Программа внеурочной деятельности "Олимпионик"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Харечко Елена Константиновна

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе. На годы обучения приходится период интенсивного развития организма.

      На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_olimpionik.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Приморско – Ахтарск, Краснодарский край

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                             Решением педсовета протокол № 1

                                                                                                                                                   От  «29 »августа 2014г.

                                                                                                                                                 Председатель педсовета

                                                                                                                                                      ____________М.Н.Бурун

                                                                                                                                                    Подпись директора ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                         Комплексная_____________________

_               По физической культуре    « ОЛИМПИОНИК»

Срок реализации программы 1 год

___Возраст обучающихся  11 лет_

                                                                          Учитель физкультуры  Харечко Е.К..

Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре с учетом Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования

                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе. На годы обучения приходится период интенсивного развития организма.

      На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства.

На занятиях необходимо включать подготовительные упражнения, имеющие цель сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями рук и ног, развитие первоначальных игровых  навыков с постепенным переходом к более сложным заданиям.

      Предлагаемая программа для «5» классов «Олимпионик» рассчитана на 68 часов при двух разовых занятиях в неделю с теоретической подготовкой, включающей формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни, о знании основных гигиенических правил и правил безопасного поведения, об умении дозировать физические нагрузки. Она отражает содержание спортивно-игрового направления:

         

             

СПОРИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕТКА ЧАСОВ ПРИ ДВУХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «5» КЛАССОВ

«ОЛИМПИОНИК»

п/п

Содержание программного материала

Количество часов (занятий)

Классы

5

Наименование разделов / молдулей, тем)

1

Основы знаний

В процессе занятий

1

 Спортивно – игровая деятельность                  

(элементы баскетбола. волейбола)

68

                                   

                                       

 Спортивно – игровое направление включает в себя разновидности эстафет с развитием ловкости, быстроты и скоростно – силовых качеств. Подвижные игры направлены на развитие физической подготовленности, помогают решать задачи не только двигательных качеств, но и скоростной техники с максимальной быстротой и точностью, с соблюдением правил. Используемые  всевозможные подвижные игры и эстафеты с применением элементов баскетбола обогащают и разнообразят занятия, дисциплинируют учащихся, вырабатывают слаженность в действиях.

Спортивно – игровое направление  требует перехода к более сложным двигательным действиям, умению самостоятельно принимать решения, вырабатывать силу воли, уметь взаимодействовать в парах, в группах при выполнении технических действий в подвижных играх, упрощенной игре в волейбол и изучению правил игры. Эти требования способствуют переходу от подвижных игр к спортивным .

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, через активизацию их творческих и спортивных способностей.                                                                                                                                                                

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Развить спортивно-игровые навыки навыки, тактическое и техническое мышление;
  2. Воспитать эстетическую и гармонически развитую личность;
  3. Развить координационные способности (точности воспроизведения равновесия,  быстроты, реагирования на сигналы, ориентирования в пространстве);
  4. Обучить первоначальным техническим приемам волейбола, баскетбола.

Организация проведения занятий

5 класс

Занятия проводятся в организованном порядке, т.к. сам вид спорта (баскетбол, волейбол) требует особый поход. Ребята работают в парах, в тройках, индивидуально. В этом возрасте учатся самостоятельно проводить разминку. Применяемая на практике терминология, позволяет детям доносить информацию в доступной форме.

Занятия состоят из трех частей.

Подготовительная часть – входит разминка с общеразвивающими упражнениями, даются упр. для плечевого пояса, туловища и ног, строевые упражнения. Идет подготовка организма к основной части.

Основная часть -  дается изучение отдельных элементов баскетбола и волейбола, изучают правило игры, играют по упрощенным правилам, проводятся подвижные игры, эстафеты, викторины.

Заключительная часть – идет плавный переход от активной деятельности к восстановительной, подводятся итоги проведенного занятия, выявляются недостатки в работе, проводятся игры на внимание.

Методические рекомендации

 Во время занятий следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной, они научились контролировать себя через ощущение.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.

Обучение игровым движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, спортивные наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение физическими  навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. 

Необходимо разнообразить подвижные игры и эстафеты с учетом интереса учащихся. Подбирать и дозировать физические упражнения с целевой направленностью. Оказывать помощь и моральную поддержку при выполнении задания, доброжелательно и уважительно относится к учащимся при объяснении ошибок и способов их устранения.

Объяснения заданий на занятиях должно быть доступным, соответствовать уровню развития ребят, точным и эмоциональным. Для сообщения теоретических сведений можно использовать любую часть занятий в зависимости от прохождения практического материала.

   

                                                         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

     Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на один год обучения для учащихся  5  классов и включает в себя 68 часов занятий  практической и теоретической части при двух разовых занятиях в неделю

Обучение состоит из начального этапа и прохождение программного материала от простого к сложному, от легкого к трудному. Строевые упражнения способствуют организации проведения занятий, дисциплинируют учащихся. Особое внимание уделяется правильной осанке, причинам возникновения и нарушений.

Упражнения и задания, требующие физического напряжения, чередуются с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление). Ребята учатся следить за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность отражается на качестве дыхания.

Включает изучение элементов волейбола, баскетбола с применением эстафет, подвижных игр, направленных на формирование двигательной активности и специальной физической подготовки. Изучая правила игры  волейбола, баскетбола ученики постепенно переходят от подвижных игр и эстафет к спортивным играм по упрощенным правилам. В дальнейшем, реализуя свои способности и добившись успехов в одном из видов деятельности, не возникает вопроса в выборе вида спорта

                                                     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы «ОЛИМПИОНИК» включает в себя ряд форм занятий:

                                               *подвижные, спортивные игры

                                               *беседы

                                               *викторины

                                               *соревновательные формы занятий

Все перечисленные формы занятий дают учащимся возможность удовлетворить их потребность в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные способности, нравственные качества. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые в процессе игры положительные эмоции улучшают работу всех органов и систем.

                                                                                   Программный материал

Программный материал по спортивным

и подвижным играм

5 класс

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ:

- подвижные игры, эстафеты с применением волейбольных и баскетбольных мячей;

- полоса препятствий;

- «Гонка мячей»;

- «Попрыгунчики, воробушки»;

- «Салки»;

- «Невод»;

- «Мяч среднему»;

- «Перестрелка»;

-«Перепасуй мяч»;

-«Мяч в воздухе»;

- «Викторина»

НАПРАВЛЕННОСТЬ:

ВОЛЕЙБОЛ

  • на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
  • на освоение передачи мяча сверху
  • на освоение передачи мяча низу
  • на освоение подачи
  • на освоение изучения правил игры
  • на освоение упрощенных игр
  • игра по упрощённым правилам

НАПРАВЛЕННОСТЬ:

БАСКЕТБОЛ

  • на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
  • на освоение ловли и передачи мяча
  • на освоение передачи мяча
  • на освоение бросков мяча
  • на освоение изучения правил игры
  • на освоение упрощенных игр
  • игра по упрощённым правилам

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 5 КЛАСС

  • Азбука игры в волейбол
  • Азбука игры в баскетбол
  • Режим дня
  • Правильное дыхание
  • Правильное питание
  • Хочу все знать
  • Спортивное поведение
  • Правила поведения на спортивных площадках

 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Составленная программа содержит богатые возможности для формирования у детей осознанного отношения к занятиям, к своему здоровью, для развития спортивно-игровых умений и навыков. Основой результата  служит фундамент, заложенный для развития у учащихся необходимых знаний, умений, двигательных действий в подвижных и спортивных играх, что, несомненно, благоприятно повлияет на отношение к школьному предмету «Физическая культура» вообще и будет способствовать формированию привычки к систематическим занятиям.    

5 КЛАСС

Ученик должен знать:

*о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения;

* об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

* о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

* о физических качествах и общих правилах их тестирования;

* о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения;

* об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушения осанки и поддержания достойного внешнего вида.

 

Ученик должен уметь:

*сохранять правильную осанку, красиво и свободно двигаться;

*согласовывать свои движения с движениями других;

*свободно ориентироваться в пространстве;

*играть в подвижные игры

*определять уровень развития физических качеств

* выполнять комплексы упражнений на развитие равновесия

* технически правильно осуществлять двигательные действия в подвижных и спортивных играх;

* организовывать и проводить самостоятельные занятия;

* уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий;

* составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

* вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений.      

                                                             ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся, к которым относится: качество овладения материалом. При оценки достижения результата, следует ориентироваться на индивидуальное развитие и двигательные способности учащихся.

 Физическая подготовленность зависит от низкого, среднего и высокого уровня физической подготовки, которая включает в себя контрольные нормативы:

  1. на гибкость
  2. на скорость челночный бег 3*10м
  3. прыжок в длину с места
  4. прыжки через скакалку
  5. техника владения баскетбольным, волейбольным мячом

     7.  правила спортивной игры по баскетболу, волейболу                                          

                                                     

                                                       УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

п/п

Физические

способности

Контрольные

упражнения

класс

            Уровень

        Мальчики

        Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Координа-

ционные

Бег 3*10 м

   

5

9,9

9,5-9,0

8,6

10,4

10,0-9,5

9,1

2

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

5

130

140-160

185

120

140-155

170

3

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

5

2

4-6

8,5

3

7-10

14,0

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Номер

занятий

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт.

-Вводный инструктаж по ТБ

  1-4

-Беседа «Азбука игры в волейбол»

-Упражнения для мыщц рук и плечевого пояса

-Основная стойка игрока, перемещение, остановка.

-Упражнения для обучения стойки игрока перемещения и остановки.

-Игра «Гонка мячей», «Попрыгунчики, воробушки».

4

5-7

-Строевые упражнения - выход из строя.

-Общеразвивающие упражнения.

-Работа с мячами (подводящие упражнения)

*держание мяча

*подброс мяча вверх

*ловля мяча

-Подвижные игры с элементами ловли мяча

3

8-12

-Строевые упражнения (повторить)

-Упражнение для мышц туловища и шеи.

-Упражнения на гибкость

-Передача мяча сверху двумя руками:

*повторить подводящие упражнения

*передача мяча сверху над собой

*передача мяча сверху в парах

-П/игра «Салки», «Невод». Эстафеты.

5

13-18

-Строевые упражнения - расчет по порядку.

-Упражнения для мышц ног и таза.

-Передача мяча сверху двумя руками:

*передача мяча над собой

*передача мяча в парах

*передача мяча от стены

-П/игра «Мяч среднему», «Мяч в стенку»

6

19-24

-Беседа «Режим дня».

-Строевые упражнения – перестроение из колонны по два в колонну по одному.

-ОФП

-Передача мяча  верху двумя руками:

*передача мяча в парах

*передача мяча в тройках

-Подвижные игры с применением передач мяча

-«Мяч среднему», эстафеты с бегом.

6

25-31

-Беседа «Режим дня».

-Правило игры.

-Строевые упражнения – расчет по порядку.

-ОРУ с предметами.

-Прыжок в длину с места

-Упражнения с набивными мячами.

-Передача мяча сверху двумя руками:

*передача мяча в тройках

*передача мяча в четверках

-П/игра «Мяч среднему», «Перестрелка».

7

32-37

-Правило игры

-Беседа «Правило дыхания».

-Строевые упражнения – размыкание уступами по расчету.

-Передача мяча сверху через сетку в парах.

-Игра в «Пионербол»

6

38-42

-Правило игры.

-Общеразвивающие упражнения.

-Упражнения с набивными мячами.

-Прыжки через скакалку

-Передача мяча снизу двумя руками:

*подводящие упражнения

*передача мяча снизу над собой

*передача мяча снизу в парах

-П/игра «Салки», «Слушай сигнал».

-Игра «Пионербол».

5

43-47

-Правило игры.

-Упражнение для развития быстроты перемещения.

-Передача мяча снизу двумя руками:

*передача мяча снизу над собой

*передача мяча в тройках

-П/игра «Мяч через шеренгу».

-Игра в пионербол.

5

48-53

-Правило игры.

-Строевые упражнения.

-Общеразвивающие упражнения.

-Упражнения на быстроту отведенных действий.

-Обобщающие занятия с элементами передач мяча.

-Эстафеты с элементами волейбола.

-П/игра «Перепасуй мяч», «Пионербол».

6

54-55

                         

                             ВИКТОРИНА

1. Провести разминку по отделениям.

2. Ответить на вопросы по правилам игры.

3. Выполнить передачу сверху в парах.

4. Пройти полосу препятствий с учетом           времени.

5. Выполнить передачу снизу.

6. Эстафеты с элементами волейбола.

7. Прыжки через скакалку в движении.

8. Подведение итогов.

2

56-60

-Беседа «Хочу все знать».

-Общеразвивающие упражнения.

-Челночный бег 3*10

-Упражнения для развития быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач мяча:

*упражнения с набивными мячами

*упражнения с волейбольными мячами

-Нижняя прямая подача:

(техника выполнения нижней прямой подачи)

-П/игра «Прыгающий мяч», «Мяч в воздухе».

-Игра «Пионербол».

5

61- 62

ВИКТОРИНА

-Провести «Викторину» со сменой состава.

(смотреть урок №54)

2

63-68

-Правило игры.

Общеразвивающие упражнения.

-Контрольные нормативы

-Нижняя прямая подача:

(подводящие упражнения)

*нижняя прямая подача в парах, в стену

*нижняя пряма подача мяча в стену и прием отскочившего мяча

-Эстафеты с преодолением препятствий, с бросками набивного мяча через сетку.

-Спортивная игра в волейбол по упрощенным правилам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...