Особенности развития детей-логопатов на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В нашей школе учатся дети с многообразными расстройствами как органических, так и функциональных нарушений речи. Осознание своего дефекта, постоянное чувство неполноценности, страх речи, переживания – всё это ставит под угрозу социальную значимость личности и формирует патопсихологические черты. Одновременно речевые расстройства сопровождаются нарушением общей моторики. Иногда имеются и более серьёзные двигательные расстройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 787.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушения двигательной сферы при различных формах речевой патологии. 1 При функциональной дислалии - не отмечается серьезных нарушений общей моторики. При механическихдислалиях в значительной степени нарушены речедвигательные акты и мимические движения. Могут выявляться нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. 2 При ринолалии - нарушена лицевая и речевая моторика. У них наблюдаются нарушения координации, плавности, чувства темпа и ритма движений. 3 При дизартрии – нарушения двигательной сферы сводиться либо к гипертонусу , либо гипотонусу мускулатуры не только речевого аппарата, но и мышц всего тела, нарушена координация движений. 4 При тахилалии и брадилалии наблюдается чрезмерное убыстрение и замедление темпа речи. У детей выявляется общая вялость, замедленный темп всех движений. 5 При заикании имеют различные нарушения двигательной сферы,а именно отсутствует согласованность движений различных групп мышц в заданном темпе. 6 При моторной алалии страдает двигательная сфера в целом. 7 При афонии в силу эмоциональных проблем, переживаний из-за своего заболевания у них появляется стеснительность, робость в поведении, движения становятся скованными и неловкими. 2
Особенности психофизического развития логопатов. I Недостаточный уровень развития познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления,воображения ). 1Недостаточность мышечно-суставного чувства. 2 Несформированность вестибулосенсорных реакций. 3 Низкий уровень зрительного восприятия. 4 Низкий уровень тактильного восприятия. 5 Механическая память преобладает над логической. 6 Недостаточный уровень развития внимания. II Состояние регуляторных функций психики—волевых и эмоциональных процессов. 1 Недостаточный уровень развития волевых качеств: дисциплинированности, смелости, настойчивости. 2 Недостаточный уровень возбудимости воли по направлению к вызову действия. 3 Недостаточный уровень возбудимости воли по направлению к прекращению деятельности. 4 Высокий уровень возбудимости эмоций и чувств. 5 Недостаточный уровень силы эмоций. Уровень мотивации: 1 Отсутствие стремления к познавательной деятельности. 2 Избирательность при выполнении деятельности (спортивной, трудовой, учебной). 3 Несформированность мотивации к занятиям физической культурой и спортом как средству подготовки к будущей деятельности (работе). 3
Особенности речи. 1 Нарушение слов, грамматических форм слова, словосочетаний,предложений . 2 Расстройство звукопроизношения. 3 Темпа и ритма речи. Показатели психомоторного развития. 1 Недостаточное умение сохранять равновесие тела. 2 Низкий общий уровень выполнять осмысленные движения. 3 Недостаточное умение регулировать усилие, амплитуду движения, 4 Неумение координировать сложные одновременные движения. 5 Слабая двигательная память. 6 Низкий уровень двигательного воображения. Основные особенности вегетативной нервной деятельности. 1 Инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов. 2 Быстрая утомляемость коры головного мозга, которая проявляется в низкой работоспособности. 3 Повышенная нервная возбудимость. 4 Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. 5 Неадекватность ответных реакций характеру раздражений, выражается массой дополнительных движений ног,рук , туловища. 4
Учитывая специфику учащихся с речевой патологией выделяем три типа задач. I --- Оздоровительно-профилактические. II --- Двигательные лечебно-восстановительные. III --- Двигательные коррекционные. 1 Первый тип задач: оздоровительно- профилактические включают в себя: а) повышение устойчивости и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды (резкие температурные колебания, сквозняки, вирусы, магнитные бури). б)увеличение дееспособности таких систем, как: нервная, сердечно-сосудистая , дыхательная, выделительная). в) формирование культурно-гигиенических навыков в отношении своего тела,взаимодейсвия с окружающими, бытовых манипуляций. 2 Второй тип задач: двигательные лечебно-восстановительные. а) коррекция опорно - двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопия. б) преодоление слабостей отдельных мышечных групп. в) улучшение подвижности в суставах. г) нормализация тонуса мышц. д ) улучшение мышечно-суставного чувства и предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук. е) формирование вестибулярных реакций. ж) формирование опорных реакций рук. з ) формирование навыков расслабления отдельных частей тела и всего организма, включая мышцы артикуляционного аппарата. Третий тип задач – двигательные коррекционные: а) быстрота движений, длительность выполнения движений, ритмичность движений, рисунок движений, распределение усилий. 5
Обследование учащихся по состоянию здоровья дали следующие результаты: 1 Неврология – 91% 2 Заболевания опорно-двигательного аппарата-55% 3 ЛОР заболевания -39% В старшей школе обучается 114 человек: 1. Основная группа-29 чел. 2. Подготовительная группа-81 чел. 3. Специальная медицинская группа- 4 чел.
Развитие физических качеств Выносливость КООРДИНАЦИЯ сила быстрота гибкость
Выносливость Выносливость-это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без её эффективности . 8
Координация движений 9 Координация движений ---это способность человека согласовать движения различных частей тела (головы, туловища, рук, н ог).
Сила Сила-это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений. 10
Быстрота Быстрота – это качество, позволяющее выполнять движения в минимально короткое время. 11
ГИБКОСТЬ Гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой, это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. 12
Построение. Сдача рапорта. 13 Корректируем: Нарушение осанки Расстройство звукопроизношения Нарушение в распределении внимания в процессе контроля за движением Механическая память преобладает над логической Недостаточный уровень воли к прекращению деятельности (совершают хаотичные движения конечностями и всем телом)
РИТМ. КООРДИНАЦИЯ 14 Корректируем: Нарушение ритма и темпа, координации Нарушение зрительно-пространственной ориентировки(соблюдение дистанции) Недостаточный уровень внимания
15 Ритм. С таршие классы Дети старшего возраста справляются с заданием более успешно
Разминка 16 Корректируем: Недостаточное развитие функциональных систем организма ( дыхательной, сердечно-сосудистой , мышечно-суставной) Быстрая утомляемость Не могут выбрать темп бега Недостаточный уровень воли по направлению к вызову действий (нежелание продолжать бег) После бега выполняем дыхательную гимнастику, измеряем пульс
17 Разминка. С таршие классы Дети старшего возраста с правляются с заданием б олее успешно
Упражнения для спины 18 Корректируем: Нарушение произвольной регуляции мышечного тонуса (напряжение, расслабление) Слабый мышечный корсет Неумение регулировать дыхание
19 Прыжки на скакалке Корректируем: Нарушение координации Слабое развитие мышц ног Недостаточная подвижность суставов Недостаточная концентрация внимания при выполнении задания Недостаточное развитие функциональных систем организма
20 Броски и ловля предмета Корректируем: Недостаточная моторика рук и пальцев Нарушение точности движения в пространстве
21 Упражнения с палками Корректируем: Нарушение моторики рук и пальцев Неудовлетворительное развитие подвижности суставов Недостаточная точность в движении, затруднение в их воспроизведении
Упражнения со штангой 22 Корректируем: Быстрая утомляемость Недостаточное развитие скелетных мышц Нарушение дифференцировки мышечных усилий Недостаточный уровень воли к вызову действия
Кувырки 23 Корректируем: Недостаточная точность в движении, затруднение в их воспроизведении Несформированность вестибулярного аппарата Появление страха перед выполнением упражнения
Обучение страховке 24 Корректируем: Несформированность вестибулярного аппарата Недостаточная концентрация внимания
Борьба 25 Корректируем: Неумение управлять собственным телом
Равновесие 26 Корректируем: Трудности в согласованности дыхания и движений
Упражнения со скамейкой 27 Корректируем: Отсутствие взаимодействия со сверстниками
Теннис 28 Корректируем: Неумение координировать сложные одновременные движения
Теннис 29 Положительная динамика
Прыжки через козла 30 Корректируем: Недостаточный уровень воли к развитию смелости
Вышибалы 31 Корректируем: Недостатки координации и зрительно пространственной ориентировки
Игра « Не урони палку» 8 класс 32 Корректируем: Низкий показатель быстроты
Игра «Не урони палку » 9 класс 33 Корректируем: Недостаточное развитие моторики рук и пальцев
Передача мяча по кругу 34 Корректируем: Недостаточное развитие мышечных усилий (вес мячей от1кг. д о 4 кг)
Беря во внимание специфику развития детей с нарушениями речи на уроках физической культуры нужно стремится к созданию эмоционально-стимулирующей среды, установлению взаимоуважения, доброты между одноклассниками. Хочется, чтобы дети забыли о своих проблемах и нарушениях в здоровье. Ведётся журнал по сдаче нормативов (бег, прыжки, метание, подтягивание, отжимание ). Читается инструкция по технике безопасности на уроках по видам спорта. Проводятся первенства в классах по теннису, шашкам. Большим стимулом работы на уроке является участие в соревнованиях. 35
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г.Гейне 36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....
Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры.
Особенности обучения леворуких детейна уроках физической культуры....
Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"
В статье рассматриваются характерные элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....
Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры
Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру....
Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач....