туризм на уроках гимнастики
план-конспект урока по физкультуре на тему
Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.
Тип урока: Со спортивно-прикладной направленностью.
Технология: Игровая.
Цели урока
1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией.
2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.
Задачи урока
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
совершенствовать выполнение акробатических упражнений, в равновесии на бревне, в лазании;
учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;
учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;
формировать знания о различных видах костров, способах их построения и тушения.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
развивать физические качества;
применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;
воспитывать культуру здорового образа жизни;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
IV. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать память, наблюдательность, внимание;
развивать познавательную и творческую активность.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, стенка, бревно, мостик, канат, палки, препятствия, гантели по 1-2 кг, подвесная перекладина, большие кубики, обручи, маленькие кубики, свисток, секундомер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm_na_urokah_gimnastiki.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.
Тип урока: Со спортивно-прикладной направленностью.
Технология: Игровая.
Цели урока
1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией.
2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.
Задачи урока
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
совершенствовать выполнение акробатических упражнений, в равновесии на бревне, в лазании;
учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;
учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;
формировать знания о различных видах костров, способах их построения и тушения.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
развивать физические качества;
применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;
воспитывать культуру здорового образа жизни;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
IV. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать память, наблюдательность, внимание;
развивать познавательную и творческую активность.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, стенка, бревно, мостик, канат, палки, препятствия, гантели по 1-2 кг, подвесная перекладина, большие кубики, обручи, маленькие кубики, свисток, секундомер.
Пособия: учебные карточки (картинки костров), ветка берёзы, след от сапога (бумажный).
Частные задачи
Содержание
Дозирование нагрузки
Организационно- методические указания
I. Подготовительная часть (15 мин)
1. Организовать детей.
1) Построение, приветствие. 20 сек
Обратить внимание на форму, причёски девочек.
Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальная и поточным способом.
Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в поход. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути туристов, нам послужит наш спортивный, гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. Ваша задача включить своё воображение, представить себя в лесу и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю вы отлично справитесь с заданием, активно повоображаете, в пути будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу. Надеюсь, вы получите хороший заряд бодрости».
2) Сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности.
1 мин 20 сек
3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие.
20 сек
2. Подготовить
запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока.
Ходьба
1 мин
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время вращения кистями, руки не опускать, кисть держать на уровне плеча.
Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.
1) на носках, руки вверх; 0,5 круга
2) на пятках, руки на поясе; 0,5 круга
3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд; 0,5 круга
4) на внутренней стороне стопы, вращение кистями назад; 0,5 круга
5) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены; 0,5 круга
3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока.
Бег
по кругу в колонне по одному с изменением направления;
1мин
Задание дать направляющему перед бегом: менять направление через три круга, обегать препятствия и перепрыгивать их, отталкиваясь одной ногой.
Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее вдоха.
Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке.
Ходьба
30 сек
1) выполнение дыхательных упражнений; 1 круг
2) получение скакалок, ходьба.
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ)
1) перестроение в колонну по три после движения по кругу со скакалками;
30 сек
Перестроение выполнять по командам: «Налево через центр в колонну по три МАРШ!», «Интервал, дистанция два метра».
4. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины.
ОРУ со скакалками 7 мин
Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивидуально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать.
1) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. 6-8 раз
Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку.
2) И.П. – ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П. 6-8 раз
Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать.
3) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо. 6-8 раз
Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться.
4) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. 6-8 раз
Энергичный мах, вперёд не наклоняться.
5) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги. 6-8 раз
Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч.
6) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие. То же на другой ноге. 3 раза
Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя.
7) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П. 6 раз
При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности).
8) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4 – прыжки на левой ноге; 1 – 4 – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе. по 2 раза
Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках.
Обратная команда в перестроении, ходьба по заданию. 30 сек
Скакалки повесить на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки.
5. Объяснение прохождения маршрута, подготовка мест занятий.
Выдача задания для прохождения туристического маршрута 1 мин
Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препятствия и соответствующего ему гимнастического упражнения.
Знакомство с видами костров и способами их построения 1 мин
Спросить учащихся: «Кто ходил в походы с родителями, классом, разводили ли костры, какие?» Использовать красочный плакат, объяснить названия костров (см. рис. Приложение).
Подготовка маршрута 1 мин
Гимнастическое оборудование и инвентарь приготовить перед уроком, освободить середину зала для выполнения ОРУ, на уроке расставить по назначению (дети помогают).
II. Основная часть (21 мин)
1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута.
Полоса препятствий 9 мин
1) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников.
Выполнение любым способом перелезть через гимнастического коня, проползти под препятствиями в виде половинок обручей (3 шт.), вновь перелезть через гимнастического козла и пролезть под такими же препятствиями (3 шт.)
2) Подняться и спуститься с горы.
Подняться любым способом по скамейке на гимнастическую стенку, пройти по стенке приставными шагами и скатиться вниз любым способом, выполняя мягкое приземление или кувырок.
3) Пройти по кочкам в болоте.
Прыжки из обруча в обруч (5-6 шт.) выполнять с ноги на ногу.
4) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями.
Подняться с помощью скамейки на гимнастическое бревно, пройти по нему, перешагивая набивные мячи, перенося ногу над мячом; соскок вперёд прогнувшись.
5) Преодолеть овраг с помощью подвешенного на дереве каната.
Подняться на канат на 1-1,5 м, немного разбежаться и перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом или постелить маты).
6) Пройти по узкой тропинке и выйти на полянку к берёзовой роще.
Пройти по канату, разложенному на полу, стопу ставить параллельно канату, стараться не оступаться. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт.)
Изображение деревьев и животных: 2 мин
Вопрос детям: «Ребята, с помощью акробатических упражнений изобразите берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика».
берёзовая роща – стойка на лопатках;
Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах).
ящерица – ползание по-пластунски;
При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно).
ёжик – кувырки вперёд слитно.
Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину.
2. Сбор хвороста, разжигание и тушение костра, ориентирование в лесу.
Разжигание костра
Собирание хвороста для костра в эстафете с прохождением по камушкам в горном ручье, прыжками через небольшие препятствия: сучья, бугорки, впадины.
По команде «Марш!» учащиеся преодолевают препятствия, берут по одному предмету, бегут обратно и кладут в обруч – место кострища.
5 мин
Разделить класс на две команды, назначить капитанов. Капитаны помогают подготовить «место сбора хвороста»: положить деревянные бруски (по 5-6 шт.), препятствия (по 3 шт.). Наборы для «хвороста» приготовить до урока, положить в обруч гантели (по 4 шт.), эстафетные палочки (по 4 шт.), конусы (по 4 шт.), кубики (по 4 шт.), мячики (по 2 шт.), скакалки по 2 шт.) – на усмотрение учителя и наличие инвентаря. Можно предложить разные наборы.
Когда весь хворост собран, разложить костёр, вид костра дети выбирают сами соответственно принесённым предметам. Побеждает та команда, которая быстрее наберёт хвороста и разожжет костёр.
Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа у костра)
Речь учителя: «Ребята, представьте себе, солнце спряталось за тучи, а нам надо возвращаться домой. Хорошо, что у нас есть и карта, и компас. Но нужно уметь ориентироваться в лесу и по местным признакам. Кто знает по каким признакам можно ориентироваться в лесу?»
3 мин
Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя.
Ориентирование:
- по мхам и лишайникам (растут с северной стороны);
- по муравейникам (расположены с южной стороны);
- по веткам ( больше с южной стороны, меньше с северной).
Тушение костра (беседа)
«Теперь можно смело возвращаться домой, ориентироваться вы умеете, молодцы! Но прежде необходимо затушить костёр, каким образом?»
2 мин
Костёр можно забросать землёй, залить водой, разбросать головешки и др. Дети разбирают свои костры в пределах обруча и собираются в обратный путь.
III. Заключительная часть (4 мин)
1. Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений.
1) Построение
10 сек
Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и научиться правильно дышать.
2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу.
20 сек
3) Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю.
по 2 акта
2. Организованное завершение урока.
1) Подведение итогов урока.
2) Рефлексия:
- Какие впечатления от урока?
- Какой участок пути был самым
трудным?
- Достаточна ли нагрузка? ощущается ли
усталость, тяжесть в мышцах?
- Что больше всего понравилось?
- Что больше всего запомнилось?
- Что узнали нового?
- Пригодятся ли полученные на уроке
умения и навыки в жизни?
- Кто заметил в пути что-нибудь инте-ресное, необычное?
1 мин
2 мин
Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи.
Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся.
3) Домашнее задание.
4) Организованный уход из зала.
10 сек
Перед уроком прикрепить ветку берёзы к стенке, положить вырезанный из бумаги след по пол или нарисовать мелом – заметят ли их дети.
Раздать карточки в названиями видов костров. Задание – нарисовать соответствующий костёр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».
В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным научно-исследов...
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики....
Тема урока: Туризм на уроках гимнастики. 6 класс.
Цели урока: 1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме.2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях....
Разработка урока гимнастики в 8 классе с использованием средств нетрадиционных видов гимнастики.
Урок с применением нетрадиционных видов гимнастики....
Презентация к уроку гимнастики "Гимнастика с элементами акробатики"
В презентации показаны техники выполнения акробатических упражнений:кувырок вперёд, назад, стойки на лопатках, "мост"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Гимнастика с элементами художественной гимнастики 11 класс
Цель урока:Овладение основами оздоровительной и прикладной направленности физкультурной деятельности с помощью художественной гимнастики.ЗАДАЧИ УРОКА:...