Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"
методическая разработка

Никифорова Елена Витальевна

Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методический доклад

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНОГО БАЯНИСТА К   КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Составитель:

Никифорова Елена Витальевна – преподаватель первой квалификационной категории по классу аккордеона

МАОУК ДО МО г. Нягани «ДШИ»

г. Нягань,  2023 г.


Введение

Подготовка юных музыкантов к концертному выступлению является важной задачей каждого преподавателя. Выступление – результат большого творческого труда ученика и является для него ответственным моментом, для его дальнейшего творческого роста. Проблема сценического волнения одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов - исполнителей. Сталкиваясь с ней в раннем возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей карьеры.

Как настроиться перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен ученик, какие механизмы включить для успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?

Эти вопросы волнуют сегодня множество музыкантов, как начинающих, так и постоянно выступающих исполнителей.

Многие музыкальные педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях.

Часто учащиеся получают от преподавателя единый для всех рецепт аутотренинга, данный без учета индивидуальных особенностей личности.

В своей работе я рассматриваю несколько ценных советов по психологической адаптации учащегося к концертному выступлению.

Основная цель методических рекомендаций: научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих коррекции эстрадного волнения, выявить конкретные поэтапные задачи достижения готовности ученика к публичному выступлению.

Виды и формы сценического волнения.

Сценическое волнение проявляется в разных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы.

В других случаях напротив, волнение вызывает в ученике празднично

– приподнятые, возбужденно – радостные чувства. Волнуются практически все люди, выходящие на публику, но одни располагают достаточными волевыми ресурсами, другие по причине слабой воли – теряются. Большое значение имеет воспитание воли, ведущей к победе.

Волевой ученик может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает. Поэтому нужно воспитывать в учениках настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость, инициативу, самообладание.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления, как физического, так и эмоционального.

Все дети волнуются до выступления, боятся технических эпизодов, не любят играть в очень больших залах, мечтают о концерте для сверстников, друзей. Младшие ждут поддержки от родителей. Старшие любят настраиваться в одиночестве. Переживают за неудачи, потому что разочаровали педагога, родителей.

По своим характеристикам публичное выступление учеников относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал. Зачастую публичное выступление становится настоящим испытанием

«на прочность» даже у концертирующих исполнителей, не говоря уже об учащихся ДМШ.

Подготовка ученика к сцене должна вестись уже на начальном этапе обучения. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова.

При выборе произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня, необходимо запланировать временной промежуток для решения всех технических и исполнительских задач.

Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с большим удовольствием.

Всем нам хорошо известно, какое эстетическое удовольствие может доставить слушателю профессиональное, вдохновлённое исполнение молодого музыканта.

Часто мы не отдаем себе отчета, как много невидимой нашему глазу работы, весьма трудоемкой и не простой, выполняет баянист. Нам кажется, что его пальцы сами собой порхают по клавиатуре, но это совершенно не так.

Исполнительство - тонкий и сложный процесс, который напрямую зависит от физического и морального состояния артиста.

Причины сценического волнения.

  1. Причина страхов может крыться в сложной программе. Лучше исполнять несложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные. Надо прямо сказать, что забота юного баяниста о своей репутации вполне закономерна.
  2. Следующая причина сценического волнения боязнь ученика забыть текст. Забывают, как правило, именно потому, что волнуются. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. Произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение «чистой совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе.

Анализируя проблему сценического волнения, педагоги – музыканты отмечают, что многое зависит от типа нервной системы учащегося.

В экстремальных условиях несдержанность холерика усилится. Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают, играют ярко, хвастливо, но не склонны к глубине. Не обижаются на критику, быстро забывают ее. Недорабатывают текст.

Холерик увлеченно играет, если пьеса нравится, и может сыграть даже лучше, чем на репетиции. Флегматик – трудоголик. Уравновешен, настойчив, трудолюбив, но мало эмоционален. Замечания принимает деловито, не спорит. Меланхолик – малоработоспособен, быстро утомляется, замечания принимает болезненно, эмоционален. Неудачи переживает долго.

Ученик должен черпать силы и уверенность в доверии и уважении к своему учителю. Тактичное, уравновешенное поведение педагога в любой

ситуации обязательно. Педагог должен знать каждого из своих учеников и оказывать правильную поддержку перед выступлением.

Улучшение качества исполнения пьесы на концерте, конкурсе, снижения уровня тревожности возможно в едином комплексе: ученик – родитель – педагог.

Пробудить у ученика интерес к музыке, улучшить эффективность занятий возможно, если в доме ученика царит дух любви и уважения к ней. Педагог и родитель – партнеры и единомышленники.

Психологический аутотренинг для учащегося.

Самовнушение полезно. Следует повторять друзьям и самому себе: «Я с нетерпением жду концерта». И если это повторять часто вслух или про себя, страх перед выступлением будет уступать место чувству уверенности.

Психологи предлагают аутотренинг для ученика: Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать… Я отчетливо могу представить себе сцену, слушателей и комиссию, перед которой я буду выступать… Я спокоен, собран, сосредоточен… Мне нравится играть… Я играю также хорошо, как в классе… Я могу хорошо играть… Какое это наслаждение – красиво и хорошо играть…

Первые сеансы этого аутотренинга желательно проводить с учеником педагогу, а потом и родителям. Лучше это делать перед сном, когда подросток может в спокойной обстановке расслабиться, освободившись от дневных забот. Сила самовнушения – великая вещь, и пользы от нее гораздо больше, чем от всех таблеток.

Пережить эстрадное волнение помогут ученику наблюдения за выступлениями других учеников, артистов, педагогов. Воспитанию артистизма способствует посещение конкурсов, фестивалей, концертов.

Чуткий учитель не станет обсуждать сразу после выступления игру ученика. Спокойное, доброжелательное поведение учителя, сразу после выступления ученика обеспечат в следующий раз комфортное состояние перед выступлением. Разбор выступления, когда улягутся страсти, необходим. Это профессиональный анализ всех выполненных и невыполненных задач.

Психологическая подготовка юного баяниста к концертному

выступлению.

Вся работа, которая велась учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Работа по формированию у музыканта – исполнителя сценической устойчивости должна, в принципе, вестись с детских лет.

Основные способы формирования сценической устойчивости:

- Выявление потенциальных ошибок.

- Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания).

- В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто – то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.

- Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать игру в полную силу с максимальным подъемом.

Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

Концентрация внимания.

Она складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу.

Чтобы не ошибиться, не остановиться и не забыть свою программу, нужно работать над повышением концентрации внимания, только наша способность к мотивированному вниманию и качество его концентрации позволят, выйдя к публике, исполнить музыкальную композицию так, как мы сегодня умеем это делать.

Перспективное мышление.

Во время концерта могут появиться какие – то неожиданности. Важно не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки.

Эти моменты – серьезный экзамен для психики и нервов солиста. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу. Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе, из – за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Следовательно, особую важность приобретает развитие у музыканта навыков перспективного мышления за инструментом, что помогает преодолеть допущенную ошибку и способствует успешному выступлению на сцене.

Психолого – педагогические особенности подготовки учащегося к публичному выступлению.

При подготовке юного баяниста к выступлению важно помочь молодому исполнителю совладать с волнением в решающий момент. Можно выделить несколько этапов эстрадной готовности (из личного опыта своей работы):

  1. За несколько дней до выступления провести репетицию на том месте, на той сцене, где он будет выступать.
  2. На заключительных этапах работы, когда номер уже готов, можно сыграть перед друзьями, родителями в присутствии другого преподавателя.

Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение.

  1. Обыгрывание. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто.

Мы с учениками ходим выступать в Детский дом (там живут детишки от 1 года до 7 лет). Мои ребята спокойно, без волнения играют перед ними. Приглашаем в ДШИ воспитанников Детских садов нашего города. Наши юные музыканты тоже любят перед ними выступать. Частыми выступлениями перед разной аудиторией можно достичь того, чтобы говоря

словами Станиславского, «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным».

Я советую ученикам в день концерта или конкурса не очень много заниматься. Полезно поиграть программу в неторопливом темпе, спокойно. Хорошо отдохнуть перед концертом, это успокаивает нервную систему.

Важен, наконец, и сам процесс общения педагога с юным музыкантом перед выступлением. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах. Сказать, что он играет с удовольствием и хочет поделиться этим с публикой. В день выступления и особенно перед выходом на сцену не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию.

Важный педагогический момент: если играет ученик, то педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность.

Еще один важный момент: в последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать, лихорадочных выхватываний коротких эпизодов программы и их поспешных проигрываний «для закрепления в памяти». Кроме лишней нервозности такая суетливость ничего не принесет.

Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту. В основном эти требования мы прекрасно знаем. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение за инструментом. Вести себя необходимо естественно. Не разглядывать публику в зале.

Таким образом, подготовка к публичному выступлению превращается в наиважнейший этап формирования педагогом музыканта – исполнителя.

Заключение.

Основная задача педагога музыкальной школы – воспитание у ученика живого и непосредственного ощущения музыки, понимание ее выразительности. Успех во многом зависит от профессионального мастерства педагога и степени одаренности будущего музыканта.

Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из методистов и педагогов. Каждый человек – неповторимая индивидуальность. Формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах каждого ученика.

Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь: исполнитель – музыкант не только воздействует не аудиторию, но и испытывает ее влияние на себе. Музыка

является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией.

Преодоление сценического волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателями. Именно общение несет в себе смысл всей подготовительной работы музыканта – исполнителя.

Полная отдача воплощению музыкального образа, непрекращающийся процесс открытия прекрасного в исполняемом.   Желание воплотить все это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического волнения, психологической адаптации юного баяниста к концертному выступлению.


Список используемой литературы.

  1. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта – исполнителя // Вопросы психологии. – 1972. - № 1. - С.18
  2. Ковалев А. Г. Психология личности: 3 – е изд. – М., 1970. – С. 43
  3. Литвиненко Ю. А. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке // Педагогика искусства. – М., 2010. - № 1
  4. Петрушин В. И. Артистизм – это и тренировка! // Советская музыка

.- 1971. - № 12. – С. 73

  1. Фейнберг С. Е. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке. М.: Педагогика искусства, № 1, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Этапы подготовки юного музыканта к концертному выступлению

Музыкальное исполнительство давно уже стало областью музыкального искусства, дав миру превосходных музыкантов.Музыка способна выражать философские раздумья о смысле жизни, передавать состояние любован...

Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта

Работа по формированию у юного музыканта - исполнителя сценической устойчивости, пути и способы формирования...

инновационно-методическая деятельность "Подготовка юных спортсменов к участию в первых соревнованиях с помощью соревновательных упражнений"

Переход на ФГСП не подразумевает соревнования на начальном этапе подготовки, поэтому в педагогическом процессе используются соревновательные упражнения....

Методическое сообщение "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении".

В работе раскрывается взаимосвязь темперамента человека и волнения на концертных выступлениях....

Подготовка к открытым выступлениям и концертное выступление концертмейстера с солистом - скрипачом

Подготовка к публичному выступлению является важным и ответственным моментом в образовательном процессе. Для многих учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически, эмо...