ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Иванютина Гуля Александровна

В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитель по физической культуре ГБОУ лицей № 486 выборгского района г. Санкт-Петербурга Иванютина Гуля Александровна 

В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости школьников (Р.Н.Дорохов, А.Э.Петрухин, А.Э.Королева и др., 1999; А.С.Дорошенко, О.С.Шнейдер, Г.П.Ермаченко, 1997; О.Г.Ванина, 2002 и др.), снижение уровня их физической подготовленности (В.К.Бальсевич, Ю.Н.Вавилов, В.Н.Кряж, 1991; Е.А.Короткова., И.И.Сулейманов, 1998 и др). При этом отмечается значительное снижение двигательной активности современных детей (А.Ш. Боярский, 1983; Н.В.Барышева, В.М.Минияров, М.Г.Неклюдова, 1994; Е.Эйдер, 2000; Е.А.Стальков, В;А.Панин, 2001 и др.) на фоне падения, заинтересованности к урокам физической культуры в школе в частности и негативного отношения к физической культуре вообще, особенно у девочек в подростковом возрасте (И.П.Куценко, Г.Я.Соколов, Н.В.Васильева, 1999). У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений (Дмитриев А.А., 1991) 
В связи с вышесказанным необходимо привлечение девочек-подростков к занятиям физической культурой при помощи популярных среди молодежи видов оздоровительной ФК, одним из которых является танцевальная аэробика (Л.В.Сиднева, С.А.Гониянц, 2000; О.Г.Ванина, 2002; Е.С.Крючек, 2001; И.И.Кислухина, ГЛ.Соколов, М.П.Трушкова, Е.Г.Шабоха, 1997; С.И:Гуськов, 1998 и др.). Поэтому наше исследование было направлено на оптимизацию процессов развития координационных способностей девочек среднего школьного возраста на уроках физической культуры с использованием средств танцевальной аэробики. 
Период среднего школьного возраста имеет свои особенности адаптации к физическим нагрузкам, связанные с возрастными особенностями развития организма. Этот возраст – один из самых сложных периодов развития девочек, требующий новых и эффективных методов воспитания и обучения. Девочки в этом возрасте хорошо дифференцируют мышечные ощущения, что способствует овладению сложно координационными движениями. В этот период достигается предельная частота движений. 
Танцевальная аэробика имеет в своей основе различные танцевальные направления. Каждый стиль танцевальной аэробики определяет музыку и состав движений, характерных данному стилю. Специфические танцевальные движения способствуют развитию пластичности и координации. В наше время существуют такие виды танцевальной аэробики как джаз-аэробика, фанк-аэробика, хип-хоп-аэробика, латина-аэробика. 
Педагогический эксперимент проводился на базе средне образовательной школы. Экспериментальная группа занималась по разработанной программе танцевальной аэробикой. В формате школьного урока блок экспериментального комплекса использовался 2 раза в неделю в основной части по 30 минут, с девочками 12-15 лет (6 класс). Контрольная группа в течение этого же периода занималась по обычной школьной программе физической культуры - гимнастика. 
В уроке физической культуры, состоящей из трех частей, основная часть проводилась в форме танцевальной аэробики. А именно, использовался комплекс упражнений, составленный на основе шагов танцевальной аэробики и их модификации. Выученная связка имела определенный характер, под определенную музыку. Темп музыки высокий, около 120 ударов в минуту. Показ движений – зеркальный. Использовалось поэтапное разучивание движений, чёткий показ учителя с согласованными комментариями, учёт принципов систематичности и последовательности. 
Эффективность предложенной методики оценивалась по результатам выполнения тестовых заданий с критериями оценок: 
- челночный бег – для определения абсолютных и относительных показателей координационных способностей. 
- балансирование на гимнастической скамейке – способность к динамическому и статическому равновесию 
- спринт в заданном ритме – способность к ритму. 
После эксперимента результаты в контрольной и экспериментальной группах улучшились. Показатели способностей к ловкости у девочек среднего школьного возраста в контрольной группе улучшились на 14 %, в экспериментальной группе на 28 %, разница в приросте составила 14 %. Результаты тестирования в способности к балансировании показали, что в контрольной группе показатели изменились на 14 %, а в экспериментальной на 29%. Прирост показателей после эксперимента в способности к ритму у контрольной и экспериментальной группы составил 30 % и 35 % соответственно. 
В результате разработанной программы девочки среднего школьного возраста стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, абсолютные и относительные показатели координационных способностей заметно возросли, о чем свидетельствует показатели тестов. Так же повысилась способность к динамическому и статическому равновесию, способность ритму. 
Таким образом, представленные результаты педагогического эксперимента в полной мере подтверждают положительное влияние танцевальной аэробики на развитие координационных способностей. 
В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты показали, что использование комплексов танцевальной аэробики могут находить широкое применение на уроках физической культуры. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, т.е. действовать целенаправленно, продуктивно и экономично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...

Особенности развития координационных способностей у детей школьного возраста.

Тема общей характеистики особенностей координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания....

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...

План самообразования: "Степ-аэробика как средство развития координационных способностей детей"

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТЕП-АЭРОБИКИ....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности" как функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных спо...