Развитие выносливости

Гимнастика с элементами акробатики

Акробатические упражнения

Раскрывать теоретические сведения о правильном дыхании во время выполнения упражнений, о питании и двигательном режиме.

Владеть правилами техники безопасности .

Различать строевые команды.

Выполнять общеразвивающие упражнения с несимметричными и промежуточными положениями рук.  Выполнять комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов;  научиться простейшим висам и упорам, кувыркам вперёд и назад,  лазать и перелезать по гимнастической стенке, скамье; подтягиваться на низкой и высокой перекладине; проходить станции круговой тренировки, полосу препятствий; прыжки со скакалкой, вращение обруча.

Проявлять силу и координацию движений при выполнении упражнений прикладной направленности.  

Строевые упражнения

Развитие гибкости

Упражнения в висах и упорах.

Развитие силовых способностей

Развитие координационных способностей

Развитие скоростно-силовых способностей

Подвижные игры

Спортивные игры

Волейбол

Баскетбол

  Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, ориентированию в пространстве.

Знать названия и правила игр, инвентарь, оборудование.    

Соблюдать правила техники безопасности во время игры.

Играть в подвижные игры с -бегом: «Вызов номеров»,  «К своим флажкам»,

«Пятнашки» и «Салки» различных видов, «Пустое место», «Борьба за мяч» -прыжками: «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка»,  

-метаниями: «Метко в цель»,  «Кто дальше бросит»,

«Точный расчет»,

-ловлей и передачей мяча, ведением мяча: «Выбивной через сетку»,   «Гонка мячей по кругу»,   «Мяч среднему»  «Передал-садись», эстафеты с мячами

Раскрывать теоретические знания об истории волейбола.

Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники основных приёмов и действий, соблюдать правила безопасности.

Перемещаться в стойке игрока, передавать мяч сверху двумя руками на месте и после перемещения. Передавать мяч через сетку и над собой.

Раскрывать теоретические сведения об истории баскетбола.

Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники основных приёмов и действий, соблюдать правила безопасности.

Ловить и передавать мяч двумя руками от груди, вести мяч в различных стойках, с изменениями направления движения и скорости.

  Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей

 Совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча, и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

Стойки и передвижения, повороты, остановки.

Приёмы передачи мяча.

Развитие координационных способностей.

Тактика игры

Стойки и передвижения, повороты, остановки.

Ловля и передача мяча.

Ведение мяча.

Развитие кондиционных и координационных способностей.

Туристское многоборье

Значение туризма

Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание.

Правила поведения туристов-многоборцев

Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы

Виды туристского многоборья

Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут.

Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований

Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью

Личное снаряжение туриста-многоборца

Знакомить с различными страховочными системами

Групповое снаряжение туриста-многоборца

Обучить пользоваться групповым снаряжением

Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»

Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый

Ориентирование на местности

Краткие сведения о спортивном ориентировании

Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой

Виды ориентирования, правила соревнований

Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию

Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях.

Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся».

Условные знаки спортивных карт

Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа.

Техника ориентирования.

Тактика ориентирования

Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на  маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения.  

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм  на занятиях и соревнованиях

Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними.

Походная медицинская аптечка

Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

Приемы транспортировки пострадавшего

Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации

Организация и проведение походов

Подготовка к походу

Изучить район похода: изучить литературу, карты, маршрут, отчеты о походе. Разработать маршрут, составить план-график движения. Подготовить личное и групповое снаряжение

Техника безопасности при проведении туристских походов

Отработать технику преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.

Краеведение

Знакомить с достопримечательностями родного края, изучить литературные источники. Разработать план организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей

Личное и групповое походное снаряжение

Научить укладывать рюкзак, подгонять снаряжение. Работать со снаряжением, ухаживать за снаряжением, его ремонт.

Организация туристского быта

Определять места, пригодные для организации привалов и ночлегов. Развертывать и свертывать лагерь (бивак). Разжигать костер.

Питание в туристском походе

Составлять меню и список продуктов. Составлять график дежурств. Закупать, фасовать и упаковывать продукты. Приготавливать пищу на костре.

Туристские должности в группе

Распределять обязанности на период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

. Правила движения в походе

Отрабатывать движения колонной. Соблюдать режим движения. Отрабатывать технику движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

Подведение итогов похода

Составлять отчет о походе. Ремонт и сдача инвентаря.

                                               4.  Результаты освоения курса внеурочной деятельности.  

Знания о физической культуре.

Обучающийся научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Обучающийся научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры , спортивные соревнования, туристические походы для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  •          составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  •   классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  •   самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  •   взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

 

     Обучающийся получит возможность научиться:

  •   вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  •   проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

   Физическое совершенствование.

   Обучающийся научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
  • выполнять основные технические действия и приемы пешеходного туризма  в условиях   учебной и игровой деятельности;                                

    Обучающийся получит возможность научиться:

  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 3 года)

Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе    «Адаптированной программы по русскому языку для 10-12 класса  профессиональной подготовки ...

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.

Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....

Рабочая программа по лыжной подготовке для групп начальной подготовки

Данная программа может быть использована в работе тренерами-преподавателями спортивных школ....

Программа по общефизической подготовке

          Программа курса внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка» (далее ОФП) рассчитана на обучающихся 5 - 6 классов.Охвачена вся система подго...