РИТМИКА КАК БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья

Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди.

Число заболеваний увеличивается в мире с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом, с каждым годом они «молодеют», уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает многими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающей природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные силы и способности.

Занятия ритмикой направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладению навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развития и высвобождения скрытых творческих и оздоровительных возможностей детей.


Статья нацелена на ознакомление читателя, возможно, начинающего педагога, с основными принципами построения занятий ритмикой и на доказательство важности этих занятий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mudrik_zhanna_nikolaevna.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

РИТМИКА КАК БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Мудрик Жанна Николаевна,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦВР

Центрального района Санкт-Петербурга

Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди.

Число заболеваний увеличивается в мире с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом, с каждым годом они «молодеют», уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает многими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающей природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные силы и способности.

Занятия ритмикой направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладению навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развития и высвобождения скрытых творческих и оздоровительных возможностей детей.

Целью занятий ритмикой в детских образовательных учреждениях является формирование физической культуры личности детей от 4 до 6 лет посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей и эстетической направленностью.

В задачи занятий ритмикой в детских образовательных учреждениях входит:

  • формирование у детей 4 -6 лет базовых знаний о физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • развитие и совершенствование умения и навыков в игровой деятельности, танцевальных движениях и упражнениях игрового характера;
  •  овладение новых движений с повышенной игровой сложностью;
  • воспитание культуру движений и чувство прекрасного;
  • воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
  • развивать физических качеств детей: координации, ловкости, силы, выносливости, растяжки мышц.

Статья нацелена на ознакомление читателя, возможно, начинающего педагога, с основными принципами построения занятий ритмикой и на доказательство важности этих занятий.

Занятия ритмикой в детских образовательных учреждениях реализуются с учетом возрастных особенностей детей, поэтому группы составляются из детей одного возраста: 4 года, 5 лет и 6 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность одного занятия 35–40 минут. Занятия проводятся в чистом помещении, дети занимаются на ковре, одеты легко, на ногах чешки или балетные тапочки.

В разделы и темы занятий по учебно-тематическому планированию входит:

- вводное занятие и инструктаж по технике безопасности;

- азбука музыкального движения;

- общеразвивающие упражнения;

- музыкально- танцевальные игры;

- гимнастика, элементы хореографии;

- акробатические упражнения;

- итоговое занятие.

Вводное занятие необходимо для ознакомления детей с охраной труда.

Азбука музыкального движения включает в себя:

- ходьбу и бег по кругу, змейкой;

- марш на месте и по точкам зала;

- бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад;

- специальные формы ходьбы из гимнастики: мягкий, пружинистый, перекатный шаг;

- виды ходьбы: строевой шаг и ходьба на различных частях стоп;

- прыжки: трамплинные, разножки, с поджатыми ногами;

В общеразвивающие упражнения входят:

- упражнения на гимнастических снарядах: скамейка, стенка;

- упражнения с предметами: мячи, скакалки, обручи, кубики;

- упражнения в парах и тройках;

- эстафеты по командам.

Музыкально- танцевальные игры включают в себя:

- определение характера музыки;

- игра-упражнение на развитие ловкости и воображения;

- игра с мячом: броски, ловля, перекат;

- игра с мячом: в обруч, с передачей;

- подвижные игры: «найди свое место», «лягушка и комарики».

Гимнастика, элементы хореографии включает:

- наклоны и повороты корпуса вперед, назад. в стороны;

- пружинистые выпады по одному и в парах,

- подскоки на месте и по кругу;

- элементы хореографии: отведение ноги на носок;

- танцевальные шаги и движения по одному и в парах;

- ритмический рисунок: комбинации хлопков и притопов;

- хореографический поклон, позиции рук и ног.

В акробатические упражнения входят:

- простейшие группировки;

- перекаты в сторону: ноги вместе и ноги врозь;

- мост из положения лежа на спине;

- равновесия: «ласточка»;

- упражнения на развитие гибкости суставов.

Итоговое занятие проводится в виде открытого занятия для родителей.

Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.

Педагог учит удерживать внимание детей на определенных мыслительных образах, делает занятия яркими, живыми.

Управление вниманием начинается с концентрации на реальных ощущениях и восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых). Воздействие мысленных образов, программирующей силы слова, значительно повышается в состоянии мышечной расслабленности.

В каждом занятии обязательно сочетаются динамические и статические формы работы мышц.

Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

Позвоночник растягивается в разных направлениях, чтобы ребенок не был скованным. Все упражнения выполняются под музыку.

Занятия состоят из 3-х частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Все занятие подчинено общей цели – вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребенка, содействовать развитию физических качеств и формированию движений. Части занятия естественно переходят одна в другую.

В первой, вводной части занятия, ставится задача подготовки организма ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений из основной части занятия. В содержание вводной части входят игровые упражнения, танцевальные движения, упражнения на внимание. координацию движений.

Во второй, основной части, дети обучаются новым упражнениям, и закрепляют выученные ранее упражнения и движения. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка и воспитывающие физические качества детей.

После растяжки дети садятся на ковер, сохраняя правильную осанку при сидении. Педагог предлагает детям сюжетную игру, в которой ребенок выполняет ряд упражнений на развитие гибкости и подвижности суставов, укрепление мышц спины, ног, рук и равновесие, растяжку мышц.

Игры проводятся в виде сказочных путешествий (в зоопарк, на морское дно, в лес, в джунгли), дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки. Игра должна быть интересной для детей, проводится эмоционально, с точно рассчитанным временем чередования упражнений и слушания сказки.

Дети учатся быстро переключать внимание. сделав упражнения, быстро садятся в позу для слушания (обязательно с прямой спиной).

На каждом занятии дети делают 9–10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на все тело ребенка.

За одно занятие дети делают:

2 -3 упражнения для мышц живота (прогибаясь назад);

2–3 упражнения для мышц спины (наклоны вперед);

2–3 упражнения для укрепления позвоночника (повороты, перегибы корпуса назад и в сторону);

2–3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса;

1–2 упражнения для укрепления мышц ног;

1–2 упражнения для развития стоп;

1–2 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие;

1–2 упражнения для мелкой моторики рук или для глаз.

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Время выполнения всех упражнений на полу 10–12 минут.

В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводятся различные танцевальные движения под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает положительный эмоциональный фон и настрой.

Помимо игровых заданий, проводятся танцевальные игры, позволяющие активизировать детей, развивать их внимание.

Заканчивается занятие подведением итога стараний детей, после чего они организованно уходят из зала.

Вводная часть длится:

на 1 этапе – 3–5 минут

на 2 этапе – 4–6 минут

на 3 этапе – 5–10 минут

Основная часть:

у 4-х леток – 18–20 минут

у 5 леток – 20–22 минуты

у 6 леток – 22–25 минут

Заключительная часть:

1 этап – 4–6 минут

2 этап – 4–6 минут

3 этап – 3–5 минут

Дети 4-х лет- особенности развития.

Это период первого вытяжения, накопления мышечной силы, выносливости, усиления подвижности.

Хрящевидными остаются части костей кисти и стопы. Дети еще не могут выполнять мелких и точных движений, однако движения тела уже достаточно координированы и точны. Дети уже умеют координировать свои движения, выполнять их намеренно. У них уже возросла работоспособность, способность сохранять нужную позу. Они охотно и многократно повторяю движения, в которых уже присутствует волевой характер. Возросла сила конечностей. Походка стала правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие еще сутулятся, однако голову опускают меньше. Шаг стал равномернее. Можно уже широко использовать различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы).

Игра остается главным видом деятельности. Наряду с показом упражнений, дети уже способны воспринимать и словесные объяснения. Педагог постоянно приучает их к восприятию словесной информации, кратко и четко по ходу объясняя, что делается правильно и почему. При этом педагог обращает внимание на положение ног и плеч. У многих внимание еще не устойчиво, малыши эмоционально не уравновешены. Педагог поощряет их самостоятельность, настойчивость и волевые качества. Высшая награда для детей в этом возрасте – демонстрация другим ребятам их умения выполнять упражнения.

Результаты обучения у детей 4-х лет:

Предполагается, что дети научатся:

  • подчинять свои движения общему ритму;
  • воспринимать музыкальное сопровождение;
  • участвовать в играх – импровизациях;
  • вживаться в образы (дерево, цветок);
  • уметь импровизировать движения;
  • охотно включаться в игры – соревнования;
  • получать удовлетворение от красоты движения;
  • согласуют коллективные действия.

Дети 5 лет- особенности развития.

Продолжается рост тела, окостенение, скелет, в основном, крепок.

Педагог больше упражнений дает для упругости и силы.

Усилен рост ног, руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны. Возросла у детей координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Уже хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Дети проявляют интерес к занятиям, интересуясь, почему так, а не иначе.

Результаты   обучения у детей 5 лет:

Предполагается, что дети овладеют следующими умениями:

  • координируют свою походку, не делая лишних движений;
  • регулируют силу упражнений, подчиняют их своей воле;
  • различают в музыке: тихо, громко, быстро, медленно и характер произведений (марш, полька, вальс, галоп);
  • понимают команды, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах;
  • сохраняют пространственную ориентацию, более организованы;
  • чувствуют музыкальный ритм и подчиняются ему;
  • многие выполняют упражнения дома, по собственной инициативе, их уже привлекают результаты упражнений.

Дети 6 лет- особенности развития.

Происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный. Однако, окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда его большая гибкость и подвижность, открывающая большие возможности для правильного физического воспитания.

У детей 6 лет энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила, крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому, дети более способны к размашистым движениям, но труднее справляются с мелкими.

У них больше сознательности, выдержки, но они все еще склонны к возбуждению, непоседливы.

Игра в жизни детей этого возраста продолжает занимать очень важное место, однако, наряду с игрой, педагог объясняет детям важность занятий, их воздействие на организм.

Педагог больше внимания уделяет ритмической разминке, включающей движения для кистей рук и на координацию движений.

Результаты обучения у детей 6 лет:

Предполагается, что дети, окончив курс обучения занятий по ритмике, будут уметь:

  • многократное выполнение упражнений;
  • смогут воспроизвести несложный ритмический рисунок, простукивая в ложки и ладошками;
  • научатся выполнять упражнения ритмично, без рывков и чрезмерных усилий;
  • выучат и воспроизведут танцевальную композицию в группе с музыкальным сопровождением и сменой музыки;

- получат навык импровизации на заданную тему;

  • приобретут навык амплитуды движений и мышечной силы.

По форме занятия являются типовыми со стретчингом. Два раза в год занятия проходят в форме праздника, они же являются итоговыми занятиями: зимний и весенний бал, где дети демонстрируют свои умения.

Литература:

  1. Бойцова А. Т. Сборник методических рекомендаций. –– СПб: 2003.
  2. Григорьева Г. Г. Играли с малышами / Пособие для воспитателей ДОУ. –– М: Просвещение, 2003. –– 80 с.
  3. Назарова А. Г. Игровой стретчинг / Методика работы с детьми дошкольного возраста. –– СПб: 2004. –– 64 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика / Учебное пособие. –– М: Просвещение, 1996 –– 576 с.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. –– М: Народное образование, 1998. –– 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физической культуры личности посредством овладения основами легкой атлетики

Конспект урока физической культурыдля  7 классов по легкой атлетике...

Методы формирования физической культуры личности

    МЕТОД – упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека.       М...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Научно-теоретическое обоснование путейсовершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми имолодежью на основе использования инновационных форм этой работы....

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...

Формирование билингвальной языковой личности в условиях современного образовательного учреждения.

В данной работе показаны приемы и методы формирования билингвальной языковой личности на базе двух иностранных языков: английского и французского. Мы хотим представить вам несколько фрагментов уроков ...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для последних десятилетий характерно осознаниеучеными и специалистами двух важных факторов, касающихся управленияфизкультурно-спортивной деятельностью и ее значение для детей имолодежи.С одной стороны...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....