Занятия физической культурой в школе-интернате для детей с ОВЗ
статья по физкультуре на тему

Духов Сергей Юрьевич

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhov_s.yu_._zanyatiya_fizicheskoy_kulturoy_v_shkole.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия физической культурой в школе-интернате для детей с ОВЗ

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны.

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.

Здоровье подрастающего поколения -  это проблема не только медицинская и социальная, но и конечно воспитательная.  Опыт показывает, что успешность социализации выпускников школ-интернатов с ОВЗ во многом зависит от их физического и психического здоровья.

Основная задача педагогического коллектива школы-интерната - способствовать формированию социально – адаптированной личности посредством коррекционной и развивающей работы.

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.

Надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

Регулярные занятия физкультурой и спортом приносят положительные результаты, снижается число острых респираторных заболеваний, отсутствуют заболевания гриппом и болезни органов дыхания, уменьшается количество учащихся, имеющих вредные привычки.

В целом спорт – хорошая школа жизни, которая учит стремиться к победе и достойно проигрывать, проявлять позитивные эмоции, контролировать негативные, учит коммуникабельности, толерантности, взаимопомощи, доброте, отзывчивости, помогает подростку сформировать устойчивую и осознанную жизненную позицию, вырабатывает потребность в здоровом образе жизни.

Эффективное использование занятий физкультурой и спортом, необходимое для гармоничного развития ребенка и его адаптации в социуме, невозможно без взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, их творческой активности и заинтересованности судьбой каждого ребенка.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.

Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.

На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп, а именно - занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005).

Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Список использованной литературы 

1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248 с.

2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176

3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.

4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Проведение занятий физической культуры, как средство социальной адаптации детей с тклонениями в развитии.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хрониче...

Аттестация и оценивание детей СМГ при занятиях физической культурой

Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой...

Цикл занятий в группе продлённого дня в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей с применением арт-технологий.

Описание занятий со слабовидящими детьми в группе продлённого дня с использованием арт-технологий: цели, ход занятия, методические рекомендации. Рекомендовано  воспитателям, школьным  психол...

Особенности занятий физической культуры класса "Особый ребенок" для детей с ОВЗ

Особенности занятий физической культуры для детей в специальной медицинской группе Физическое воспитание ослабленных школьников не может ограничиваться только занятиями по ОФП. Уроки должны подкреплят...

Доклад «Использование нестандартных форм домашнего задания на уроках физической культуры в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ»

Домашние  задания являются неотъемлемо важной ступенью в учебном процессе любого предмета. Они дают ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельност...