Футбол, как средство развития координационных способностей.
статья по физкультуре на тему
Футбол – это вид спорта с повышенными требованиями к игрокам по координированному проявлению физических качеств с выполнением сложнотехнических действий в постоянно меняющихся ситуациях. И от того как точно игрок выполняет технические приёмы зависит успех команды. Игрок становится профессионалом, если обладает такими параметры как физическая, техническая, теоретическая подготовленность. Но основой в подготовке настоящего футболиста - является его техническая подготовленность. А совершенствование выполнения отдельных технических и тактических элементов происходит в течение многих лет. И основой для отработки этих элементов служит развитие координационных способностей игроков на начальном этапе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrikov_a_moy_referat.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат на тему: Футбол, как средство развития координационных способностей. | |
| |
Санкт – Петербург 2017 |
Содержание.
- Введение…………………………………………………………………………………3
- Основная часть………………………………………………………………………..5
- Заключение………………………………………………………………………… .…7
- Библиографический список………………………………………………. ….8
Футбол – это вид спорта с повышенными требованиями к игрокам по координированному проявлению физических качеств с выполнением сложнотехнических действий в постоянно меняющихся ситуациях. И от того как точно игрок выполняет технические приёмы зависит успех команды.
Игрок становится профессионалом, если обладает такими параметры как физическая, техническая, теоретическая подготовленность. Но основой в подготовке настоящего футболиста - является его техническая подготовленность. А совершенствование выполнения отдельных технических и тактических элементов происходит в течение многих лет. И основой для отработки этих элементов служит развитие координационных способностей игроков на начальном этапе обучения.
В литературе, о футболе, раскрываются многие вопросы по подготовке подрастающего поколения. Рассматриваются несколько направлений развития и совершенствования физической подготовке игроков, формирования скоростно-силовых способностей и других навыков способствующих для выполнения координационных задач. Но как показывает анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по футболу, но и личный опыт, в настоящее время уровень технической и физической подготовки на этапе начального обучения не достаточно эффективен. Для того чтобы соответствовать минимальным требованием технического мастерства игроков. Необходимо совершенствовать у ребят 6 – 11 лет развитие координационных способностей. Это и определяет актуальность и цель моего исследования
Прежде чем говорить о развитии координационных способностей, уточню, что же это такое.
Координационные способности – это психомоторные свойства (особенности) человека, которые определяют готовность к управлению и регуляции двигательных действий.
Необходимо различать понятия «координация движений» и «координационные способности».
Координация движений или ловкость – это организация управляемости движений. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к восприятию и скорости обработки информации нейронов). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения.
Координационные способности – это свойства, необходимые для оптимального протекания этого процесса.(физиологическое строение опорно-двигательного аппарата)
Общая координационная подготовка – сложные в координационном плане упражнения, сочетающие способности и движения.
Специальная координационная подготовка – это система применения сложных упражнений, связанных с выполнением освоенных технических умений и навыков игры футбол. Ее степень меняется с расширением двигательного навыка и с ростом опыта игрока: чем богаче навык, чем больше игрок освоит всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуации.
Например, В. И. Лях и З. Витковски в своих исследованиях рекомендуют для развития координационных способностей в каждом тренировочном занятии отводить от 15 до 45 минут на общие и специальные упражнения, способствующие улучшению разных координационных движений. Эти упражнения рекомендуется использовать в конце подготовительной или начале основной части занятия, после разминки.
По сведениям А. П. Золотарева, для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.
Г. С. Лалаков в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов использовал нагрузки малого объема с различной продолжительностью выполнения серий упражнений, нагрузки среднего объема применял с продолжительностью серии, равной 3-4 и 45 минутам, а вот нагрузки большого объема - с длительностью серии, равной 3-4 минутам. Упражнение может выполняться от 4 до 6 секунд (бег на 30 м) до 15-20 минут и более (игровые упражнения). Рекомендуется использовать серии упражнений деятельностью от 34 минут, до 4-5 и 5-6 минут с применением упражнений неспецифического характера, с низкой координационной сложностью.
На основании изученной литературы, опираясь на личный опыт, мной была составлена программа по развитию координационных способностей начинающих футболистов, как для мальчиков, так и для девочек. К сожалению, год от года здоровье младших школьников не становится лучше. И в первый класс проходят ребята не только с 1-ой, но и со 2-ой и 3-ей группой здоровья. Однако я считаю, что футбол – это игра для всех. Поэтому при написании программы я учитывал физиологические особенности современных детей, которые могут приступить к занятием в любой интервал образовательного процесса. Впервые приходя на занятие по футболу, ребенок проходит тестирование согласно нормативам утвержденным Министерством спорта РФ. (Приложение 1). Для определения точки физического развития и понимание целей с последующим подбором упражнений для развития координационных способностей.
Мной были сформулированы общие рекомендации и методы, которых необходимо придерживаться при выборе физических упражнений для развития координационных способностей:
1) постоянно повышать уровень сложность упражнений;
2) менять время выполнения упражнений;
3) упр. должны содержать элементы новизны, необычности;
4) задания должны включать организацию по самоконтролю и самооценке различных параметров движений;
5) объединять отдельные элементы двигательных умений в различные комбинации и доводить их до автоматизма.
6) необходимо применять для развития пространственной ориентации разные прыжки, удары на точность, игровые упражнения с несколькими мячами, групповые и командные упражнения.
Используя при этом следующие методические приёмы:
1) использование разных исходных положений;
2) ограничение пространства;
3) выполнение заученных движений в неизвестных сочетаниях;
4) усложнение упражнений дополнительным инвентарем;
5) совершенствование технических действий в состоянии утомления;
6) воздействие на анализаторы путём введения дополнительных звуковых, световых, зрительных сигналов;
7) прогнозирование элемента действия;
8) зеркальное выполнение упражнений.
И, придерживаясь программы обучения, учащийся улучшал не только свои результаты, но и здоровье в положительную сторону. В образовательном учреждении не проводиться профессиональный отбор, как например ДЮСШ, и мы принимаем всех желающих, а это, как правило, не координированные дети, которые не прошли конкурсный отбор, но с огромным желанием, увлечением данным видом спорта. И поэтому первоочередной задачей ставлю развитие специальной и общей координационной способности, уделяю этому наибольшее количество времени тренировки, используя как циклические, так и игровые занятия. А на теоретических занятиях проходит просмотр учебных фильмов не только для разбора сложных координационных движений (по-кадрово), но и для мотивации к занятиям.
Вывод.
Футбол – один из тех видов спорта, которые требуют координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Ловкость футболистов проявляется: в быстрой перестройке своих действий при изменении ситуации на поле; в умении точно выполнять сложные движения.
При совершенствовании координационных способностей юных футболистов, а также техники владения мячом и обводки, необходимо:
- использовать упражнения, сочетающие бег с изменением направления, «слаломный» бег, старты из различных положений, ведение мяча различными способами со сменой ритма и направления движения, скоростную обводку искусственных препятствий и соперников, упражнения с элементами длительного контроля над мячом при скоростных передвижениях;
- целенаправленно и систематически формировать координационные способности необходимо в тесной связи с физическим, технико-тактическим и интеллектуальным совершенствованием, развитием психических и психофизиологических процессов.
Список использованных источников.
Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М., Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., Физкультура и спорт,2003. - 360 с.
Титова, Т.М. Футбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре / Т.М. Титова, Т.В. Степанова - М., Чистые пруды, 2006. - 32 с
Золотарев А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. . д-ра пед. наук. Краснодар, 1997. 444 с.
Лалаков Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1998. 328 с.
Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М.: Сов. спорт, 2010. 216 с.
Л.П.Матвеев, 1977; В.И.Лях и др., 2002
Приложение 3
Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 147 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол"
Приложение № 5
к Федеральному стандарту спортивной
подготовки по виду спорта футбол
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Бег на 30 м со старта (не более 6,6 с) | Бег на 30 м со старта (не более 6,9 с) |
Бег на 60 м со старта (не более 11,8 с) | Бег на 60 м со старта (не более 12,0 с) | |
Челночный бег 3x10 м (не более 9,3 с) | Челночный бег 3x10 м (не более 9,5 с) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 135 см) | Прыжок в длину с места (не менее 125 см) |
Тройной прыжок (не менее 360 см) | Тройной прыжок (не менее 300 см) | |
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 12 см) | Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 10 см) | |
Выносливость | Бег на 1000 м | Бег на 1000 м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по теме:«Развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся 5 - 6 классов в спортивных играх (футбол)».
Материал содержит методику занятий, направленную на развитие координационных способностей, быстроты, игровой ловкости учащихся в спортивных играх на базе футбола....
ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...
План самообразования: "Степ-аэробика как средство развития координационных способностей детей"
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТЕП-АЭРОБИКИ....
ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости ...
Статья на тему: Использование элементов легкой атлетики, как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры.
развитие координации у детей мл. шк. возраста...
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...
Подражательные упражнения как эффективное средство развития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры
Подражательные упражнения как эффективное средстворазвития координационных способностей и ориентировки в пространстве у обучающихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры...