Методика обучения прыжкам во 2 и 3 классах.
методическая разработка по физкультуре на тему

Менщикова Юлия Владимировна

Обучение прыжкам во 2и 3 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_nachalnogo_obucheniya_pryzhkam_vo_2-3_klassah.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

Методика начального обучения

прыжкам во 2-3 классах

Учитель физической

культуры школы № 59

Менщикова Ю.В.

Санкт-Петербург

Обучение прыжкам во 2 - 3 классах

Во 2-ом классе учебной программой по прыжковой подготовке предусмотрено обучение прыжкам на двух с поворотом на 180 градусов; в длину и высоту с разбега; с высоты до 50см; со скакалкой. Учителю физической культуры необходимо подготовить учащихся к выполнению учебного норматива в многоскоках (8 прыжков).

Эффективным средством совершенствования навыка отталкивания вверх и развития скоростно-силовых качеств являются прыжки на месте, прыжки через длинную вращающуюся скакалку и с короткой скакалкой.

Прыжки на двух и одной ногах включают в первые уроки учебного года для восстановления навыка отталкивания. Нагрузку и сложность упражнений постепенно увеличивают. В течение года этот вид прыжков используют в водной части урока, в ходе подвижных игр на уроках и занятиях в группах продленного дня. Учитель должен рекомендовать их для включения в утреннюю гимнастику.

Среди множества упражнений в прыжках на двух и одной ноге хорошо зарекомендовали себя следующие:

  1. Прыжки на двух на месте (темп: 135-140 прыжков в минуту).
  2. Прыжки        на двух по ориентирам (квадратам, кольцам), расположенным на расстоянии 30-50см один от другого.
  3. Прыжки на месте с изменением высоты взлета. Например, после трех подскоков четвертый прыжок с подтягиванием согнутых ног к груди.
  4. Прыжки на двух через предметы высотой 20-30см, расположенные друг от друга на расстоянии 50см. Желательно использовать свернутые в цилиндры поролоновые коврики или кубики из поролона.
  5. Прыжки на двух и одной вправо и влево через резиновую ленту, натянутую на высоте 20см. В прыжках с преодолением препятствий сгибать ноги как в коленных, так и в тазобедренных суставах, не допуская движения головой назад.
  6. Прыжки на одной с небольшим продвижением вперед и по ориентирам.
  7. Прыжки на месте на двух и одной с поворотами направо и налево.
  8. Прыжки на двух с поворотом на 180 градусов. При выполнении поворота сохранять вертикальное положение тела. Это облегчает выполнение поворота и помогает сохранить равновесие при приземлении.

Упражнения со скакалкой хорошо укрепляют мышцы ног. Их преимущественно используют на уроках, проводимых в спортивном зале. В дальнейшем прыжки с короткой скакалкой становятся одним из важнейших средств развития скоростно-силовых качеств и выносливости в самостоятельных занятиях дома.

Методические указания к обучению. После повторения прыжков через качающуюся скакалку (стоя боком к скакалке, лицом, спиной, с различным положением рук, по два человека, держась за руки и т.д.) приступают к разучиванию прыжков через вращающуюся длинную скакалку. Сначала осваивают прыжки, в которых вращение скакалки начинается после того, как учащийся станет рядом с висящей скакалкой. Обучение прыжкам через вращающуюся длинную скакалку с обеганием и выбеганием начинают с освоения пробегания под скакалкой. Движение вперед начинается при опускании скакалки навстречу пробегающему. Второклассникам необходимо объяснить, что при пробегании не следует наклонять голову и пригибаться. Вначале под скакалкой пробегают под углом к ней, а в дальнейшем прямо посередине. Усложняя упражнение, можно предложить пробегание вдвоем, втроем и т. д., взявшись за руки. Групповые пробежки можно использовать и в тех случаях, когда некоторые дети затрудняются самостоятельно вбегать под длинную скакалку. Для облегчения определения момента начала движения можно давать сигнал или подсчет. После овладения пробеганием учащиеся приступают к выполнению прыжков через длинную вращающуюся скакалку с вбеганием и выбеганием.

Упражнения с использованием длинной вращающейся скакалки:

  1. Прыжки на двух без обегания по одному, в парах и т. д. через длинную вращающуюся скакалку.
  2. Пробегание под длинной вращающейся скакалкой по одному, вдвоем и т.д., взявшись за руки.
  3. Прыжки с обеганием навстречу вращению скакалки и выбеганием по одному, по два и т.д.
  4. Пробегание, перепрыгивания "шагом" через скакалку, вращающуюся снизу навстречу движению.
  5. Прыжки на двух и одной с обеганием под вращающуюся снизу навстречу движению скакалку. Выбегание выполняется в ту же сторону, откуда проводилось обегание.

Второклассники повторяют на уроках физической культуры прыжковые упражнения с короткой скакалкой, изученные в 1 классе, и разучивают более сложные. Как правило, в этих упражнениях изменяются исходные положения, в большей мере используется чередование прыжков, меняется направление вращения скакалки, увеличивается количество повторений.

Упражнения с применением прыжков через короткую скакалку:

  1. Прыжки через короткую скакалку на двух с промежуточным прыжком.
  2. Прыжки через короткую скакалку на двух без промежуточного прыжка.
  3. Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед.
  4. Прыжки через короткую скакалку на одной ноге.

Во 2-ом классе прыжки в длину с места используются как для развития скоростно-силовых качеств, так и для совершенствования координационных способностей занимающихся. На первых уроках, в которые включаются прыжки с места, следует восстановить имеющийся, а точнее сказать, приобретенный в первый год обучения навык: правильное подседание, сочетание махового движения руками с отталкиванием ногами. Прыжки на максимальный результат должны сочетаться с прыжками на точность. Чтобы усилить прикладную направленность этого упражнения, необходимо выполнять прыжки с места в связке с упражнениями в лазаньи, переползании и т. д.

Упражнения с прыжками в длину:

  1. Прыжки в длину на небольшое расстояние. Обращать внимание на выполнение полуприседа, маха руками, выпрямление ног и мягкое приземление.
  2. Прыжки в длину с места на максимальный результат.
  3. Прыжки в длину с места: 1-ый на максимальный результат; 2- ой вполсилы - на длину, равную половине максимального результата.
  4. Прыжки в длину с места на 50 и 100см с закрытыми глазами на полосу приземления шириной 30см.
  1. Прыжок в длину с места и лазанье (по канату, шесту, гимнастической стенке).

Прыжки с высоты. Применяются как для совершенствования мягкого приземления, так и для развития скоростно-силовых качеств, улучшения координационных способностей занимающихся. Высота, с которой проводится спрыгивание, увеличивается во 2-ом классе до 50см, изменяются исходные положения, из которых выполняются прыжки, усложняются задания в полете, повышаются требования к точности приземления.

Упражнения в спрыгивании с высоты:

  1. Спрыгивание с высоты до 50см после небольшого подседа, не выпрямляя ноги.
  2. Прыжок с высоты с хлопком в ладони над головой.
  3. Прыжки с высоты шагом одной ногой с приземлением на обе.
  4. Соскоки с гимнастического козла из положения присев. Не выпрямляясь, прыжок с высоты вперед, влево и вправо.
  5. Прыжки с гимнастической скамейки в круги, расположенные на полу в 50-100 см от скамейки. (Можно использовать подвижную игру "Парашютисты".)
  6. Спрыгивание и запрыгивание на гимнастические скамейки, расставленные на расстоянии 60-70 см одна от другой.

Прыжки в длину с разбега. Целесообразно включать в занятия после восстановления на нескольких уроках навыка в отталкивании вверх посредством прыжков на одной и двух ногах, прыжков по "кочкам", преодоления прыжками горизонтальных и вертикальных препятствий в подвижных играх, а также нескольких уроков беговой подготовки, что позволит правильно выполнить шаги разбега и эффективно оттолкнуться. При выполнении отталкивания следует обращать внимание занимающихся на быстрый вынос бедра маховой ноги.

Упражнения, способствующие совершенствованию в технике прыжка в длину с разбега:

  1. В ходьбе перешагивание через "ров" 80-90см, отталкиваясь левой, правой ногой. Последний шаг перед "рвом" стремиться выполнить быстрее предыдущих.
  2. Прыжок в длину с 5-6 шагов разбега "по кочкам", перепрыгивая через резиновую ленту, натянутую на высоте 25-30 см на расстоянии 70-80 см от места отталкивания, или поролоновый кубик, установленный на расстоянии 50-60см от последней "кочки".
  3. С 5-6 шагов разбега прыжок на возвышение до 40 см, расположенное на расстоянии 70-80 см от места отталкивания. Приземляться в положении приседа.
  1. Прыжки в длину с разбега на 100, 150 и 200 см на полосу приземления шириной 30см.
  2. Прыжки в длину с разбега на максимальный результат в сочетании с прыжками вполсилы - на половину максимального результата. Длина разбега в этом случае определяется самими учащимися.

В прыжках в высоту учащиеся в большей мере стремятся изменить направление движения вверх. Это легче сделать на меньшей скорости, чем в прыжках в длину. Поэтому и длина разбега, количество беговых шагов будут меньше и должны соответствовать уровню развития скоростно-силовых качеств занимающихся.

Методические указания к обучению. Для стимуляции высоты взлета, регламентации направления усилий в отталкивании и полете целесообразно применять различные ориентиры (подвешенные предметы, препятствия разной высоты), разметку мест отталкивания и установку препятствий. Многие упражнения, связанные с прыжками в высоту, проводятся в спортивном зале и могут выполняться в сочетании с другими физическими упражнениями. Для обеспечения необходимой нагрузки в прыжках следует оборудовать несколько мест, позволяющих одновременно выполнять задания нескольким учащимся, а также последовательно преодолевать прыжком с прямого разбега несколько препятствий одинаковой или разной высоты.

Игровые упражнения, используемые для обучения прыжкам в высоту с разбега:

  1. Элементы подвижных игр типа "Зайцы в огороде" с прыжками через невысокие (поролоновые) вертикальные препятствия.
  2. Прыжки через планку (резиновую ленту, веревочку), установленную на высоте 35-40 см, с 3-4 шагов по разметке (линиям, кружочкам).
  3. Прыжок с 3-4 шагов разбега через планку, установленную на высоте 35см. После приземления по ходу движения с 3-4 шагов разбега вновь прыжок с преодолением планки, установленной на высоте 40см. В случае удачного преодоления высоты планка поднимается еще на 5см.
  4. После 3-5 шагов разбега толчком одной выполнить прыжок, доставая в полете рукой ленточки, подвешенные на высоте 150, 170, 190 см.
  5. После 3-5 шагов разбега по разметке запрыгивание на мягкое препятствие (стопка матов) высотой 40-50 см в положение приседа.
  6. Прыжки в высоту без разметки шагов, но с отметкой для начала разбега.

Многоскоки (прыжки с ноги на ногу) включены в программу как учебный норматив. Подготовка учащихся к выполнению данного норматива способствует развитию скоростно-силовых качеств и совершенствованию в технике отталкивания в прыжках.

Методические указания к обучению. Следует учесть, что при неправильном выполнении многоскоков возможна перегрузка опорно-двигательного аппарата. В связи с этим последовательность применения упражнений в многоскоках приобретает особое значение. Вначале длина прыжков должна лишь немного превышать величину бегового шага. В дальнейшем длина прыжков постепенно увеличивается. Однако такое задание можно давать учащимся только при условии правильного выполнения этого упражнения (постановка ноги "сверху", вынос бедра, сохранение равновесия в фазе полета). Используя разметку и другое оборудование мест приземления, педагог должен учитывать разницу в физическом развитии школьников этого возраста.

Упражнения для овладения техникой прыжков-многоскоков:

  1. Прыжки по "кочкам" (разметкам), расположенным друг от друга на расстоянии, на 10см превышающем длину бегового шага (60- 90 см). Учащиеся выполняют упражнения по разметке, соответствующей их физической подготовленности.
  2. После 3-4 шагов разбега прыжки по "кочкам", расположенным на расстоянии для 1-ой группы учащихся - 70 см, 2-ой- 90 см, 3-ей группы - 120см.
  3. То же, но с постепенным увеличением расстояния между "кочками" для учащихся 1-ой группы с 60 до 75 см, 2-ой группы - с 90 до 110 см, 3-ей группы - со 120 до 140см.
  4. Контрольные многоскоки (8 прыжков) с места на результаты, предусмотренные учебными нормативами.

В 3-ем классе учебной программой предусмотрено освоение учащимися основных элементов прыжков в длину с разбега способом "согнув ноги" и в высоту: ускоренного разбега, быстрого выполнения последнего шага, активного маха ногой и руками в отталкивании, правильного положения туловища во время выполнения отталкивания и в полете. В связи с этим учитель физической культуры больше внимания должен уделить развитию у учащихся 3-го класса скоростно-силовых качеств. Итогом учебной работы должно быть выполнение учащимися учебных нормативов в прыжках в длину и в высоту с разбега.

Методические указания к обучению. При обучении прыжкам в длину и в высоту с разбега необходимо использовать навыки ускоренного бега и бега с высокого старта, приобретенные учащимися при овладении техникой бега а 1- 2 классах.

Успех обучения учащихся 3-их классов прыжкам в длину с разбега "согнув ноги" и в высоту во многом зависит от того, в какой степени они овладели элементами техники прыжков в предыдущих классах при изучении подпрыгиваний, прыжков с места, спрыгивания с высоты, высоко-далеких. К 3-ему классу учащиеся уже должны овладеть правильным положением туловища при выполнении разбега, сочетанием движений частей тела при отталкивании и иметь определенный уровень развития скоростно-силовых качеств. Если в предыдущих классах работа по подготовке опорно-двигательного аппарата детей, обучению их ускоренному бегу, бегу с высокого старта, различным видам подскоков, прыжков с места, спрыгиваний по какой-либо причине не проводилась, она все равно должна быть проведена в 3-ем классе, хотя бы в сокращенном варианте, предшествуя решению задач по обучению прыжкам.

При выполнении учащимися 3-их классов всех специальных прыжковых упражнений и прыжков в длину и в высоту с разбега, как целостных упражнений, основным элементом техники, на котором следует сосредоточить внимание, остается отталкивание: активная постановка ноги на толчок в сочетании с маховыми движениями свободной ногой и руками и сохранением правильного положения туловища.

Для достижения большей плотности занятий желательно выполнять специальные прыжковые упражнения и отдельные прыжки (особенно в длину) на травяном грунте с приземлением в хорошо взрыхленную яму с песком.

Место отталкивания в прыжках в длину с разбега в начале обучения не следует ограничивать бруском. Достаточно выделить условную зону для отталкивания в виде квадрата или круга диаметром до 50 см. В прыжках в высоту с разбега место отталкивания целесообразно сразу определить для всех учащихся и отметить его в виде круга.

Для изучения движений в полетной фазе прыжка хорошо выполнять прыжки, отталкиваясь с подкидного мостика или пружинного трамплина. Однако длительно применять такие прыжки не следует, так как они могут отрицательно отразиться на формировании навыка отталкивания.

Рекомендуемые прыжки в длину с приземлением в определенную зону применяются с целью тренировки и совершенствования двигательного анализатора учащихся. Их применение в занятиях способствует повышению точности движений, ускорению процесса обучения прыжкам.

Каждый урок физической культуры, включающий обучение прыжкам, целесообразно заканчивать целостным выполнением прыжка в длину или в высоту с разбега.

Упражнения для закрепления техники прыжка в длину с разбега:

  1. Высоко-далекие прыжки, выполняемые в ходьбе и во время медленного бега через один шаг (акцентируя отталкивание одной ногой).
  2. Напрыгивание в положении "шага" на плоские препятствия (стопка матов) высотой 30 см с 4-6 шагов разбега. Приземление на маховую ногу с последующим переходом в ходьбу (бег) или на две ноги в положении выпада (маховая нога впереди). В полете и при приземлении сохранять вертикальное положение туловища.
  3. Прыжок "в шаге" с приземлением на обе ноги в яму с песком с разбега 5-6 шагов, выполняя отталкивание с гимнастического мостика или скамейки. Возможно выполнение разбега по разметке, что помогает освоению ритма разбега и подготовке к отталкиванию.
  4. Прыжки в длину через набивной мяч с 7-8 шагов (беговых), отталкиваясь с отметки, обозначенной в виде квадрата 40 х 40 см.
  5. Прыжки в длину с точным приземлением в указанной зоне шириной 40см, расположенной на расстоянии 110, 150 и 190см от квадрата отталкивания.
  6. Прыжки в длину с последовательным увеличением разбега до 15-18 м (12 беговых шагов).

Упражнения для закрепления техники прыжка в высоту с прямого разбега:

  1. Отталкивание вверх с одного шага. И.п. - толчковая нога впереди. При выполнении отталкивания выполнить энергичный мах согнутой ногой, сохраняя вертикальное положение туловища (6-10 раз).
  1. Запрыгивание на препятствие высотой до 90см в упор присев с 2-4 шагов разбега (12-15 прыжков).
  2. Прыжки с 4-5 шагов разбега, доставая головой ориентир.
  3. Прыжки в высоту "согнув ноги" с 4-5 шагов, разбегаясь под прямым углом к планке (10-12 прыжков).

Для развития скоростно-силовых качеств на уроках в 3-ем классе применяются упражнения, разученные в предыдущих классах: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед, прыжки через короткую и длинную скакалку, прыжки с высоты (до 50см), прыжки с места, эстафеты и игры с прыжками.

Обучая прыжкам во 2-ом и 3-ем классах, следует использовать эстафеты и подвижные игры с прыжками. Следует учитывать также, что игры и эстафеты проводятся при прохождении других разделов программы. Все это дает возможность учителю при помощи правильно подобранных игр решать задачи развития скоростно-силовых качеств и закрепления навыков в прыжках.

Игру следует подбирать так, чтобы основные двигательные действия в ней не повторялись при выполнении других упражнений. Так, на уроке, где проводится обучение прыжкам, не следует давать игру с прыжками, так как прыжки в игре, выполненные учащимися как элементы игрового процесса, не закрепленные ранее в достаточной степени, могут выполняться неправильно. Преждевременное применение игр с элементами изучаемых прыжков может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях. Закрепление технически сложных движений в прыжках в игровой деятельности возможно только после того, как умение выполнить то или иное движение перешло у детей в навык.

Для закрепления навыков отталкивания двумя ногами, прыжка на одной ноге, развития скоростно-силовых качеств применяются следующие игры: "Салки на одной ноге", "Попрыгунчики- воробушки", "Зайцы в огороде", "Прыжки по полоскам", "Лягушки и цапли", "Челнок", "Скакуны", "Веревочка под ногами", "Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах", "Через кочки и пенечки", "Удочка", "Без флажков", "Прыжки с высоты на точность приземления", "Парашютисты", "Эстафеты со скакалкой", "Поймай лягушку". Для закрепления навыка в прыжках в длину и в высоту - "Волк во рву", "Эстафета с прыжками в высоту и через полосу в длину", "Зайцы, сторож и Жучка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения прыжкам с гимнастической скакалкой

Наиболее эффективное и быстрое освоение учебного материала...

Методика обучения прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги». Возраст 10-11 лет.

методика обучения прыжку в длину сразбега согнув ноги....

[7] п.3.1 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКА - "Cossack jump" в СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ

В последние годы спортивная аэробика, стала развиваться очень большими шагами вперед, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях, прослеживается повышение сложности элементов ст...

"Методика обучения технологии в неделимых классах"

В настоящее время существует проблема "неделимых классов на уроках технологии". Каждый учитель,который столкнулся с такой ситуацией не раз задавался вопросом, а как же все-таки найти ту самую "золотую...

Методика обучения прыжкам в 1 классе

Обучение прыжкам в начальной школе....

Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам

Уроки физической культуры направлены не только на улучшение физической подготовки учащихся, но также на воспитание интереса к здоровому образу жизни, к спорту. Важно, что...