Методическая разработка "Совершенствование методической подготовки Юного инструктора по лыжному спорту"
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему
Новизна работы заключается в выработке автором собственной системы, созданной для повышения методической подготовленности «Юного инструктора».
Результативность работы.
Семилетний опыт работы и хорошие качественные уроки, показанные «Юными инструкторами» при совместном проведении уроков лыжной подготовки с учителем в более младших классах, доказывают эффективность данной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование методической подготовки « Юного инструктора по лыжному спорту».
Одной из наиболее важных задач российского образования на сегодняшний день является введение элементов самоуправления на уроке, в том числе и на уроке физической культуры. В методической разработке содержится материал для целенаправленной подготовки старшеклассников к проведению урока по лыжной подготовке в младшем или в своем классе.
На сегодняшний день в передовых школах, где готовят «Юных инструкторов» при совместном проведении урока с учителем физической культуры, первые испытывают определённые трудности. К ним относится:
1.Неумение выделить главную информацию из методической литературы для проведения урока.
2.Недостаточный опыт в подборе средств, для решения частных задач на различных этапах обучения.
3.Слабое знание лыжной терминологии.
4.Неумение грамотно и рационально исправлять ошибки у учеников младших классов.
5. Не всегда способны проводить детальный и качественный анализ и самоанализ урока и т.д.
Для решения данных проблем, автором была поставлена цель: повышение уровня методической подготовленности «Юных инструкторов» на занятиях лыжным спортом с методикой преподавания.
Для достижения данной цели были решены следующие взаимосвязанные задачи:
1.Учить понятию «Цикл хода»
2.Учить выделять главные требования к работе рук, ног и туловища в технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
3.Учить создавать представление о технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
4.Учить методике обучения способов передвижения на лыжах.
5.Учить анализу и самоанализу на уроке лыжной подготовке.
Новизна работы заключается в выработке автором собственной системы, созданной для повышения методической подготовленности «Юного инструктора».
Результативность работы.
Семилетний опыт работы и хорошие качественные уроки, показанные «Юными инструкторами» при совместном проведении уроков лыжной подготовки с учителем в более младших классах, доказывают эффективность данной подготовки.
1 задача. Учить понятию «Цикл хода».
1.1.Дать определение понятию «Цикл хода».
Цикл – это целостное двигательное действие многократно повторяющееся.
1.2.Привести примеры из различных циклических видов спорта (плавание, велоспорт, гребля, ходьба, бег).
1.3.Охарактеризовать одновременную и попеременную работу рук, выполнение скользящих шагов в цикле хода.
1.4.Объяснить на примере одновременного бесшажного хода состав цикла движения. Цикл одновременного бесшажного хода состоит из одновременного отталкивания палками и свободного скольжения на двух лыжах.
1.5.Учитель имитирует один из лыжных ходов, «Юные инструкторы» пытаются определить, из чего состоит цикл хода.
1.6. «Юные инструкторы» самостоятельно находят в учебнике и выписывают в тетрадь состав цикла движения перечисленных ходов.
1.7. Опросить по изученному материалу.
1.8. «Юные инструкторы» показывают все перечисленные лыжные ходы на лыжне и объясняет, из чего состоит цикл каждого упражнения.
1.9.Включить данный вопрос в экзаменационный материал для получения старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»
2 задача. Учить «Юного инструктора» выделять требования к работе рук, ног, туловища в технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
2.1.Объяснить назначение методических указаний (для объяснения техники младшим школьникам и исправления ошибок в ходе выполнения учеником упражнения).
2.2.Дать образец на примере одновременного бесшажного хода.
Требования к работе рук:
- в момент завершения отталкивания руки с палками составляют одну прямую;
- в момент выноса палок кольцами к себе, руки чуть согнуты в локтевых суставах;
- постановка палок на снег под острым углом;
- одновременное отталкивание палками с последующим разгибанием рук в локтевых суставах;
- в момент отталкивания кисти рук проходят на уровне локтевых суставов.
Требования к работе туловища:
- в момент завершения отталкивания палками туловище наклонено вперёд под углом 10градусов;
- плавное выпрямление туловища при выносе палок вперёд.
- активный наклон туловища в момент отталкивания палками.
Требования к работе ног:
- в момент завершения отталкивания палками ноги слегка согнуты в коленных суставах, О.Ц. Т. – на пятках;
- в момент выноса палок ноги выпрямляются в коленных суставах, О.Ц.Т.- на пятках;
2.3. Работа с учебником. «Юные инструкторы» самостоятельно выделяют требования к работе рук, ног и туловища в технике изучаемого способа передвижения на лыжах. Учитель проверяет и оценивает сделанную ими работу.
2.4.Использование «Юными инструкторами» наработанного материала при оформлении конспекта урока и в учебной практике по лыжной подготовке.
2.5.Включение данного вопроса в экзаменационный материал для получения старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»
3 задача. Учить «Юных инструкторов» создавать представление о технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
3.1.Указать цель, средства, и значение этапа ознакомления в структуре процесса обучения.
3.2.Дать лекцию – беседу на тему «Терминология в лыжном спорте».
3.3.Учить «Юных инструкторов» выделять главное в технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
Дать образец краткого анализа техники одновременного бесшажного хода.
Одновременный бесшажный ход применяется под уклон. Цикл хода состоит из одновременного отталкивания палками и свободного скольжения на двух лыжах.
И.п. – свободное скольжение на двух лыжах, завершение отталкивания палками. Выпрямляя туловище, вынос палок кольцами к себе, постановка их под острым углом. Одновременное отталкивание палками в сочетании с активным наклоном туловища, кисти рук проходят на уровне колен в и.п.
3.4. «Юные инструкторы» из учебника по лыжной подготовке с методикой преподавания выделяют главное в предоставленном способе передвижения с целью из полного анализа техники сделать краткий анализ.
3.5. Учитель на лыжне показывает, как создать представление о технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
Схема создания представления:
- назвать упражнение и указать где оно применяется;
-описать упражнение в сочетании с имитацией показа;
- дать опробовать.
3.7. «Юные инструктора» получают домашнее задание для подготовки к самостоятельной работе (для взаимообучения в парах).
3.8. «Юные инструктора» в парах учатся создавать представление о технике заданного способа передвижения на лыжах, учитель анализирует и оценивает учащихся.
3.9. Включение данного материала в экзаменационные вопросы для получения старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»
4 задача. Учить методике обучения способов передвижения на лыжах.
4.1. Дать лекцию и провести собеседование по теме «Основы обучения в лыжном спорте».
План.
А) Принципы обучения в лыжном спорте.
Б) Методы обучения в лыжном спорте.
В) Структура процесса обучения (этапы обучения двигательному действию).
Г) Дать образец методики обучения одновременного бесшажного хода.
Этап ознакомления с упражнением:
- назвать упражнение, указать, где применяется способ передвижения;
- указать из чего состоит цикл хода;
- показать в целом на лыжне;
- кратко объяснить технику в сочетании с имитацией показа;
- дать опробовать на учебном круге.
Этап разучивания упражнения:
- имитация одновременного бесшажного хода (обозначать отталкивание палками);
- выполнение хода по разделению на два счёта (отталкиваться палками);
- передвижение данным ходом под уклон 3-5 градусов.
Этап закрепления упражнения.
- передвижение одновременным бесшажным ходом под уклон 1-3 градуса или на равнине со средней скоростью;
- тоже с изменением скорости, медленно – быстро;
- тоже на лучшую технику;
- передвижение одновременным бесшажным ходом на равнине от флажка до флажка на наименьшее количество отталкиваний палками.
Этап совершенствования.
- использование одновременного бесшажного хода в подвижных играх и эстафетах на лыжах;
- передвижение одновременным бесшажным ходом на учебно-тренировочной трассе;
- передвижение данным ходом на максимальной скорости;
- применение одновременного бесшажного хода на контрольных тренировках и соревнованиях.
4.2.Работа с учебными карточками.
В карточке предложены средства обучения определённому способу передвижения на лыжах, но в неправильной последовательности. «Юному инструктору» необходимо восстановить правильную последовательность обучения упражнению и выделить этапы.
4.3. На практических занятиях учитель, обучая определённому способу передвижения на лыжах, просит «Юных инструкторов» самостоятельно выделить этапы обучения.
4.4.Перед самостоятельной работой (взаимообучение в парах) «Юные инструктора» получают домашнее задание – повторить методику обучения изучаемого упражнения.
4.5. Взаимообучение в парах. Учитель даёт задание для каждого «Юного инструктора», обучение упражнению на различных этапах обучения, но одному и тому же способу передвижения. Педагог анализирует, оценивает действия старшеклассников и даёт им необходимые рекомендации.
Образец постановки задач на каждом этапе обучения:
- ознакомить с техникой торможения плугом;
- учить технике торможения плугом;
- закрепить технику торможения плугом;
- совершенствовать технику торможения плугом;
- оценить технику торможения плугом.
4.6. Проведение учебной практики подвижной игры на лыжах в младших классах.
4.7. Проведение учебной практики части урока в младших классах
4.7.Проведение учебной практики урока по лыжной подготовке по программе 1 -5 класса.
4.8. Включение различны заданий по методике обучения в экзаменационные вопросы для получения ими удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»
5 задача учить Юных инструкторов» анализу и самоанализу на уроке.
5.1.В системе использовать на уроке лыжной подготовки у «Юных инструкторов»: самоконтроль, самооценку, самоанализ.
5.2.Каждому «Юному инструктору»: при взаимообучении даётся задание проанализировать только один из пунктов всего анализа урока. Например, один анализирует только владение методикой обучения у партнёра, второй следит за правильной терминологией, третий за способностью правильно исправлять ошибки и.д. Пред этим каждый проводящий делает краткий самоанализ.
5.3.Анализ и самоанализ «Юного инструктора»: после проведения учебной практики, подвижной игры на лыжах в младших классах.
5.4. Тоже после учебной практики части урока.
5.5.Тоже после учебной практики урока по лыжной подготовке по программе 1-5 класса.
5.6. Включение материала по анализу и самоанализу в экзаменационные вопросы для получения удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 39»
Городского округа Тольятти
Самарская область.
Методическая разработка
на тему:
«Совершенствование методической подготовки Юного инструктора по лыжному спорту»
Автор: Валиахметова М.В.
учитель физической культуры
МБУ «Гимназии №39»
г. Тольятти, 2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками.
Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками....
Методическая разработка раздела программы "Юные инструкторы туризма"
Разработка раздела "Основы туристской подготовки" программы "Юные инструкторы туризма" 2 год обучения...
Методическая разработка: "Лыжный спорт, как средство физического воспитания"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"
Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....
Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"
В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....
Методические доклад, методическое пособие, методическая разработка,план-конспект урока
Рекомендации для работы концертмейстеров ДШИ....
Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"
Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"...