ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
методическая разработка по физкультуре по теме

Кольцов Александр Александрович

Научно-теоретическое обоснование путей
совершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми и
молодежью на основе использования инновационных форм этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx252.23 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

Тема: «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

               Выполнил:

   Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №242 с углубленным

 изучением физики и математики

  Кольцов Александр Александрович

Санкт-Петербург

2016 год

                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3-8

Глава 1. Проблемы и трудности в решении основных задач
управления процессом формирования физической
культуры личности детей и подростков

1.1. Основные цели и задачи управления физкультурно-спортивной

работой с детьми и подростками        10-16

1.2. Актуализация и принципиальная схема разработки

региональной программы физического воспитания детей и

подростков        17-19

Глава II. Приоритетные направления и программы инновационной
деятельности в управлении процессом формирования
физической культуры личности детей и подростков

2.1.        Анализ основных направлений и программ
инновационной деятельности в управлении процессом
формирования физической культуры личности

детей и подростков        21-26

2.2.        Планирование управленческой работы в процессе
формирования физической культуры личности детей

и подростков        27-33

2.3.        Информированность специалистов в области физического
воспитания в вопросах управления формированием

физической культуры личности детей и подростков        34-38

Выводы        39-46

Список литературы        47-48

Приложение 1        49

Приложение 2        50-58


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для последних десятилетий характерно осознание
учеными и специалистами двух важных факторов, касающихся управления
физкультурно-спортивной деятельностью и ее значение для детей и
молодежи.

С одной стороны, на основе проведенных теоретических
исследований, обобщения практического опыта все больше осознается тот
факт, что в этой деятельности заложены огромные возможности для
достижения разнообразных социально-культурных и личностных целей
применительно к различным группам населения, особенно для детей и
молодежи.

Активная физкультурно-спортивная деятельность дает человеку
возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и
недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и
разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную
культуру, культуру общения и т.д. (Бальсевич В.К., 1988; Визитей Н.Н., 1986;
Пономарев Н.И., 1974; Пономарев Н.А., 1976; Родиченко B.C., 1994; Сараф
М.Я., Столяров В.И., 1984 и др.).

Вместе с тем, многочисленные социологические и педагогические
исследования, проведенные в разное время и в разных странах (Арвисто
М.А., 1982; Бальсевич В.К., 1991; Бойко А.Ф., Виноградов П.А., 1994;
Винник В.А., 1991 ; Вишневский В.И., 1987; Кинкадзе Ю.В., 1990; Кофман


Л.Б., 1988; Лубышева Л.И. 1991; Самусенков О.И., 1989; Столяров В.И.,
1989; Стопникова Е.В., 1992; и др.). показывают, что для значительной части
детей и молодежи характерно пассивное отношение к занятиям физкультурой
и спортом, что огромный гуманистический потенциал этих занятий
используется недостаточно полно и эффективно, а иногда они приводят и к
весьма негативным последствиям, содействуют развитию нежелательных
качеств личности, таких как агрессивность, эгоизм и др.

На основе этого все более четко осознается тот факт, что
традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы
физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают
современным требованиям и должны быть заменены на новые, более
эффективные.

Исходя из указанных выше соображений, практически во всех странах
идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации
физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением,
разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и
программы.

К сожалению, в нашей стране слабо изучается и обобщается та
инновационная деятельность, которая осуществляется в сфере управления
физической культурой и спортом. Не проводится сравнительный анализ
разнообразных отечественных и зарубежных программ и проектов, их
содержания, направленности, результатов использования. Это приводит к


неоправданному дублированию в теоретической и практической работе,
суживает возможную область применения данных программ и проектов, не
позволяет использовать уже накопленный опыт их разработки и
использования, снижает их эффективность.

Изучение новых форм физкультурно-спортивной работы с детьми и
молодежью, обобщение практического опыта такой работы имеет особо
важное значение в настоящее время для нашей страны, поскольку на
повестку дня поставлен вопрос о существенной перестройке с учетом
современных требований всей системы образования детей и молодежи,
включая процесс физического воспитания и физкультурно-спортивную
работу. Для повышения эффективности этой работы крайне важно учитывать
и использовать те инновационные программы, которые уже разработаны и
применяются на практике специалистами в других странах (Гуськов СИ.
1992).

С учетом этих обстоятельств и была избрана тема дипломного
исследования, а также решены организационные и методологические
вопросы его проведения.

Основой для выбора объекта и предмета исследования, его целей и
задач, послужило осознание противоречия между многообразием новых
форм, используемых в практике управления физкультурно-спортивной
работой с детьми и молодежью в различных странах и отсутствием
достаточно четкой, научно обработанной информации об этих новых формах


работы у специалистов, осуществляющих ее в нашей стране, что значительно
снижает эффективность их деятельности.

Цель исследования - научно-теоретическое обоснование путей
совершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми и
молодежью на основе использования инновационных форм этой работы.

Объект исследования - физкультурно-спортивная работа с детьми и
молодежью.

Предмет исследования - инновационные формы этой работы.
Задачи исследования:

1 На основе анализа результатов социологических и педагогических
исследований уточнить те основные современные проблемы и трудности
управления физкультурно-спортивной работой с подрастающим поколением,
выяснить насколько они осознаются управленцами и другими специалистами
в области физической культуры РФ и их мнение о состоянии путей
совершенствования физкультурно-спортивной работы по формированию
физической культуры личности детей и подростков.

2. Всесторонне проанализировать, сравнить, систематизировать
предлагаемые отечественные и зарубежные проекты и программы,
используемые на практике новые формы организации физкультурно-
спортивной работы с детьми и подростками с точки зрения обоснования
управления путей расширения и преодоления указанных проблем и
трудностей.


4.        Выяснить информированность управленцев и специалистов в
области физической культуры РФ об инновационных формах управления
процессом формирования физической культуры личности детей и
подростков.

5.        Сформулировать рекомендации по совершенствованию управления
физкультурно-спортивной работой с детьми и подростками по
формированию физической культуры их личности.

Гипотеза исследования

1. Предполагается, что с учетом инновационной деятельности в
различных странах, направленной на поиск и внедрение в практику новых
идей, концепций, программ и проектов физкультурно-спортивной работы с
детьми и молодежью, а также отечественного опыта в области физической
культуры, возможно преодоление существенных трудностей и проблем этой
работы, и на этой основе повышение эффективности физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью, а также качества управления
процессом формирования физической культуры их личности применительно
к этапу развития нашего общества.

Новизна исследования

1. Уточнены основные проблемы физкультурно-спортивной работы с
подрастающим поколением и отношение управленцев и специалистов в
области физической культуры и вопросах формирования физической
культуры личности детей и подростков.


2. Проанализированы и систематизированы отечественные и
зарубежные проекты и программы. Определяются формы организации
физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками с целью поиска
путей преодоления недостатков современного физкультурно-
оздоровительного образования в школе.

Теоретическая и практическая значимость

  1. Выявленные проблемы управления формированием физической
    культуры личности детей и подростков.
  2. Предложены рекомендации по совершенствованию управления
    физкультурно-спортивной работой с детьми и подростками по
    формированию физической культуры их личности.

Идеи связанные с формированием личности человека в настоящее
время активно разрабатываются многими учеными, однако концепция
формирования личности школьника до сих пор специальным исследованиям
в должной мере не подвергалась. Эта тема в настоящее время настолько
актуальна, что потребует со стороны органов управления образованием и
Министерства Образования РФ заняться разработкой Концепции, в качестве
самостоятельного раздела которой явилась идея формирования физической
культуры личности школьника. Таким образом, можно сказать что цель и
задачи моей дипломной работы выполнены. В настоящее время, в полной
мере совместимы с теми тенденциями, которые необходимы для
современного не профессионального физкультурного образования детей.


Актуальность и своевременность исследования оценивались, прежде
всего на основе анализа научной литературы и опыта физкультурной работы
с детьми школьного возраста. Всего было изучено 42 литературных
источника, из них 13 - зарубежных. Проанализированы государственные
постановления относительно развития массовой физической культуры и
спорта, реформы общеобразовательной школы, концепции развития
физической культуры и спорта, программы физического воспитания
населения и т.д. Всестороннему анализу были подвергнуты программы
физического воспитания детей и молодежи, созданные в нашей стране и за
рубежом учебные пособия, научно-методический материал.

Результаты дипломной работы внедрены в учебно-воспитательный
процесс подготовки учеников школы № 259.


Глава I. Проблемы и трудности в решении основных задач управления
процессом формирования физической культуры личности детей

и подростков.

1.1. Основные цели и задачи управления физкультурно-спортивной

работой с детьми и подростками.

1.        Совершенствование управления физкультурно-спортивной работы с
детьми и молодежью требует новых идей, концепций, новаторских подходов
в решении, прежде всего, следующих важных проблем:

  • проблемы повышения привлекательности физкультурно-спортивной
    деятельности для детей и молодежи с целью включения их в активные
    занятия физкультурой и спортом;
  • проблемы повышения гуманистической, социально-культурной ценности
    физкультурно-спортивной деятельности для детей и молодежи, усиления ее
    роли не только в физическом, но и духовном оздоровлении подрастающего
    поколения.

2.        Наиболее важное значение для совершенствования физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью имеют инновационные идеи,
программы, проекты ученых и специалистов, направленные на
переосмысление всей "идеологии" (целей, задач, содержания и т.д.) этой
работы  с  учетом  современных условий  и требований  общественного


развития, на разработку и внедрение в практику программ формирования
здорового образа жизни и физической культуры, программ олимпийского
образования, новых моделей организации и проведения спортивных игр и
соревнований, а также новых организационных форм физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью.

Основные методы исследования: изучение литературы,
педагогические наблюдения, социологический опрос, сравнение,
классификация, систематизация и другие методы научного анализа.
Совокупность этих методов, адекватных поставленным целям и задачам,
комплексный характер их применения обеспечили обоснованность и
достоверность полученных результатов.

Научная новизна и практическая значимость

Специалисты в области физической культуры и спорта слабо
информированы об этих новациях и редко используют их в своей работе, что
снижает ее эффективность.

Научная новизна и практическая значимость дипломного
исследования состоят в том, что в нем:

- показаны наиболее важные и актуальные проблемы управления
физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, требующие
существенной перестройки, совершенствования этой работы;


-        определены приоритетные направления совершенствования физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью;

-        проделан сравнительный анализ и дана оценка соответствующих
конкретных программ, разработанных и внедряемых в практику учеными и
специалистами различных стран, систематизированы новые формы
физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью;

-        на основе этого анализа сформулированы практические рекомендации по
совершенствованию физкультурно-спортивной работы с детьми и
молодежью в нашей стране.

Как показывает анализ, задачи физкультурно-спортивной работы с
детьми и подростками весьма многообразны, однако, две из них являются,
по-видимому, основными. Это, во-первых, приобщение подрастающего
поколения к активным занятиям физкультурой и спортом, и, во-вторых,
максимально полное и эффективное использование гуматистического,
социально-культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ выявляет целый ряд проблем и трудностей в решении этих
задач, которые требуют совершенствования всей системы физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью, поиска новых, нетрадиционных
подходов к ее организации.

Как показывают исследования, значительная часть детей и молодежи
остается не приобщенной к активным занятиям физкультурой. Число
молодых   людей   активно   занимающихся   физкультурой   (по   данным


В.П.Рубчевского 2000), составляет в школе около 40 %, в техникумах - около
25 %, в вузах - чуть более 15 %.

Во многих работах отечественных и зарубежных ученых предпринята
попытка выяснить причины физкультурно-спортивной пассивности
различных групп населения, в том числе детей и молодежи (А.М.Войлоков,
1995; А.М.Гендин, 1995; В.К.Бальсевич, 1998; М.Я.Виленский, 1989;
П.А.Виноградов, 1998).

Одна из основных причин заключается в том, что физкультурно-
спортивные занятия являются менее привлекательными и значимыми, чем
другие формы проведения досуга. Во многом это связано с тем, что на
привлекательность этой деятельности в глазах молодых людей существенное
влияние оказывает сложившихся стереотип общественного сознания -
представление о том, что вся ценность занятий физическими упражнениями и
спортом сводится лишь к их воздействию на здоровье и физическое развитие
человека, существует мнение о негативном влиянии спорта на духовно-
нравственную культуру людей, что объясняется тем, что пока не все
понимают роль и место физической культуры в духовном развитии человека.

На самом деле, физкультурно-спортивная деятельность обладает
огромными возможностями не только физического, но и духовного
совершенствования подрастающего поколения, путем воспитания
дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности,  отзывчивости,  смелости  во  время  выполнения  физических


упражнений и участии в соревнованиях, за счет содействия развитию
психических функций (представления, памяти, мышления и др.) в ходе
двигательной деятельности. Однако, как отмечает В.И.Столяров (1998), до
сих пор, господствует односторонняя система физкультурно-спортивной
работы, ориентированная на решение довольно узкого круга задач и
использование небольшого набора средств для их решения. Однобокость
этой системы проявляется в том, что на уроках физкультуры, физкультурно-
спортивных занятиях основное внимание обычно уделяется лишь физической
подготовке занимающихся. Занятия физкультурой и спортом редко
используются для формирования и совершенствования творческих,
эстетических и других духовных способностей человека, его нравственной,
коммуникативной, экологической культуры (Н.В.Кудрявцева, 1996). Сегодня
необходимо произвести переориентацию специалистов физической культуры
на использование разнообразных средств физического воспитания,
наравленных на развитие духовных качеств подрастающего поколения.

Односторонность сложившейся системы физкультурно-спортивной
работы проявляется и в том, что при организации спортивных соревнований,
и не только в рамках спорта высших достижений, но и массового спорта, как
правило, используется лишь одна модель. Она предусматривает:
конкуренцию, соперничество спортсменов друг с другом; выявление
победителей и побежденных, поощрение наградами тех, кто показывает
высокие результаты в определенном виде спорта, добивается победы,


разделение спортсменов на группы в соответствии с возрастом, полом,
уровнем физической подготовки и спортивного мастерства и т.д. Эта модель
спорта, чаще всего применяемая на практике, порождает негативные явления,
связанные с ориентацией на победу любой ценой (даже за счет здоровья,
нарушения нравственных норм и принципов, проявления насилия,
агрессивности и т.д.).

Немаловажное значение имеет и тот факт, что формы работы,
сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы
предполагают активное включение человека либо в занятия физкультурой и
спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия
музыкой, живописью и т.п.), науку, творчество и т.д. Вследствие этого,
физкультурно-спортивная деятельность, искусство и другие виды духовно-
творческой деятельности, способные органично дополнить друг друга в
системе социально-педагогического воздействия на человека, оказываются
оторванными, изолированными друг от друга.

Существенным тормозом на пути полного и эффективного
использования гуманистического потенциала физкультурно-спортивной
деятельности является также низкий уровень физической культуры личности
детей и подростков. Во многом это связано с недостатками в организации
специалистами физического воспитания РФ. информационной и
пропагандистско-разъяснительной работы (О.И.Самусенко 1990, Ю.П.Сегал
1993, Е.В.Стопникова 1995 и др.).


Сегодня нужна целенаправленная региональная программа
оздоровления населения, где должен быть специальный раздел, посвященный
пропагандистско-разъяснительной работе по формированию физической
культуры личности детей и подростков.

Таковы основные проблемы и трудности в приобщении детей и
молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а также в реализации
гуманистического, культурного потенциала физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, остро ставящие вопрос о необходимости ее
совершенствования, поиска новых форм и методов ее организации.


1.2. Актуализация и принципиальная схема разработки
региональной программы физического воспитания детей и подростков

Из анализа таких документов правительства как "Закон РФ "Об
образовании", "Основы законодательства в РФ о физической культуре и
спорте", "Закон о физической культуре" и др. можно сделать вывод о
необходимости скорейшего создания целенаправленной региональной
программы оздоровления населения. Создание этой программы обусловлено
целым рядом объективных и субъективных факторов.

Действующий государственный стандарт носит временный характер,
его несовершенство признается самими разработчиками, отсутствие
вдохновляющей Российской концепции образования и физического
воспитания, четких воспитательных ориентиров, неапробированность к
предлагаемому подходу к управлению физическим воспитанием в школах
(гипотетическая модель на основе учета индивидуальных сдвигов в уровне
физической подготовленности не позволяет надеяться на успех).

Выход в свет таких альтернативных программ с правом выбора, как
"Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
(1996)", "Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов,
основанная на одном из видов спорта (баскетбол (1996), "Программа
"Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием


двигательных способностей (1993), "Физическая культура", Образовательная
программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1995) не
решает стоящих перед предметом проблем, а порождает новые. В частности,
для предложенных программ характерно отсутствие единой учебно-
воспитательной платформы, неоправданно высокие требования к
профессиональной подготовке учителя физической культуры. Их анализ
показал, что специалист, не обладающий концептуальным мышлением, не в
состоянии реализовать замысел разработанных программ.

Не лучше дело обстоит и с разработкой авторских вариантов,
альтернативных альтернативным. Попытка их создания наталкивается на тот
же ограничитель - квалификационный барьер.

Специфика северо-западного региона очевидна. Она проявляется в
географических, климатических, экономических особенностях, в культурных
традициях и чертах национального характера. Детальное изучение и учет
социокультурных региональных особенностей - исходный пункт и основа
разработки действующей программы.

Представляется целесообразным при этом провести дополнительные
изыскания по следующим направлениям:

  1. получить данные о состоянии здоровья детей до и школьного возраста, а
    также взрослого населения в последний период жизни.
  2. выявить факторы, влияющие на физкультурное развитие и здоровье
    детского и молодежного контингента.


3)        исследование демографических составляющих населения и тенденции его
изменения.

  1. изучить инфраструктуру региона и порядок формировнаия трудового
    ресурса комплектования воинских частей.
  2. учесть опыт работы школьных учителей региона, добившихся наилучших
    результатов в работе.

  1. разработать систему компьютерного анализа данных и их
    систематизацию.
  2. провести согласование региональной и федеральной программ
    физического воспитания школьников.

Дальнейшая работа связывается с апробацией нововведений в
образцовых общеобразовательных учреждениях и разработкой нормативно-
правовой базы для внедрения программы в нашем регионе.
Проведенный анализ школьных программ с использованием математических
расчетов, изучение проблемных статей, посвященных их содержанию,
позволяет выявить порядка двадцати частных положений, определяющих
эффективность реализации региональной программы. Значительно облегчит
эту задачу создание в регионе единой компьютерной сети.

Общая идея региональной программы должна базироваться на
традициях русской национальной культуры, на соподчинении телесного,
душевного и духовного в процессе физического воспитания детей и
подростков.


Создание программы следует рассматривать как одну из важных
предпосылок улучшения управления процессом формирования физической
культуры детей и подростков.


Глава II. Приоритетные направления и программы инновационной
деятельности в управлении процессом формирования физической
культуры личности детей и подростков

2.1. Анализ основных направлений и программ инновационной
деятельности в управлении процессом формирования физической
культуры личности детей и подростков

В рамках инновационной деятельности по совершенствованию
физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью существенный
интерес представляют, прежде всего, проекты и программы коренной
перестройки всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и
подростками, в
т.ч. и системы управления ею. В первую очередь, речь идет о
перестройке физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в
соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии.
Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности
каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика
из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта
активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к
самосовершенствованию демократизации в отношениях преподавателя с
учениками и т.д.


К числу наиболее перспективных направлений совершенствования
организации физического воспитания детей и молодежи относят также
переориентацию "целевых установок физического воспитания на
максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося,
на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных
и психологических особенностей" и т.д. (В.К.Бальсевич, 1995,
Л.И.Лубышева, 1998). Такая переориентация предусматривает свободу
выбора занимающимися форм занятий (в том числе и регламентированных
учебными программами дошкольных, школьных и высших образовательных
учреждений), свободу выбора режимов интенсивности занятий и
планирования их результативности, возможностью беспрепятственного
изменения вида физической активности в соответствии с желанием
занимающегося.

Анализ проектов и программ формирования здорового образа жизни и
физической культуры детей и подростков показал, что редко встречаются
конкретные проекты и программы, научно обоснованные технологии
формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и
подростков в целом. Обычно они затрагивают лишь какие-то отдельные
стороны, аспекты данного сложного процесса.

В последние годы внимание ученых и специалистов привлекает
проблема повышения уровня знаний детей и подростков не только в области
физической культуры и здорового образа жизни, но и с точки зрения


ценности, значимости физкультурно-спортивной деятельности. Особенно
важное значение в решении этой проблемы придается повышению уровня
знаний детей и молодежи об олимпийском движении, идеалах и ценностях
олимпизма, которые, как правило, являются элементами более широких
программ олимпийского образования.

Для современного этапа развития физической культуры и спорта
характерны интенсивные поиски и попытки внедрения в практику новых
форм организации спортивных игр и соревнований для детей и молодежи,
обладающих высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным
потенциалом, одна из таких новаций - введение определенных форм
поощрения не только для победителей спортивных игр и соревнований, но и
для участников, демонстрирующих подлинно рыцарское поведение в
соответствии с принципами спортивных игр.

Особый интерес с точки зрения формирования новой модели
спортивных игр и соревнований представляют попытки не просто поощрения
высоконравственного поведения юных спортсменов, но и учета их поведения
при выявлении победителей соревнований.

К числу важных направлений работы, ориентированной на
формирование новое модели спортивных игр и соревнований, следует
отнести приспособление, адаптацию обычных правил этих игр к
определенным условиям, возрасту и подготовленности участников,
специфическим задачам и т.п. К направлению деятельности по модификации


традиционных игр и соревнований тесно примыкает работа по развитию так
называемых "новых игр" ("Творческие игры", "игры доверия", "оперативные
игры" и др.) Все эти игры внедрены в учебно-воспитательный процесс в
школе № 259 нашего города.

Предпринимаются и практические шаги по укреплению связи спорта с
искусством, их сближение при организации спортивных соревнований и игр.
Важное значение в этом направлении имеют спортивно-музыкальные
программы, например, в школе № 259 спортивные праздники проходят в
виде театрализованных представлений, что приобщает к процессу
формирования физической культуры личности новых участников, иногда
совсем далеких от физкультуры и спорта.

Некоторые новые модели спортивных игр и соревнований основаны
на идее повышения роли спорта в экологическом воспитании детей и
молодежи, что находит яркое выражение, например, в таком новом виде
спорта, как "экоспорт" (Н.В.Кудрявцева, 1996).

Управленцам физического воспитания, в связи с этим, добавляется
одна из важнейших проблем больших городов - организация физического
воспитания в экологически чистой среде.

Рассмотренные инновационные подходы, программы построения
новых моделей организации и проведения спортивных соревнований и игр
для детей и молодежи, несмотря на свои отличия, не исключают, а


дополняют друг друга, и в принципе могут быть определенным образом
интегрированы, объединены в единое целое.

Наиболее интересная и научно обоснованная попытка такой
интеграции предпринята в рамках проекта "СпАрт". Важнейшей составной
частью этого проекта является новая модель организации и проведения игр,
соревнований, турниров под названием "Спартианские Игры". Одно из
главных отличий этой программы - ее комплексный характер, объединение
спорта с искусством и с другими видами творческой деятельности, причем
как в применявшихся ранее, так и в совершенно новых формах их интеграции
(Н.В.Кудрявцева, 1996).

В рамках инновационной деятельности в области физической
культуры и спорта значительное внимание уделяется и поиску новых
организационных форм физкультурно-спортивной работы с детьми и
молодежью - в рамках учебного процесса, во внеучебное время, по месту
жительства и т.д.

В числе ведущих тенденций построения учебных занятий по
физической культуре можно отметить усиление их образовательной
направленности, использование межпредметных связей, отход от жесткой
регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности,
максимальное разнообразие форм, методов и средств физического
воспитания, широкое использование наглядных и технических средств
(Л.Б.Кофман, 1998).


В ходе поиска инновационных подходов к организации физкультурно-
спортивных занятий с детьми и молодежью учитывается особая значимость и
привлекательность для них игровой деятельности. Наблюдается тенденция к
использованию на уроках физкультуры совершенно новых подвижных игр и
физических упражнений, таких как аэробика, брейкданс, хип-хоп и т.п.

Важная роль отводится сюжетным подвижным играм.
Разрабатываются новые виды этих игр - подвижные приключенческие игры
для детей, подвижные игры на современные сюжеты типа "Звездных войн" и
др. (С.И.Гуськов, 1997).

Много внимания в последние годы уделяется вопросам использования
народных игр и физических упражнений в рамках школьного физического
воспитания (Х.Ф.Анаркулов 1996, Г.Г.Кахидзе 1998 и др.).

Большой интерес представляют попытки предоставления учащимся
возможности самим придумывать новые подвижные игры. Это позволяет
развивать творческие способности детей, варьировать различные виды
нагрузки, делает уроки физкультуры более увлекательными и интересными
(П.Ф.Лесгафт 1951).


2.2. Планирование управленческой работы в процессе формирования
физической культуры личности детей и подростков

Одной из новых форм в управлении физическим развитием детей и
подростков является организация платных дополнительных физкультурно-
оздоровительных услуг, создание в школах, на стадионах спортивно-
физкультурных комплексов (СФК). Обеспечением нормальной работы в
управленческой деятельности в сфере платных физкультурно-
оздоровительных услуг является грамотное планирование, т.е. составление
бизнес-плана.

Большой интерес представляет работа С.И.Гуськова "Менеджмент и
маркетинг спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.
Практические рекомендации из зарубежного опыта" 1994.

Он рассматривает структуру и методику бизнес-плана на примере
бизнес-плана для СФК.

Бизнес-план является постоянным документом, который
систематически составляется и изменяется в связи с переменами как внутри
организации, СФК, так на рынке, да и в экономике в целом. Он является
одним из составных документов, определяющих стратегию развития
организации "СФК и базируется на общей концепции ее развития. В бизнес-
плане подробно разрабатывается экономический и финансовый аспект


стратегии, дается технико-экономическое обоснование конкретного
мероприятия (например, инновационного проекта оказания нового вида
физкультурно-оздоровительных услуг).

Организация стратегии управления, СФК основывается, как правило,
на инвестиционных программах. Бизнес-план охватывает одну из таких
инвестиционных программ (или даже ее часть), позволяющую дать
экономическую базу планируемого мероприятия.

Организация (СФК), стремящаяся найти партнера, инвестора под
конкретный проект, должна иметь четкие представления о предполагаемом
производстве товаров и услуг, его масштабах и рыночном потенциале, ценах,
способах продвижения товара, услуги на рынок, будущей прибыли и т.п.
Кроме того, организация (СФК) должна убедить потенциального партнера в
том, что у нее есть необходимый кадровый потенциал и материальные
ресурсы, которые позволят наладить прибыльный бизнес. По сути дела,
организация (СФК) должна убедить инвестора в своих способностях
наладить и управлять предполагаемым бизнесом. Как показывает мировой
опыт, первый шаг в таком убеждении - это правильно составленный бизнес-
план производства товара, услуги, под который стремятся получить
инвестиции. Потенциальные инвесторы или партнеры не будут встречаться с
представителями организации, ищущей инвестиции, до тех пор, пока не
прочитают бизнес-план кандидата.


Внешне бизнес-планы могут значительно отличаться друг от друга,
так как не существует жестко регламентированной формы представления и
структуры бизнес-плана.

Однако, состав его разделов практически неизменен и включает
следующие пункты:

  • краткое содержание бизнес-плана (основная идея и цели бизнеса);
  • отрасль, организация (СФК) и ее товары, услуги (специфика предлагаемого
    товара и услуги);
  • исследование и анализ рынка предлагаемого товара, услуги;
  • план маркетинга (в том числе поведение организации, СФК на рынке
    предлагаемого товара, услуги);

план производства предлагаемого товара, услуги (приводится
организационная производственная структура организации, обеспечивающая
производство предлагаемого товара, услуги);

  • управленческая команда;
  • деловое расписание;
  • оценка риска;
  • финансовый план (включая стратегию финансирования и предложения по
    инвестициям).

Материал бизнес-плана следует излагать просто и понятно, он должен
быть   понятен   различным   специалистам,   даже   тем,   которые   имеют


ограниченные знания о предлагаемом товаре, услуге и их рынке. Объем
бизнес-плана 50 страниц.

В кратком содержании бизнес-плана, как правило, выделяются
следующие пункты:

  • ваши цели в бизнесе;
  • возможности для бизнеса и стратегия по их реализации;
  • намечаемые рынки сбыта и прогноз;
  • конкурентные преимущества;
  • прогнозируемые финансовые результаты;
  • профессионализм и компетенция вашей управленческой команды;
  • требуемая сумма инвестиций.

Составление бизнес-плана помогает управленцам физического
воспитания разобраться в перспективах роста своего дела, увидеть
возможные изменения и проблемы в будущем. Он помогает оценивать
прогресс своего бизнеса, бизнес-план составляется, как правило, на
несколько лет вперед и рассматривается по мере необходимости, но не реже
одного раза в год. Составляются также и сокращенные виды бизнес-плана.

В бизнес-плане внешние и внутренние цели. Первые должны убедить
инвесторов и будущих партнеров в успехе предлагаемого организацией дела.
Главная внутренняя цель бизнес-плана состоит в том, чтобы стать основой
управления   предпринимательской   деятельностью   организации.   Важно


ограниченные знания о предлагаемом товаре, услуге и их рынке. Объем
бизнес-плана 50 страниц.

В кратком содержании бизнес-плана, как правило, выделяются
следующие пункты:

  • ваши цели в бизнесе;
  • возможности для бизнеса и стратегия по их реализации;
  • намечаемые рынки сбыта и прогноз;        
  • конкурентные преимущества;
  • прогнозируемые финансовые результаты;
  • профессионализм и компетенция вашей управленческой команды;
  • требуемая сумма инвестиций.

Составление бизнес-плана помогает управленцам физического
воспитания разобраться в перспективах роста своего дела, увидеть
возможные изменения и проблемы в будущем. Он помогает оценивать
прогресс своего бизнеса, бизнес-план составляется, как правило, на
несколько лет вперед и рассматривается по мере необходимости, но не реже
одного раза в год. Составляются также и сокращенные виды бизнес-плана.

В бизнес-плане внешние и внутренние цели. Первые должны убедить
инвесторов и будущих партнеров в успехе предлагаемого организацией дела.
Главная внутренняя цель бизнес-плана состоит в том, чтобы стать основой
управления   предпринимательской   деятельностью   организации.   Важно


сформулировать общую цель, чтобы сотрудники могли хорошо представить
свою роль в достижении целей организации.

Следует помнить о решающей роли человеческого фактора
управления на стадиях деятельности руководства (в том числе личные
характеристики и квалификация управленческого персонала), противоядия от
некомпетентности нет, надо добывать необходимый опыт своими силами,
иметь партнера или нанять специалиста, владеющего опытом.

Основу долгосрочного финансового планирования составляет
определение потребности в капитале, что позволяет осуществить выбор и
сроки получения кредитов, распределить капитал на собственный (с упором
на резервный фонд, являющихся результатами деятельности организаций и
зависящий от состоянии платежеспособности, регулярности денежных
поступлений, стабильности дохода, перспектив коньюктуры) и заемный
(привлекается из расчета на то, что прибыль покроет издержки на оплату
процента за кредит). Прогноз уровня продаж расходов, предсказание
поступления денег позволит стимулировать требования к рабочему капиталу
и определит необходимость в возможных изменениях, в том числе в
дополнительном финансировании (на каких стадиях оно может быть
получено и как должно быть возвращено). Данный раздел плана составляется
для того, чтобы заинтересовать инвестора.

Итак, бизнес-план является основой основ предпринимательской
деятельности. Например, расширение сферы физкультурно-оздоровительных


услуг, создание вида ФОУ (делающего услуг лучше, а цену ниже),
незаполненная рыночная база, где отсутствует какой-то вид обслуживания,
новое для клиентов сочетание товара или услуги - все эти случаи приводят к
необходимости составления бизнес-планов. Наличие бизнес-плана -
обязательное требование цивилизованного рынка, без него невозможно
привлечение денег для развития физкультурно-оздоровительных услуг, он
придает предлагаемому бизнесу целенаправленность и, кроме того, является
инструментом контроля в управлении.

Бизнес-план следует рассматривать как основополагающий фактор
управления организационной деятельностью комплексов физической
культуры и спорта, как определяющий развитие организационной структуры
СФК так и любых платных дополнительных физкультурно-оздоровительных
услуг, направленных на формирование физической культуры личности детей
и подростков.

Для многих зарубежных детских и молодежных спортклубов,
характерно проведение не только спортивной, но и других видов
деятельности. Так. например, целью деятельности клубов "Новые течения",
объединяемых Академией "Юность Финляндии", является создание единой
системы, позволяющей молодым людям раскрыть свои способности не
только в занятиях физическими упражнениями, но и в формировании
перспектив развития и в организации молодежного спорта в Финляндии.


В нашей стране также идут поиски новых форм спортивных клубов
для детей и молодежи. Одной из таких форм являются клубы Добрыни
Никитича (Должиков И.И. и др.). Организационные принципы клуба просты,
демократичны, предполагают варианты работы в зависимости от местных
условий. Основной целью клуба является как физическое, так и
патриотическое воспитание юношей.

Новая комплексная программа создания клубов для детей и молодежи
разработана и реализуется в рамках проекта "СпАрт". Цель Спартианского
клуба - организация спортивного обучения, общения членов клуба, оказание
помощи в подготовке к Спартианским играм. Индивидуальная программа
самосовершенствования каждого члена клуба вносится в спартианский
паспорт, в котором фиксируются достижения по следующим показателям:
сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, развитие
художественных способностей в одной из сфер искусства (пение, музыка,
изобразительное искусство, литературное творчество и т.п.) или в каких-то
других областях духовно-творческой деятельности (наука, техника и т.п.),
развитие психических (память, интеллект и т.п.) или каких-то других
способностей: коммуникативных, биоэнергетических и т.д.

Таковы основные направления и программы инновационной
деятельности в области физической культуры и спорта, призванные
преодолеть имеющиеся проблемы и трудности в решении основных задач
физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками.


2.3. Информированность специалистов в области физического
воспитания в вопросах управления формированием физической культуры

личности детей и подростков

Всего было опрошено 154 специалиста, в том числе 19 учителей
физкультуры, 20 преподавателей физического воспитания и 6 организаторов
физкулыурно-спортивной рабты с детьми и молодежью из различных
регионов РФ. Возраст опрошенных специалистов: 20-30 лет - 27,3%; 30-40
лет - 50,7%, 40-50 лет - 12,9 %, 50-60 лет - 9,1 %. Стаж работы в области
физической культуры и спорта: 5-10 лет - у 36,4 % экспертов, 10-15 лет - у
41,5 %, 15-20 лет - у 18,2 % и более 20 лет - у 3,9 % опрошенных.

В ходе опроса экспертов решались две основные задачи: 1) выяснить
их мнение о современном состоянии управления физкультурно-спортивной
работой с детьми и подростками, наиболее важных недостатках и
первоочередных мерах по совершенствованию этой работы; 2) определить
уровень информированности экспертов об инновационных формах этой
работы. Опрос проводился в форме анкетирования и интервьюирования.

Обобщая социологическую информацию, полученную в ходе опроса,
можно сказать, что большая часть респондентов считает не
соответствующими современным требованиям те цели и задачи, которые, как
правило, ставятся и решаются в ходе физкультурно-спортивной работы с


детьми и молодежью, ответ "в основном не соответствуют современным
требованиям" дали 59,7 % респондентов. Невысока оценка респондентами
эффективности тех методов и организационных форм, которые используются
в практике. В целом, негативную оценку эффективности физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью дали 77,3 % опрошенных
экспертов. Еще более низкую оценку получили результаты осуществляемой в
настоящее время физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью.
Ни один из опрошенных не оценил результаты физкультурно-спортивной
работы с детьми и молодежью как удовлетворяющие современным
требованиям.

Среди первоочередных задач по совершенствованию физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью, помимо решения материально-
технических и финансовых проблем, специалисты назвали увеличение
количества обязательных занятий в учебное и внеучебное время (66,8%
опрошенных), совершенствование методик физкультурно-спортивной работы
(42,8 %), улучшение подготовки кадров (22,7%).

Опрос выявил низкий уровень информированности опрошенных
специалистов о новых отечественных и зарубежных программах физического
воспитания детей и молодежи, новых формах физкультурно-спортивной
работы с ними. На вопрос об этих знаниях ответ "практически не знаю" дали
79,2 % респондентов, ответ "знаю, но не в полной мере" - 20,8%
опрошенных.


При этом, в практике используют свои знания о новых формах и
методиках только 15,6% респондентов, а 84,4 % - используют лишь
традиционные формы физкультурно-спортивной работы.

Опрос специалистов в области физической культуры, проведенный в
ходе дипломного исследования показал, что специалисты крайне слабо
информированы о путях совершенствования управления физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью и направленной на это
инновационной деятельности.

Как следствие этого, эксперты единодушно признали необходимость
расширения у специалистов в области физической культуры и спорта ( в ходе
их подготовки и переподготовки) знаний о новых отечественных и
зарубежных методиках, проектах и программах физкультурно-спортивной
работы с детьми и молодежью.

Одним из новых проектов в области управления физическим
воспитанием в школе занимался автор этого исследования в школе № 259.

Суть эксперимента следующая: руководители из районного отдела
управления образованием и администрация школы решили увеличить
часовую нагрузку в учебном плане, т.е. сделать в каждом классе каждый день
урок физкультуры, с целью выяснить влияние физкультуры на другие
дисциплины. Эксперимент продолжался довольно длительное время, были
разработаны специальные программы, в эксперименте принимали активное
участие и другие внешкольные учреждения: Детская спортивная школа


"Орленок", Детская спорт.школа "Дельфин", ГДОИФК им.П.Ф.Лесгафта,
Дом творчества "У Вознесенского моста" и другие организации. Были
достигнуты определенные результаты - главный из которых медико-
биологический, на 100 % была снижена общая заболеваемость у школьников
(см.Приложение 1), также школа занимала призовые места в районных и
городских соревнованиях. Было создано много разных проектов в ходе
эксперимента, расскажу об одном. Все знают, что большинство спортсменов,
учащихся спорт.классов поступают, в основном, в институты физической
культуры, так вот в ходе эксперимента был специальный курс по программе
"Теория и практика физической культуры для учащихся 9-10
классов"(см.Приложение 2). По окончании которого учащимся были выданы
дипломы о присвоении квалификации инструктора физкультурно-
оздоровительной работы, а главное - приобретались знания, необходимые для
формирования физической культуры личности подростка.

Также была разработана карточка здоровья ребенка
(см.ПриложениеЗ). Цель создания этого документа - объединение усилий
родителей, медицинских работников, педагогического коллектива школы в
воспитании здоровых, физически крепких детей и подростков. Карточка
здоровья ребенка позволяет корректировать процесс формирования
физической культуры личности у детей 7-10 лет.


В результате эксперимента выявлено более 20 положительных
аспектов в совершенствовании управления физическим воспитанием в школе.
Приведу некоторые из них:

  1. Повышение общей успеваемости.
  2. Повышение материальной базы школы.
  3. Повышение уровня физической культуры личности.
  4. Формирование устойчивого интереса к самостоятельным занятиям
    физической культурой.
  5. Повышение профессионального уровня управленцев физического
    воспитания.


Выводы

  1. Среди разнообразных задач физкультурно-спортивной работы с
    детьми и молодежью особенно важное значение имеет приобщение
    подрастающего поколения к активным занятиям физкультурой и спортом и
    максимально полное и эффективное использование гуманистического,
    социально-культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности.
  2. В определенной степени проблемы и трудности в решении этой
    задачи связаны с существенными недостатками в организации физкультурно-
    спортивной работы односторонней ориентацией на формирование у
    занимающихся физических качеств, двигательных умений и навыков,
    отсутствием должного внимания к формированию внутренней потребности в
    физическом совершенствовании, полных и глубоких знаний об организме,
    физическом состоянии человека, эффективных средствах воздействия на
    него, методике их применения, а также о ценности и значимости
    физкультурно-спортивной деятельности и т.п.

3.        Учитывая проблемы и трудности решения основных задач
физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, приоритетными
должны быть признаны следующие проекты и программы: переосмысления
всей "идеологии" (целей, задач, содержания и т.д.) физкультурно-спортивной
работы с детьми и молодежью с учетом современных условий и требований


общественного развития; формирование процесса физической культуры
личности детей и подростков, а также олимпийского образования; разработки
и внедрения в практику новых моделей организации спортивных игр и
соревнований, а также новых организационных форм физкультурно-
спортивной работы с детьми и молодежью.

При разработке инновационных проектов и программ формирования
здорового образа жизни и физической культуры основное внимание
уделяется выявлению путей повышения физкультурой грамотности детей и
молодежи. Вместе с тем, начата разработка и внедрение в практику таких
проектов и программ, которые предусматривают целостное решение
проблемы формирования у них здорового образа жизни и физической
культуры.

4.        При разработке инновационных проектов и программ
формирования физической культуры личности детей и подростков основное
внимание уделяется повышению физкультурной грамотности, вместе с тем,
начата разработка и внедрение в практику таких проектов и программ,
которые предусматривают целостное решение проблемы формирования
физической культуры личности детей и подростков.

5.        Проблемы, трудности и негативные явления, связанные с
использованием традиционной модели организации спортивных
соревнований в работе с детьми и молодежью, побуждают искать и внедрять
в практику такие новые модели спортивных игр и соревнований, которые


обладают более высоким гуманистическим, культурным, духовно-
нравственным потенциалом.

Заслуживают внимания следующие направления этой инновационной
деятельности: введение определенных форм поощрения не только для
победителей соревнований, но и для других участников; изменение системы
определения победителей соревнований; акцент на выявление победителей
командных, а не в индивидуальных соревнованиях; адаптация обычных
правил игр и соревнований к условиям, возрасту и подготовленности
участников; организация так называемых "кооперативных" и "новых" игр;
использование различных тестов физической подготовленности; интеграция
спорта с искусством при организации и проведении спортивных игр и
соревнований; связывание их с задачами экологического воспитания детей и
молодежи.

6.        Инновации в организации физкультурно-спортивной работы с
детьми и молодежью предусматривают определенные изменения учебных
программ, а также новые формы внеучебной работы (театрализованные
физкультурные праздники, деловые игры и т.д.).

Все более важное значение в этой работе придается деятельности
спортклубов. Идет интенсивный поиск новых форм и методов организации их
работы.

7.        Как показал опрос специалистов, они крайне слабо информированы
о всей этой инновационной деятельности и редко используют в своей работе


новые формы и методы физкультурно-спортивной работы с детьми и
молодежью.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. В процессе совершенствования физкультурно-спортивной работы с
    детьми и молодежью в нашей стране важно учитывать две основные задачи
    этой работы: 1) приобщение подрастающего поколения к активным занятиям
    физкультурой и спортом и 2) максимально полное и эффективное
    использование гуманистического социально-культурного потенциала
    физкультурно-спортивной деятельности.
  2. При этом необходимо опираться на такую концепцию этой работы,
    которая предполагает:

ориентацию   на   принципы   гуманистической   педагогики   и психологии;

- переход от такой системы работы, которая направлена на
формирование лишь определенных физических качеств, двигательных
умений и навыков, спортивного мастерства, к системе, дающей человеку
серьезное физкультурное образование, формирующей у него потребность в
активных занятиях физкультурой и спортом, в физическом и духовном
самосовершенствовании на основе этих занятий, а значит, формирующей у
него здоровый образ жизни и высокий уровень физической культуры.


3.        Для повышения физкультурной грамотности детей и молодежи
необходимо не только изменение учебных программ занятий в школах и
вузах, но также использование в учебном процессе и вне его рамок
разнообразных форм и методик информационной, разъяснительной работы
по вопросам физической культуры и здорового образа жизни.

Однако, особое внимание следует уделить внедрению в практику
таких программ (например, программы, разработанной коллективом кафедры
валеологии и физической культуры НАСА), которые предусматривают не
только формирование у детей и молодежи физкультурной грамотности, но
целостное решение проблемы формирования у них физической культуры
личности.

  1. Важным компонентом физкультурно-спортивной работы с детьми и
    молодежью должна быть система олимпийского образования, направленная
    на формирование у них прочных, глубоких знаний: об олимпийских играх и
    олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и
    ценностях олимпизма, идеале гармонично развитого олимпийского атлета и
    др., о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, путях его
    реализации и основных идеях гуманизма в целом.
  2. Необходимо не только развивать апробированные на практике
    новые формы двигательной активности (аэробику, акробатический рок-н-
    ролл и др.), новые технологии физической тренировки (видеотренинг,
    шейпинг и др.), новые виды спорта (дартс, скейтборд и др.), расширять число


специальных соревнований для детей и молодежи, но вместе с тем искать и
внедрять   в   практику   новые   гуманистически   ориентированные   формы
организации спортивных игр и соревнований.
Они должны предусматривать:

-        изменение системы определения победителей соревнований
(учет красоты действий и поступков юных спортсменов, лишь очень
значительных различий в результатах участников и т.п.);

  • смещение акцента на выявление победителей в командных, а не в
    индивидуальных соревнованиях; адаптацию обычных правил игр и
    соревнований к условиям, возрасту и подготовленности участников;
  • организацию "кооперативных" и "новых" игр;
  • использование различных тестов физической подготовленности;
  • интеграцию спорта с искусством при организации спортивных игр и
    соревнований, связывание их с задачами экологического воспитания детей и
    молодежи и т.д.

6. Совершенствование физкультурно-спортивной работы в учебных
заведениях целесообразно проводить в двух направлениях. Во-первых:
необходимо определенное изменение учебных программ: введение в них
вариативной части, усиление их образовательной направленности;
повышение внимания к эстетическим аспектам занятий, введение новых
форм и методик тестирования, широкое использование в ходе занятий игр, в
том   числе   народных,   сюжетных   и   т.д.   Во-вторых,   использование


апробированных на практике новых форм внеучебной работы (таких
например, как "подвижные перемены", "час здоровья", "спортивный час",
"комплексные уроки", "физкультурно-экономические дни", "домашние
задания по физкультуре", "школы доверия", "паспорт каникул".

  1. Особенно важное значение должно быть придано организации
    спортклубов для детей и молодежи, используя при этом не только
    традиционные, но и новые формы их работы; апробированные в деятельности
    таких инновационных клубов, как "клубы тысячи миль" (Великобритания),
    клубы "Лиги полуночного баскетбола" (США), клубы "Хип-хоп" и "Новые
    течения" (Финляндия), клубы "Добрыни Никитича" и Спартианские клубы
    (Россия) и др.
  2. Решение всех указанных выше задач невозможно без внесения
    изменений в систему подготовки и повышения квалификации кадров в
    области физической культуры и спорта.

Для повышения уровня информированности специалистов о новых
формах и методах физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью,
об опыте их использования в нашей стране и зарубежом, целесообразно
внести соответствующие изменения в учебные программы, разработать
спецкурсы, издать методические пособия и т.д.

9.        Субъектам управленческой деятельности в сфере физической
культуры и спорта следует отслеживать изменения как законодательных
актов, касающихся экономических и правовых аспектов деятельности, так и


подзаконные акты, издаваемые как Правительством так и государственными
органами, в том числе, органами управления физической культуры и спорта,
так как они могут вносить существенные изменения в характер и особенности
управленческих отношений.


Список литературы

  1. Агеевец В.У., Белоусов В.В. Концепция альтернативной программы
    оздоровления населения России/Региональная политика - № 6 (№ 1,
    1998) СПб: Петрополис; 1998.
  2. Агеевец В.У., Гончаров В.Д. Основные методы сбора и обработки
    информации в социологических исследованиях физической культуры.
    Учебное пособие. - Л., 1990. 56 с.
  3. Аристова Л.В., Шпилько СП. Физическая культура: отрасль в новых
    условиях хозяйствования. - М.: Экономика, 1998. - 144с.
  4. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М.:Политиздат.
    1973-158с.
  5. Баркан Д.И.Маркетинг для всех. Беседы для начинающих. - Л.:
    Культинформпресс. 1991-256 с.
  6. Бизнес-план. Методические материалы, (Под редакцией профессора
    Р.Г.Даниловского. - М.:Финансы и статистика, 1997. -79 с.
  7. Веселков    Ф.С.    Азбука    создания    рыночной    экономики.
    С.Петербургский университет экономики и финансов. 1998 - 80 с.
  8. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука; 1996.
  9. Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое
    руководство по составлению. - СПб: Издательство «Белл», 1996-158 с.


  1. Гуськов СИ. Маркетинг и спорт: Зарубежный опыт (для спортивных
    руководителей и менеджеров). Часть 1 - М.: Российский НИИ
    физической культуры, 1992 - 70 с.
  2. Гуськов СИ. Менеджмент и маркетинг спортивных и физкультурно-
    оздоровительных услуг. Практические рекомендации из зарубежного
    опыта - СПб ВНИИФКиС, 1997 - 65 с.
  3. Закон РФ «Об образовании» (Бюллетень Комитета по высшей школе
    Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. 1998
    -№ 1.
  4. Корягина Т.И. Платные услуги в СССР - М.: Экономика, 1990- 160 с.
  5. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.,
    Физкультура и спорт, 1998.
  6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей.
    Собр.пед. т.1 ч.1. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - с 136.
  7. Менеджмент и маркетинг в спорте. Краткий словарь-справочник
    (Золотов М.И., Кутепов М.Е. - М.: Союз менеджеров СССР. Школа
    спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992.


Приложение 1

График общей заболеваемости по школе № 259 с 1989 по 1994 год

1994        1995        1996        1997        199S        1999

годы

За 5 лет зафиксировано снижение общей заболеваемости школьников более
100%.


Приложение 2

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Как известно, многие спортсмены-разрядники после окончания
общеобразовательной школы поступают в физкультурные институты,
выбирают профессию спортивного педагога. Но для решения этой задачи
требуется основательная подготовка. Чтобы стать студентом физкультурного
ВУЗа, кроме отличной физической подготовки необходимы углубленные
знания физиологии, теории физической культуры и спорта и педагогики.

Содержание программы обеспечивает решение следующих
взаимосвязанных задач:

  1. решение профориентационного вопроса;
  2. укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности
    учащихся;
  3. воспитание у школьников высоких нравственных качеств;
  4. воспитание потребности в систематических занятиях физическими
    упражнениями, стремление к физическому совершенствованию,
    готовности к труду и защите Отечества;
  5. овладение научно-прикладными основами построения учебно-
    воспитательного процесса в сфере физического воспитания;


  1. обучение практически управлять процессом формирования знаний,
    умений, навыков и физическим воспитанием в общеобразовательной
    школе;
  2. содействие приобретению знаний в области гигиены, медицины,
    физической культуры и спорта;
  3. обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
    применению их в различных по сложности условиях;
  4. развитие основных двигательных качеств.
    Программа состоит из введения и трех основных частей.

В введении изучаются основы строения и функции организма и
влиянии на него физических упражнений.

В первой части рассматриваются общие основы теории физического
воспитания, темы, касающиеся сущности профессионально-педагогической
деятельности и важнейших компонентов мастерства преподавателя
физического воспитания.

Вторая часть включает детализированное изложение особенностей
методики физического воспитания детей и молодежи в общеобразовательной
школе, анализ методики дается в органической связи с содержанием
физического воспитания и обобщенным рассмотрением основных факторов,
определяющие те или иные методические особенности.


Третья часть программы посвящается более конкретному изучению
основных средств физического воспитания, проведению секционных занятий,
судейству и посещению соревнований.


Наименование
темы

Количество часов
всего             теоретические      практические          произ.

занятия            занятия                 труд

Сведения о

строении и

функциях

организма

(анатомия,

физиология)

8

8

_

Влияние
физических
упражнений   на
организм
занимающихся

4

4

-

-

Гигиена,
врачебный
контроль,
самоконтроль

4

4

-

-

Теория

физической

культуры

52

32

10

10

Плавание

24

4

20

-

Спортивные
игры

24

4

20

-

Легкая атлетика

24

4

20

-

Гимнастика

24

4

20

-

Судейство
соревнований

180

-

20

160

Проведение
секционных
занятий

40

20

20

Экскурсии,
турпоходы,
посещение
соревнований

108

52

56

ИТОГО:

512

64

192

256

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА


ГЛАВА II.

ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ

  1. Основы и определяющие черты методики физического воспитания школьного контингента. Социально-идеологическое значение, задачи и информативные кретерии. Особенности состава средств и определяющие черты методики. Обязательный курс физического воспитания в школе. Дополнительные (внеклассные) формы физической культуры в школе.
  2. Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Содержание практических занятий. Проведение наблюдений за конкретными методами учебно-воспитательной деятельности преподавателя физической культуры в начальных классах школы. Выполнение заданий по оперативному, этапному и перспективному планированию. Проведение урока в качестве групповода, учителя. Организация утренней зарядки, подвижной перемены. Подготовка конспекта беседы с родителями учеников младших классов по вопросам физического воспитания в семье.

  1. Особенности методики физического воспитания детей и подростков среднего школьного возраста. Содержание практических занятий. Прием нормативов ГТО.
  2. Особенности методики физического воспитания молодежи школьного возраста. Содержание практических занятий, разработки общего плана физкультурно-массовой и спортивной работы для старших классов.


ГЛАВА III

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.        Плавание.

Правила поведения на занятиях по плаванию. Предупреждение
несчастных случаев на воде и травм во время занятий. Общая и специальная
физическая подготовка пловца. Плавательная подготовка. Плавание
изученными способами на различные дистанции. Комплексное плавание на
дистанцию 200 м, проплывание 50 м с максимальной скоростью. Судейство и
посещение соревнований.

2.        Легкая атлетика.

Основы техники бега. Общая физическая и специальная подготовка.
Подготовка и сдача норм ГТО 1 ступени. Бег 100 м, 500 м, 1000 м. Прыжки в
дону с места. Судейство и посещение соревнований.

3.        Спортивные игры.
А)волейбол.

Правила игры. Общая и специальная подготовка. Техника и тактика
игры. Подача мяча. Нападающий удар. Тактика игры в защите, нападении.
Судейство и посещение соревнований.

Б) Баскетбол.

Правила игры. Общая и специальная подготовка. Техника и тактика
игры. Передачи и ловля мяча. Ведение мяча. Броски мяча. Техника защиты.
Техника нападения. Судейство соревнований.

4.Гимнастика.

Гигиена, врачебный контроль гимнаста. ГТО в гимнастике. Общая и
специальная физическая подготовка. Строевые упражнения. Упражнения для
туловища, мышц ног. Основы техники физических упражнений. Упражнения
в висах и упорах. Упражнения на бревне. Прыжки, акробатика. Изучение


упражнений, входящих в комплекс ГТО. Сдача норм ГТО. Прием нормативов
ГТО.

  1. Учебная практика.
  1. выполнение операций по составлению подготовительной,
    основной, заключительной частей секционного занятия;
  2. разработка учебно-тренировочного плана секции.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Введение

Предмет теории физической культуры. Методы исследования, анализ,
обобщение, наблюдение и эксперимент. Сведения о строении и функциях
организма. Система органов движения. Общие сведения о скелете.
Мышечная система. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Кровь и кровообращение. Дыхание.
Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Нервная система.
Развитие человеческого организма. Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. Физиологические принципы и механизмы
спортивной тренировки. Общая характеристика физиологических состояний
при спортивной деятельности. Физиологические основы спортивной техники.
Физиологические механизмы проявления и развития силы и скоростных
качеств, выносливости. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.


ЧАСТЬ I.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.        Учение о цели, задачах и наиболее общих принципах физического
воспитания. Цель и задачи. Принципы как обобщенное выражение
важнейших изложений системы физического воспитания.

2.        Средства и методы физического воспитания. Физические
упражнения - основное специфическое средство физического воспитания.
Понятие о содержании и форме физических упражнений. Техника
двигательных действий.

Классификация физических упражнений. Обусловленность эффекта
физических упражнений. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты
процесса физического воспитания. Методы строго регламентированного
упражнения, игровой и соревновательные моменты, методы.
Общепедагогические формы словесного воздействия и их особенность в
процессе физического воспитания. Общепедагогические формы наглядного
воздействия и их особенности в процессе физического воспитания.
Специальные «идеомоторные», «психорегулирующие» и подобные им
методы. Сенсорно-коррекционные, информационные и другие технические
устройства в физическом воспитании. Оздоравливающие силы природной
среды и гигиенические факторы или средства (условия) физического
воспитания.

3.        Основные стороны и принципы методики физического воспитания,
доступности и индивидуальности, систематичности и динамичности.

4.Дидактические основы физического воспитания.
Двигательные действия как предмет обучения; двигательные умения и
навыки. Задачи при обучении двигательным действиям. Принципиальная
схема процесса обучения двигательным действиям.  Этапы начального


разучивания. Этап углубленного разучивания. Этап совершенствования.
Двигательные качества и методика их воспитания.

5. Основы воспитания силовых и скоростных способностей.
Сущность, кретерии, задачи, средства и определяющие черты по воспитанию
силовых способностей, по воспитанию скоростных способностей. Основы
воспитания выносливости. Сущность, кретерии, задачи, средства и методика
воспитания выносливости. Особенности воздействия на развитие гибкости.
Воспитание осанки. Основы регулирования массы тела.

6. Формы построения занятий в физическом воспитании. Особенности
построения занятий урочного типа. Особенности построения занятий
неурочного типа.

7.Планирование и контроль в физическом воспитании. Определяющие
черты технологий и форм планирования. Перспективный план, общая
программа. График годового плана. Поэтапное планирование, оперативное
планирование. Определяющие черты текущего и поэтапного контроля.

8. Спортивная тренировка. Задачи, содержание, средства и методы
спортивной тренировки. Специфические закономерности спортивной
тренировки и особенности преломления в ней общих принципов
физического воспитания. Построение спортивной тренировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физической культуры личности посредством овладения основами легкой атлетики

Конспект урока физической культурыдля  7 классов по легкой атлетике...

Методы формирования физической культуры личности

    МЕТОД – упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека.       М...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для последних десятилетий характерно осознаниеучеными и специалистами двух важных факторов, касающихся управленияфизкультурно-спортивной деятельностью и ее значение для детей имолодежи.С одной стороны...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....

РИТМИКА КАК БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люд...