Рабочая программа по общефизической подготовке в 1- 3 классах
методическая разработка по физкультуре на тему
Рабочая программа по общефизической подготовке в 1- 3 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_poofp_v_1-3_kl.docx | 49.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №__1_» города Велижа Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по общефизической подготовке в 1- 3 классах
учитель: Виноградская Людмила Дмитриевна
высшая квалификационная категория
2017-2018
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для 1- 2-3 классов по общей физической подготовке создана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года и комплексной программы физического воспитания под редакцией В.и.Ляха Москва Просвещение 2008 год. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью дополнительного образования по физическому воспитанию в общеобразовательном учреждении является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; повышение физической подготовленности; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
• обучение основам базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика,, подвижные и спортивные игры), основам туристского многоборья; формирование двигательного опыта; овладениешколой движений;
• развитие физических качеств: координационных и кондиционных способностей;
• воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта.
• приобретение необходимых знаний в области физической культуры.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
На занятиях в секции обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая, соревновательная, физкультурно-оздоровительная, познавательная, прикладно-ориентированная.
Основы знаний
Возникновение физической культуры и спорта; история зарождения Олимпийских игр; что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; личная гигиена человека.
История развития физической культуры в России. Режим дня.
Основные физические качества: сила ,быстрота, выносливость, гибкость, равновесие.
Частота сердечных сокращений, способы ее измерения.
Осанка. Методы сохранения правильной осанки. Пас и его значение для спортивных игр с мячом. Олимпийские игры современности. Правила закаливания .
Значение туризма. Правила поведения туристов-многоборцев . Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_ти минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Туристское многоборье
Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут.
Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье.
Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»: приемы разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Техника вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый».
Ориентирование на местности. Условные знаки спортивных карт. Техника ориентирования. Тактика ориентирования.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи . Приемы транспортировки пострадавшего.
Организация и проведение походов. Подготовка к походу. Техника безопасности при проведении туристских походов. Личное и групповое походное снаряжение. Организация туристского быта
Распределение учебного времени на различные виды программного
материала учебно- тренировочных занятий по офп (сетка часов)
№ | Вид программного материала | Количество часов | ||
1 класс | 2 класс | 3класс | ||
2 | Легкая атлетика | 17 | 20 | 26 |
3 | Подвижные и спортивные игры | 35 | 35 | 52 |
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | 18 |
5 | Туристское многоборье | 29 | 29 | 40 |
. Итого: | 99ч.. | 102ч. | 136ч. |
Примерное распределение видов спорта в годовом плане 1 кл.
Виды спорта | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Гимнастические упражнения, акробатика | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | 4ч. | 2ч. | 2ч. | ||
Подвижные игры | 3ч. | 3ч. | 6ч. | 6ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | 5ч. | 3ч. |
Легкоатлетические упражнения | 5ч. | 5ч. | 3ч. | 4ч. | |||||
Туристское многоборье | 4ч. | 3ч. | 4ч. | 3ч. | 2ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | 4ч. |
Примерное распределение видов спорта в годовом плане 2кл.
Виды спорта | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Гимнастические упражнения, акробатика | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | 4ч. | 2ч. | 2ч. | ||
Подвижные и спортивные игры | 3ч. | 3ч. | 6ч. | 6ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | 5ч. | 3ч. |
Легкоатлетические упражнения | 5ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | |||||
Туристское многоборье | 4ч. | 3ч. | 4ч. | 3ч. | 2ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | 4ч. |
Примерное распределение видов спорта в годовом плане 3кл.
Виды спорта | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Гимнастические упражнения, акробатика | 2ч. | 6ч. | 4ч. | 4ч. | 2ч. |
| |||
Подвижные и спортивные игры | 6ч. | 8ч. | 6ч. | 7ч. | 4ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | 6ч. |
Легкоатлетические упражнения | 6ч. | 5ч. | 7ч. | 8ч. | |||||
Туристское многоборье | 4ч. | 4ч. | 4ч. | 4ч. | 4ч. | 6ч. | 6ч. | 4ч. | 4ч. |
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс (99часов)
Тема | Содержание учебного материала | Виды деятельности учащихся |
Знания о физической культуре | Возникновение физической культуры и спорта; история зарождения Олимпийских игр; что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; личная гигиена человека. | Раскрывать теоретические сведения о возникновении физической культуры; об истории зарождения Олимпийских игр. Знать как влияют темп и ритм на выполнение упражнений. Знать правила личной гигиены человека. |
Лёгкая атлетика | Развитие скоростных способностей | Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений по лёгкой атлетике. Знать понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость, названия спортивных метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Демонстрировать вариативные выполнения беговых упражнений. Выполнять различные виды ходьбы, беговые, прыжковые упражнения, различные варианты метания. |
Развитие скоростной выносливости | ||
Метание | ||
Прыжки | ||
Развитие выносливости | ||
Гимнастика с элементами акробатики | Акробатические упражнения | Раскрывать теоретические сведения о правильном дыхании во время выполнения упражнений, о правильной ходьбе, беге, прыжков, осанке. Знать названия гимнастических снарядов и гимнастических элементов. Соблюдать правила безопасности во время занятий. Выполнять организующие команды и приемы; общеразвивающие упражнения ,направленные на развитие координации движений. Выполнять различные перекаты, кувырок вперед, »мост», стойку на лопатках согнув ноги; лазать и перелезать по гимнастической стенке, скамье; висы на перекладине, подтягиваться на низкой перекладине; проходить станции круговой тренировки, полосу препятствий; прыжки на скакалке, вращение обруча. |
Строевые упражнения | ||
Развитие гибкости | ||
Упражнения в висах и упорах. | ||
Развитие силовых способностей | ||
Развитие координационных способностей | ||
Развитие скоростно-силовых способностей | ||
Подвижные игры | Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, ориентированию в пространстве. | Знать названия и правила игр, инвентарь, оборудование. Играть в подвижные игры с -бегом: «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки» и «Салки» различных видов, «Вороны и воробьи», «Ловишка»; -прыжками: «Прыгающие воробушки», «зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Удочка» -метаниями: «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «метко в цель», «Снайперы». -ловлей и передачей мяча: « Мяч водящему», «Попади в обруч», «Передача мяча с бегом», «Быстрые и ловкие» «Передал-садись», «Выбивной» |
Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | ||
Совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | ||
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | ||
Туристское многоборье | Значение туризма | Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание. |
Правила поведения туристов-многоборцев | Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы | |
Виды туристского многоборья | Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут. | |
Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований | Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью | |
Личное снаряжение туриста-многоборца | Знакомить с различными страховочными системами | |
Групповое снаряжение туриста-многоборца | Обучить пользоваться групповым снаряжением | |
Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» | Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый» | |
Ориентирование на местности | ||
Краткие сведения о спортивном ориентировании | Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой | |
Виды ориентирования, правила соревнований | Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша. | |
Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию | Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях. Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся». | |
Условные знаки спортивных карт | Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа. | |
Техника ориентирования. Тактика ориентирования | Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения. | |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях | Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними. | |
Походная медицинская аптечка | Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов. | |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи). | |
Приемы транспортировки пострадавшего | Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации |
2 класс (102часа)
Тема | Содержание учебного материала | Виды деятельности учащихся |
Знания о физической культуре | История развития физической культуры в России. Режим дня. Основные физические качества: сила ,быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Частота сердечных сокращений, способы ее измерения. | Раскрывать теоретические сведения о развитии физической культуры в России; об основных физических качеств; о режиме дня; о способах измерений чсс |
Лёгкая атлетика | Развитие скоростных способностей | Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений по лёгкой атлетике; знать понятия: высокий старт, бег на выносливость, бег на скорость; название спортивных метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину. Демонстрировать вариативные выполнения беговых упражнений. Выполнять различные виды ходьбы, беговые, прыжковые упражнения, метание малого мяча. |
Развитие скоростной выносливости | ||
Метание | ||
Прыжки | ||
Развитие выносливости | ||
Гимнастика с элементами акробатики | Акробатические упражнения | Раскрывать теоретические сведения о правильном дыхании во время выполнения упражнений; о правильной ходьбе, беге, прыжков, осанке. Знать названия снарядов и гимнастических элементов. Соблюдать правила безопасности во время занятий. Выполнять строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Выполнять различные перекаты, кувырок вперед, »мост», стойку на лопатках согнув ноги; лазать и перелезать по гимнастической стенке, скамье; висы на перекладине, подтягиваться на низкой перекладине; проходить станции круговой тренировки, полосу препятствий; прыжки на скакалке, вращение обруча. . |
Строевые упражнения | ||
Развитие гибкости | ||
Упражнения в висах и упорах. | ||
Развитие силовых способностей | ||
Развитие координационных способностей | ||
Развитие скоростно-силовых способностей | ||
Подвижные игры | Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, ориентированию в пространстве. | Знать названия и правила игр, инвентарь, оборудование. Соблюдать правила техники безопасности во время игры. Играть в подвижные игры с -бегом: «Ловишка», «К своим флажкам», «Пятнашки» и «Салки» различных видов, «Вороны и воробьи», -прыжками: «Удочка», «Прыгающие воробушки», «зайцы в огороде», «Лисы и куры», -метаниями: «Снайперы», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель» -ловлей и передачей мяча, ведением мяча: «Выбивной через сетку», «Мяч водящему», «Быстрые и ловкие» «Передал-садись», эстафеты с мячами |
Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | ||
Совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | ||
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | ||
Туристское многоборье | Значение туризма | Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание. |
Правила поведения туристов-многоборцев | Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы | |
Виды туристского многоборья | Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут. | |
Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований | Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью | |
Личное снаряжение туриста-многоборца | Знакомить с различными страховочными системами | |
Групповое снаряжение туриста-многоборца | Обучить пользоваться групповым снаряжением | |
Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» | Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый | |
Ориентирование на местности | ||
Краткие сведения о спортивном ориентировании | Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой | |
Виды ориентирования, правила соревнований | Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша. | |
Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию | Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях. Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся». | |
Условные знаки спортивных карт | Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа. | |
Техника ориентирования. Тактика ориентирования | Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения. | |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях | Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними. | |
Походная медицинская аптечка | Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов. | |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи). | |
Приемы транспортировки пострадавшего | Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации | |
Спортивные игры. Баскетбол | Стойки и передвижения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Развитие кондиционных и координационных способностей | Раскрывать теоретические сведения об истории баскетбола. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники основных приёмов и действий, соблюдать правила безопасности. Ловить и передавать мяч двумя руками от груди, вести мяч в различных стойках, с изменениями направления движения и скорости. |
3 класс (136часов)
Тема | Содержание учебного материала | Виды деятельности учащихся |
Знания о физической культуре | Осанка. Методы сохранения правильной осанки. Пас и его значение для спортивных игр с мячом. Олимпийские игры современности. Правила закаливания . | Раскрывать теоретические сведения о правильной осанке, о методах ее сохранения; о правилах закаливания организма, об Олимпийских играх современности. Знать какое значение имеет пас для спортивных игр с мячом. |
Лёгкая атлетика | Развитие скоростных способностей | Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений по лёгкой атлетике. Знать терминологию разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Демонстрировать технику метания мяча на дальность, вариативные выполнения беговых упражнений. Проявлять силу, быстроту, выносливость и координацию движений при выполнении беговых, прыжковых упражнениях, в метании малого мяча. |
Развитие скоростной выносливости | ||
Метание | ||
Прыжки | ||
Развитие выносливости | ||
Гимнастика с элементами акробатики | Акробатические упражнения | Раскрывать теоретические сведения о правильном дыхании во время выполнения упражнений, о питании и двигательном режиме. Владеть правилами техники безопасности . Различать строевые команды. Выполнять общеразвивающие упражнения с несимметричными и промежуточными положениями рук. Выполнять комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов; научиться простейшим висам и упорам, кувыркам вперёд и назад, лазать и перелезать по гимнастической стенке, скамье; подтягиваться на низкой и высокой перекладине; проходить станции круговой тренировки, полосу препятствий; прыжки со скакалкой, вращение обруча. Проявлять силу и координацию движений при выполнении упражнений прикладной направленности. |
Строевые упражнения | ||
Развитие гибкости | ||
Упражнения в висах и упорах. | ||
Развитие силовых способностей | ||
Развитие координационных способностей | ||
Развитие скоростно-силовых способностей | ||
Подвижные игры Спортивные игры Волейбол Баскетбол | Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, ориентированию в пространстве. | Знать названия и правила игр, инвентарь, оборудование. Соблюдать правила техники безопасности во время игры. Играть в подвижные игры с -бегом: «Вызов номеров», «К своим флажкам», «Пятнашки» и «Салки» различных видов, «Пустое место», «Борьба за мяч» -прыжками: «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка», -метаниями: «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», -ловлей и передачей мяча, ведением мяча: «Выбивной через сетку», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему» «Передал-садись», эстафеты с мячами Раскрывать теоретические знания об истории волейбола. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники основных приёмов и действий, соблюдать правила безопасности. Перемещаться в стойке игрока, передавать мяч сверху двумя руками на месте и после перемещения. Передавать мяч через сетку и над собой. Раскрывать теоретические сведения об истории баскетбола. Описывать технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники основных приёмов и действий, соблюдать правила безопасности. Ловить и передавать мяч двумя руками от груди, вести мяч в различных стойках, с изменениями направления движения и скорости. |
Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей | ||
Совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | ||
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча, и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. | ||
Стойки и передвижения, повороты, остановки. Приёмы передачи мяча. Развитие координационных способностей. Тактика игры | ||
Стойки и передвижения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Развитие кондиционных и координационных способностей. | ||
Туристское многоборье | Значение туризма | Знакомить детей с условиями для проведения учебных занятий. Просмотр видеофильма о туризме, знакомить с наглядной агитацией. Прогулка в лес. Экологическое воспитание. |
Правила поведения туристов-многоборцев | Ознакомить с правилами поведения на занятиях по туристскому многоборью: в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу. Правила поведения участников на соревнованиях, в походе, на водоёмах. Охрана природы | |
Виды туристского многоборья | Ознакомить с видами спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, туристское многоборье. Особенности туристского многоборья. Виды туристского многоборья: личная техника пешеходного туризма, командная техника пешеходного туризма, контрольно – туристский маршрут. | |
Техника безопасности при проведении туристских занятий и соревнований | Формировать практические навыки и умения соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью | |
Личное снаряжение туриста-многоборца | Знакомить с различными страховочными системами | |
Групповое снаряжение туриста-многоборца | Обучить пользоваться групповым снаряжением | |
Технико–тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» | Знакомить с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Изучить технику вязки узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой, встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый | |
Ориентирование на местности | ||
Краткие сведения о спортивном ориентировании | Знакомить с видео и фотоматериалами. Прогулка в лес с картой | |
Виды ориентирования, правила соревнований | Ознакомить с действиями участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша. | |
Техника безопасности на занятиях по спортивному ориентированию | Отрабатывать навыки действий участников в нестандартных ситуациях. Ситуация: организация поиска условно «заблудившихся». | |
Условные знаки спортивных карт | Выполнять топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучить на местности изображения реальных объектов. Знакомить с различными формами рельефа. | |
Техника ориентирования. Тактика ориентирования | Ознакомить с приемами работы с компасом. Определять и контролировать направления с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе. Тактические действия на дистанции, тактика при выборе пути движения. | |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях | Применять средства личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбирать одежду и обувь для тренировок и походов; уход за ними. | |
Походная медицинская аптечка | Подготавливать походную медицинскую аптечку, изучить назначения лекарственных препаратов. | |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | Знать способы обеззараживания питьевой воды. Оказывать первую доврачебную помощь условно пострадавшему (определять травмы, заболевания, практическое оказание помощи). | |
Приемы транспортировки пострадавшего | Изготавливать носилки, волокуши, отрабатывать навыки переноски пострадавшего при травмах различной локализации | |
Организация и проведение походов | ||
Подготовка к походу | Изучить район похода: изучить литературу, карты, маршрут, отчеты о походе. Разработать маршрут, составить план-график движения. Подготовить личное и групповое снаряжение | |
Техника безопасности при проведении туристских походов | Отработать технику преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. | |
Краеведение | Знакомить с достопримечательностями родного края, изучить литературные источники. Разработать план организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей | |
Личное и групповое походное снаряжение | Научить укладывать рюкзак, подгонять снаряжение. Работать со снаряжением, ухаживать за снаряжением, его ремонт. | |
Организация туристского быта | Определять места, пригодные для организации привалов и ночлегов. Развертывать и свертывать лагерь (бивак). Разжигать костер. | |
Питание в туристском походе | Составлять меню и список продуктов. Составлять график дежурств. Закупать, фасовать и упаковывать продукты. Приготавливать пищу на костре. | |
Туристские должности в группе | Распределять обязанности на период подготовки, проведения похода и подведения итогов. | |
. Правила движения в походе | Отрабатывать движения колонной. Соблюдать режим движения. Отрабатывать технику движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности. | |
Подведение итогов похода | Составлять отчет о походе. Ремонт и сдача инвентаря. |
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Знания о физической культуре.
Обучающийся научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Обучающийся научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры , спортивные соревнования, туристические походы для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование.
Обучающийся научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
- выполнять основные технические действия и приемы пешеходного туризма в условиях учебной и игровой деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка. Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировани...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 3 года)
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе «Адаптированной программы по русскому языку для 10-12 класса профессиональной подготовки ...
План-конспект урока по теме "Общефизическая подготовка" для 6 класса
Урок общеметодологической направленности....
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.
Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....
Рабочая программа по лыжной подготовке для групп начальной подготовки
Данная программа может быть использована в работе тренерами-преподавателями спортивных школ....
Программа по общефизической подготовке
Программа курса внеурочной деятельности «Общефизическая подготовка» (далее ОФП) рассчитана на обучающихся 5 - 6 классов.Охвачена вся система подго...