Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_i_zashchite.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке и защите
проектно-исследовательских работ обучающихся
Разработчики:
Методист ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга
Андреева Татьяна Юрьевна
Методист, учитель английского языка ГБОУ гимназии №92
Смирнова Елена Евгеньевна
Требованиями основных образовательных программ основного и среднего образования определено следующее:
- основной процедурой итоговой оценки достижения обучающимися метапредметных результатов является защита индивидуального проекта или учебного исследования. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное, (в т.ч. социально-организационное), волонтерское, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое и др.
- представление проекта или учебно-исследовательской работы является форматом оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;
- исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер;
- проектно-исследовательская деятельность может иметь следующие направления: естественнонаучное; в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии); экономическое; социальное; волонтерское; научно-техническое; метапредметное.
На уровне среднего образования выполняются индивидуальные проекты или учебно-исследовательские работы, в девятом классе рекомендуется также выполнять индивидуальные проекты и исследования, но допускается реализация групповых проектов; в 1-4 классах широко используются возможности групповых проектов, приветствуется привлечение к участию в проектной деятельности родителей (законных представителей) обучающихся. В 5-8 классах могут реализовываться как индивидуальные, так групповые проекты и исследования.
Существует целый ряд классификаций проектов.
По масштабу:
а) мини-проект
б) локальный
в) микроэкономический
г) проект мезоуровня и др.
По продолжительности:
а) краткосрочные (мини-проекты)
б) среднесрочные
в) долгосрочные
По количеству участников:
а) индивидуальный
б) парный
в) групповой
По предметно-содержательной области:
а) монопредметный
б) межпредметный
По типу ведущей деятельности можно выделить следующие типы проектов:
Тип проекта | Цель проектной деятельности | Проектный продукт | Особенности структуры |
Информационный | Сбор и систематизация информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу в виде таблицы, схемы, презентации, доклада статьи, реферата, видео, сайта и т.д. | Тема, основополагающий вопрос, дополнительные вопросы, анализ информации, выводы. |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации, сборник инструкций, законопроект, учебное пособие, словарь, атлас, карта, развивающее пособие и т.д. | Исходный замысел, цель и назначение продукта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; презентация продукта. |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным образом: статья, тезисы, анализ данных опроса, сравнительный анализ, коллекция и др. | Актуальность проблемы и выбор объекта, предмета, гипотеза, доказательства; выбор методов и описание хода исследования; возможны наблюдение, эксперимент, опросы, результаты и перспективы. |
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, газета, сценарий, сборник стихотворений, иллюстрации к произведению, выставка и т.д. | |
Игровой или ролевой | Создание сценария, представление опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия, спектакль и т.д.) | Тема, цель; оборудование; разработка; апробация; анализ. |
Смешанный | Может сочетать элементы всех вышеперечисленных типов. |
По сфере использования или содержанию:
а) технические;
б) технологические;
в) социальные;
г) экологические;
д) экономические;
е) организационные;
ё) волонтерские;
ж) исследовательские;
з) деловые;
и) смешанные
Существуют и другие типы классификации проектов. Обучающиеся и тьюторы могут выбрать любой тип проекта из перечисленных или указанных в другой классификации.
Продуктом проектной деятельности может быть:
- письменная работа (статья, эссе, текст экскурсии, обобщение аналитических, обзорных материалов и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств);
- материальный объект: макет, модель, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту;
- пакет документов (положений, памяток, инструкций);
- справочники, словари, бизнес-план;
- веб-сайт, видеофильм, видеоклип;
- иное.
Основной образовательной программой среднего образования определено, что итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) целесообразно оценивать по следующим критериям:
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность познавательных универсальных учебных действий (УУД) в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
- оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
- оценивание производится на основе критериальной модели;
- для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент.
Критериальные модели оценки проектов/исследований целесообразно разрабатывать или выбирать на совещании тьюторов этих проектов/исследований в соответствии с возрастом и уровнем образования участников, а также особенностей реализуемой проектно-исследовательской деятельности. При формировании критериев оценивания могут использоваться ниже представленные модели.
1.
№ п/п | Критерии | Баллы |
Выполнение проекта/исследования | ||
1. | Оформление работы в соответствии с общими требованиями: титульный лист, оглавление, главы, сноски и ссылки, список литературы, приложения | |
2. | Постановка проблемы, актуальность и востребованность | |
3. | Определение критериев результативности | |
4. | Постановка цели и задач | |
5. | Создание концепции проекта/исследования (самостоятельно, с помощью научного руководителя), определение методов работы | |
6. | Определение доступных ресурсов | |
7. | План выполнения проекта/исследования, сроки выполнения каждого этапа | |
8. | Результаты выполнения проекта/исследования: оригинальность, новизна, практическая и/или теоретическая значимость, самостоятельность выполнения, форма представления | |
9. | Оценка эффективности результата | |
10. | Разнообразие используемых источников информации (книги, статьи, интернет-ресурсы, другое) | |
11. | Наличие иллюстративного материала или иных Приложений (графики, схемы, диаграммы, фотографии, рисунки и пр.) | |
12. | Наличие электронной версии работы | |
Презентация/защита проекта/исследования | ||
13. | Логика изложения (указаны тема, актуальность и практическая значимость, новизна и востребованность проекта/исследования; цель, задачи; обзор литературы, анализ аналогов проектного решения; критерии оценки результативности; методика выполнения; результаты выполнения задач, выводы) | |
14. | Владение материалом (понимание излагаемого, аргументированность, логичность) | |
Ответы на вопросы | ||
15. | Наличие иллюстративного материала в презентации (графики, схемы, диаграммы, фотографии и др.) и/или раздаточного материала. Их информативность, целесообразность | |
16. | Эстетика оформления презентации и соблюдение технических требований | |
17. | Качество выполнения продукта | |
18. | Речь (четкость, грамотность) | |
19. | Соблюдение регламента | |
20. | ||
Особое мнение | ||
Рекомендации | ||
Общее количество баллов |
0 баллов – не представлено
1 балл – представлено частично
2 балла – представлено в полной мере
Комиссией, принимающей защиту, определяется порядок перевода общего количества баллов в отметку по пятибалльной системе.
2.
Критерии оценки защиты исследовательских проектов:
- творческий, неординарный подход при выполнении работы;
- оригинальность решения, представления работы;
- актуальность проектов для территории непосредственного проживания участников защиты исследовательских проектов;
- практическая значимость выдвигаемых проектов и идей;
- способность четко сформулировать проблему;
- логика изложения материала;
- умение применять теоретические знания для решения проблемы;
- наличие альтернативных вариантов решения проблемы;
- умение оценить важность и значение альтернативных решений;
- умение разрабатывать стратегические, тактические и оценочные программы и планы;
- коммуникативные умения;
- умение аргументированно представлять и защищать материал.
Каждый показатель оценивается в баллах, комиссией определяется количество баллов по каждому критерию и перевод общего количества баллов в отметку по пятибалльной системе.
Оценочный лист проектной (исследовательской) работы
№ п/п | Критерии | Оценка членов комиссии |
Требования к оформлению автореферата | ||
1. | Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк 1,5. Размер полей: верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, левое – 2 см, правое – 1 см Выравнивание по ширине страницы. Листы пронумерованы. | 0 баллов 1 балл |
2. | Структура автореферата соответствует требованиям | 0 баллов 1 балл |
3. | Правила цитирования и оформления ссылок соблюдены | 0 баллов 1 балл |
4. | Перечень использованных источников имеется, оформлен правильно | 0 баллов 1 балл 2 балла |
Требования к содержанию | ||
1. | Тема работы сформулирована грамотно и отражает содержание работы | 0 баллов 1 балл 2 балла |
2. | Тема актуальна | 0 баллов 1 балл |
3. | Цели и задачи определены и сформулированы четко | 0 баллов 1 балл 2 балла |
4. | Определены методы работы ( в исследовательских работах обозначена гипотеза, определены объект и предмет исследования) | 0 баллов 1 балл 2 балла |
5. | Наличие планирования реализации проекта, описания этапов исследования | 0 баллов 1 балл 2 балла |
6. | Выводы обоснованы, приведена система доказательств. Выводы соответствуют поставленным целям и задачам | 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла |
7. | Соблюдены логика, последовательность изложения материала | 0 баллов 1 балл 2 балла |
Требования к представлению проекта (исследования) | ||
1. | Качество доклада (выступления): зачитывается или свободно излагается, культура речи и т.д. | 0 баллов 1 балл 2 балла |
2. | Качество ответов на вопросы: аргументированность, четкость, понимание вопроса и т.д. | 0 баллов 1 балл 2 балла |
3. | Качество визуального ряда, демонстрационного материала | 0 баллов 1 балл 2 балла |
4. | Соблюдение регламента | 0 баллов 1 балл |
Перевод общего количества баллов в отметку по пятибалльной системе определяется комиссией.
Общие критерии оценки проекта можно представить так:
Высокий уровень – отметка «5» (от …..баллов):
1.Правильно поняты и сформулированы цель, задачи выполнения проекта;
2.Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы;
3.Проект оформлен в соответствии с требованиями;
4.Проявлены творчество, инициатива;
5.Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения;
Повышенный уровень – отметка «4» (от …… до ……. баллов):
1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта;
2.Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении или представлении проекта;
3.Проявлено творчество;
4.Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Базовый уровень – отметка «3» (от …… до …… баллов):
1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта;
2.Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах, в оформлении или представлении продукта;
3.Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень – от метка «2»:
Не набрано минимальное количество баллов, установленное комиссией, принимающей защиту; проект не выполнен или не завершен.
Для оценки проектных и творческих работ учащихся 1-7 классов может быть использован следующий оценочный лист:
Фамилия, имя автора или номер, название группы участников | Изобретательский уровень | Оригинальность идеи | Дизайн, художественное оформление | Степень технологической проработки | Качество выполнения работы |
При завершении обучения на уровне основного и среднего образования защита проекта или исследовательской работы является форматом оценки успешности освоения и применения обучающимися метапредметных универсальных учебных действий.
3.2. Защита проекта/исследовательской работы осуществляется в соответствии с Положением о проектной и исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ гимназии №92: на публичном экзамене или в рамках конференции Ученического научно-исследовательского общества (УНИО) «Сократ». Принимает защиту специально созданная комиссия. Результаты выполнения проекта (исследования) оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации обучающегося, отзыва оппонента (если он был назначен) и отзыва руководителя.
3.3. На уровне среднего образования публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект, полученный продукт по следующему (примерному) плану:
1.Демонстрация продукта.
2.Тема и краткое описание сути проекта.
3.Актуальность проекта.
4.Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
5.Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
6.Ход реализации проекта.
7.Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Целесообразно, чтобы проектная работа была обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входят обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности сообщаются обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности могут разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.
Проектная деятельность предоставляет широкие возможности для деятельности учащихся в данном направлении, в связи с чем варианты представления (защиты) проектов развиваются. Сегодня можно представить следующие общие требования к содержанию и оформлению проектов (исследовательских работ) всех типов
Составляющие структуры | Что должно быть |
1. Титульный лист | 1.Наименование образовательной организации, где выполнена работа 2.Тема проекта (работы) 3.Тип проекта 4.ФИО автора проекта (работы) 5.Класс 6. ФИО руководителя (руководителей) проекта (работы) 7. Год защиты |
| Наименования всех частей: глав, разделов и т.п. в соответствии со структурой конкретного проекта (исследования). Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности. |
| Краткое описание цели, задач проекта (исследования), его актуальности, хода реализации и полученного продукта (результата) |
| Использование эпиграфа должно быть обоснованно |
| 1. Обоснование выбора темы для индивидуального (группового) проекта (исследования). 2. Оценка современного состояния решаемой проблемы или задачи. 3. Актуальность проекта (исследования). 4. Цель, задачи. 5. Для исследовательских работ и исследовательских проектов – гипотеза, предмет, объект исследования. 6. Методы, приемы, последовательность реализации проекта (исследования) 7. Теоретическая и/или практическая значимость работы. 8. Краткий обзор типов источников (в назывном порядке: мнонографии, опросы, эксперименты…) 9. Продукт (предполагаемый результат) проекта (исследования). |
| Состоит из глав (и параграфов), в которых последовательно излагается все, что было сделано на разных этапах реализации проекта или ход проведения исследования. В 1 главе - обзор имеющейся литературы, других источников информации. Выводы по главе. Во 2 главе само исследование, доказательства точки зрения; основные выводы; описание этапов, информация о результатах деятельности на каждом этапе (при необходимости), ход рассуждения, доказательства версий; выводы по главе. В 3 главе (при проектной работе) - предъявление продукта, его описание и результаты его реализации (если есть). |
| Подведение итогов исследования, анализ полученных данных, краткое подведение итогов проектной работы. |
| Перечень источников, использованных при реализации проекта (написании работы). Каждый источник, включенный в список, должен иметь отражение (упоминание) в работе. В самой работе обязательно должно быть грамотное оформление ссылок на источники. Оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа в следующем порядке: нормативные документы; книги (фамилии авторов с инициалами в алфавитном порядке, наименование источника, место издания.. Название издательства и год издания; журнальные и газетные статьи (указывается автор, наименование статьи, наименование издания, год выпуска и номер). При использовании электронных ресурсов – оформление аналогично, но добавляется ссылка на сайт. |
| Таблицы, схемы, рисунки, фотографии, видеофрагменты, графики и т.п., использованные при реализации проекта или проведения исследования. |
| Созданный макет, исторический костюм, экспозиция, памятка,серия плакатов и т.п. |
Письменное оформление работы выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 1,5 см. нижнее – 1,5 см. левое – 2 см. правое – 1 см. Выравнивание по ширине страницы.
Листы работы нумеруются. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая часть (глава) начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого слева, не ставят.
Необходимо соблюдать нормы и правила цитирования. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект/исследовательская работа к защите не допускается и оценивается неудовлетворительной отметкой (если выставление отметки предусмотрено).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.
Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....
Методические рекомендации по подготовке к мониторингу оценки качества обучающихся 7 классов образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС по информатике
Главной задачей пособия, является подготовка обучающихся 7-х классов к мониторингу оценки качества.Материал ориентирован на учебно-методический комплект автора Н.Д. Угринович и др., рекомендованного к...
Основные правила подготовки к защите исследователських работ обучающихся
материал содержит основные правила подготовки к защите исследователських работ обучающихся...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к диагностическим работам по иностранному языку в 5 классе
Диагностические работы по иностранным языкам для всех уровней образования обязательно включают задания, позволяющие оценить уровень сформированности навыка смыслового чтения. Именно на этот вид деятел...
Рекомендации при подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку 5-6 классы
В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много вопросов вызывает данный вид диагностической работы уча...
Обобщение опыта на областном семинаре – практикуме «Формирование правовых знаний детей и юношества при подготовке к конкурсу творческих работ обучающихся «Конвенция о моих правах»
Из опыта работы по теме: «Система организации правового просвещения при подготовке к конкурсам»....