Особенности развития игровой деятельности дошкольников
статья по физкультуре на тему

Рахметова Елена Анатольевна

В статье описываются особенности развития игровой деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ

  1. Младший дошкольный возраст (3–4 года) 
             Игра для маленьких детей – основной вид деятельности, благодаря которому ребенок получает уникальную возможность вхождения в мир взрослых, познания способов отношения к социальной действительности, самим себе, сверстникам. Детская игра предоставляет ребенку возможность для реализации собственных потребностей, способностей. Это своеобразная «экспериментальная площадка» для опробования себя, определения границ своих возможностей. Младший дошкольник проявляет интерес к различным видам игр: подвижным, дидактическим, творческим, строительно-конструктивным. Каждый из этих видов игр имеет свое значение для ребенка. В подвижных играх совершенствуются движения, развивается самодисциплина; в дидактических прежде всего решаются задачи умственного развития. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. Они помогают дошкольнику усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). В сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. Основной задачей воспитателя является обогащение игрового опыта младших дошкольников. Он формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет самостоятельность и инициативу, попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающий игровой материал. Ребенок четвертого года жизни учится отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» 3. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло) свидетельствует об умственном развитии ребенка. Поэтому взрослый поощряет их применение в детских играх.

Подвижные игры носят несложный характер, учитывая несформированную способность детей удерживать «в уме» большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому организуются игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочередных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т.д. Целью организации подвижных игр является не только решение задач физического воспитания, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.
Дидактические игры направлены на решение задач интеллектуально-познавательного развития дошкольников, а также развитие произвольности психических процессов. В играх с дидактическим материалом малыш осваивает свойства и признаки предметов, учится выполнять действия по правилам, подчиняться очередности их выполнения в играх с подгруппой детей. Воспитатель поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами в парах детей. Большую роль дидактические игры выполняют в сенсорном воспитании младших дошкольников. В процессе игр дети осваивают систему перцептивных действий, познают особенности формы, величины предметов, их цвет и расположение в пространстве.

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок испытывает затруднения в игровом общении с другими детьми, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже включает его в общую игру, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
 
II. Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие и обогащение игровой деятельности детей. Этому способствует накопленный в предыдущие годы игровой опыт. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель развивает доброжелательные отношения между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для совместных самостоятельных игр в небольших подгруппах (2–3 человека).

Основная задача воспитателя – способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей. Руководство воспитателя детскими играми направлено на решение ряда задач. Первая заключается в развитии сюжетов, тематики игр, обогащении содержания игровых действий, в формировании умений устанавливать разнообразные ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях. Вторая задача направлена на обогащение социального опыта дошкольников, составляющего отражательную основу детских игр. В процессе наблюдений, чтения художественной литературы, бесед с детьми воспитатель расширяет круг их интересов, стимулирует и поддерживает стремление детей к дружескому общению со сверстниками в процессе игровой деятельности.

В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки.
Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребенка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Необходимо иметь разнообразный строительный материал, так как дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков и т. п.; все это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

В течение дня дети вовлекаются педагогом в разнообразные игры: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, хороводные, музыкальные, познавательные и др. Часть из них предлагается воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счетных навыков, речевых умений.

Значительная часть времени отводится для свободных игр по выбору детей. Задача воспитателя в данном случае – создать условия для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-игровую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, развивающие настольно-печатные игры. Дети средней группы ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка: наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих.

оспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на их игровое поле. Он может «постучаться» к ним, «позвонить им по телефону», попросить «разрешить посадку его самолета» или просто обратиться с просьбой к играющим. Такое поведение взрослого становится примером для подражания.

Формирование у детей привычки не разбрасывать игрушки является также предметом воспитательной деятельности педагога. Для этого в группе необходимо определить места хранения игрушек и приучать детей выполнять установленный порядок.

Сюжетно-ролевые игры. В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

Проявляется интерес к строительно-конструктивным играм. Игры могут носить самостоятельный (по сюжету) характер, а также включаться в содержание сюжетно-ролевых игр. Проявление интереса к театрально-игровой деятельности выражено в участии, совместно с воспитателем, в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). В средней группе дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета у ребенка формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»).

В творческих играх в мимике, жестах, движениях дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (Мальчик испугался один в темной комнате, мама приласкала его, он улыбается); в жестах и движениях физические особенности персонажей: летят большие птицы и маленькие птички, идут по снегу большой медведь и маленький зайчик).

Воспитатель поощряет стремление дошкольников самостоятельно создавать игровую обстановку (устраивать комнату для кукол, магазин, парикмахерскую, кабинет врача, гараж и т. п.).

Дидактические игры. В ходе игр воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели. Дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков предметов в процессе реальной практической деятельности. Дети учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу (выдвигать самостоятельно) в соответствии с правилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате.

Взрослый поощряет самостоятельную организацию детьми настольно-печатных игр, стремление объединяться в играх со сверстниками.
В играх с правилами дети осваивают умение действовать по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели.

В дидактических играх дети активно пользуются словарем в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий. К концу года дети знают названия нескольких игр и самостоятельно ими пользуются.
Содержание дидактических игр:
• Сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.). Группировка предметов на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.).
• Составление целого изображения из 6–8 частей. 
• Составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета и т.д.). 
• Составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.).
• Последовательное мышление, планирование своей поисковой деятельности, реализация воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Подвижные игры. Подвижные игры способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.). Воспитатель поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх.

Содержание и правила новой подвижной игры могут быть объяснены полностью до ее начала, а по ходу игры целесообразно использовать упражнения и пояснения, направленные на уточнение правил, на лучшее выполнение движений. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, «волшебные стрелочки» и др.

акой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, несмотря на то что выполняет ли он при этом ведущие роли или остается рядовым членом коллектива играющих. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность. Дети учатся действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам (до 3-х правил); сдерживать себя: начинать движение после определенных слов, останавливаться в указанном месте и пр. Дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые подвижные игры с использованием имитации (самолеты, стая птиц и т.д.); придумывать новые игры с динамическими игрушками: с мячами, обручами, каталками. 

III. Старший дошкольный возраст (5–6 лет)

Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Игровая среда планируется таким образом, чтобы дети получали возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, играх-драматизациях, театрализованных играх, играх с правилами. Игровое оборудование размещается таким образом, чтобы дети не мешали друг другу. Для этого воспитатель рационально использует все свободное пространство групповых помещений.

Цель воспитателя направлена на развитие и обогащение тематики и содержания игр детей; развитие самостоятельности, инициативы в выборе вида игры; создание и реализацию игровых замыслов; умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

В руководстве детскими играми воспитатель пользуется преимущественно косвенными приемами, способствуя развитию игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым входить в игру, способствует активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом в игре, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

Сюжетно-ролевые игры. Дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек.

По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнеров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли; знают правила ролевых взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления.

Во взаимоотношениях в ходе игры воспитатель побуждает детей выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских, коллективных взаимоотношений). В организационный период игры (при необходимости и по ходу ее) помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью, ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т. п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за свое поведение в совместной игре, стремления реализовывать игровой замысел.

Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; использовать игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

Воспитатель учит детей вносить разнообразие в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использовать при подготовке спектакля театральные куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декорации; направляет свою деятельность на совершенствование художественно-образных исполнительских умений детей, добиваясь интонационной выразительности и соответствующего образу эмоционального состояния (грустный, веселый и т. д.). Поощряет желание детей в показе спектакля-игры зрителям (детям своей группы, малышам, родителям).

Подвижные игры. Игры данного вида помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. От детей ожидается умение четко выполнять правила игр, проявление способности действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки. Старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить ее до конца; играть в игры с элементами соревнования между группами детей. Внимание взрослого направлено на воспитание у детей нравственных качеств: справедливого отношения к играющим сверстникам, умения поддержать и проявить взаимопомощь.

Примерные подвижные игры: «Успей пробежать», «Затейники», «Перебежки», «Кто сделает меньше шагов», «Ловишки», «Попади в обруч», «Мяч водящему».
Подвижные игры организуются в естественных условиях с использованием особенностей природного окружения в разные сезоны года: летом в парке, у воды, в воде; зимой – на снегу, на льду (на санках, лыжах, коньках). Дети должны уметь самостоятельно играть в игры: школа мяча, серсо и др., использовать элементы спортивных игр (бадминтон, городки, баскетбол, хоккей); уметь играть в настольные игры: летающие колпачки, футбол на столе и др.

Дидактические игры. В процессе этих игр у детей развиваются сенсорные и умственные способности: наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменения в расположении предметов (спереди – сзади, справа – слева, под – над, посередине – сбоку); развивается умение узнавать по описанию животное, растение, вид транспорта и пр. (отгадывание загадок). 
Воспитатель поощряет самостоятельную организацию дидактических игр с предметами, с настольно-печатным материалом, словесные дидактические игры в небольших подгруппах (2–4 человека).

Музыкально-дидактические игры. Дети учатся различать высокое и низкое звучание барабана (звучит большой барабан, маленький барабан) и соответственно передавать это в движениях, строясь в большие и маленькие кружки; исполнять игровую песенку, передавая ее ритм хлопками в ладоши и кулачками; различать по тембру голоса участвующих в игре детей; исполнять песенку, передавая различные динамические оттенки (то усиливая, то ослабляя звучание), и выполнять игровые действия в соответствии с характером звучания музыки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР

В данном материале содержится информация об особенностях развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Данная информация будет интересна, полезна дл...

игровая деятельность дошкольников на занятиях по английскому языку

разработка игр используемых мною на занятиях по английскому языку...

Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...

Особенности развития игровой деятельности аутичного ребенка

В статье описаны особенности развития игровой деятельности аутичного ребенка, знание которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым п...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Проблема гендерной социализации является достаточно актуальной в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте проходит активная процедура развития с...