Методика обучения прыжкам в 1 классе
методическая разработка по физкультуре на тему
Обучение прыжкам в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_nachalnogo_obucheniya_pryzhkam_v_1_klasse.doc | 208.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа
Методика начального обучения
прыжкам в 1 классе
Учитель физической
культуры школы № 59
Менщикова Ю.В.
Санкт-Петербург
Обучения прыжкам в 1 классе
Легкоатлетические прыжки в высоту и в длину являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплексную программу физического воспитания учащихся с 1 класса.
Способности детей к освоению техники движений велики. Дети младшего школьного возраста значительно быстрее осваивают многие элементы техники новых упражнений, чем подростки и юноши. Они способны овладеть достаточно сложными движениями и почти самостоятельно, только понаблюдав, "как это делается".
Игровой метод проведения упражнений в этот период может с успехом осуществляться в соревновательной форме.
Согласно учебной программе, первоклассников необходимо научить прыжкам на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед; в длину с места; с высоты до 30см; с разбега в длину и высоту; через набивные мячи; длинную скакалку. Они должны овладеть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и научиться толкаться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземляясь на обе ноги.
Наблюдения за тем, как первоклассники осваивают физические упражнения, показывают, что уже в этом возрасте школьники овладевают элементами техники прыжка в длину и в высоту с места и с разбега, хорошо согласовывают движения рук и ног. Однако отталкивание они выполняют недостаточно активно и энергично.
Обучение прыжкам следует начинать с изучения подпрыгиваний (отталкивание со средними усилиями и амортизацией в момент приземления при незначительном сгибании туловища и ног в коленных и тазобедренных суставах). Подпрыгивание на произвольную высоту в начальном периоде дети выполняют легче, чем такое же подпрыгивание, но с доставанием определенного ориентира над головой или подпрыгивание на заданную высоту. Важнейшей задачей при применении подпрыгиваний является обучение мягкому приземлению, без значительных сотрясений. При этом следует научить первоклассников, чтобы в момент приземления они касались пола, грунта передней частью стоп, амортизируя приземление небольшим сгибанием ног в коленных суставах.
На первых уроках целесообразно давать подтягивания на произвольную высоту, а в дальнейшем - на разную, например 3 раза подпрыгивать не в полную силу, а четвертый раз - как можно выше.
Для увеличения силы толчка и высоты прыжка применяются предметные ориентиры, подвешенные на 10-15 см выше поднятых рук ребенка. Чтобы подпрыгнуть, сначала надо поднять руки вверх, затем, опуская их вниз-назад, присесть и с выносом рук вперед-вверх оттолкнуться ногами от пола, одной или двумя руками коснуться предмета.
Подпрыгивания на двух ногах могут выполняться на месте, а затем с небольшим продвижением вперед. Это более сложное в координационном отношении упражнение. При приземлении здесь необходимо добиваться устойчивого равновесия за счет оптимального сгибания в коленных и тазобедренных суставах, обеспечивающего необходимую амортизацию.
Подпрыгивание на одной ноге включается в уроки после овладения подпрыгиванием на двух. При выполнении этого упражнения подседание на опорной ноге значительно меньше, чем в предыдущем. Приземляться следует на переднюю часть стопы.
Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях, изменяя при этом положение рук и выполняя различные задания. Целесообразно чередовать выполнение прыжков на одной и другой ноге (например, 4-8 прыжков на правой и столько же на левой). После овладения подпрыгиванием можно приступить к прыжкам на двух ногах.
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, прыжки на одной ноге отличаются от подпрыгиваний тем, что в момент приземления после амортизации сразу же начинается следующее отталкивание. Эффективность отталкивания повышается при выполнении активного маха руками. Прыжки вперед следует выполнять с небольшим по величине продвижением. Для повышения эффективности закрепления навыка в прыжках следует широко использовать подвижные игры, такие, например, как "Зайцы в огороде", "Попрыгунчики - воробушки", "Прыжки по кочкам", "Салки на одной ноге", "Прыжки по полоскам". Для создания правильного представления об отталкивании полезно применять имитирующие прыжки - "Как прыгает мяч", " Как прыгает птичка" и т. д.
Упражнения, используемые для обучения подпрыгиваниям и прыжкам на двух и одной ноге:
- Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определенного положения рук. Вначале даются прыжки низкие, потом более высокие, а затем чередуются низкие с высокими.
- Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным положением рук.
- Прыжки на правой, затем на левой ноге.
- Прыжки поочередно вначале на правой, потом на левой ноге, чередуя их через определенное количество повторений (три-четыре).
- Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.
- Прыжки на двух ногах через линии, начерченные на расстоянии 50-60см одна от другой.
- Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед и назад.
Спрыгивание с высоты (высота предмета, с которого первоклассники выполняют спрыгивание, не более 50см). Более сложными упражнениями являются спрыгивания с высоты, изучение которых следует после овладения техникой подпрыгивания. Если в предыдущих видах прыжков выделялось умение концентрировать усилия в толчке вверх, то эта разновидность прыжков требует умения мягко приземляться. Мягкому приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Учащиеся, имеющие слабую физическую подготовленность, должны выполнять более глубокое приседание после прыжка, смягчая толчки и сотрясения, а затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильному приземлению следует разрешить школьникам приземляться до положения упор присев, затем - приседа и полуприседа. Высота предметов, с которых выполняется спрыгивание, может увеличиваться только при условии правильного выполнения задания. Наряду с обучением мягкому приземлению следует учить школьников управлять положением тела в полете, развивать "прыжковую смелость и ловкость".
Спрыгивания с высоты имеют следующие разновидности : из положения при смешанной опоре (руками и ногами), из полуприседа, из положения в висе на руках, из положения стоя.
При проведении спрыгиваний следует предусмотреть меры безопасности: учитель страхует выполняющих упражнение, помогает им, приземление первоклассники производят на маты.
Упражнения, используемые для обучения спрыгивания с высоты:
- Прыжки на месте с мягким приземлением.
- Прыжки вверх-вперед с мягким приземлением.
- Прыжки вверх-в сторону с мягким приземлением.
- Спрыгивание с гимнастических скамеек.
- То же, что и в упр. 1,2,3,4, но с выполнением дополнительных заданий: движение рук в отталкивании, в полете и при приземлении.
- Спрыгивание с гимнастической скамейки вправо, влево, назад с мягким приземлением.
- Спрыгивания с высоты до 30 см, приземляясь до положения упора присев, приседа и полуприседа.
- Прыжки в кружок. Спрыгнуть точно в кружок, нарисованный на полу на расстоянии 15 - 20 см от скамейки.
- Спрыгивания на заданную линию (первая линия на расстоянии 15см от возвышения, вторая - 30, третья - 45см). Желательно, чтобы линии были нанесены мелками разного цвета. Приземление производится на линию, названную учителем.
- Спрыгивания с мягким приземлением в круг, находящийся в 40 - 50 см от возвышения с заданием устоять в нем три счета.
После овладения умением мягко приземляться школьники могут приступить к изучению группы прыжков, связанных с перепрыгиванием.
Прыжки с места. Они имеют прикладное значение и способствуют развитию скоростно-силовых качеств. С учащимися начальных классов их следует использовать также для овладения группировкой в полете и обучения приземлению в прыжках в длину.
Техника прыжка в длину с места. Прыжок выполняется из исходного положения узкая стойка ноги врозь (ступни ног параллельно, на ширине одной ступни), руки вперед-вверх. Упражнение начинается с отведения рук назад, затем активное движение руками вниз-вперед-вверх сочетается с быстрым подседанием, переходящим в очень быстрое разгибание ног в коленном, тазобедренном суставах, и отталкиванием стопой. У первоклассников при отведении рук назад выполняется подседание, но без излишнего сгибания ног и наклона вперед. Начало полета характерно выпрямлением тела прыгуна вперед-вверх. Затем ноги, сгибаясь в коленных суставах, подтягиваются к груди, прыгун находится в группировке. Приземление производится на согнутые ноги, обеспечивая амортизацию и сохранение равновесия. Руки в момент приземления вначале опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, содействуют продвижению туловища. В прыжках на результат при условии мягкого места приземления допускается вынос голени вперед при приземлении, но с обязательным последующим сгибанием ног в коленных суставах после касания стопами грунта. При прыжках на твердой поверхности обязательным является амортизирующее приземление и сохранение равновесия.
Методические указания к обучению. Урок может проводиться как в зале, так и на спортивной площадке с различным покрытием. Приземление в прыжках желательно выполнять на гимнастические маты, если урок физической культуры проводится в спортивном зале, или в яму с песком, если урок проходит на открытом воздухе. При прыжках яма с песком должна быть хорошо подготовлена. В начале обучения прыжки в длину с места проводятся в разомкнутых шеренгах.
При обучении прыжкам с места следует добиваться правильного сочетания махового движения руками с разгибанием ног в отталкивании. Этому будут способствовать быстрое выполнение подседания и активный мах руками.
Упражнения, используемые для обучения прыжкам с места:
- Прыжки вперед-вверх с места из полуприседа, руки на поясе.
- Прыжки вперед-вверх с быстрым выполнением полуприседа.
- Выполнение маха полусогнутыми руками с резкой остановкой при положении локтей на уровне плечевого пояса.
- Прыжки в длину с места из полуприседа, руки отведены назад.
- Прыжки с места вверх с выполнением быстрого подседания и маха руками.
- Прыжки в длину с места на точность и на результат.
- Запрыгивание на препятствие высотой 30см в положение приседа.
Прыжки с разбега являются наиболее сложным упражнением для учащихся начальных классов. Трудности овладения ими обусловлены недостаточным уровнем развития у детей скоростно-силовых качеств, незаконченностью формирования опорно-двигательного аппарата несовершенной системой управления движениями. Однако основы навыка выполнения таких прыжков должны быть заложены как можно раньше.
Методические указания к обучению. Начинать обучение прыжку в длину с разбега следует с овладения отталкиванием одной ногой и приземлением на обе ноги. В отталкивании следует добиваться активного маха согнутой в колене ногой и полного выпрямления толчковой ноги. После овладения этим движением ребят учат соизмерять шаги разбега, выполняя их по разметкам (кружки, линии и т.д.), добиваясь ускорения от первого шага к последнему и сохраняя правильное положение тела при выполнении отталкивания. При выполнении прыжка с разбега место отталкивания определяется зоной шириной 40см, чтобы учащийся мог сосредоточить внимание на быстром выполнении последнего шага.
Упражнения, используемые для обучения прыжкам в длину с разбега:
1. Прыжки в длину с места из исходного положения левая нога впереди, правая сзади на носке. Махом правой прыжок на полшага вперед с мягким приземлением на обе ноги. То же, отталкиваясь другой ногой. Добиваться активного выноса бедра маховой ноги и приземления на обе ноги.
- Из и.п. левая нога впереди выполнить два обычных шага, а на третий - прыжок с приземлением на обе ноги. То же, выполняя отталкивание другой ногой. Второй шаг выполнять быстрее первого.
- Прыжки с 4 шагов разбега по ориентирам (кружки, линии, предметные ориентиры), расположенным друг от друга на расстоянии 70-80 см. Место отталкивания лучше всего обозначить квадратом 40x40 см. Отталкивание выполняется как левой, так и правой ногой.
- Прыжки с 4-6 шагов разбега. Добиваться ускоренного разбега, быстрого выполнения последнего шага, правильного положения туловища при отталкивании и в полете.
Прыжки в высоту с разбега, техника прыжка в высоту с прямого разбега, выполняемого первоклассниками, несущественно отличается от прыжка в длину с разбега. Это отличие состоит лишь в большей группировке при переходе через планку и способе приземления. В прыжках в высоту с разбега учащиеся приземляются так же, как и в прыжках в высоту с места. В этом возрасте из-за недостаточности развития скоростно-силовых качеств дети не могут значительно изменить направление движения в момент отталкивания в прыжках.
Методические указания к обучению.
Ввиду большого сходства техники прыжков в длину и в высоту, выполняемых с прямого разбега, целесообразно изучать эти прыжки параллельно. Вначале необходимо, чтобы дети отталкивались и левой, и правой ногой. Место отталкивания следует обозначить на дорожке. Изменяя расстояние от места отталкивания до преодолеваемого препятствия (планки или резинового шнура), можно изменять и направление отталкивания. При выполнении прыжков следует добиваться, чтобы учащиеся не останавливались перед отталкиванием, не растягивали последний шаг. Для увеличения фазы полета, во время которого учащийся мог бы прочувствовать положение группировки, можно использовать мостик с резиновым покрытием. Следует, однако, иметь в виду, что систематическое его применение отрицательно сказывается на формировании навыка отталкивания.
Упражнения, используемые для обучения прыжкам в высоту с разбега:
1. Запрыгивание в упор присев на препятствие (гимнастические маты) высотой 20-30 см из исходного положения толчковая нога впереди, маховая сзади на носке.
- Запрыгивание в упор присев на препятствие высотой 30-40 см с 2-3-4 шагов разбега.
- Прыжки в высоту с 3-4 шагов прямого разбега. Высота планки 30-40см.
Упражнения со скакалкой необходимо разучивать всему классу, а не только девочкам. Приступая к прыжкам через короткую скакалку, следует научить ребят определять длину скакалки по своему росту. Учащиеся должны знать, что для определения длины скакалки следует взять скакалку за концы, встать на нее в положении ноги врозь и натянуть так, чтобы кисти были на уровне пояса. Остаток скакалки намотать на кисти. Необходимо также знать, что скакалку надо вращать круговыми движениями кистей, слегка сгибая руки в локтевых суставах. Чтобы облегчить овладение своевременным подпрыгиванием, рекомендуется вначале обучения прыгать с несколько удлиненной скакалкой.
Упражнения с короткой скакалкой:
- Стоя на месте, вращение одной рукой сбоку вдвое сложенной скакалки. Вращение выполняется в направлении снизу-назад сначала одной, затем другой рукой.
- Прыжки через короткую скакалку на двух ногах с промежуточным прыжком.
- Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую.
- Бег с одним вращением скакалки в два шага. Не секрет, что наиболее сложным упражнением для освоения являются ВЫСОКО ДАЛЕКИЕ ПРЫЖКИ - прыжки с ноги на ногу вперед-вверх. Несмотря на то, что в учебной программе этот вид прыжковых упражнений не назван, учитель обязан включать их в уроки со школьниками. При выполнении этого упражнения занимающимися педагогу не следует добиваться от них максимальных по длине прыжков. Стараясь сделать более длинные прыжки, учащиеся, вследствие недостаточной силы ног и несовершенного навыка отталкивания, допускают излишний наклон туловища, недостаточный вынос маховой ноги происходит неправильная постановка толчковой ноги. Во избежание перегрузок опорно-двигательного аппарата, в первую очередь голеностопных суставов, лучше выполнять это упражнение на упругих матах.
При распределении учебного материала по урокам учителю необходимо учитывать внутривидовую сложность прыжковых упражнений и возможности параллельного использования подпрыгиваний, прыжков на двух и на одной ноге, спрыгиваний. Каждое из этих упражнений имеет различные элементы отталкивания, а высоко-далекие прыжки и прыжки в сочетании с ходьбой характеризуются еще и общей структурной взаимосвязью этих элементов в целостном отталкивании. Поэтому с помощью каждого из этих прыжковых упражнений решаются различные задачи (изучение, закрепление, совершенствование) и применять их следует в определенной последовательности.
ПРИМЕРНЫЕ ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, применяемые для закрепления навыка отталкивания и развития скоростно-силовых качеств.
- Прыжки на двух и одной ноге.
- Прыжки с места на произвольную высоту.
- Прыжки с места с доставанием рукой (головой) подвешеннных предметов.
- Прыжки на двух ногах вперед-вверх.
- Прыжки на одной ноге.
- Прыжки на двух ногах с поворотами направо и налево.
- То же на одной ноге с поворотами направо и налево.
- Прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 90 градусов.
- Прыжки в длину с места.
- Прыжки в высоту с места.
- Прыжки по разметкам на разные расстояния.
- Прыжки по "кочкам" - разложенным на полу по прямой на расстоянии 40см друг от друга цветным резиновым кружочкам.
- Прыжки по "кочкам" - разложенным на полу (площадке) зигзагом цветным резиновым квадратам, расстояние между которыми 50-60см.
- Прыжки по разметкам с приземлением на цветной кружочек одной (левой, правой) ногой, а на цветной квадрат - двумя ногами.
- Прыжки по четырем разметкам, расположенным на расстоянии 60- 70 см друг от друга, с приземлением на обе ноги на стопку (3-4) гимнастических мата.
- Прыжки со скакалкой.
- Прыжки на двух ногах через длинную висящую скакалку.
- Прыжки на двух ногах через длинную качающуюся скакалку,
- Прыжки на месте на двух ногах через длинную качающуюся скакалку (с промежуточным подскоком).
- Прыжки через короткую скакалку произвольно.
- Прыжки на двух ногах через короткую скакалку с промежуточным подскоком.
- Прыжки на месте на одной ноге через короткую скакалку.
- Прыжки с одной ноги на другую через короткую скакалку.
- Спрыгивание с высоты.
- Спрыгивание с высоты до 40см на обе ноги (следить за правильным приземлением).
- Спрыгивание с высоты до 40 см на обе ноги с хлопком в ладоши в фазе полета.
- Примерные упражнения для овладения техникой высоко- далеких прыжков с ноги на ногу и прыжком с разбега.
- Бег вверх по ступенькам (высота 15-20см, ширина не менее 40см), акцентируя выпрямление ноги и вынос бедра (12-15 ступенек).
- Прыжки на двух вверх по ступенькам. Выполняя упражнение, сохранять оптимальный наклон туловища, добиваться увеличения фазы полета. (Ступеньки можно сделать из упругих гимнастических матов).
- Прыжки по "кочкам", расположенным по прямой или зигзагом на расстоянии 60-70 см одна от другой.
- Прыжки из кружка в кружок "в шаге" с ходьбы и с 2-3 шагов разбега.
- Прыжки "в шаге" через "ров" шириной 60-70 см с приземлением на маховую ногу с последующим переходом на ходьбу или бег.
- Прыжки в длину с разбега с отталкиванием из зоны 60см.
- Прыжки в высоту с 3-4 шагов разбега через планку (резиновый шнур, веревочку), установленную на высоте 40-50см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения прыжкам с гимнастической скакалкой
Наиболее эффективное и быстрое освоение учебного материала...
Методика обучения прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги». Возраст 10-11 лет.
методика обучения прыжку в длину сразбега согнув ноги....
Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе. Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.
Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе.Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.Цель:Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать у...
[7] п.3.1 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКА - "Cossack jump" в СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ
В последние годы спортивная аэробика, стала развиваться очень большими шагами вперед, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях, прослеживается повышение сложности элементов ст...
Методика обучения прыжкам во 2 и 3 классах.
Обучение прыжкам во 2и 3 классах....
Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.
Методическая рекомендация для педагогов и родителей.В тексте расказывается как наиболее эффективно и быстро научить учащегося, игре в шахматы.С помощью набора несложных упражнений учащийся быстро осва...
Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам
Уроки физической культуры направлены не только на улучшение физической подготовки учащихся, но также на воспитание интереса к здоровому образу жизни, к спорту. Важно, что...