Учитель по физической культуре ГБОУ лицей № 486 выборгского района г. Санкт-Петербурга Иванютина Гуля Александровна
В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости школьников (Р.Н.Дорохов, А.Э.Петрухин, А.Э.Королева и др., 1999; А.С.Дорошенко, О.С.Шнейдер, Г.П.Ермаченко, 1997; О.Г.Ванина, 2002 и др.), снижение уровня их физической подготовленности (В.К.Бальсевич, Ю.Н.Вавилов, В.Н.Кряж, 1991; Е.А.Короткова., И.И.Сулейманов, 1998 и др). При этом отмечается значительное снижение двигательной активности современных детей (А.Ш. Боярский, 1983; Н.В.Барышева, В.М.Минияров, М.Г.Неклюдова, 1994; Е.Эйдер, 2000; Е.А.Стальков, В;А.Панин, 2001 и др.) на фоне падения, заинтересованности к урокам физической культуры в школе в частности и негативного отношения к физической культуре вообще, особенно у девочек в подростковом возрасте (И.П.Куценко, Г.Я.Соколов, Н.В.Васильева, 1999). У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений (Дмитриев А.А., 1991) В связи с вышесказанным необходимо привлечение девочек-подростков к занятиям физической культурой при помощи популярных среди молодежи видов оздоровительной ФК, одним из которых является танцевальная аэробика (Л.В.Сиднева, С.А.Гониянц, 2000; О.Г.Ванина, 2002; Е.С.Крючек, 2001; И.И.Кислухина, ГЛ.Соколов, М.П.Трушкова, Е.Г.Шабоха, 1997; С.И:Гуськов, 1998 и др.). Поэтому наше исследование было направлено на оптимизацию процессов развития координационных способностей девочек среднего школьного возраста на уроках физической культуры с использованием средств танцевальной аэробики. Период среднего школьного возраста имеет свои особенности адаптации к физическим нагрузкам, связанные с возрастными особенностями развития организма. Этот возраст – один из самых сложных периодов развития девочек, требующий новых и эффективных методов воспитания и обучения. Девочки в этом возрасте хорошо дифференцируют мышечные ощущения, что способствует овладению сложно координационными движениями. В этот период достигается предельная частота движений. Танцевальная аэробика имеет в своей основе различные танцевальные направления. Каждый стиль танцевальной аэробики определяет музыку и состав движений, характерных данному стилю. Специфические танцевальные движения способствуют развитию пластичности и координации. В наше время существуют такие виды танцевальной аэробики как джаз-аэробика, фанк-аэробика, хип-хоп-аэробика, латина-аэробика. Педагогический эксперимент проводился на базе средне образовательной школы. Экспериментальная группа занималась по разработанной программе танцевальной аэробикой. В формате школьного урока блок экспериментального комплекса использовался 2 раза в неделю в основной части по 30 минут, с девочками 12-15 лет (6 класс). Контрольная группа в течение этого же периода занималась по обычной школьной программе физической культуры - гимнастика. В уроке физической культуры, состоящей из трех частей, основная часть проводилась в форме танцевальной аэробики. А именно, использовался комплекс упражнений, составленный на основе шагов танцевальной аэробики и их модификации. Выученная связка имела определенный характер, под определенную музыку. Темп музыки высокий, около 120 ударов в минуту. Показ движений – зеркальный. Использовалось поэтапное разучивание движений, чёткий показ учителя с согласованными комментариями, учёт принципов систематичности и последовательности. Эффективность предложенной методики оценивалась по результатам выполнения тестовых заданий с критериями оценок: - челночный бег – для определения абсолютных и относительных показателей координационных способностей. - балансирование на гимнастической скамейке – способность к динамическому и статическому равновесию - спринт в заданном ритме – способность к ритму. После эксперимента результаты в контрольной и экспериментальной группах улучшились. Показатели способностей к ловкости у девочек среднего школьного возраста в контрольной группе улучшились на 14 %, в экспериментальной группе на 28 %, разница в приросте составила 14 %. Результаты тестирования в способности к балансировании показали, что в контрольной группе показатели изменились на 14 %, а в экспериментальной на 29%. Прирост показателей после эксперимента в способности к ритму у контрольной и экспериментальной группы составил 30 % и 35 % соответственно. В результате разработанной программы девочки среднего школьного возраста стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, абсолютные и относительные показатели координационных способностей заметно возросли, о чем свидетельствует показатели тестов. Так же повысилась способность к динамическому и статическому равновесию, способность ритму. Таким образом, представленные результаты педагогического эксперимента в полной мере подтверждают положительное влияние танцевальной аэробики на развитие координационных способностей. В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты показали, что использование комплексов танцевальной аэробики могут находить широкое применение на уроках физической культуры. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, т.е. действовать целенаправленно, продуктивно и экономично |