Особенности занятий физической культуры класса "Особый ребенок" для детей с ОВЗ
статья по физкультуре на тему
Особенности занятий физической культуры для детей в специальной медицинской группе Физическое воспитание ослабленных школьников не может ограничиваться только занятиями по ОФП. Уроки должны подкрепляться правильным режимом учебного дня, питания, прогулками на свежем воздухе.
Следует вовлекать школьников в посильные для них формы внеклассной работы: массовые физкультурные праздники, прогулки, экскурсии.
Кроме того, необходимо вести разъяснительную работу с учениками и их родителями о значении занятий физкультурой для укрепления здоровья. В данной статье вы найдете примеры построения занятий в группах СМГ с детьми разных возрастов (5-8 классы).
К специальной медицинской группе относят учащихся, которым по состоянию здоровья противопоказаны повышенные физические нагрузки.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– освоение основных двигательных умений и навыков из числа предусмотренных программой по физической культуре.
На уроках физической культуры сообщаются необходимые сведения о режиме дня, о закаливании, правильном дыхании.
В программу входят преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика.
На уроках физической культуры для ослабленных детей ограничены упражнения на скорость, силу, выносливость. Дополнительно введены дыхательные упражнения; увеличено количество упражнений на воспитание правильной осанки и укрепление мышц спины, живота, ягодиц. Много упражнений дается в облегченном для позвоночника исходном положении: сидя, лежа на животе, на спине, на боку.
На уроках в СМГ ограничены упражнения со статическими напряжениями, вызывающими дополнительную задержку дыхания (упражнения с сопротивлением, упоры). Подвижные игры, эстафеты, прыжки и т.п. предлагаются в небольших количествах с постоянным контролем влияния этих упражнений на организм учащихся.
Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Нарушение кровообращения сопровождается обычно и нарушением дыхания. И наоборот – нарушение дыхательной функции нередко вызывает нарушение кровообращения. На занятиях надо широко использовать дыхательные упражнения, чтобы выработать глубокое дыхание, усиление выдоха (при некоторых заболеваниях органов дыхания он бывает ослабленным), а также упражнения, сочетающие упражнения с различными движениями рук, ног, туловища, направленные на улучшение координации движения. Каждое физическое упражнение должно выполняться учеником свободно, без задержки дыхания; в тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения надо сделать 2–3 дыхательных упражнения для восстановления нарушенного дыхания.
В данной статье вы найдете примеры построения занятий в группах СМГ с детьми разных возрастов.
5-й класс
Основы знаний | Влияние ЛФК на здоровье и физическое развитие школьников, отнесенных к СМГ. Режим питания |
ОФП | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Развитие подвижности в суставах (тренировка органов равновесия, ОРУ, упражнения на расслабление мышц, ОРУ с предметами, танцевальные упражнения). 3. Развитие ловкости и координации движений (упражнения с большими мячами). 4. Развитие быстроты движений, выносливости, гибкости (бег в сочетании с ходьбой, метание мяча, подвижные игры). 5. Развитие точности движений, скоростно-силовых качеств (упражнения с набивными мячами – 1 кг, подвижные игры) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (строевые упражнения: размыкание, перестроение из шеренги; полоса препятствий; упражнения на гимнастической стенке, скамейке; танцевальные упражнения; упражнения на удержание равновесия). 2. Легкая атлетика (прыжки в длину с 3–5 шагов, прыжки в высоту, метание). 3. Спортивные и подвижные игры. 4. Лыжная подготовка |
Требования к учащимся | 1. Выполнять строевые упражнения. 2. Уметь сохранять правильную осанку при ходьбе на повышенной опоре. 3. Уметь выполнять упражнения на удержание равновесия. 4. Уметь метать малый мяч. 5. Уметь прыгать в длину. 6. Уметь прыгать в высоту |
6-й класс
Основы знаний | Гигиена физических упражнений. Гигиена сна и питания. Закаливание |
ОФП | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Развитие скоростно-силовых качеств (прыжки, многоскоки, прыжки через скакалку, метание в цель и на дальность). 3. Развитие выносливости (бег в сочетании с ходьбой на длинной дистанции, полоса препятствий). 4. Развитие ловкости и координации движений (челночный бег, бег, метание, жонглирование мячом). 5. Развитие подвижности в суставах (ОРУ) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (строевые упражнения, упражнения на расслабление мышц, упражнения с набивными мячами весом 1 кг, упражнения с гимнастической палкой, танцевальные упражнения, упражнения в равновесии, упражнения в висах, упорах). 2. Легкая атлетика (бег в сочетании с ходьбой: 15–20 сек. бега + 30 сек. ходьбы; опорные прыжки; прыжки в длину, высоту; метание малого мяча). 3. Подвижные игры, эстафеты |
Требования к учащимся | 1. Уметь правильно использовать естественные факторы природы. 2. Уметь выполнять комплекс утренней гимнастики. 3. Уметь выполнять упражнения на удержание равновесия. 4. Уметь прыгать в длину с трех шагов. 5. Уметь метать мяч. 6. Уметь выполнять повороты на месте |
7-й класс
Основы знаний | Влияние занятий физическими упражнениями на телосложение. Правила самоконтроля |
ОФП | 1. Упражнения на развитие подвижности в суставах (ОРУ, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц). 2. Упражнения на развитие выносливости, быстроты. 3. Развитие скоростно-силовых качеств (упражнения с набивным мячом весом 1 кг). 4. Гимнастика (упражнения с гимнастической палкой, упражнения с резиновым мячом). 5. Танцевальные упражнения, упражнения в висах, упорах. 6. Легкая атлетика (бег, ходьба, прыжки). 7. Спортивные и подвижные игры |
Требования к учащимся | 1. Уметь вести дневник самоконтроля. 2. Уметь составлять и выполнять индивидуальный комплекс утренней гигиенической гимнастики. 3. Уметь выполнять упражнения в равновесии. 4. Уметь прыгать в длину с трех шагов. 5. Уметь попадать в цель |
8-й класс
Основы знаний | Значение регулярных занятий физической культурой и рационального двигательного режима для укрепления здоровья. Влияние занятий лечебной гимнастикой на организм человека. Правила составления комплекса утренней гимнастики |
ОФП | 1. Упражнения на развитие подвижности в суставах, силы (ОРУ с предметами и без предметов, с мячом, на гимнастической стенке, со скамейкой; подвижные игры, эстафеты; упражнения на удержание равновесия). 2. Упражнения на развитие быстроты и точности движений (ловля мяча, броски, игры с мячом) |
Специальная физическая подготовка | 1. Гимнастика (строевые упражнения в движении, упражнения с мячом, упражнения у гимнастической стенки, упражнения на гимнастической скамейке, упражнения в равновесии, танцевальные шаги, полоса препятствий). 2. Легкая атлетика (бег с изменением скорости и направления движений по сигналам, прыжки в длину, высоту) |
Требования к учащимся | 1. Уметь составлять и выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики. 2. Уметь выполнить строевые упражнения. 3. Уметь прыгать в длину с 5–7 шагов. 4. Уметь прыгать в высоту. 5. Уметь метать мяч по движущейся цели. 6. Уметь ловить и передавать мяч. 7. Знать правила одной из спортивных игр |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.zip | 5.64 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...
Особенности занятий физической культурой с девушками старшего школьного возраста
Этот возрастной период совпадает с началом полового созревания, когда наблюдается повышенная возбудимость нервной системы и ее неустойчивость, что затрудняет адаптацию к физическим нагрузкам. Одним из...
«Особенности совершенствования функциональных систем организма в связи с занятиями физической культурой»
В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование...
Особенности приобщения подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом
В статье говориться о том, как привлечь подростков к занятиям физической культурой и спортом....
Особенности занятий физической культурой детей среднего школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6- 7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательны...
Особенности занятий физической культурой детей 1-2 вида
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающ...
Здоровьесберегающие технологии: особенности приобщения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ...