Проведение занятий физической культуры, как средство социальной адаптации детей с тклонениями в развитии.
методическая разработка по физкультуре по теме
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitriy_vasilevich.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск
Проект работы профессиональной деятельности
на тему: Проведение занятий физической культуры,
как средство социальной адаптации детей с
отклонениями в развитии.
Подготовил: Ильин Дмитрий Васильевич.
Чапаевск 2012.
Введение.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, воспитателей.
Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях можно считать:
комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.
непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся;
использование простых и доступных технологий;
-повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся. Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе.
Основные задачи.
1. Воспитать потребность в адекватных физических нагрузках.
2. Привить ребёнку умение самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применяя их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности.
3. Создать возможности непрерывного личностного роста уровня физической
подготовленности детей, страдающих хроническими заболеваниями.
4. Обучить детей навыкам самоконтроля, исключающим физические перегрузки (пульсометрия, контроль артериального давления, контроль частоты дыхания).
5. Укрепить в сознании учащихся алгоритм "физкультура лечит". Основной
формой физического воспитания является урок физкультуры по адаптированной программе. Дополнительный (третий) час для занятий с ослабленными школьниками в режиме учебного дня образовательной школы. К ослабленным детям относятся школьники с незначительным отставанием в развитии ряда функциональных показателей. Третий час ориентирован преимущественно на формирование осанки, тренировку дыхания, координацию движений, профилактику простудных заболеваний. Для формирования осанки используются гимнастические упражнения, тренировка мышц брюшного пресса, свода стопы. Тренировка дыхания осуществляется при помощи динамических дыхательных упражнений и анаэробных упражнений. Для улучшения координации движений используется методика диагональной гимнастики. Используются упражнения для формирования навыков управления эмоциями.
Личностное ориентирование на физические возможности ребёнка, дозированные физические нагрузки с учётом характера заболевания и уровня физической подготовленности делают урок физкультуры доступным и обязательным для всех детей. Главный принцип - выполнение всех разделов программы - выводит обучающихся на уровень государственного образовательного стандарта.
В порядке эксперимента реализуются следующие мероприятия:
1. Обследование детей по определению уровня физического здоровья с
применением комплекса физиологических тестов.
2. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата
3. Обследование неврологического статуса.
4. Введение комплексов адаптивной физической культуры третьим
уроком.
5. Спортивные секции - программы адаптированные для детей с хронической
соматической патологией и нарушением опорно-двигательного аппарата.
Отказ от необоснованного освобождения учащихся от уроков физкультуры после
острых заболеваний.
Система физического воспитания не реализует в полной мере принципы личностной направленности и ориентирована преимущественно на здоровье учащихся. Вместе с тем, ослабленные школьники не получают должного внимания педагогов, что ещё больше провоцирует физическое, психическое и социальное нездоровье.
Разработанная система физкультурно-реабилитационных мероприятий, способствует уменьшению наиболее типичных отклонений в состоянии здоровья детей 7 - 10 лет. Режим физкультурно-реабилитационных мероприятий позволяет реализовать индивидуальные возможности детей, помогает адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям среды. Задачами системы реабилитационных физкультурно-оздоровительных мероприятий являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки, увеличение уровня ежедневной двигательной активности, формирование "школы движений" - обучение учащихся основам двигательной деятельности, обучение основам знаний по методике самостоятельного проведения физкультурно-реабилитационных мероприятий.
Обоснование.
Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации движений, нормализации нервно-психической сферы, укрепления дыхательной мускулатуры и защитных сил организма.
Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражнения, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), формирование правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, упражнения на развитие координации движений и тренировки вестибулярного аппарата. А также динамические и статические дыхательные упражнения с целью обучения правильному дыханию (грудное, брюшное и полное дыхание), улучшения лёгочной вентиляции и профилактики простудных заболеваний.
Специальные упражнения сочетаются с общеукрепляющими упражнениями с учётом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Адаптивная гимнастика состоит из двух комплексов: щадящего и тренирующего. Щадящего комплекс рассчитан на 8 - 10 занятий, тренирующий комплекс - до конца учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения
Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов
В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран....
Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"
Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...
Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...
Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...