Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Буянкова Лариса Николаевна

Факторы, влияющие на здоровье школьников. 

 

Учебно-организационные факторы, влияющие на здоровье школьников и зависящие в большей степени от администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая организация учебного процесса.        

     Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение  здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и соответственно одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программ развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников.

       Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

                                                                                         Национальная образовательная инициатива

                                                                                                                                        «Наша новая школа» 

Вывод из доклада экспертов ВОЗ, в котором сформулировано требование организации деятельности школы по формированию здоровья учащихся как целостного явления, соединяющего в себе и медицинские, и психологические, и социальные аспекты. Системообразующим направлением деятельности школы по формированию здоровья своих воспитанников признается социально-психологичекое, и соответственно проблема здоровья молодых людей в условиях ОУ является педагогической проблемой, непосредственно связанной с организацией целостного учебно-воспитательного процесса.  При этом признается тот факт, что санитарно-профилактическая работа в условиях ОУ является необходимым направлением по развитию здоровья учащихся, но это направление – лишь одно из немногих в общей деятельнеости по формированию здорового молодого человека, способного реализовать свои потенции роста и самовыражения и внести свой вклад в развитие общества.

      Здоровье – это социокультурная характеристика человека, интегрирующая системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности и проявляющаяся в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного, социального).

     Здоровым можно считать человека, для которого характерно стабильное позитивное мироощущение и который способен позитивно реализовать свои потенции роста и самовыражения и внести свой вклад в развитие общества.

Интегративная модель здоровья

Смысловая сфера личности                                     Действенно-практическая сфера личности

Внутренняя картина здоровья                                 Жизнеспособность

Готовность к совершенствованию                         Компетенция здоровьеформирующего поведения

жизнеспособности в условиях

 системных социальных изменений

Системообразующими элементами феномена «здоровье» являются: индивидуальная система смыслов «внутренняя картина здоровья» и интегративная характеристика «Жизнеспособность».

    Производными элементами – индивидуальная система смыслов «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» и компетенция здоровьеформирующего поведения.

 Личностная смысловая система «внутренняя картина здоровья» выполняет функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального понимания феномена «здоровье».

   Выделяется четыре уровня личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья».

 На первом (информационно-пассивном )  уровне здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, состояние благополучия и отсутствие болезней.  На этом уровне у индивидов преобладают медицинские суждения, связанные со здоровьем, а причины нездоровья связываются с независимыми от человека обстоятельствами (наследственностью, финансовым благополучием семьи, удачей в личных делах и на работе, состоянием окружающей среды). Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья выражается в локальных

несиситемных лечебно-профилактических мероприятиях в связи  с возникновением состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья на этом уровне может быть выражено следующей формулой: «Чтобы быть здоровым, надо родиться здоровым. Здоровье, прежде всего, зависит от здоровья наших родителей, а также от удачи. Когда есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о здоровье».

   На втором (адаптивно-поддерживающем) уровне здоровье воспринимается как состояние благополучия, которого человек может самостоятельно достигнуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблюдения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее содержанием остаются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым – значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.) и соблюдать здоровый образ жизни».

    На третьем (ресурсно-прагматическом) уровне здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по сохранению и укреплению здоровья также носит системный и целенаправленный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Здоровье – это когда у тебя все получается, все в порядке и все хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а если у человек все получается, то он не будет волноваться и болеть. Поэтому здоровье зависит от нас самих, и оно необходимо, чтобы быть успешным и счастливым».

        На четвертом (личностно-ориентированном) уровне здоровье воспринимается как проявление способности человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития  и самосовершенствования. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым - значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации. Поэтому человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему».

    Здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Социокультурный феномен «здоровый образ жизни» как целостная характеристика соответствует жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социокультурным содержанием феномена «здоровье» на личностно ориентированном уровне. Во всех остальных случаях 2здоровый образ жизни» не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека, и речь может идти о проявлении его отдельных качеств (сторон).

  Используя эти представления, можно дать более строгие определения для понятий «здоровьесберегающие технологие», «здоровьесберегающее образование» и «здоровьеформирующее образование».

    Здоровьесберегающая технология в образовании – это система   различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

     Виды здоровьесберегающих технологий в образовании:

А) система медико-психолого-педагогических мероприятий по оптимизации образовательного процесса с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности учащихся;

Б) технологии психолого-педагогической поддержки личностного развития школьников с целью совершенствования их социально-личностной жизнеспособности;

В) образовательно-воспитательные технологии по коррекции личностной смысловой системы школьников «внутренняя картина здоровья».

   Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

 Цель здоровьесберегающего образования – укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационноподдерживающего уровня.

   Основное средство – организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.

   Результат здоровьесберегающего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях  и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).

Формула здоровьесберегающего образования

 

           +                         

           +

          +

Факторы, влияющие на здоровье школьников:

  1. Стресс, испытываемый ребенком в ОУ во время взаимодействия с другими учащимися и педагогами;
  2. Интенсификация учебного процесса;
  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  4. Некачественное дошкольное  образование;
  5. Отсутствие системности и последовательности в формировании у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе в профилактике вредных привычек, полового воспитания);
  6. Соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  7. Функциональная грамотность педагогоа в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников;
  8. Элементарная медико-психолого-педагогическая грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
  9. Существующая система физического воспитания.

Учебно-организационные факторы, влияющие на здоровье школьников и зависящие в большей степени от администрации:

  • Организационно-педагогические условия жизнедеятельности ОУ (поддержание санитарно-гигиенических условий эксплуатации школьного здания и территории, организация качественного и разнообразного питания и качественного медицинского обслуживания, психологическое обеспечение образовательного процесса, организация внеурочной деятельности учащихся и физкультурно-оздоровительной работы);
  • Психологический климат педагогического коллектива;
  • Наличие системы работы по формированию у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • Активное привлечение родителей и общественности к деятельномуучастию в жизни школы;
  • Интегрированность ОУ в социум.

Психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от педагога:

  • Психологический климат в классе на уроке (стиль педагогического общения с учащимися, характерпроведения опросови экзаменов, объективность оценивания учебных достижений школьника с учетом его личностных и психофизиологических особенностей, поддержание разумной дисциплины);
  • Степень реализации педагогам индивидуального подхода на уроке и учет индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей  учащихся при организации учебного процесса в целом;
  • Личные психологические особенности педагога (особенности его характера, степень обременения собственными проблемами и способность к психоэмоциональным переключениям);
  • Соблюдение педагогом здорового образа жизни, его отношение к собственному здоровью;
  • Профессиональная подготовленность педагога по вопросам организации здоровьесберегающего образования и профилактики отклоняющегося поведения школьников.

     Качественные показатели успешности работы ОУ по сохранению и укрепления здоровья обучающихся, предложенные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):

  • Активное содействие педагогического коллектива повышению самоуважения всех учащихся;
  • Развитие и поддержание позитивных отношений между персоналом ОУи учащимися в повседневной жизни школы;
  • Ясное понимание всеми членами педагогического коллектива задач школы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, как ресурса их благополучия и успешности;
  • Обеспечение потребности учащихся в совершенствовании своего здоровья посредством широкого набора форм активности и организации досуга;
  • Развитие и укрепление связей между школой, семьей и общественностью;
  • Поддержание имиджа педагогов и персонала школа как образцов в соблюдении здорового образа жизни;
  • Использование ОУ потенциала различных специалистов
  • для обучения школьников способам сохранения и укрепления соматического и душевного здоровья;
  • Совершенствование школьного питания и школьной медицинской службы.

В отечественных исследованиях систематизированы следующие качественные показатели общественной оценки здоровьесберегающей деятельности школы:

  • Желание учащихся посещать школу;
  • Курящие школьники;
  • Гигиеническое состояние учебных кабинетов, коридоров и школьных туалетов;
  • Содержание уроков физкультуры и позитивная эмоциональная атмосфера на них;
  • Характер взаимоотношения педагогов и учащихся и учащихся между собой;
  • Жизнь в школе после уроков (пустеет школа после уроков или активная жизнь учащихся и педагогов проходит не менее интенсивно, чем на уроках);
  • Внешний вид и поведение педагогов как образец для подражания школьников по ведению здорового образа жизни;
  • Организация питания и медицинского обслуживания школьников.

Таким образом, целью комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности школы является:

  • Оценка системности и последовательности создания здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ с целью минимизации отрицательного воздействия на психофизиологическую жизнеспособность школьников;
  • Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности школьников;
  • Оценка эффективности образовательной деятельности по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни с целью коррекции и гармонизации внутренних представлений школьников о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни» на основе социокультурного подхода с целью совершенствования социокультурной жизнеспособности школьников.

МКОУ Князевская ООШ

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающая организация учебного процесса».

 

                                                                                        Выполнила:

                                                                     учитель географии Буянкова Л.Н.

2014

Анкетирование учащихся МКОУ Князевской ООШ (апрель 2014 г., 5-9 классы)

Анализ анкет:

9 класс -4 учащихся

Результат: 4- уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип).

8 класс – 2 учащихся

Результат: 2- отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности.

7 класс-1 учащийся

Результат: 1- уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип) .

6 класс-6 учащихся

Результат: 1- уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип), 3- недостаточно осознанное отношение к здоровью (адаптационно-поддерживающий тип),

2-отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности.

5 класс- 3 учащихся

Результат: 2-уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип), 1-отсутствие сознательного отношения к своему здоровью.

   Вывод:

    Опрошено всего-19 учащихся, из них 42 % имеют уровень осознанного отношения к здоровью,

15%-недостаточно осознанное  отношение к здоровью, у  26% отсутствует сознательное отношение к здоровью как ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса".

Цель педсовета: совершенствование работы школы по сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.Задачи:анализ деятельности коллектива школы по развитию здорового образа ж...

Педагогический совет "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Работа данного педсовета направлена на оценку педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья....

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса...

Разработка педагогичесого совета "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Педагогически совет по теме "Здоровьесберегающая организация учебного процесса" включает в себя теоретический материал, презентацию и анкеты для педагогов по использованию здоровьесберегающей орг...

Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах.

Цель инновационных процессов в соответствии новыми Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования заключается не только в повышении качества образования, но и...

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Для подготовки и проведения урока, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном...