Рабочая программа "Шахматная школа"
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа "Шахматная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_shahmaty_-_kopiya.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У ученика сформируется
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ученик получит возможность для формирования
возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
собственного опыта творческой деятельности.
устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление умений выстраивать внутренний план действий,
пространственное воображение,
целеустремленности, настойчивости в достижении цели,
самостоятельности выбора решения и ответственности за них.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Ученик получит возможность научиться:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.)
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Ученик получит возможность научиться:
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
2. Содержание курса внеурочной деятельности:
1.Шахматная доска и фигуры
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспи¬тании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначе¬ния. Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2. Ходы и взятия фигур
Геометрические мотивы траекторий перемещения шахмат¬ных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограни¬чение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.
Практическая работа: упражнения на выполнение хо¬дов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на поста¬новку мата и пата в различное количество ходов.
4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобили¬зация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт О (17) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
6. Особенности матования одинокого короля
Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
7. Тактические приёмы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.
8. Начальные сведения об эндшпиле
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппози¬ции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9. Начальные сведения о миттельшпиле
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике мит¬тельшпиля.
10. Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Пре¬зентация успехов юных шахматистов с приглашением родите¬лей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Формы организации и виды деятельности:
Занятия проводятся 1 раз в неделю . Структура занятий построена с учетом индивидуальных особенностей детей. Она состоит из трех частей: теоретической, практической, воспитательной.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | |
Часы учебного времени | ||
1 | Шахматная доска и фигуры | 1 |
2 | Ходы и взятия фигур | 1 |
3 | Ходы и взятия фигур | 1 |
4 | Ходы и взятия фигур | 1 |
5 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 1 |
6 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 1 |
7 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 1 |
8 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 1 |
9 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен | 1 |
10 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен | 1 |
11 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен | 1 |
12 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен | 1 |
13 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен | 1 |
14 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта | 1 |
15 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта | 1 |
16 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта | 1 |
17 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта | 1 |
18 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта | 1 |
19 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де-бюта | 1 |
20 | Особенности матования одинокого короля | 1 |
21 | Особенности матования одинокого короля | 1 |
22 | Особенности матования одинокого короля | 1 |
23 | Особенности матования одинокого короля | 1 |
24 | Тактические приёмы и особенности их применения | 1 |
25 | Тактические приёмы и осо-бенности их применения | 1 |
26 | Тактические приёмы и осо-бенности их применения | 1 |
27 | Тактические приёмы и осо-бенности их применения | 1 |
28 | Начальные сведения об эндшпиле | 1 |
29 | Начальные сведения об эндшпиле | 1 |
30 | Начальные сведения об эндшпиле | 1 |
31 | Начальные сведения об миттельшпиле | 1 |
32 | Начальные сведения о миттельшпиле | 1 |
33 | Начальные сведения о миттельшпиле | 1 |
34 | Подведение итогов года | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Школа юного дизайнера для 5-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с. Допол...
Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения
"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...
Рабочие программы школы VIII вида
Рабочие программы по русскому языку школы VIII вида...
Рабочая программа "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочных занятий для 1 и 2 класса (34 занятия в год)...
Рабочая программа «Школа безопасности» (внеурочная деятельность)
Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деят...
Рабочая программа "Школа России" для 1-4 классов по Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной ФГОС
...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа безопасности»
Рабочая программа первого года обучения составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Школа безопасности», созданной под общей редакцией Константинова Юрия Сергее...