Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР
статья по теме
В данном материале содержится информация об особенностях развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Данная информация будет интересна, полезна для воспитетелей дошкольных учреждений, работающих с данной категорией детей, специалистам, родителям , студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_detey_s_zpr.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности игровой деятельности
дошкольников с ЗПР».
Автор: Кузнецова Г.В.
(учитель-дефектолог ГДОУ №44)
Проблема неуспеваемости определённой части учеников начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Т.А.Власова, М.С.Певзнер, Ю.Г.Демьянов, К.С.Лебединская, В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов выделили определённую группу детей, которые в пределах имеющихся у них знаний обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Поэтому эти дети не могли быть отнесены к умственно отсталым и их отнесли к особой категории - детей с задержкой психического развития. (ЗПР)
ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. (Б.П.Пузанов)
В специальной литературе в настоящее время больше всего исследований, посвящённых этой группе детей, приходится на школьный возраст (в особенности на младший школьный возраст). А работ, посвящённых специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с ЗПР, не очень много.
Составить достаточно полное представление о детях с ЗПР в период дошкольного возраста крайне сложно. Одна из причин этого - малая изученность ведущего вида деятельности, особенностей его формирования и функционирования, специфики протекания в его рамках всех психических процессов.
В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен целый ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом (В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов, У.В.Ульенкова, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, Ю.Г.Демьянов ). Учёными были выделены следующие общие черты для детей с ЗПР:
~ низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
~ незрелость эмоций и воли;
~ узкость и бедность круга представлений об окружающих предметах и явлениях;
~ обеднённый словарный запас, своеобразная речь;
~ незрелость мышления (основные мыслительные операции к началу школьного обучения не сформированы);
~ страдают все виды памяти, восприятие замедленно, низкий уровень самоконтроля;
~ нарушение общения с окружающими людьми;
~ своеобразное развитие личности.
Все эти нарушения, в отличии от умственной отсталости у детей с ЗПР носят временный характер.
Исходя из всего этого, следует отметить, что эта общая незрелость психики ребёнка определённым образом проявляется в сюжетно-ролевой игре и накладывает на неё свой отпечаток.
У.В.Ульенкова в своей работе «Шестилетние дети с задержкой психического развития» показала, что игровая деятельность детей с ЗПР отмечается от игры здоровых сверстников. Специально проведённые исследования Е.С.Слепович, Л.В.Кузнецовой, Н.Ю.Боряковой показали, что все компоненты ролевой игры оказываются у детей возрастной группы не сформированными:
~ сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы;
Замысел игры возникает с трудом, сюжеты тяготеют к стереотипам.
~ содержание игры, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны;
Ролевые отношения отличаются импульсивностью, в процессе игры дети мало общаются со сверстниками, игровые объединения неустойчивые, часто возникают конфликты.
Помимо этого у всех старших дошкольников с ЗПР отмечали резко сниженную активность в области самостоятельной игры, отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам. На этом этапе развития дети с ЗПР не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры. Для того, чтобы она возникла, необходимо целенаправленное вмешательство взрослого, которое выражается в том, что он полностью осуществляет организационный этап игры. Дети с ЗПР не могут чётко определить тему игры, объединиться в игровое сообщество, возникают трудности в распределении ролей и выборе игрового материала, а также в развитии сюжета, поэтому всем этим занимается взрослый, который помогает организовать игру. Следовательно, для старших дошкольников с ЗПР возможна лишь процессуальная с элементами сюжета игровая деятельность, которая не является деятельностью совместной, а представляет собой деятельность рядом или деятельность вместе.
Было также установлено, что у дошкольников с ЗПР имеются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придаёт игре смысл, делает её мотивированной деятельностью.
За трудностями в создании воображаемой ситуации в игре дошкольников с ЗПР стоит бедность образной сферы: недостаточная обобщённость и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного жизненного опыта, мало эмоциональная окрашенность действий. В связи с этим у них заметно снижена потребность в игровой деятельности.
Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная для старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра, требующая выполнения определённых правил осуществляется ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия, часто простые манипуляции игрушками, в целом игра носит процессуальный характер. Дети фактически не принимают отведённой им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры.
Исследования Е.С.Слепович показали, что у старших дошкольников с ЗПР с различной степенью выраженности по уровню сформированной игровой деятельности встречаются свои специфические особенности овладения игрой.
У старших дошкольников с лёгкой ЗПР наблюдаются процессуальная с элементами сюжета игра. Встречаются как предметно-игровые, так и отобразительно-игровые действия. Игровые действия объединены в короткие цепочки вокруг одного белее общего, стержневого действия, относятся к тому или иному персонажу. Предметы - заместители используют редко.
Иногда отмечаются отдельные случаи моделирования ролевых отношений при игре с партнёром-игрушкой. Если взрослый берёт на себя полностью организацию игры, то такую деятельность можно назвать неполной совместной. Реализация сюжета игры носит ситуативный, неустойчивый характер. Действия детей как игровые, так и предметные бедны по своему характеру. Игровое поведение малоэмоционально. Самостоятельно выделить условную игровую ситуацию и обозначить её, словом не могут. Низкая игровая мотивация, в игру включаются только по требованию взрослого.
У старших дошкольников с ЗПР органо-церебрального генеза отмечаются следующие особенности игровой деятельности, игра имеет качественно иное состояние. Сюжетная игра у них практически отсутствует. Преобладают короткие цепочки предметных и предметно-игровых действий с игрушками. Роли практически нет, сюжет не вычленяется. Ни индивидуальных, ни совместных игр у них не наблюдаются. Имеются лишь предпосылки к сюжетной игре, главным образом, это короткие цепочки игровых действий, называние себя именем взрослого, только в тех случаях, когда игру организуют взрослый.
Исходя из этого, можно сказать, что игра старших дошкольников с ЗПР находится на самой низшей ступени развития и соответствует игре ребёнка младшего дошкольного возраста, не имеющего никаких нарушений. По мере развития ребёнка, по мере работы специалистов с ребёнком игровая деятельность к началу обучения ребёнка к школе приобретает черты ведущей деятельности. В школе у ребёнка с ЗПР преобладают игровые мотивы над учебными, т.к. только в младшем школьном возрасте игра становится ведущей деятельностью, сюжетно-ролевая игра имеет все те черты и особенности, которые она имеет у нормально развивающегося дошкольника.
Отличие дошкольников ЗПР от умственно отсталых детей того же возраста заключается в том, что дети с ЗПР находятся на более высоком уровне сюжетно-ролевой игры, чем умственно отсталый дошкольник. Кроме того, что у дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевая игра возникает в дошкольном возрасте и уровень в плане её развития выше, чем у умственно отсталых, но ниже, чем у детей в норме и поэтому игровая деятельность требует коррекции.
Ещё одной характерной особенностью игровой деятельности детей с ЗПР в отличие от умственно отсталых дошкольников является то, что дети с ЗПР всегда совершают действия, адекватные тем предметам и игрушкам, которыми они оперируют. В их действиях с игровыми атрибутами отмечается верная ориентированность на свойства используемых объектов.
Таким образом, игровая деятельность дошкольников с ЗПР своеобразна, требует коррекции и правильно организованная систематическая работа с детьми по коррекции сюжетно-ролевой игры поможет быстрому и полноценному её развитию.
Литература:
Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ под ред. Лебединской К.С. – М., 1952г.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития (ранняя диагностика коррекции ЗПР; 1 год обучения). – М., 2000г.
Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста (лекции). – Л., 1988г.
Дети с задержкой психического развития./ под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.Л. – М., 1984г.
Дети с задержкой психического развития. / под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. – М., 1971г.
Дефектология. Словарь-справочник. / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1999г.
Диагностика и коррекция задержки психического развития детей / под ред. Шевченко. – М., 2001 г.
Кузнецова Л.В. «Использование игры в коррекционных целях».// сб. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. – М., 1986г.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990г.
Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М., 1990г.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии
Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Методические рекомендации...
«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...
Анализ результатов исследований особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игра занимает важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в мире игры, она их мир и бытие…Часто произнося эти фразы, задаются вопросом: «А ...
Изучение особенностей игрового метода в физическом воспитании
Изучение особенностей игрового метода в физическом воспитании...
2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...
«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»
Хореография для детей развивает музыкальные и танцевальные способности ребенка. Умение двигаться грациозно и красиво – это детская хореография....