Внеурочная программа "Игры народов мира"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Московской области
МОУ ГИМНАЗИЯ №5 г. Королев
Московская область г. Королев ул. Соколова д.3
ОБСУЖДЕНА УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете директор МОУ Гимназия 5
_______ В.И. Журавель
«___» ____________2016г. «___» __________2016г.
Программа по внеурочной деятельности:
«Игры народов мира».
Возраст детей, на которых рассчитана
дополнительная образовательная программа: 7-8 лет
Срок реализации: 5 лет
Учитель физкультуры:
Никифорова Н.В.
г. Королев- 2016 год
«Игра – веселая пора!
Игра! Игра! Среди двора!
Игрой довольна детвора,
Со всех концов зови гостей,
Чем больше нас, тем веселей
Эй, кто стоит там в стороне?
Скорей сюда! Скорей ко мне!
Игра! Игра! Среди двора!»
1.Пояснительная записка.
Возраст участников: 7-8 лет.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психологических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми отношениями между людьми.
Человек, с момента рождения, общается с другими людьми, но , порой, люди отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого человека, так и для общества в целом.
Необходимо организовать комплекс социально - воспитательных и оздоровительных и оздоровительных мероприятий, позволяющей ребенку, почувствовать самоосуществление себя в мире, почувствовать открытость окружающего мира, нужность в социальном пространстве. Развивать такое общение, которое основано на желании понять и принять другого человека, мир, культуру. Данное качество возможно на уровне открытого для коммуникации общества. Оно исключает агрессию, не приемлет уничижительные формы оценки, создает пространство для общения, ориентированное на диалог и понимание. Необходимо создать для ребенка такую атмосферу взаимодействия, которая стала бы образцом для формирования его жизненных позиций.
Одним из путей повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, создание комфортного состояния у детей является организация содержательного досуга, который может быть хорошей основой для последующего обучения детей.
Организованный досуг расширяет кругозор, учит совместным действиям и переживаниям. В процессе игр и мероприятий дети знакомятся с лучшими образами художественного слова, закрепляют знания об окружающем мире, развивают речь.
При подготовке и проведении занятий существуют значительные возможности для организации взаимодействия между детьми разного возраста, которое имеет воспитательное значение. Выполняя работу сообща, дети учатся согласовывать свои действия, у них формируется способность сочетать личные интересы с деятельностью других. Благодаря участию в работе детей разного возраста может быть получен значительно больший результат, выполнен больший объем работы.
Цикл мероприятий способствуют становлению личности младшего школьника, формированию у них нравственных представлений о добре и зле, вырабатыванию отрицательного отношения к лени, эгоизму, равнодушию. Они помогают создавать положительный эмоциональный климат, вызывают чувство новизны и неожиданности, смех, детскую улыбку.
2.Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Целью обучения играм является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
∙ укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
∙ совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм;
∙ укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
∙ развитие интереса к подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
∙ обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, всего на изучение «Игры народов мира» в начальной школе выделяется 38 часов.
На основании примерных программ РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Игры народов мира» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
5.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Форма подведения итогов.
- Итоговое мероприятие.
- Анкетирование родителей детей посещающих «Игры народов мира».
Эта программа предполагает создание единого пространства, способствующего формированию разносторонней личности. Поможет осознавать свои ценности и установить приоритеты, поможет им стать более терпимым, гибким, внимательным, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одиноким.
Помощь детям в преодолении трудностей, создаваемых в ходе игр − это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно, музыкальному оркестру.
Данная программа может быть использована в ДДТ, гимназиях, школах для младшего школьного возраста.
«Игры народов мира» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Универсальными компетенциями учащихся являются:
∙ умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
∙ умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
∙ умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
∙ активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
∙ проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
∙ проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
∙ оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка
и общих интересов.
Метапредметные результаты:
∙ характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
∙ обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
∙ общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
∙ обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха ;
∙ организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
∙ планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха
в процессе её выполнения;
∙ анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
∙ видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
∙ умение оценить красоту телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
∙ управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
∙ технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
∙ организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
∙ изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека;
∙ представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
∙ измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие основных физических качеств;
∙ оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
∙ организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
∙ бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
∙ взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
∙ выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами,
в различных условиях;
∙ выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой
и соревновательной деятельности;
∙ нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов[1]7.
6. Содержание программы.
1.Освоение ребенком новых моделей коллективного поведения и навыков сотрудничества, через коллективные игры, открытые мероприятия, праздники.
2.Создать эффективное развивающее оздоровительное и воспитательное пространство через формирование игровой деятельности. Развивать способности воспринимать принципы коллектива.
3.Предоставление возможностей каждому ребенку для самовыражения, свободы выбора и ответственности в принятии решений.
Самореализация с учетом индивидуальных способностей
На основе сформированной целостной системы гимназии, гармонично развивающегося мира и с учетом сложившихся традиций, ценностного отношения к личному миру ребенка , развивать у детей ценностное отношение
-к миру;
-к другим людям;
-к самому себе;
-способность к цивилизованной коммуникации
через цикл культурно – массовых мероприятий
.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Формы деятельности:
1.Разучивание песен.
2.Сочинение песен на тему по известной мелодии.
3.Конкурс песен на заданную песню.
4.Инсценирование песен на заданную тему.
5. Организованные дискотеки.
6.Рисование.
7.Выставки.
8.Беседы.
9.Познавательные игры.
10.Подвижные игры.
Классифицируются мероприятия по содержанию и направлению:
*Театрализованные.
* Познавательные: викторины.
* Спортивные аттракционы, подвижные игры, эстафеты.
При реализации программы используются интерактивные игры. Подобные игры способствуют развитию детского «эмоционального интеллекта» и предназначены помочь педагогу создать в коллективе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом.
7. Тематическое планирование с определением основых видов деятельности обучающихся.
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
Т/з | П /з | С/р | ||||
1.Вводное занятие.Инструктаж по ТБ при проведении подвижных игр. Игровая программа «Знакомка» | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | беседа | ||
2.Игра «Снежный ком», интерактивная игра «Змеи и пчелы». | 1 | 1 | Познавательная коммуникативная | |||
3.Разучивание украинской народной игры «Командные прятки». | 1 | 1 | Познавательная, коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||
4.Разучивание русской народной игры «Горелки». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
5. Разучивание игры «Волк во рву». | 1 | 1 | Познавательная, рефлексивная | Самостоятельная организация игры | ||
6.Разучивание украинской народной игры Хромая уточка». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
7. Разучивание правил украинской игры в «Статую». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||
8.Знакомство с русской народной игры «Веревочка». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
9.Инструктаж по ТБ при проведении подвижных игр. Разучивание правил игры «Чай- чай выручай» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная, рефлексивная | ||
10. Разучивание игры «Волки и овцы». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||
11.Игра «Медведь и вожак». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
12.Разучивание игры «Невод». | 1 | 1 | Познавательная, рефлексивная | |||
13.Разучивание армянской игры «Земля, вода, огонь, воздух». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
14.Разучивание азербайджанской игры «Вытащи платок». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||
15. Разучивание украинской сказки «Платочки- нниточки». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
16.Инструктаж по ТБ. Ирга попался на удочку». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | ||
17. «Ловить зверушку». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||
18.Наседка и коршун». | 1 | 1 | Познавательная, рефлексивная | |||
19. «Хлопки и щелчки». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
20. «Второй лишний». | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||
21. «Животные». Узбекская игра «Волк калека и баран» | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
22.«Быстро шагай» | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
23. «Купи мячик». | 1 | 1 | Самостоятельная организация игры | |||
24. «Пингвины с мячом» | 1 | 1 | Познавательная, рефлексивная | |||
25. «Кто быстрее» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | ||
26. Салки «Выше ноги от земли». | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | ||||
27. «Мышеловка». | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
28. Правила поведения на спортивной площадке. «Маляр и краски». «Защита крепости». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная, рефлексивная | ||
29. «Не промахнись» | 1 | 1 | Познавательная ,коммуникативная | |||
30. Татарская игра «Маляр и краски | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | Самостоятельная организация игры | |
31. марийская игра «Биляша» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | ||
32. Бурятская игра «Волк и ягнята». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | ||
33. Игра народа коми «Ловля оленей» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная, рефлексивная | Самостоятельная организация игры | |
34.Чувашская игра «Расходитесь». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | ||
35.Бразильская игра «Моя маленькая лодочка». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | ||
36.Аргентинская игра «Кошки мышки». | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная ,коммуникативная | Итоговое мероприятие |
8. Календарно-тематическое планирование.
1 четверть
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Инструктаж по ТБ при проведении подвижных игр. | |
2 | Игра "Снежный ком", интерактивная игра "Змеи и пчелы" | |
3 | Разучивание украинской народной игры "Командные прятки". | |
4 | Разучивание русской народной игры "Горелки". | |
5 | Разучивание игры "Волк во рву". | |
6 | Разучивание украинской народной игры "Хромая уточка". | |
7 | Разучивание правил украинской игры "В статую" | |
8 | Разучивание правил русской народной игры "Веревочка". |
2 четверть
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Инструктаж по безопасности. Разучивание правил игры "Чай-чай выручай" | |
2 | Разучивание игры "Волки и овцы" с.56 | |
3 | Игра "Медведь и вожак" с.57 | |
4 | Разучивание игры "Невод". с. 60 | |
5 | Разучивание армянской игры "Земля, вода, огонь, воздух". | |
6 | разучивание азербайджанской игры "Вытащи платок". | |
7 | Разучивание белорусской игры "Дед мороз" с. 65 | |
8 | Разучивание украинской игры "Палочки- ниточки" |
3 четверть
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Инструктаж по безопасности. Игра "Попался на удочку". | |
2 | "Ловить зверушку" .с.4 ж.т. | |
3 | "Наседка и коршун" с.3 ж.т. | |
4 | "Хлопки и щелчки" с.3 ж.т. | |
5 | "Второй лишний" с.3 ж.т. | |
6 | "Животные" с. 4 ж.т. Узбекская игра "Волк калека и баран" с .75 УДА | |
7 | Быстро шагай" с.6 ж.т. | |
8 | "Купи мячик" с.9 т. | |
9 | "Пингвины с мячом" с.107 Матвеев. | |
10 | "Кто быстрее".108 Матвеев | |
11 | "Салки "выше ноги от земли" с. 131 Лях | |
12 | ."Мышеловка" с. 132 Лях. |
4 четверть
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Правила поведения на спортивной площадке. с. 5 ж.т | |
2 | "Не промахнись". с.5 ж.т. | |
3 | Татарская игра "Маляр и краски" с. 70 Уроки двигательной активности. | |
4 | Марийская игра "Биляша" с. 71 УДА | |
5 | Бурятская игра "Волк и ягнята" с. 72 УДА | |
6 | Игра народов коми "Ловля оленей" с. 72 УДА | |
7 | Чувашская игра "Расходитесь" с. 72 УДА | |
8 | Аргентинская игра "Кошки мышки" Уда. |
9.Описание материально технического обеспечения.
1.Козак О.Н. Большая книга игр для детей. -СПб «Издательство Союз»,2003, −336 с.
2.Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. −М.: Рольф, 2000. −304 с.
3.Шмаков С.А. Каникулы.- М. Новая школа,2000.
4. Букатов. В.М., Ершова А.П. Я иду на урок.- М.: Издательство «Первое сентября». 2000. − 224.
5.Сценарии спортивных праздников в школе/ МальцевА.И. − Ростов н\Д.: Феникс,2005.
6.Зацепина М.Б. Организация культурно − досуговой деятельности школьников.- м.: Педагогическое общество России,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна д...
Внеурочная деятельность "Народы мира" 7 класс
Внеурочная деятельность реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 7 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта осно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов мира"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» разработана на основе рабочей программе В.И. Ляха по физической культуре 1-4 классы в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Игры народов мира» Спортивно – оздоровительного направления
Актуальность: Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизнишкольников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическоми психологическом развитии. Русские народные игры в рамка...
Методическая разработка внеурочного занятия "Сказки народов мира"
Клубный турнир для учащихся 6 классов на тему «Сказки писателей мира»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине д...