Рабочая программа "Шахматная школа"
рабочая программа по физкультуре на тему

Бирюкова Татьяна Владимировна

Рабочая программа "Шахматная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_shahmaty_-_kopiya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты 

У ученика сформируется

 готовность и способность учащихся к саморазвитию,

мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

 сформированность основ российской, гражданской идентичности;

возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Ученик получит возможность для формирования

возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;

понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;

умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

собственного опыта творческой деятельности.

устойчивого интереса к занятиям шахматами,

появление умений выстраивать внутренний план действий,

пространственное воображение,

целеустремленности, настойчивости в достижении цели,

самостоятельности выбора решения и ответственности за них.

          Метапредметные результаты

Ученик научится:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

 Ученик получит возможность научиться:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.)

Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре

 Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Ученик получит возможность научиться:

рокировать;

объявлять шах, мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

2. Содержание курса внеурочной деятельности:

1.Шахматная доска и фигуры

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспи¬тании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначе¬ния. Позиция. Запись позиций.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.        Ходы и взятия фигур

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахмат¬ных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограни¬чение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.

Практическая работа: упражнения на выполнение хо¬дов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

3.        Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на поста¬новку мата и пата в различное количество ходов.

4.        Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)

5.        Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобили¬зация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт О (17) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.

6.        Особенности матования одинокого короля

Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

7.        Тактические приёмы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.

Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.

8.        Начальные сведения об эндшпиле

Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппози¬ции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

9.        Начальные сведения о миттельшпиле

Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.

Практическая работа: отработка на практике мит¬тельшпиля.

10.        Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Пре¬зентация успехов юных шахматистов с приглашением родите¬лей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

Формы организации и виды деятельности:

Занятия проводятся 1 раз в неделю . Структура занятий построена с учетом индивидуальных особенностей детей. Она состоит из трех частей: теоретической, практической, воспитательной.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Часы учебного времени

1

Шахматная доска и фигуры

1

2

Ходы и взятия фигур

1

3

Ходы и взятия фигур

1

4

Ходы и взятия фигур

1

5

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

1

6

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

1

7

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

1

8

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

1

9

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

1

10

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

1

11

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

1

12

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

1

13

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

1

14

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

1

15

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта

1

16

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта

1

17

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта

1

18

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта

1

19

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта

1

20

Особенности матования одинокого короля

1

21

Особенности матования одинокого короля

1

22

Особенности матования одинокого короля

1

23

Особенности матования одинокого короля

1

24

Тактические приёмы и особенности их применения

1

25

Тактические приёмы и осо-бенности их применения

1

26

Тактические приёмы и осо-бенности их применения

1

27

Тактические приёмы и осо-бенности их применения

1

28

Начальные    сведения    об эндшпиле

1

29

Начальные    сведения    об эндшпиле

1

30

Начальные    сведения    об эндшпиле

1

31

Начальные    сведения    об миттельшпиле

1

32

Начальные сведения о миттельшпиле

1

33

Начальные сведения о миттельшпиле

1

34

Подведение итогов года

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Школа юного дизайнера для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с. Допол...

Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения

"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...

Рабочие программы школы VIII вида

Рабочие программы по русскому языку школы VIII вида...

Рабочая программа "Школа безопасности"

Рабочая программа внеурочных занятий для 1 и 2 класса (34 занятия в год)...

Рабочая программа «Школа безопасности» (внеурочная деятельность)

Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа безопасности»

Рабочая программа первого года обучения составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Школа безопасности», созданной под общей редакцией Константинова Юрия Сергее...