Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры.
статья по физкультуре на тему
Особенности обучения леворуких детей
на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_levorukih_detey.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения леворуких детей
на уроках физической культуры.
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных и недостаточно изученных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать. Доминирование левой руки рассматривалось как отклонение от нормы. В советских школах детей- левшей переучивали в обязательном порядке. 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в СССР.
В настоящее время, по данным статистики, от 10 до 15% населения Земли – левши. Растет также количество детей, которые одинаково владеют правой и левой рукой (амбидекстры). Движение левшей (за права) появилось около 50 лет назад в США. В 1984 году ЮНЕСКО был введен Всемирный день левшей.
Большой вклад в изучение темы леворукости внесли исследователи, физиологи Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.
Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга - правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены.
Таким образом, получается, что у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких эта функция принадлежит правому полушарию.
Однако, разные полушария неидентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. Так, левое полушарие - вербальное, логическое, «рассудочное». Данное полушарие обрабатывает информацию, поступившую в мозг последовательно, аналитически. То есть, ему свойственен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от общего к частному), когда анализ предшествует синтезу.
Правое же полушарие же - невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции.
Таким образом, применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса
Выделяются три варианта Л.: генетически закрепленная, компенсаторная (патологическая), вынужденная (механическая). Доказана генетическая зависимость леворукости: если в семье оба родителя леворуки, то до 50% детей тоже леворуки. Однако механизм наследования до конца неясен. Помимо генетической леворукости отмечается и патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки. Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Леворукость отражает наследственную и сформировавшуюся в течение жизни систему функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать леворукого ребенка - значит серъезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.
Левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они пишут, а целым комплексом психологических качеств, особой организацией нервной системы, связанных с особым распределением труда между полушариями.
Существуют некоторые особенности зрительного восприятия детей. Так, установлено, что для леворуких детей характерна визуальная, визуально-аудиальная и кинестетическая система восприятия. Значит, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.
Память леворукого ребенка непроизвольна - они лучше запоминают яркие образы. Именно поэтому для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. На занятиях приоритетно использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи. В отношении леворукого ребенка можно говорить, как правило, о плохой зрительной памяти.
Для леворукого ребенка также характерны особенности пространственного восприятия. Это искажение форм и пропорций фигур, зеркальность движений (и, в частности, письма).
Вообще, можно обобщенно назвать целый ряд эмоциональных особенностей, присущих левше:
Повышенная эмоциональная чувствительность;
Ранимость;
Быстрая утомляемость, как следствие этого - ограниченная работоспособность;
Высокий уровень креативности;
Ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
Раздражительность и обидчивость;
Подверженность различным страхам (боязливость);
Низкий уровень самоконтроля;
Пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
Совестливость;
Робость;
Повышенный уровень тревожности;
Эстетическая впечатлительность.
Интеллектуальное развитие левши не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Среди леворуких немало талантливых математиков и людей творческих профессий, выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущество не только в боксе, но и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.
Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи.
Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие — одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а в традиционной школе он делает именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети.
Нужно отметить постоянно действующий на левшей декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, (даже если не плохим, не неловким, не неспособным), а просто другим, неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно, - трудная задача. Если же к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, раздражение, и это повторяется каждый день, то это и есть те микрострессы, которых левша избежать не может. Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт
Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.
По статистике, левши гораздо чаще, чем другие люди, становятся жертвами несчастных случаев. Объясняется это тем, что многие предметы и механизмы, которыми мы пользуемся приспособлены для правой руки.
Исследователи отмечают как характерную черту для эмоционального мира левши - наличие огромного количества страхов. Все эмоционально-психологические особенности левшей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Можно обратить, например, внимание на сочетание таких качеств как раздражительность, несдержанность и робость.
В некоторых странах Европы левшей и амбидектсров обучают достаточно оригинальным способом — уроки ведут учителя-левши. Родители и педагоги должны знать, что переучивание леворуких детей недопустимо. Даже очень маленькому ребенку надо дать возможность выбора, если он берет игрушку в левую руку, значит, ему так удобнее и его выбор надо уважать. Это окажет положительное влияние на развитие и, возможно, на всю дальнейшую жизнь ребенка. Однако, для профилактики одностороннего развития детей, нужно постепенно, в факультативной форме, тренировать и другое, менее развитое полушарие.
Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации.
В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. Существует несколько вариантов определения ведущей руки [1]. Это методы количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий (1; 3).
Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания
Левоногость - еще одно проявление двигательного левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных действий, а так же по результатам теста и функциональных проб.
Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз.
Для установления левшества или правшества слуха чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых слов) прослушивания.
При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей.
На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:
зрительно-моторной координации;
точности пространственного восприятия;
зрительной памяти;
наглядно-образного мышления;
способности к целостной переработке информации;
моторики; фонематического слуха; речи
Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
Дети-левши в процессе своего развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей, как известно, формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам. Левша как бы каждый раз изобретает, а то и фантастическим образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Левше приходится усваивать навыки не автоматическим повторением, а подбором логических связей - то есть делать все «через ум».
У левшей нет четких представлений о пространстве, где правая, а где левая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что может проявляться в феномене «зеркальности». Наибольшие сложности у леворуких детей возникают при овладении навыками ассиметричных видов деятельности: чтения и письма, так как письмо осуществляется только одной рукой, а читают слева направо.
Функциональная особенность левшей - сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка-левшу не стоит спрашивать первым, ему нужно время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.
На занятиях физкультурой леворуким детям трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. Поэтому на некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.
Называя, в основном, недостатки и трудности в развитии левши, нельзя не отметить виды деятельности, в которых эти дети успешны. Так, у леворуких детей хорошее чувство ритма. На занятиях спортом они успешны, когда надо чувствовать партнера. Например, в командной игре.
В единоборствах и спортивных играх левши и в особенности амбидекстрики имеют некоторые преимущества. Преимущество левшей объясняется главным образом некоторой непривычностью ведения борьбы с ними. Это приводит к тому, что среди сильнейших боксеров и фехтовальщиков доля левшей очень высока - порой превышает 30%.
Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Однако спортивные тренеры учитывают эти качества. Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен для специалистов.
В боксе функциональное преобладание левой руки над правой встречается у 1-5 процентов спортсменов. Левши работают в нестандартной правосторонней стойке и традиционно считаются очень неудобными соперниками, поскольку правшам приходится боксировать фактически со своим «зеркальным отражением». Традиционное оружие боксеров-левшей - удар левой по корпусу.
Как и в боксе, в теннисе левши считаются очень сложными соперниками. Это обусловлено тем, что левша всегда посылает мяч в неудобную для противника зону корта: играя по диагонали, он попадает под слабую руку соперника.
В спорте умение выполнять технические действия в обе стороны считается признаком высокого спортивного мастерства, особенно в единоборствах и спортивных играх. Однако, такие двигательные амбидекстрики встречаются довольно редко, в спортивных играх они составляют лишь около 5% мастеров спорта.
Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей - юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.
Ведущая нога развивает большие усилия и делает более длинные шаги в легкоатлетическом беге, при передвижении на лыжах и лыжероллерах, активнее участвует в выполнении поворотов, в обгоне соперников на дистанции. С преобладанием правоногих бегунов связан стандарт в организации бега на стадионе против часовой стрелки. Испытываемое чувство неудобства при беге по часовой стрелке резко снижает результат (А.А.Логинова, В.М.Лебедев, 1973). Большинство горнолыжников лучше выполняют повороты в левую сторону: из 92 нарушений 66 (71,7%) допущены при поворотах вправо и 26 (28,3%) – влево (О.П.Фролов, 1973).
Профиль латеральной организации мозга, или индивидуальный профиль асимметрии (ИПА), рассматривается как фактор, обеспечивающий индивидуальную специфику двигательных функций.
Формулируется вывод, что ИПА является важным фактором, который необходимо учитывать для дифференциального обучения движениям и овладения спортивными навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....
Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"
В статье рассматриваются характерные элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
В статье представлены приемы работы с леворукими детьми, особенности обучения, организация рабочего места....
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....
Презентация "Особенности обучения леворуких детей"
Презентация может быть использована для выступления на родительских собраниях, МО учителей начальных классов....
Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры
Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру....