Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему

Татьяна Анатольевна Ульянова

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.

Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое общение, терминология, познавательный компонент, регламентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   Т.А.Ульянова

                                                                                                 

Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры

                                           Аннотация

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.

Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое общение, терминология, познавательный компонент, регламентация.

Не является открытием то, что в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет педагогическое общение. Учитель должен не только хорошо излагать материал и уметь преподать его, но и организовывать детский коллектив и устанавливать деловые взаимоотношения со своими подопечными. Коммуникативные способности - это очень важная составляющая профессионального мастерства педагога.

Учебная деятельность преподавателя и учащихся на занятиях физической культурой обладает своей спецификой и предъявляет особые требования к методике профессионально-педагогического общения.

В чем заключается специфика организации занятий физической культурой:

место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия друг с другом; многообразие двигательных ощущений;

Специфика деятельности на уроке физической культуры:

  • регламентированность: подчинять деятельность точно установленным

правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени выполнения упражнений,определение количества повторений упражнений, соответствие технике выполнения упражнений, последовательность выполнения элементов и т.д.);

  • деловитость: учитель выступает как личность значимая. Основной задачей

общения является – продуктивное сотрудничество,а следствием – передача практического опыта;

  • лаконичность - немногословность в изложении мыслей с использованием

минимального количества слов (донести информацию до ученика кратко, понятно и доходчиво.) Отказ при выполнении упражнений от всех лишних движений – технически правильно, по одной линии, в одном темпе и т.д. Ситуация на уроке складывается так, что предисловие отвлекает от важной информации. Этим мы забираем свое время, силы и энергию у себя и учеников;

  • эмоциональность -похвала и порицание ученика -«хорошо», «здорово»,

«вот так», косвенное одобрение и убеждение, «плацебо», дружеская атмосфера, толерантность и т.д.;

  • императивный тон учителя - повелительный: «Равняйсь!», «Смирно!»,

«Вольно!», «Внимание», «На старт!», «Марш!», «Сюда!», «Выше!», «Сзади!»;

  • незаконченность фраз («медленнее…?» - «выполнять упражнение

медленнее», «иди в шестой», «поменялись», «еще», «еще раз повторяем упражнение или комбинацию», «попеременное лидирование» - «бежать в колонне по одному с переменой лидера», «вдох-выдох» - «выполнять вдох-выдох»; «на местах» - «сейчас все остаются на местах», «линию» - «закроите блоком удар по линии в зону 5»;

  • терминология:«дриблинг», «хват сверху», «блок-шот», «фартлек»,

«курбет», «сальто», «капитанский подъем», «подрезка», «пенальти», «навес» «ласточка», «захлест», «амплитуда», «жим», «подкат», «стойка», «крест», «волна», «растяжка», «мост», «полсетки»,  «атака барьера», «вертушка», «бабочка», «аут», «зона» и др.

  • неречевое общение: жесты: руками – рука вверх учителя - «Внимание-готовность»; рука вверх участника игры в баскетболе – «я свободен для передачи мяча» и др.; головой– покачивание -«неважно выполняем»; «кивок» -«все хорошо», участник игровых действий показывает головой в сторону – передача «шире», «прострел»; пальцами -  указательный вверх разыгрывающим в баскетболе – играем известную комбинацию. мимика: губами(«О»-сыграем обман);  бровями (бровями вверх – высокая передача); жестикулярно-мимические формы -  сочетание жестов и мимики(«пас…пас»…,а потом жест); двигательные (моторные) формы - хлопки руками учителя – выполнение в таком ритме упражнения; в играх баскетбол и в гандбол - повторная передача или передача определенному игроку (центровому) означает начало конкретной комбинации; звуковые формы: свисток – начало и остановка игры, выполнения упражнения, смены действий или направления движения, «хоп» или «хоо» - вместо «Марш!», «пас»; «раз, два, три» - 3-х - шажный ритм в прыжках в высоту и в метании мяча, гранаты; графические формы – схемы расстановки и движения игроков, карточки с рисунками заданий, «стрелки» в баскетболе - владение мячом команды и др.

Также для урока физической культуры характерны три элемента профессионально-педагогического общения - это информационно-организующее, аффективно-оценочное и регулятивно-оперативное. Данные функции напрямую связаны с компонентами, которые составляют структуру психолого-педагогического общения: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Элементы познавательного компонента профессионально-педагогического общения на уроке физической культуры образуют его информационно- организующий вид, что связано с обменом информацией, сделанной совместной деятельности учениками и учителем во время урока. Прежде это относится к объяснению и показу учебного материала, раскрытию особенностей ученика, применение знаний о социально-психологической сущности личности (учитель).У учащихся это в полной мере должно проявляться в активности, инициативности, самопознании и самовыявлении, овладении самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями, приобретении самых разных знаний о партнерах и о способах деятельности.

Однако, наличие жесткой регламентации в построении урока и в обучении двигательным действиям, и в развитии физических качеств ограничивает временные рамки развития познавательной активности учащихся на уроке физической культуры. Раздел программы по физической культуре «Основы знаний» входит в процесс урока.

Составной частью эмоционального компонента профессионально-педагогического общения и его аффективно-оценочного вида являются шутки во время урока. Причины для них разные, но они всегда сбрасывают напряжение во взаимоотношениях и избегают конфликтных ситуаций. Внимание и оценка одна из самых эффективных форм воздействия учителя на личность и деятельность своих воспитанников. На оценки учеников в большей степени влияет и их пол и возраст. Завышенная либо заниженная самооценка юношей(мальчиков) связана, как правило, с низким уровнем оценки другого.  Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девушки (девочки). При оценке результатов их деятельности учителю необходимо знать, что девушки (девочки) крайне чувствительны к интонациям, а юношам (мальчикам) важен результат их деятельности. Девушкам (девочкам) свойственны спокойные или выдержанные по правилам игры, юношам (мальчикам) присущи шумные, наполненные движением игры, дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает у них положительный эмоциональный фон. С возрастом двигательная активность и эмоциональность на уроках физической культуры не падают, как пишут и говорят, просто они становятся более конкретно выраженными.

 Урок физической культуры всегда несет эмоциональный заряд - положительный или отрицательный. Нельзя обойти вниманием эмоциональные стороны личности учеников. И учителю надо считаться с тем, что одни слова психологического воздействия подстегивают, активизируют одного и обезоруживают другого. Для проявления мастерства учителя важную роль играет эмоциональная выразительность его речи, ее воздействие на эмоциональные чувства его учеников, активизацию их деятельности и оптимизацию профессионально-педагогического общения в целом. В связи с этим, немаловажную роль на уроке физической культуры играет стиль общения учителя с учениками. Характерным стилем профессионально-педагогического общения учителей физической культуры является демократический, имеет место либеральный (играть без правил) и авторитарный («Делай как я»), но частота и интенсивность их использования определяется конкретным индивидуальным стилем взаимодействия с учениками. Все стили общения воздействуют и на трудовую реализацию учителяи на поведение воспитанников. Учитель физической культуры должен общаться с учениками-спортсменами более внимательно, так как они на уроках физической культуры являются лидерами в классе и в большей степени влияют на общий тон профессионально-педагогического общения, но доброжелательно относиться ко всем ученикам,не допуская доминирования традиционных способов общения, видами, отличающимися формализмом, утилитаризмом и прагматизмом.

На уроках физической культуры чаще всего встречаются элементы поведенческого компонента.  В совместной деятельности и общении ученики осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива класса, команды (игровая и соревновательная деятельность), соответственно относиться к друг  другу (уважение, подражание), организовывать оптимальное общение (толерантность) с партнерами при выполнении упражнений. Оперативная связь учета реакции ученика и корректировка собственных действий (учитель) оптимизирует и постоянно совершенствует весь ход общения. Переход к действиям, связь с практическими действиями на уроке физической культуры все время чувствуется и происходит в подтексте общения, готовности к действиям как итог процесса общения.  Учитель на уроке физкультуры постоянно поддерживает обратную связь высказываний, взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ действий, постоянно в ожидании реплики-ответа. При регулятивно-оперативном виде профессионально-педагогического общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) учеников друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений. Учителю нужно стараться уходить  от проявления шаблонов (одни и те же упражнения, но в разных классах), не игнорировать индивидуально-личностные особенности учащихся, не  выражать конкретные указания, советы, требования, ультимативные рекомендации относительно совместной деятельности, не обращать внимания на внешнюю и формальную сторону, а обращать более пристальное внимание на мотивы, выражающие содержательную сторону поведения ученика,  остающиеся вне поля зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психологический анализ общительности спортивных педагогов. В: Развитие личности в современном обществе. Елените, 1989.
  2. Использование средств общения на уроке физической культуры // Психологические аспекты физического воспитания школьников: Тезисы Первой Республиканской научной конференции по психологии физического воспитания школьников 16-18 мая 1990 года. Курган, 1990.
  3. Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учебное пособие. Оренбург, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".

Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры.

Особенности обучения леворуких детейна уроках физической культуры....

Особенности развития детей-логопатов на уроках физической культуры

В нашей школе учатся дети с многообразными расстройствами как органических, так и функциональных нарушений речи. Осознание своего дефекта, постоянное чувство неполноценности, страх речи, переживания ...

Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры

Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру....

Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры

В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач....

презентация Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры

Соревновательный, творческий, коллективный характер подвижных игр поможет педагогу строить свою работу с детьми на основе творческого содружества и взаимопонимания...

Особенности организации уроков по футболу на уроке физической культуры

Статья посвящена урокам, на которых дети овладевают навыками игры в футбол, так как эта командная игра популярна среди обучающихся 5-9 классов....