Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах.
статья по физкультуре на тему

Каурковская Оксана Алексеевна

Цель инновационных процессов в соответствии новыми Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.  Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах.

Цель инновационных процессов в соответствии новыми Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.  Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования.

В начальной школе это особенно значимо, потому что младший школьный возраст – это возраст, когда наращивается биологическая надежность систем, формируется жизненный потенциал человека, его биологический статус.

В лицее в этом направлении ведется очень серьезная работа и имеется значительный задел:

  • разработка и внедрение системной образовательной технологии (на базе ИКТ), охватывающей всю педагогическую систему лицея, -  технологии создания экологически чистой образовательной среды, обеспечивающей:
  • адаптивную среду для каждого ребенка (реализация индивидуальных стратегий педагогической поддержки, реализация авторской программы «Адаптация к школьной жизни»),
  • благоприятную психологическую атмосферу,
  • комфортную развивающую вещно-пространственную среду, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями,
  • оптимальный двигательный режим,
  • медицинское обслуживание детей,
  • 4-разовое рациональное питание,
  • условия для нравственно-духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
  • создана служба сопровождения (педагогической поддержки) детей, обеспечивающей системное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение каждого ребенка;
  • разработана и внедрена компьютерная версия валео-педагогического мониторинга, позволяющая отслеживать в динамике резервы физического здоровья, уровень эмоционального состояния ребенка и становление его социального статуса;
  • изданы научно-практические монографии, методические пособия, статьи, в том числе в центральной печати по проблеме сохранения здоровья детей;
  • педагоги используют в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии;
  • организовано обучение здоровью;
  • проводится диспансеризация участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии стали в лицее неотъемлемой частью образовательного процесса, проводимого мною и моими коллегами. Образовательный процесс в лицее отличается следующими особенностями:

  1. Освоение и внедрение адаптивных форм и способов организации учебного процесса – учебных занятий:
  • продолжительность занятия (для ребенка, группы, класса) определяется педагогом – возможность приостановить учебный труд по состоянию детей для переключения на другие виды деятельности, разгрузки и т.п.;
  • дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых обучающихся и создать благоприятные условия для развития сильных обучающихся;
  • демократический стиль общения с детьми создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям;
  • процесс получения знаний интересен и мотивирован, усвоение материала не создает эффекта перегрузки детей;
  • использование ИКТ на уроке при соблюдении санитарно-гигиенических требований повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса;
  • применение игровых технологий, широкое использование в практике нестандартных уроков;
  • проведение физкультминуток - естественного элемента урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление;
  • реализация дидактического правила «учить школьников на уроке» за счет существенного сокращения монолога педагога и увеличения времени на самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • использование исследовательских методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • использование различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой, в ходе которой заметно возрастает уровень осмысления и усвоения материала и избежать длительного сидения за партой;
  • создание благоприятного эмоционального фона путем изменений в оценочной деятельности (введение самоконтроля и самооценки, согласуемой с педагогом);
  • переход на субъект-субъектные отношения сотрудничества между взрослым и ребенком в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении;
  • выполнение педагогом функций мотиватора, координатора учебных действий детей;
  • воспитательные мероприятия, в процессе которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
  1. Конструирование образовательного процесса на основе принципов сохранения, повышения резервов, формирования здоровья детей, включающее в режиме дня:

- упражнения на развитие согласованности дыхания и движений, на активизацию         памяти и внимания, на предупреждение развития близорукости, на снятие утомления, мышечного напряжения и эмоционального возбуждения, формирование четкой, спокойной речи;

- мероприятия, направленные на общее укрепление организма и профилактику заболеваемости (точечный массаж по А.Уманской, массаж ушных раковин,  полоскание зева);

- реабилитационные мероприятия (ингаляции, оздоровительный массаж);

- специально-организованную двигательную деятельность (утренняя гимнастика; физминутки; танцевальные, ритмические и двигательно-речевые упражнения; оздоровительно-развивающие игры на прогулках и переменах; динамический час (спортивные игры, ритмика, оздоровительная гимнастика);

- массовые оздоровительные мероприятия (спартиакиады, праздники, Дни здоровья, «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», выходы на природу, экскурсии);

- рациональное 4-х разовое питание; 

- формирование у детей навыков здорового образа жизни.

  1. Педагогическая поддержка как процесс индивидуализации образования.

         В лицее создана и успешно реализуется  система индивидуального комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения ребенка на базе авторской версии валео-педагогического мониторинга - основы индивидуализации образовательного процесса, педагогической поддержки каждого ребенка.

Педагогическая поддержка ребенка в образовании – это деятельность педагогов и специалистов (психолога, медиков), направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением.

Цели программы:

  • выравнивание стартовых возможностей детей при переходе на следующую ступень образования;
  • обеспечение конструктивного уровня готовности к следующей ступени образования: целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • минимизация степени тяжести адаптации при переходе на следующую ступень образования.

Задачи программы:

  • создавать условия для развития личности ребенка;
  • развивать мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • развивать природные задатки всех детей;
  • выявлять потенциально одаренных детей;
  • обеспечивать своевременную коррекцию неблагоприятных вариантов развития ребенка;
  • укреплять здоровье детей;
  • заботиться о социально-эмоциональном, нравственно-духовном развитии детей, способствуя их успешной адаптации в социуме;
  • взаимодействовать с семьей.  

Программа «Адаптация к школьной жизни» реализуется на этапе решения проблемы ребенка:

  • разработка индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, включающей разделы: проблема ребенка; прогнозируемые трудности (если ничего не делать); фактические трудности, которые испытывает ребенок; что развивать и (или) корректировать; как развивать и (или) корректировать;
  • реализация стратегии.  В реализации стратегии принимают участие педагоги базового и дополнительного образования, специалисты, родители (если необходимо), совместная деятельность которых направлена на комплексную педагогическую поддержку детей обеих выделенных в процессе мониторинга групп:
  • детей с опережающим развитием, предпосылками одаренности;
  • с проблемами в развитии, обучении, воспитании, здоровье.

 Таким образом, педагоги, специалисты используют все возможности базового и дополнительного образования для проведения развивающей и коррекционной работы. Как учитель в системе дополнительного образования я провожу отдельные занятия по программе «Шаги к одаренности», как классный руководитель – выполняю функции менеджера, координирующего и интегрирующего работу по реализации стратегии.

        Это дает возможность создавать пространство детства, где есть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, где ребенку помогают познать и сотворить себя.

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно. Проблема здоровья детей в образовании должна решаться на всех уровнях, всем миром. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

И я, учитель начальных классов, ищу самые оптимальные пути обучения и воспитания обучающихся, продолжаю поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу оптимальности развития детей: совмещения высокой продуктивности учебного процесса с сохранением и повышением резервов их здоровья.

Именно поэтому тема моей работ  «Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах» Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие, обучение и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие не только двигательных навыков, но и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, речи, мышления, эмоциональное состояние ребенка. Именно поэтому меня очень заинтересовала Образовательная Кинесиология и возможность ее внедрения в образовательный процесс в моем классе.

Образовательная Кинесиология - современное направление науки и практики в области человекознания, основанное американскими исследователями доктором философии в образовании Полом Деннисоном и Гейл Деннисон. Это направление утверждает целостное, глубоко экологическое воззрение на человека, развитие личности и ее учения, опыта. Представляя собой образовательное направление, оно все шире входит в психологию, прикладную физиологию, медицину, бизнес и используется в школах, психологических центрах, колледжах, вузах во многих странах мира, в том числе и в России.

Образовательная Кинесиология - учение и практика об экологическом использовании естественных, природных возможнгостей человека. Центральной ее идеей является использование физических движений для организации деятельности мозга и тела с целью развития самоструктурированного учения (опыта) и творческой самореализации личности. Это направление основано на исследованиях выдающихся гуманистически ориентированных психологов и педагогов: А. Гезелла, К. Роджерса, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Кларка, Дж. Канфильда и многих других. Ныне это направление вбирает в себя различные перспективные коррекционно-развивающие, профилактические и образовательные программы, охватывающие самые различные стороны личности – двигательное развитие, эмоциональную жизнь, творческую деятельность и прочее.

Образовательная Кинесиология – это образовательная программа, сочетающая в себе одновременно знание и практику гармоничного развития человека через организацию системы специальных движений, физических упражнений и психотехнических приемов, гармонично влияющих на психический, интеллектуальный, личностный уровни.

Упражнения и приемы Образовательной Кинесиологии направлены на развитие и восстановление природных уникальных возможностей человека. Современная система образования не может в полной мере рассчитать и учесть особенности природы растущего человека и его индивидуальные характеристики по причине обездвиженной жизни (школа до 50% ограничивает естественную потребность ребенка в движении), учебных и иных стрессов. Препятствия негативно сказываются на становлении наших базовых умений видеть, слышать и слушать, чувствовать и двигаться, что отражается на учебно-познавательной деятельности и поведении. Работа с подобного рода препятствиями и оживление естественных механизмов системы тело – интеллект – и есть предмет Образовательной Кинесиологии.

Различные программы Образовательной Кинесиологии широко используются в учебно-воспитательном процессе с детьми разного возраста. Они направлены на формирование особого рода навыков  - развивающих. Поэтому к данным программам обращаются на уроках математики, письма, чтения, физкультуры и др.

Методы работы (развитие, коррекция, обучение) с ребенком соблюдают природные законы развития сознания и телесных процессов, принцип «уважения и сопровождения роста», его личности и опыта. Они экологичны, не допускают интервенции и его внутренний мир.

Образовательная Кинесиология – экологичное развитие личности!

Начальная ступень Образовательной Кинесиологии - «Гимнастика Мозга» посвящена естественному развитию личности ребенка и, в частности, изложению методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Эта программа на протяжении последних лет используется в психолого-педагогической практике и ряда наших отечественных специалистов (Захарова Р. А., Чупаха И. В., 2003, А.В.Колесников, 2009).

Естественное психическое развитие дает основу для самосовершенствования базовых навыков видения, слушания, организации внутренней психической деятельности, конструкта одаренности, способностей, спонтанности и творческой деятельности. Природа заложила в человеке неисчерпаемые возможности интеллектуального и физического развития. Физические движения и развитие интеллекта особенно тесно связаны между собой в детском возрасте, и развитие ребенка по замыслу Матери Природы должно было идти по естественному пути, опираясь на природный механизм интеграции мысли и движения.

В силу современных условий образования, к сожалению, уже к 5-7 годам подрываются основы естественного развития ребенка. Это связано с тем, что обучение требует от ребенка чрезмерной работы мысли при минимальном использовании движения, высокого уровня внутреннего контроля для овладения учебными навыками, редко сочетающегося с легкостью и радостью учения. Наряду с высоким контролем у ребенка часто растет тревожность и страх быть неуспешным в учении, что тормозит развитие его мысли, творчества и спонтанности. Поэтому процесс естественного развития не может развернуться в полной мере и часто затормаживается. Сам по себе этот факт оказывается для организма стрессовым. Но и помимо издержек существующей образовательной системы есть огромное количество стрессовых факторов, которые не считаются с природными механизмами и мешают развитию познавательной деятельности и самореализации возможностей ребенка.

Естественная познавательная деятельность - это состояние активного познания, когда ребенку присуща неистребимая потребность выяснения нового и радость открытия.

В стрессовых же условиях на процесс познания может негативно действовать «охранный» рефлекс, приводящий все тело в максимально сокращенное, «стянутое» состояние. В этом состоянии тормозится функционирование навыков слушания, работа долговременной памяти и речевая деятельность.

Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе учения является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

Первый тип - это движения, пересекающие среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами) - как то, например, происходит при работе: глаз при чтении, письме, рисовании; органов слуха; рук в процессе выполнения какого-либо действия и прочее. Эти движения лучше, чем другие, интегрируют мысль и движение (П. Деннисон). Этот механизм задан в ребенке от природы.

Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела.

Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, составляющих основу познавательной и иной деятельности. Механизм «разъединения мысли и движения» (как основа второго типа движений) необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения». К сожалению, в практике обучения, ориентированного на обездвиженность и линейную абстрактную логику, дети и взрослые «забывают» о природных возможностях формирования навыков и в своем учении «обращаются» преимущественно к механизму «разъединения мысли и движения».

Упражнения «Гимнастики мозга», что подтверждено проведенными в разных странах исследованиями, направлены:

  • непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения».
  • на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. Например, координация «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр. Каждое из упражнений, благодаря их естественности, выполняется легко и вызывает ощущение удовольствия от физических движений.

Все упражнения собраны в четыре группы. При индивидуальных или групповых занятиях с детьми инструкцию должны произносить взрослые.

  1. Движения, пересекающие среднюю линию тела. Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

1.1Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

GM15

1.2 Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.GM16

1.3 Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

  • навстречу друг другу;
  • вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
  • разводя в разные стороны.

GM17

1.4 Упражнение «Алфавит восьмерками».

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:

  • симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф.
  • асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.
  • асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.

Правильное расположение:

1.5 Упражнение «Слон». 

       Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите тоже с другой рукой.

GM19

1.6 Упражнение «Вращение шеи». 

       Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

GM20

1.7 Упражнение «Рокер».  

      Расслабляет бока после длительного сидения. Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

GM21

1.8 Упражнение «Брюшное дыхание».

       Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.

GM22

1.9 Упражнение «Перекрестный шаг сидя».

       Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено— правый локоть.

GM23

1.10 Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

GM24

  1. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

2.1 Упражнение «Сова». 

       Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

GM1

2.2 Упражнение «Активизация руки».

       Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

GM2

2.3 Упражнение «Расслабление стопы ног».

       Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

GM3

2.4 Упражнение «Помпа икр ног».

       Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

GM4

2.5 Упражнение «Гравитационное скольжение». 

       Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох: выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

GM5

2.6 Упражнение «Заземлитель».

       Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено.

Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

GM6

  1. Упражнения, повышающие энергию тела.
  1. Вода пьется маленькими глотками медленно перед началом упражнений, во время возможных стрессов, перед контрольной работой.

GM13

3.2 Упражнение «Кнопки мозга».

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

GM7

3.2 Упражнение «Кнопки Земли».

      Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

GM8

3.3 Упражнение «Кнопки баланса».

       Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.

GM9

3.4 Упражнение «Кнопки космоса».

       Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.  

GM10

3.5 Упражнение «Энергетическая зевота».

       Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

GM11

3.6. Упражнение «Думающий колпак»

       Большим и указательным пальцами мягко оттените назад и прижмите, массируя, раковины ушей. Массаж начинайте сверху и идите вниз вдоль «свернутых» частей ушной раковины, вплоть до мочек ушей.

  GM12

4.1 Упражнение «Крюки». Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.

Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, сплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между и дышите глубоко в течение другой минуты.

Все вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей. Упражнения «Гимнастика мозга» дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Освоив методику «Гимнастика мозга» (Захарова Р. А., Чупаха И. В., 2003, Колесников А.В.), я долго думала над системой ее внедрения в образовательный процесс.  Я понимала, что упражнения надо использовать в режиме дня таким образом, чтобы они обеспечивали высокую эффективность учебной деятельности при сохранении и повышении резервов здоровья детей.

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

При этом главным достижением педагога, работающего по методике «Гимнастика мозга», должно стать такое обучение ребенка этим упражнениям, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, на уроке, при выполнении контрольной работы или домашних заданий, во время спортивных соревнований.

Особенностью лицея является функционирование школы в режиме полного дня. Поэтому мало было освоить методику самой, необходимо было увлечь своей идеей коллег, работающих в моем классе, убедить их использовать методику «Гимнастика мозга» в своей работе.

В результате моей работы на подготовительном этапе сложилась система использования методики «Гимнастика мозга» в образовательном процессе младших школьников (таблица 1)

Таблица 1.  

СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ

«ГИМНАСТИКА МОЗГА»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

       

           Задачи

 

           

Виды

упражнений «Гимнастики мозга»

   

Место в

режиме

дня

Педагог,

специалист,

организующий

данный вид

деятельности

1.Развитие навыков активного слушания, включающего внутреннюю и внешнюю обратную связь

Слон, Кнопки Земли, Кнопки космоса, Думающий колпак

общеобразовательные уроки (вначале урока),  

самоподготовка (в ходе),

занятия допобразования

(в начале занятий)

учитель, тьютор учитель

английского языка,

педагоги допобразования

2.Развитие навыков понимающего чтения, то есть чтения сосредоточенного, требующего восприятия и переработки языковой информации

Ленивые восьмерки, Алфавит восьмерками, Слон, Вращение шеи, Рокер, Брюшное дыхание, Перекрестные шаги сидя, Энергетизатор, Сова, Активизация руки, Сгибание стопы ног, Помпа икр ног, Гравитационное скольжение, Заземлитель, Кнопки космоса    

общеобразовательные уроки (в ходе урока),  

самоподготовка (в ходе),

занятия допобразования

(в ходе занятий)*

*упражнения чередуются в зависимости от конкретной ситуации, вида деятельности учеников, можно чаще повторять те, которые больше нравятся детям

учитель, тьютор учитель

английского языка,

педагоги допобразования

3.Развитие навыков письма, правописания

Ленивые восьмерки, Двойной рисунок, Алфавит восьмерками, Вращение шеи, Сова, Активизация руки, Помпа икр ног, Гравитационное скольжение

уроки русского и английского языков, математики, самоподготовка

учителя, тьютор

4.Развитие математических представлений и навыков, то есть способности работать с многомерными и много направленными системами

Двойной рисунок, Слон, Вращение шеи, Сова, Помпа икр ног, Гравитационное скольжение, Кнопки мозга

урок математики, информатики, самоподготовка

учителя, тьютор

5.Развитие навыков выполнения домашних заданий, то есть интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению

Перекрестные шаги, Слон, Вращение шеи,

Сова, Активизация руки, Кнопки Земли, Кнопки баланса

Самоподготовка

тьютор

6.Развитие творческого мышления, то есть способности интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт

Перекрестные шаги, Двойной рисунок, Рокер, Энергетизатор, Активизация руки, Кнопки мозга, Кнопки Земли

урок чтения, технологии, занятия дополнительного образования

учитель, педагоги дополнительного образования

7.Развитие навыков подготовки и выполнения контрольных работ, то есть способности сосредоточиться и «выпустить» из себя творчество в ответственный момент

Двойной рисунок, Перекрестные шаги, Брюшное дыхание, Сгибание стопы ног, Кнопки баланса, Кнопки космоса

перед контрольной работой

Учителя

8.Развитие навыков быстрого чтения, то есть способности быстро просматривать и бегло читать

Перекрестные шаги, Ленивые восьмерки, Алфавит восьмерками, Сова, Активизация руки, Сгибание стопы ног, Помпа икр ног, Гравитационное скольжение, Заземлитель, Кнопки космоса

чтение и другие общеобразова-тельные уроки, самоподготовка

учителя, тьютор

9.Развитие навыков самосознания, образа «Я», способности сохранять самонаправленность в любых ситуациях

Вращение шеи, Перекрестные шаги сидя, Кнопки мозга, Кнопки баланса, Энергетическая зевота, Крюки

в течение дня в любых видах деятельности

учителя, тьютор

педагоги допобразования

10.Развитие навыков координации целостного движения, связи мозга и тела в принятии решений относительно движения

Перекрестные шаги, Рокер, Брюшное дыхание, Энергетизатор, Кнопки баланса, Кнопки космоса, Энергетическая зевота

уроки физической культуры, спортивные секции, соревнования

учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Работа данного педсовета направлена на оценку педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья....

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса...

Разработка педагогичесого совета "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Педагогически совет по теме "Здоровьесберегающая организация учебного процесса" включает в себя теоретический материал, презентацию и анкеты для педагогов по использованию здоровьесберегающей орг...

Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Факторы, влияющие на здоровье школьников.  Учебно-организационные факторы, влияющие на здоровье школьников и зависящие в большей степени от администрации....

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Для подготовки и проведения урока, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном...

Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"

Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияни...